«Стиляги» – история субкультуры. Платья как у Стиляг — твой бесшабашный образ

История субкультуры

Первые стиляги появились в конце 1940-х годов. Их движение стало протестом против стереотипов советского общества. Стиляг отличал цинизм суждений, подчеркнутая аполитичность, отрицание некоторых норм общественной морали того времени. Вернувшиеся из Западной Европы победители привезли множество так называемых «трофейных» журналов, украшений, одежды, обуви. Эти вещи, уже вышедшие из моды за рубежом, стали основой протестного гардероба для стиляг «из народа».

Первые стиляги появились в конце 1940-х годов




Появление термина «стиляга»

Впервые термин был использован в 1949 году в сатирическом очерке Д. Г. Беляева «Стиляга». Текст был опубликован в журнале «Крокодил» в рубрике «Типы, уходящие в прошлое». В очерке описывался школьный вечер, где появился «разодетый на иностранный манер» невежественный и тщеславный молодой человек, гордый своим нелепым пестрым нарядом и навыками в зарубежных танцах.

Впервые термин был использован в 1949 году



Он вызывает смех и брезгливую жалость у других студентов. Также в фельетоне представлена подруга стиляги Мумочка, «по виду спорхнувшая с обложки журнала мод». Очерк «Стиляга» и напечатанная в том же номере статья о безродных космополитах стали сигналом начала кампании против влияния Запада. Есть мнение, что сам термин «стиляга» пришел из музыкального языка: у джазовых исполнителей термин «стилять» означал «копировать чужой стиль игры». Существовало выражение «дуть стилягу» — то есть играть в подражательной манере.




Отношение общества к субкультуре

Начиная с 50-х годов, стиляги постоянно подвергались преследованиям

Начиная с 50-х годов, стиляги постоянно подвергались преследованиям. Представителей субкультуры регулярно высмеивали в прессе и прорабатывали на комсомольских собраниях, отряды дружинников преследовали их на улицах. Стилягам портили одежду и отрезали волосы. Их насильно отводили в милицию и фотографировали для обличительных статей. Краткими «просветами» в отношении к субкультуре стиляг были выставка работ Пабло Пикассо в 1956 году, приезд в Москву Кристиана Диора (Christian Dior) с моделями в 1959 году и, в первую очередь, фестиваль молодежи и студентов в 1957 году. В эти моменты преследования ослабевали, но позже начинались снова.





Угасание движения стиляг



Движение стиляг практически угасло к середине 1960-х

Движение стиляг практически угасло к середине 1960-х. Некоторые исследователи считают, что представителей субкультуры начала 60-х уже нельзя отнести к стилягам. Несмотря на исчезновение субкультуры, стилягами еще в течение десяти лет продолжали называть модников.



Представители субкультуры имели специфический внешний вид, особые манеры поведения, свой сленг и музыкальные предпочтения. Во многом предпочтения стиляг сформировали «трофейные» фильмы — «Судьба солдата в Америке», «Серенада Солнечной Долины», «Тарзан», «Девушка моей мечты», «Джордж из Динки-джаза», а также картины с Диной Дурбин.

Одежда


Первые стиляги носили мешковатые двубортные пиджаки пестрых расцветок

Первые стиляги носили мешковатые двубортные пиджаки пестрых расцветок, шляпы с широкими полями, яркие носки , выглядывающие из-под брюк , цветные шелковые или гавайские рубашки , свитера с оленями, остроносые ботинки на высокой подошве, галстуки с драконами, обезьянами, петухами.



Позднее наряд представителей субкультуры стал более элегантным: брюки-дудочки шириной 22 см — в противоположность советским 32-сантиметровым, джинсы , зонты -трости, узкие галстуки-селедки.


К 60-м годам в честь следования американской моде стиляги стали называть себя «штатниками». К тому времени среди представителей движения популярны были строгие плащи с верхней пуговицей, ратиновые пальто в английском стиле, костюмы из чистой шерсти, широкие серые пиджаки с платочком в кармашке, сшитые у портного шляпы «стетсон», американские солдатские ботинки и туфли с перфорированным носком.

Мужской гардероб стал квинтэссенцией протестного движения — девушки-стиляги не имели собственного стиля. Они копировали фасоны из прибалтийских или социалистических модных журналов: носили пышные и узкие юбки , брюки, яркие блузы с цветочным принтом , туфли с удлиненным носком.



Зажиточные стиляги покупали одежду у фарцовщиков или приезжих иностранцев

Зажиточные стиляги покупали одежду у фарцовщиков или приезжих иностранцев, а также заказывали пошив вещей из западных тканей, купленных в комиссионных магазинах. Стиляги из бедных семей часто шили плащи и брюки из брезента, наклеивали на ботинки так называемую «манную кашу» — подошвы из каучука или микропорки, которые затем гофрировали сбоку, и пр.



У представителей субкультуры были в почете особые «предметы роскоши» — заграничные авторучки, портсигары и зажигалки, а также американские игральные карты с девушками в стиле Pin-up.

Прическа и макияж

Стиляги 50-х носили начесанные и набриолиненные «коки» на лбу, а также тонкие усики-«мерзавчики».



Девушки-стиляги использовали больше косметики, чем простые советские женщины. Приветствовалась яркая помада, густо подведенные глаза. Модной прической был «венчик мира», для которого волосы завивались и укладывались вокруг головы, а к 60-м годам, благодаря фильму «Бабетта идет на войну» с Бриджит Бардо, невероятно популярной стала начесанная бабетта, которую носила главная героиня фильма.

Манеры


Стиляги имели особенные манеры движений

Стиляги имели особенные манеры движений, которые были представлены как «на редкость развязные». Пластика представителей субкультуры была осознанной и продуманной: высоко поднятая голова и свободная походка указывали на их принадлежность к движению, кроме того, диктовались костюмом и танцами. Стиляги из разных городов по вечерам прогуливались («совершали хил») по «Бродвею» — обычно центральной улице города (улица Горького в Москве, Невский проспект в Ленинграде). Важным элементом таких прогулок была демонстрация своих костюмов.

Сленг



Особый сленг стиляг складывался из английских заимствований

Особый сленг стиляг складывался из английских заимствований, переиначенных на русский лад, в сочетании с элементами музыкального жаргона. Также стиляги меняли свои имена на созвучные им иностранные.

Джакеток (англ. jacket) — пиджак.

Совпаршив — одежда и обувь советского производства или самодельная.

Соксы (англ. socks) — яркие носки, видные из-под брючины.

Таек (англ. tie) — галстук.

Трузера, траузера, траузерса (англ. trousers) — брюки.

Тренчкот (англ. trenchcoat) — плащ

Хэток (англ. hat) — шляпа.

Шузы, шузня (англ. shoes) — ботинки на высокой подошве.

Музыка


Главным атрибутом стиляг был саксофон, олицетворявший музыку свободных людей. Стиляги увлекались зарубежными танцами и музыкой — в первую очередь, джазом.

Ни для кого не секрет, что в советские времена бытовала строжайшая цензура, касающаяся не только политических и идеологических высказываний, но и «дресс-кода». Среднестатистический гражданин СССР – это воплощение строгого пролетарского образа и, отчасти, бесполого существа. Но, западная культура, несмотря на закрытые границы и холодную войну, всё же оказывала значительное влияние на особый творческий и беспечный слой населения.

Также, под влияние попадали и другие представители «модной касты». Конечно же, законодательных регламентов, которые бы запрещали носить ту или иную одежду, не существовало, но советские идеологи придумали иной способ влиять на, так называемых «стиляг», уподобляющихся западным модным тенденциям.

Один из таких проектов – фельетон Д.Г.Беляева, опубликованный в журнале «Крокодил» в 1949 году. Другой советский сатирик и фальетонист в своем стихе назвал нешаблонных представителей общества «поганками».


Иностранцы!!! Иностранки!!!
Нет! от пяток до бровей
Это местные поганки,
Доморощенный «Бродвей»!

С тех самых пор в обиходе советских граждан закрепился образ той самой молодёжи, которая вызывающим образом отличалась от основной «серой массы» на улицах великой страны.


В отличие от идеологически преданного советского пролетария в строгих монотонных костюмах, тогдашних «стиляг» отличало зауженные брюки или же клёш, яркий верх, значительно отличающийся от низа, галстуки с экзотическими узорами, цветные чулки и носки, чёрные очки и определённый стиль причёски, походки и повадок. Советским обществом такие образы воспринимались возмутительно.

Дело в том, как упоминалось, что «стиляги» противозаконно не действовали, советских идей не отрицали и, зачастую, даже были комсомольцами и партийцами. Тогда встал вопрос: как влиять на этот «неугодный» слой населения, который склоняется, отчасти, к идеологиям запада?
Тогда активистам советских идеалов пришло в голову влиять на своеобразных «хипстеров» СССР через общественность. Были созданы патрульные отряды милиции, которые безнаказанно могли прямо на улице состричь кок или обрезать узкие брюки или клёш.

Питерские стиляги из «Тедди Бойз Клуба». Пивная на Ломоносова.

Часто «стукачами» в милицию оказывались обычные граждане, возмущённые внешним видом этой молодёжи. Хотя, нередко добровольные патрули комсомольцев имели криминальные «физиономии» и наклонности, способные отобрать у «стиляг» ту или иную понравившеюся вещь.

Но несмотря на все преграды, представителя модного «меньшинства» и дальше продолжали бросать вызов «серому» обществу своими самостоятельно сшитыми одёжками или же оригиналами, приобретёнными с запада через свои связи, прогуливаясь по центральным улицам городов, привлекая к себе внимание. На тот момент это считалось смелыми «выходками» и доставляло достаточно захватывающего удовольствия наряду с адреналином.

Основной концентрацией «революционных модников» была – Москва, Ленинград и Баку.

Неординарные и драйвовые танцы – отнюдь не стиль выдержанного советского комсомольца. Таких персонажей могли свободно вывести с танцплощадки или из клуба вовсе.

В общем, всё так всё и продолжалось, пока в 60-х годах не наступил новый этап «брежневской моды», который затмил все былые «бродвейские» вспышки и привёл советских граждан на новый уровень, на пути к модной самореализации.

Стиляги — это не просто один из и мужчин. Этот стиль — своеобразие внешнего облика, особое настроение, жизненные ценности — яркий ответ серым будням, заключенным в тусклую униформу. Рассмотрим главные особенности стиля стиляги — с фото одежды, прическами для женщин, а также всеми «фишками», которые ему присущи.

Базовые принципы создания образа в стиле стиляги

Платья с приталенным силуэтом и расклешенной юбкой. Такие модели эффектно подчеркивают фигуру, делая талию визуально уже и стройнее. Для создания дополнительного объема и пышности девушки используют один или даже несколько подъюбников из жесткого фатина.

Рукава, драпировки и широкие бретели. Помимо оригинальных юбок в платьях данного стиля особое внимание уделяется верху наряда — дополнительные декоративные элементы акцентируют внимание на глубоком и открытом декольте.

Цвет и узор. Стиль стиляги предусматривает яркие оттенки, контрастные сочетания и насыщенные рисунки — особо популярными являются принты в виде крупного гороха, горизонтальных и вертикальных полос, цветочных мотивов и геометрических орнаментов.

Длина юбки. Классическим и наиболее запоминающимся является вариант юбки до середины колен. Однако в современной интерпретации этого стиля позволительны и более короткие юбки-мини — они будут эффектно смотреться на коктейльных вечеринках и выпускных вечерах, однако, для повседневного образа рекомендуется все же традиционная длина.

Обилие экстравагантного декора. Данный стиль просто невозможно представить без огромного количества аксессуаров и ярких декоративных элементов — наиболее популярными являются всевозможные рюши, кружева и драпировки. В качество поясов зачастую используются широкие яркие ленты, которые завязываются большим бантом на талии под лифом.

Основные детали, характеризующие стиль стиляги. Фото

Одежда и прически — для женщин в этом жанре основополагающие элементы. Однако при создании образа в этом жанре необходимо продумывать каждую мелочь вплоть до сережек и бантиков на обуви. Из чего же составить образ? Итак, это может быть…

Платья

Помимо наиболее популярного фасона платья в данном стиле — с пышной юбкой, существует и второй — сильно облегающее платье-футляр. Независимо от модели, платья должны быть выполнены из ткани ярких оттенков, иметь достаточно узкий верх и обладать глубоким декольте. Помимо этого предусматривается наличие небольших рукавов, отложного воротника и обилия кружева или рюшей. Талия в платье зачастую дополнительно акцентируется контрастным ремешком.

Юбки

Как и в моделях платьев здесь царит многообразие: наряду с узкой юбкой-карандаш представлены объемные плиссированные юбки и юбки-солнце. Благодаря распространенности подъюбников (для создания пышности юбок) появилась особая тенденция, которая добавляет некоторую оригинальность образу — подъюбники обязательно должны быть контрастными и не совпадать тон в тон с основным материалом наряда. Они зачастую немного выглядывают из-под юбки и добавляют образу немного легкости и кокетства.

Блузки и топы

Данные предметы гардероба у стиляг обладают достаточно простым и незамысловатым кроем, отличаются наличием рукавов (как особо коротких, так и 3/4) либо их полнейшим отсутствием. Популярны модели с разнообразными отложными воротниками — как с заостренными, так и с круглыми краями. В таких нарядах использование подплечников категорически запрещено.

Брюки и штаны

Стиляги все же более благосклонны к юбкам, поэтому штаны в женских образах встречаются значительно реже. Если же это все таки происходит, то выбираются укороченные модели (бриджи, капри или бермуды) с яркой однотонной расцветкой и завышенной линией талии.

Обувь

Особой популярностью в данном стиле пользуются утонченные модели — туфли-лодочки, босоножки на средней шпильке или яркие текстильные балетки. Именно во времена стиляг появилась тенденция — надевать под классические туфли короткие легкие носки (белые или ярких контрастных оттенков). Туфли зачастую выбираются с острым носом или открытыми пальцами.

Аксессуары

Это тема наиболее широка и разнообразна в данном стиле: аксессуары и декоративные элементы используются стилягами в огромных количествах. Сумки для этого стиля предпочтительней выбирать небольших размеров — особой популярностью пользуются клатчи на тонком ремешке и яркие сумки-конверты.

Отличительной чертой этого стиля является особая любовь к перчаткам — они также подбираются под стать наряда или для создания определённого контраста с ним.

В качестве украшений используется яркая и массивная бижутерия из различных материалов (даже пластмассовая): стиляги обожают всевозможные бусы и браслеты (одевая сразу по несколько штук) — дизайн изделия обязательно должен быть ярким, но полностью однотонным.

В одном образе могут смело сочетаться:

  • пестрые бусы;
  • платок контрастного оттенка;
  • несколько ярких браслетов;
  • серьги округлой формы;
  • яркий пояс.

Какие выбирать материалы для одежды в стиле стиляги? Фото-примеры

Что касается тканей и фактур — в этом стиле чаще всего используются искусственные материалы, ведь именно они могут похвастаться нужным обилием и разнообразием красок, которые так необходимы для самовыражения и раскрытия всей глубины описываемого стиля. Чаще всего для создания модного образа выбираются 2-3 доминирующих оттенка, которые выгодно сочетаются между собой. Использование большего количества цветов в одном наряде увеличивает риск выглядеть безвкусно и аляповато, совершенно покинув рамки стиля стиляги.

Для модных образов дизайнерами выбираются абсолютно различные оттенки спектра, однако, белый и черный встречаются значительно реже остальных и не пользуются такой популярностью. Пастельные и блеклые цвета совершенно неприемлемы в стиле стиляги. Фото такой одежды:

Прически для женщин

Особый шарм образу в стиле стиляги придает колоритная прическа — знаменитая «бабетта». Сделать ее достаточно просто в 3 шага:

  1. Делается высокий хвост, но часть волос спереди следует оставить незадействованной;
  2. Хвост необходимо тщательно начесать и завернуть его в своеобразный валик;
  3. И в последнюю очередь нужно красиво уложить передние волосы (зачесывая их поверх сделанного валика). Закрепляется готовая прическа с помощью шпилек-«невидимок» и фиксируется лаком для волос.

К стилю стиляги также подойдет и просто высокий хвост, сделанный на макушке. Такую прическу чаще всего дополняют с помощью ленты или цветного ободка с декоративным бантом. Еще прически:

Мини юбки и яркие пластмассовые украшения, облегающие брючки, свободный образ хиппи 60-х и элегантные платья а-ля Одри Хепберн - 1960-е годы считаются легендарными в мире моды. Они были яркими и динамичными, стоит ли удивляться, что современная мода то и дело возвращается к стилю тех времен. На подиумах и в повседневных образах можно узнать характерный крой платья или купальника.

Кто же эти женщины, которые повлияли на стиль целой эпохи? В первую очередь стоит назвать Мэри Куант. Это британский модельер, предложившая в своих коллекциях мини юбки. Хотя сначала придуманные ею модели вызвали негодование, очень скоро девушки во всем мире подхватили эту новаторскую идею. Кроме того, она ввела в моду короткие шорты, цветные колготки, яркий макияж с акцентом на глаза, короткие стрижки.

Мэри Куант и ее модели

Иконы стиля

Но не только модельеры оказывали влияние на моду 1960-х годов. Это время ассоциируется с некоторыми кинозвездами и другими медийными личностями. Одна из самых известных - . Конечно, она стала примером элегантности еще в 50-х. Но именно в рассматриваемом десятилетии она воплотила образ Холли Голайтли (фильм «Завтрак у Тиффани») - длинное черное платье, которое оставляет открытыми плечи, перчатки, высокая прическа, и бриллианты.

Жаклин Кеннеди и Одри Хепберн


Образцом элегантности стала и . Женщины восхищались ее приталенными костюмами в сочетании с шляпками-таблетками и солнцезащитными очками.

В 60-е немало девушек мечтали выглядеть как Катрин Денёв. Прекрасное чувство стиля сделало ее музой знаменитого кутюрье Ив Сен Лорана. Певица Шер использовала в своих нарядах стиль хиппи. А спутница жизни участника «Битлз» Джона Леннона Йоко. Она демонстрировала аутентичные ансамбли в белом цвете: мини платья, высокие сапоги и широкополые шляпы.

Йоко, Шер и Катрин Денев


Пальто яркого цвета и высокие сапоги - еще один тренд 60-х.

Пальто 60-х

Особенности фигуры

Мода в 60-х претерпела кардинальные изменения. Теперь особенно цениться стали не женские фигуры из 50-х - пышные бедра и грудь, узкая талия - а очень худощавые. Ярким пример - известная модель того времени Твигги. Она стала первой моделью с 40 размером одежды, хотя тенденция сохранилась и после нее. Ее образ инфантильной девушки в коротких платьях произвел настоящий фурор. Еще одна ее изюминка - ярко подведенные огромные глаза.

Модель Твигги


Еще одна модель, отличающаяся такой же стройностью - Верушка. Она тоже одна из ярчайший представительниц эпохи, которая не боялась экспериментировать с одеждой и макияжем.


Также 60-е - это эпоха хиппи. Для них характерно смешение стилей, нарочитая небрежность в одежде, ценится этническая направленность, украшения ручной работы.

Черты хиппи 60-х

Что носили в 60-х

Наверняка модницы интересуются, какая одежда была актуальной в 60-х. Ведь современная мода нередко предлагает детали из прошлого, в том числе купальники. Если посмотреть фото тех времен, то легко придти к выводу, что стоит немного поменять декор на платье или брюках, сшить их из другой ткани, и они будут соответствовать 21 веку.

Платья и брюки

Мода 60-х отличалась женственностью и демократичностью, любые вещи, даже купальники подчеркивали достоинства. Неудивительно, что девушки с удовольствием носили платья.

В ту эпоху они были такими:


1960-е - время сексуальной революции. Женщины чувствуют себя свободными и раскрепощенными, все меньше становится ограничений - и они начинают носить брюки. В первую очередь это модели клеш или укороченные модели. Мода позволяет носить облегающие фасоны, которые обращают внимание на достоинства фигуры. Деловые леди выбирают брючные костюмы, в моде смокинги и короткие жакеты.

Модели брюк

Купальники

Меняются даже купальники. Они становятся не такими закрытыми, как в 50-е, женщины смело носят бикини. А некоторые дизайнеры предлагают очень откровенный вариант - купальники монокини, оголяющие грудь.

Купальники

Аксессуары: сумочки, очки, украшения

Сумки эпохи 60-х дополняют женственный образ, чаще жесткой формы.


В 60-е годы в моду входят яркие разноцветные пластмассовые украшения.

Стильные очки 60-х годов


Аксессуары

Прически, макияж

Девушки часто стригутся коротко. Благодаря актрисе Мие Фэрроу становится актуальной прическа «пикси».

Хочется повторить образ Твигги? Нужно мини платье и накладные ресницы.

Другая актриса - Бриджит Бардо - сделала популярной небрежную, объемную копну волос. Такую прическу называют «бабетта», по имени героини фильма. Ее считают одной из культовых причесок, которую пытались повторить женщины во всем мире, создавая роковой образ.

Прически, стрижки и укладки


Макияж призван подчеркнуть глаза, очень популярны накладные ресницы.



Модные 60-е в наше время

Модные тенденции 1960-х востребованы и в наше время. Конечно, используются другие ткани, фурнитура, аксессуары. Но силуэты платьев, особенно свободная трапеция или женственный фасон с пышной юбкой, часто мелькают на подиумах. Возвращается любовь к броской бижутерии. Или другой вариант - минимализм: черное платье, жемчуг и туфли-лоферы. Также актуальны брючные костюмы, белые блузки и галстуки, в том числе и для женщин. Даже купальники соответствуют той эпохе.

Современная трактовка 60-х годов


Если женщина хочет примерить для себя новый образ, то фотосессия в стиле 60-х в этом поможет. Характерный макияж, женственное платье и прическа - ретро образ даст возможность вернуться в прошлое.

Образы для фотосессии


Мода постоянно меняется. Но она не только предлагает новое, а и возвращается к старому. Стиль 1960-х годов снова актуален, так что стоит обратить внимание на его направления в одежде. Добавьте новые линии и силуэты в свои комплекты, не бойтесь примерять платья, брюки или купальники.