Влияние семьи на формирование личности ребёнка. Влияние матери на благоприятное развитие ребенка

На женщину природой возложена великая миссия продолжения человеческого рода, и от готовности женщины выполнить эту миссию, от осознания ею значимости статуса матери зависит не только физическое и духовное здоровье ребенка, но и в целом физическое и духовное здоровье нации. Материнство, как процесс, который сочетает периоды беременности, рождения и воспитания ребенка у разных народов считалось священным долгом, а иногда и главным из назначений женщины. Исследование этой проблемы с научных позиций осуществлялось, прежде всего, медицинскими работниками, тогда как психологический и психолого-педагогический аспекты подготовки будущей матери разработаны недостаточно.

В. А. Сухомлинский отмечал необходимость обучение молодых людей материнской, родительской, мужской и женской роли, считая, что "в школе трудно научиться какой-то профессии, потому что их много, десятки сотен, но все мальчики и девочки станут женами и мужьями, родителями и матерями и учить их этого необходимо" Хамитов Н.В. Философия и психология пола. - М.: Академия, 2009. - С. 9.. Интерес к комплексному изучению материнства появился сравнительно недавно. Но на сегодняшний день единственного определения понятия "материнства" нет. В словаре русского языка С.И. Ожегова "материнство" трактуется как "состояние женщины в период беременности, родов, кормления ребенка; свойственное матери сознание родственной ее связи с детьми" Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М.: Изд-во "Азъ", 2010. - С. 326.. В сексологическом словаре материнство определяется как функция женского организма, которая направлена на продолжение человеческого рода и включает биологические (вынашивание, рождение и выкармливание ребенка) и социальные (воспитание ребенка) аспекты Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека: Учеб. пособие для вузов. - М.: Педагогика, 2010. - С. 453.. Филиппова Г.Г. рассматривает материнство как психосоциальный феномен: как обеспечение условий для развития ребенка, как часть личной сферы женщины Филиппова Г.Г. Психология материнства / Г.Г. Филиппова. - М.: Педагогика, 2009. - С. 10.. Представители феминистского подхода (Е.А. Каплан, Е. Оаклей) объявляют материнство существенной, хотя и необязательной, частью жизни женщины Ворошнина О. Р. Психологическая коррекция депривированного материнства. М.: Педагогика, 2008. - С. 33..

Институт материнства рассматривается как исторически предопределенный, как такой, что изменяет свое содержание от эпохи к эпохе.

Культурно-историческому аспекту исследования материнства посвятили труды И.С.Кон, М. Мид, Э. Эриксон, М. С. Радионовая, Г. Каплан и другие. В комплексных исследованиях состояния женщины во время беременности, связанных с изучением успешности ее адаптации к материнству и обеспечения адекватных условий для развития ребенка, анализируются разнообразные факторы: особенности личности, история жизни, адаптация к браку, особенности адаптивности как свойства личности, удовлетворенность эмоциональными отношениями со своей матерью, модель материнства своей матери, культурные, общественные и семейные особенности, физическое и психическое здоровье. Как отмечают О. В. Баженова, Л. Л. Баз и О. А. Копыл на основании комплексного психологического, психиатрического и медицинско-социального обследования хода беременности формулируется "матрица материнства", прогностическая для послеродового развития материнского поведения. Согласно этому успешная адаптация женщины к беременности, то есть к будущему материнству, соотносится с успешной адаптацией женщины к имеющемуся материнству (удовлетворения своей материнской ролью, компетентность и отсутствие проблем во взаимодействии с ребенком, успешное развитие ребенка).

Интерес научных работников к материнству возник на достаточно поздних этапах развития общества и, собственно, науки. И на данный момент приобретает все более выраженный полидисциплинарный характер, становясь важным предметом исследования не только в отраслях, которые традиционно имеют к нему непосредственное отношение (медицина, физиология, биология поведения), но и в гуманитарных науках, таких как психология, история, культурология, социология и так далее. Психология, которая сочетает в себе тенденции естественно-научных и гуманитарных подходов и способна принять превентивные меры относительно девиации, оказывается в эпицентре проблем материнства.

Многие исследователи неоднократно отмечали важность исследований материнства. Так, М. Ю. Чибисова в своем диссертационном исследовании приводит слова Б. Берне: "Если мы хотим понять развитие ребенка, и убеждены, что ранние годы важны в его жизни, тогда важно исследовать наши собственные представления о матерях. Если мы хотим понять развитие человека, тогда материнство является, бесспорно, важной отраслью исследований" Чибисова М.Ю. Феномен материнства и его отражение в самосознании современной молодой женщины / М.Ю. Чибисова. Дис.... канд. психол. наук. -М.: Педагогика, 2003. - С. 10. Материнство - это одна из фундаментальных ценностей человечества. Все современные психологические исследования в области материнства подчеркивают важность материнского поведения для развития ребенка, раскрывают его сложную структуру и пути развития, представляют множественность культурных и индивидуальных вариантов Там же. - С. 26.. И это позволяет рассматривать материнство как самостоятельную реальность, которая требует разработки целостного научного подхода Филиппова Г.Г. Психология материнства / Г.Г. Филиппова. - М.: Педагогика, 2009. - С. 3.. В основополагающей работе по психологии материнства Г. Г. Филипповой, был выделен ряд подходов относительно разных аспектов исследования этого феномена: биологический, исторический, культурологический, психологический и др. Их авторы единодушно делают вывод об отсутствии адекватного подхода и теоретической концепции для изучения этого феномена, и необходимость продолжения исследования материнства как целостного явления Филиппова Г.Г. Психология материнства / Г.Г. Филиппова. - М.: Педагогика, 2009. - С. 4.. "Актуальность целостного психологического подхода к изучению материнства подкрепляется тем, что, невзирая на современные достижения в отрасли медицины, физиологии, гинекологии и акушерства, повышения научного и технического уровня принятия родов и неонатальных практик, психологические проблемы материнства и раннего детства не уменьшаются", - подчеркивает автор комплексных исследований и теоретических разработок по психологии материнства Г. Г. Филиппова Там же. - С. 4.. По мнению ученой, анализ исследований в этой отрасли свидетельствует, что полученные результаты отображают общие особенности женщины, а не специфику материнской сферы и ее формирования (несмотря на анализ онтогенетических факторов развития материнской сферы, отсутствует анализ стадий индивидуального развития).

Традиционно в психологии личности и в детской психологии анализ взаимодействия матери с ребенком начинался с момента рождения ребенка. Общепринятой является точка зрения на материнство как ни на самостоятельный феномен, а существующий лишь в аспекте его отнесения к ребенку. Этот факт ограничивает его исследование системой "мать-ребенок". Однако субъекты, которые составляют эту систему, существуют как самостоятельные Там же.. - С. 29-30.. Собственные исследования Г. Г. Филипповой свидетельствуют о существовании ряда факторов, которые готовят сознание и самосознание будущей матери к приему ребенка еще задолго до рождения ребенка. Мать остается субъектом своих собственных потребностей и личностных переживаний, кроме того потребности ребенка и обеспечения необходимых условий для его развития не могут быть стопроцентно ею осознаны. Такой подход делает актуальным исследование того, каким образом выполнение материнских функций представлено в субъективной сфере матери, какие элементы этого отображения являются осознанными, и какой является их взаимосвязь с бессознательным для обеспечения и развития материнского поведения Филиппова Г.Г. Психология материнства / Г.Г. Филиппова. - М.: Педагогика, 2009. - С. 32.. Система взаимодействия матери и ребенка является системой взаимодействия двух самостоятельных субъектов, которые находятся на онтогенетически разных уровнях развития психики и разных формах регуляции деятельности.

Материнство рассматривается как социальное и личностное образование. Забота родителей о своем потомстве в разных формах встречается на всех стадиях развития живых организмов. Но у человека оно приобретает особое значение. Будучи субъектом вида Homo sapiens, мать обеспечивает развитие ребенка как человеческого существа с характерными особенностями структуры деятельности, построением "рабочей модели мира" и др. Именно в процессе взаимодействия с матерью (и частично с другими близкими взрослыми, допущенными к младенцу) ребенок включается в процесс усвоения видотиповых средств отображения реальности, в результате чего происходят видотиповые изменения в структуре головного мозга.Там же. - С. 124.. Таким образом, материнство обеспечивает формирование конкретных элементов содержания в образовании картины мира ребенка и передачу этих образований через модель материнства.

Важнейшие реакции женщины-матери обусловлены рядом сложных гормональных процессов, которые создают условия для восприимчивости к ситуации взаимодействия с ребенком. Однако конкретная интерпретация своих состояний во время беременности и в период актуального материнства зависит от личности матери, смысла беременности для нее, социальной и семейной ситуации. Гормоны могут помочь любить или ненавидеть, но что с этими чувствами делать определяет ситуация и прошлый опыт. Возникновение и реализация материнского поведения зависит лишь от внешних стимулов. Возможность быть матерью заложена лишь в женской природе, но общественные нормы и ценности осуществляют колоссальное влияние на отношение женщины к материнству, и каждой социальной установке отвечает определенный образ ребенка. Это подтверждается тем, что на высших стадиях развития возникновения схем поведения происходит прижизненно, на материале полученного опыта. Чем более сложное поведение, которое обеспечивается этими схемами, тем более длинным и вариантным будет путь их образования Филиппова Г.Г. Психология материнства / Г.Г. Филиппова. - М.: Педагогика, 2009. - С. 116..

Интерпретируя работы М. Мид, Г. Г. Филиппова писала, что материнское беспокойство и привязанность к ребенку настолько глубоко заложены в реальных биологических условиях зачатия, вынашивания, родов и кормления материнским молоком, что лишь сложные социальные установки могут полностью сломать их. Женщины по своей природе является матерями, разве что их будут учить отрицанию своих детородных качеств. Если беременность карается социальным неодобрением, наносит обиды супружеским чувствам, если в социуме больше всего ценят социальный ранг, женщины могут идти на все, чтобы не рожать детей или убивать их собственными руками (по результатам исследований, в зависимости от того, за какую форму отказа от материнства общество законодательно меньшее карало, то и доминировала в обществе). Если женское чувство адекватности своей половой роли грубо искажено, роды подавлены наркозом, который мешает женщине осознать, что она родила ребенка, а кормление грудью заменено искусственным вскармливанием, то в результате проявляется значительное нарушение материнских чувств Филиппова Г.Г. Трудная радость материнства / Г.Г. Филиппова // Семья и школа. - 2001. - №1-2. - С. 7..

Иерархия целей и самих потребностей регламентируется нормами культуры через ценности, которые включаются в разные культурные модели и влияют на структуру ценностно-смысловых ориентаций человека. В качестве самых сложных среди таких моделей выступают те, что связаны с человеческими отношениями, которые, в свою очередь, обеспечивают достижение определенных целей общества (система воспитания, обучения, обряды и так далее) Филиппова Г.Г. Психология материнства / Г.Г. Филиппова. - М.: Педагогика, 2009. - С. 111.. Материнская сфера является вариантом более общей родительской, которая, в свою очередь, входит в состав репродуктивной (вместе с половой). В качестве базиса разных поведенческих моделей выступает система потребностей. В материнской сфере она отмечается особенной сложностью, ведь в ходе ее реализации обеспечивается не только продолжение рода, но и удовлетворение потребностей личностного уровня (продолжить себя, реализовать ожидание и планы, отвечать культурной или индивидуальной модели личности и др.). Именно личностные потребности возможно удовлетворить лишь в том случае, если человек осознает связь половой и родительской сфер, и их роли в становлении будущего.

Материнская сфера является динамическим образованием, которое формируется в течение всей жизни. Отдельным этапом в ее развитии Е. И. Исенина выделяет этап от рождения матери к ее беременности, на котором происходит развитие системы потенциальных условий для формирования уже после родов базовых качеств матери. Эта система условий закладывается в социальной ситуации развития материнства, прежде всего - во взаимодействии с собственной матерью Исенина Е.И. О некоторых понятиях онтогнеза базовых качеств матери / Е.И. Исенина // Перинатальная психология и психология родительства. - М., 2009. - № 4-5. - С. 63..

Следовательно, на момент рождения собственного ребенка, у матери существует определенный базисный уровень развития всех блоков материнской сферы. Актуальное материнство (взаимодействие с конкретным ребенком) модифицирует ее содержание в зависимости от условий Филиппова Г.Г. Психология материнства / Г.Г. Филиппова. - М.: Педагогика, 2009. - С. 145..

В своих работах Г. Г. Филиппова, используя эволюционно-сравнительный подход, определила этапы развития материнства Там же. - С. 146-199..

Первый этап - взаимодействие с собственной матерью. Начинается с внутриутробного периода развития и продолжается всю жизнь. Наиболее значимым на этом этапе является младенческий и ранний возраст, когда формируются базисные основы личности и отношения к миру. За этот период ребенок усваивает эмоциональное содержание взаимодействия с матерью (впервые этот феномен отмечают во время родов).

Второй этап - развитие материнской сферы в игровой деятельности. Переживание всех компонентов материнского поведения и принятия на себя роли матери во время сюжетно-ролевой игры.

Третий этап (период нянченья) начинается с 4,5 лет и продолжается до 6-10 лет. Необременительное непосильной ответственностью взаимодействие с младенцем является источником радости и богатых впечатлений через неограниченную воспитанием искреннюю эмоциональную инициативу и возможность апробировать усвоенные во время игры поведенческие навыки с реальным ребенком. Ребенок переживает собственные чувства от взаимодействия и реакцию взрослых (страх, волнение или одобрение и радость). При современных стандартах жизни этот период, который фактически выдается для формирования ряда феноменов, сильно видоизменился буквально за сотню лет, не предложив альтернативу развития материнской сферы. В современных семьях нуклеарного типа детям дошкольного возраста, у которых наблюдается наиболее яркий интерес к младенцам без выраженного страха перед их беспомощностью, как правило, не позволяется непосредственный контакт. Их чаще привлекают к "технической" помощи родителям, и они становятся посторонними наблюдателями взаимодействия матери с младенцем, в результате чего их яркие эмоции воспринимаются как недосягаемое для себя удовольствие и вызывают тоску, скуку и раздражение. Техническая сторона присмотра, таким образом, теряет ранг счастливого беспокойства. Происходит уменьшение эмоционального общения с взрослыми, погруженными в удовольствие от младенца. На этой почве возникают ревность, деформация ценности ребенка и беспокойства о нем Филиппова Г.Г. Психология материнства / Г.Г. Филиппова. - М.: Педагогика, 2009. - С. 153..

Четвертый этап - дифференциация мотивационных принципов материнской и половой сфер. Проходит от завершения предыдущего и до беременности женщины. За это время происходит окончательное закрепление ценности ребенка и материнства, усваиваются культурные представления о нормируемой этой сферы (понятие законнорождения, первенцы в семье, рождение от любимого или не любимого партнера и так далее). Исчезновение запрета на внебрачные половые связи, снижение возраста вступления в половые отношения, наряду с увеличением возраста зависимости от родителей, множественность моделей поведения в современном обществе и много других причин делают развитие ценностей материнства в период полового созревания чрезвычайно сложным. Если в предыдущем периоде ощущения от контакта с младенцем не были конкретизированы, то во время полового созревания такого типа ощущения переводятся в ранг половых, не связанных с материнской сферой. И во время дальнейшего их возникновения во взаимодействии с ребенком могут переживаться как шокирующие, несовместимые и неприятные Филиппова Г.Г. Психология материнства / Г.Г. Филиппова. - М.: Педагогика, 2009. - С. 162.. У детей подросткового возраста интересы смещаются в сторону интимно-личностного общения с однолетками и познавательной деятельности, а позже - в сторону полового развития. Однако в современных семьях именно этих детей считают уже способными к самостоятельности и ответственности в уходе за младшими. Без предыдущего закрепления эмоционального отношения к младенцу, и в случаях неадекватного их возрастным интересам перераспределения забот, у подростков формируется отношение к ребенку как к грузу и препятствию их интересам. Необходимость успокоить младенца при недостаточной компетентности и без поддержки взрослых приводит к образованию синтонирующего (синхронного повторения эмоций) стиля переживания его негативных состояний, перегрузка технической помощью вредит переживанию позитивных эмоций младенца, приводит к игнорированию или осуждению его негативных состояний и так далее Филиппова Г.Г. Психология материнства / Г.Г. Филиппова. - М.: Педагогика, 2009. - С. 159.. Если к окончанию этапа нянченья опыта взаимодействия с младенцами не было, то часто возникает страх перед ними, потому что подростки, оценивают имеющийся у них опыт как недостаточный для взаимодействия с маленькими детьми. Это первое впечатление (впечатление от вопиющего, грязного детеныша с неприятным запахом) закрепляется в случае дальнейшего участия в уходе за ребенком и запоминается на всю жизнь, особенно если контакт был кратковременным. А позже медленно исчезает только на опыте взаимодействия с собственным ребенком, накладывая свой отпечаток на отношения с ним Трунов М. Экология младенчества. Первый год / М. Трунов, Л. Китаев. - М.: Центр Экология семьи фирмы Социнновация, 2010. - С. 211.. Полное выпадение опыта нянченья к половому созреванию может привести к восприятию ситуации взаимодействия взрослых с младенцами как неестественной и неприятной. Чувство взрослых, особенности их речевого общения с младенцем воспринимаются как неуместные, дразнящие. Поведение и вид младенца не вызывают никаких позитивных эмоций, нет стремления к контакту, прикосновению. Данный этап развития материнской сферы является наименее исследованным.

Пятый этап - взаимодействие с собственным ребенком. Этот этап является чрезвычайно насыщенным, и в нем выделяют самостоятельные периоды (беременность, роды, период грудного кормления). За это время весь наработанный базис опыта конкретизируется в реальной деятельности под воздействием ряда конкретных условий, создавая неповторимую ситуацию взаимодействия матери и ребенка.

Шестой этап - отношения с ребенком после окончания периода новорождения. Отношение матери к ребенку стабилизируется и предопределяет уровень эмоционального благополучия, особенности развития познавательной мотивации, стиль переживания стрессовых ситуаций.

Процесс становления материнства является чрезвычайно хрупким образованием, которое начинает развиваться задолго до даже самих мыслей о рождении ребенка. Результатом многолетнего пути к материнству может стать уникальная возможность естественного личностного роста через появление комплекса психологических новообразований и их осмысления. Исследования ряда авторов (А.О. Копил, О. В. Баженова, Л. Л. Баз, Г. Г. Филиппова, Т.А. Гурьянова и др.) приходят именно к таким выводам. При условии нормального развития материнской сферы к появлению ребенка период беременности наполняется разнообразными и неповторимыми переживаниями, связанными с изменениями "Я-физического", восприятие сожительства с другим живым существом. Такое состояние дает возможность раскрыться глубинным особенностям женщины, которая вливает на ее дальнейшее взаимодействие с ребенком (как в плане поведения, так и в плане воображения, то есть построению образов, связанных с ситуацией). В статье "Выделения факторов и условий психологического риска для будущего развития ребенка" А. О. Копыла, О. В. Баженовой и Л. Л. База отмечено: "По сложности, количеству противоречий, яркости внутренних изменений личности период беременности и подготовки к рождению первого ребенка напоминает подростковый, когда работа над созданием себя становится настоящим творчеством" Копыл О.А. Выделение факторов и условий психологического риска для будущего развития ребенка / О.А. Копыл, О.В. Баженова, Л.Л. Баз // Синапс. - 2003. - №4. - С. 41.. Г. Г. Филиппова также считает период беременности критическим, в ходе которой перестраивается сознание женщины и его взаимодействие с миром. Он становится испытанием полоролевой идентичности, отношений матери и дочки, которая готовится стать матерью, возможности устанавливать адекватный контакт с отцом ребенка. В результате успешного завершения этих перестроек, женщина достигает внутренней интегрированности и успешно вживается в новый социальный статус, который становится огромным шагом на пути к настоящей зрелости и самоуважению Филиппова Г.Г. Психология материнства / Г.Г. Филиппова. - М.: Педагогика, 2009. - С. 22.. В случаях, когда материнская сфера деформирована, период беременности может стать патологическим решением перегруженных чувством вины ранних отношений с матерью.

Кроме потери традиций воспитания, само общество испытало коренные изменения во взглядах на распределение ролей и функций между представителями разных статей. Э. Фромм считал, что такое достижение как равенство женщин не должно вводить в заблуждение. Ученый считал его частью общего устремления к разрушению отличий: "Равенство покупается дорогой ценой: женщина становится равной потому, что она больше не отличатся от мужчины" Фромм Э. Искусство любить: Исследование природы любви / Э. Фромм. - М.: Просвещение, 2010. - С. 6.. Исследования, проведенные группой ученых, А. О. Копыл, О. В. Баженовой и Л. Л. Баз, и исследования самосознания молодой женщины М. Ю. Чибисовой засвидетельствовали губительное влияние этой тенденции и формирование материнской сферы. Исследуя систему перестройки иерархии мотивов в течение беременности, они отмечали, что у тех женщин, у которых мотив профессиональной самореализации конкурировал с мотивом материнства в течение всей беременности создавалась ситуация чрезвычайно сильного напряжения, которое препятствовало естественной перестройке иерархии мотивов. У женщин с ориентацией на профессиональную деятельность сохранилось ценностное отношение к социальной деятельности, в то время как переживания материнской ментальности отчуждались Чибисова М.Ю. Феномен материнства и его отражение в самосознании современной молодой женщины / М.Ю. Чибисова. Дис.... канд. психол. наук. - М.: Педагогика, 2003. - С. 8.. Женщины страдали от неконструктивного чувства вины за то, что не могут заниматься профессиональной или общественной деятельностью. Рождение ребенка было для них событием, за которым стояла полная неопределенность и потеря своей ценности. Неразвитое, подавлено женское начало и доминирование ценностей мужчины, а не женщины делали для них беременность источником тревоги и внутреннего дискомфорта Копыл О.А. Выделение факторов и условий психологического риска для будущего развития ребенка / О.А. Копыл, О.В. Баженова, Л.Л. Баз // Синапс. - 2003. - №4. - С. 40..

В "Искусстве любить", разрабатывая теорию любви, Э. Фромм пишет, что любая "теория любви должна начинаться из теории человека, человеческого существования" Фромм Э. Искусство любить: Исследование природы любви / Э. Фромм. - М.: Просвещение, 2010. - С.22.. И для Э. Фромма именно любовь является полным решением проблемы человеческого существования. Любовь как решение этой проблемы - это постоянная связь благодаря любви индивидуальности с Единственной Жизнью. Нехватка такой любви предопределяет ощущение одинокости, отчужденности, тревоги, покинутости и закинутости в чужой для человека мир. Это ярко описано в экзистенциализме, марксизме (проблема отчуждения). Поэтому стоит согласиться из Э. Фроммом, что потребность в любви - это "экзистенционная потребность соединения" Там же. - С. 24., "стремление к единству., что сильнее всех других стремлений", "сила, которая крепит в единое целое семью, клан, общество, весь человеческий род". И "без любви человечество не могло бы просуществовать ни одного дня" Там же.- С. 25.. Поэтому потребность в любви является свойством людей как проявление важных для них любовных отношений. И эта потребность в любви свойственна для каждого человека, творя его родовую природу. Но она не автоматизирует поведение людей. Как одна из наивысших социокультурных потребностей, она реализуется только при условии, если ее осознают люди, прошла через идеально-регулятивный механизм поведения личности, то есть через ее сознание. Потребность в любви, найдя свой предмет, то есть саму любовь в себе, превращается в мотив - непосредственный стимул деятельности.

Э. Фромм указывал на расхождении материнской и отцовской любви. Материнская любовь безусловна - мать любит своего ребенка за то, что он есть. Ее любовь не подвластна контролю со стороны ребенка, потому что ее у матери нельзя заслужить. Материнская любовь или есть, или ее нет. Отцовская любовь обусловлена - отец любит за то, что ребенок оправдывает его ожидание. Отцовская любовь управляется - ее можно заслужить, но ее можно и потерять.

Важной характеристикой родительской любви, особенно матери, есть эмоциональная доступность. Это не просто физическое присутствие или физическая близость родителей, это их готовность дать ребенку свое тепло, свою нежность, а в дальнейшем и понимание, поддержку, одобрение.

Заботливость родителей относительно своих детей определяется их чувствительностью к потребностям ребенка и готовностью их удовлетворить. Диапазон проявления этой чувствительности чрезвычайно большой - от назойливости к полному безразличию.

Новорожденный воспринимает мать как источник тепла и еды, он находится в эйфоричном состоянии удовольствия и безопасности, в состояние нарциссизма. Позже к нему приходят переживания "гарантированной" любви матери "меня любят, потому что это я". Если материнская любовь есть, то она "равняется блаженству, если же ее нет, это все равно вроде бы все прекрасное ушло из жизни - и ничего нельзя сделать, чтобы эту любовь искусственно создать" Фромм Э. Искусство любить: Исследование природы любви / Э. Фромм. - М.: Просвещение, 2010. - С. 30.. Проходит время и к ребенку приходит ощущение способности нарушать любовь своей собственной активностью.

В родительской любви каждого взрослого человека материнское и отцовское начало. Зрелый человек сочетает в своей любви материнское и отцовское чувство, невзирая на то, что они, казалось бы, противоположны друг другу. Если бы он владел только отцовским чувством, то был бы злым и нечеловеческим. Если бы имел лишь материнское, то был бы склонен к потере здравого смысла, препятствуя себе и другим в развитии. И одного начала недостаточно для нормального развития личности.

С точки зрения Фромма, основатель психоанализа З. Фрейд неверно интерпретировал миф об Эдипе. Фрейд опирался на трагедию Софокла "Царь Эдип", в то время как необходимо принимать во внимание всю трилогию Софокла, включая такие ее части как "Эдип в Колонне" и "Антигона". В понимании Фромма миф об Эдипе можно рассматривать не как символ инцестуозной любви между матерью и сыном, а как "реакция ребенка на давление родительского авторитета, которое есть неотъемлемая черта патриархальной организации общества" Фромм Э. Искусство любить: Исследование природы любви / Э. Фромм. - М.: Просвещение, 2010. - С. 31..

Таким образом любовь - это ориентация, которая направлена на все, а не на что-то одно. Однако же существуют отличия между разными типами любви, зависимыми от видов объекта любви.

Материнская любовь имеет два аспекта: один - это беспокойство, ответственность, знание и почет абсолютно необходимы для сохранения здоровья ребенка и ее биологического роста.

Другой аспект выходит за пределы простого сохранения жизнь. Это установка, которая вселяет ребенку любовь к жизни, которая дает ему почувствовать, что хорошо быть живым, хорошо быть мальчиком или девочкой, хорошо жить на этой земле. Два этих аспекта материнской любви лаконично выражены в библейском рассказе о творении. Бог создал мир и человека. Это отвечает простому беспокойству и утверждению существования. Но Бог вышел за пределы этого минимального требования. Каждый день после творения природы - и человека - Бог говорит: "Это хорошо". Материнская любовь на этой второй, высшей степени вынуждает ребенка почувствовать, как хорошо родиться на свет, она вселяет ребенку любовь к жизни, а не только желанию существовать.

При этом женщина должна быть не только хорошей матерью, но и счастливой человеком.

Материнская любовь не ограничивается одним человеком. Любовь к ребенку не останавливается на одном ребенке, она распространяется на всех детей, более того она распространяется и на всех чужих детей, которые нуждаются в помощи.

Существует много способов реализации человека как творца. Наиболее легким и естественным Э. Фромм считал материнское беспокойство и любовь: "Она выходит за пределы себя в ребенке, ее любовь к ребенку предоставляет значение и смысл ее собственной жизни" Фромм Э. Искусство любить: Исследование природы любви / Э. Фромм. - М.: Просвещение, 2010. - С. 21.. Исследуя сущность любви человеческого существа в разных его проявлениях, Э. Фромм отмечал, что для большинства людей вся проблема любви заключается в том, чтобы любили их, чтобы они пробуждали чувство к себе, а не в том, способны ли они любить. Для этого все свои усилия мужчины направляют на достижение максимальной силы и зажиточности, а женщины - на то, чтобы сделать себя привлекательным, следя за своим телом и одеждой Фромм Э. Здоровое общество. Догмат о Христе / Э. Фромм. - М.: АСТ, Транзиткнига, 2005. - С. 36.. Ситуация же рождения ребенка делает невозможным для женщины такой образ жизни, ведь филогенетически выработанные нормы предопределяют накопление жировых тканей в ее теле, которое от этого теряет упругость, элегантность, а приобретает мягкость, то есть перестает удовлетворять нормам привлекательности. Все эти и много других механизмов делают женщину похожей на ребенка для того, чтобы она не вызывала агрессию у других членов сообщества на время эмоциональной нестабильности и в ситуации защиты ребенка. Однако установка, что не существует вещи более простой, чем любить, продолжает оставаться преобладающей идеей относительно любви и близких отношений. Неоднократно подчеркивая важность личностной зрелости для всех форм любви, Э. Фромм акцентировал внимание на том, что материнская любовь, которая "ничего не желает для себя" является самой сложной из форм любви, но наиболее обманной из-за привычного факта рождения детей женщинами. Женщина, не будучи высоко развитой личностью, способной любить и чужих детей, и мужчин, и всех людей вообще, по словам ученого, может быть нежной матерью пока ребенок маленький, но не сможет пережить эмансипацию уже взрослого ребенка без потери своей любви Там же. - С. 21.. Учась отдавать себя ребенку, женщина имеет уникальную возможность по-новому пережить смысл настоящего акта, как проявлению своей силы, как осуществление своего внутреннего богатства, переживания своей жизнеспособности, которая наполняет радостью. Именно поэтому, будучи всем миром для ребенка, мать усиливает, а не теряет свою жизнь вместе с его появлением Фромм Э. Искусство любить: Исследование природы любви / Э. Фромм. - М.: Просвещение, 2010. - С. 17..

Абсолютно необходимые, стабилизирующие ценности верности, постоянства оцениваются в новых условиях как "утратившие смысл", т.е. при наличии любви они неизбежны, а в отсутствии превращаются в мещанские оковы.

Так как изучение феномена материнства происходит параллельно в разных областях научных знаний, и единственного теоретического подхода на данный момент не разработано, каждое отдельное исследование открывает разные грани этого сложного явления.

Таким образом, можно сделать вывод, что образ материнства является чрезвычайно глубоким психологическим явлением, которое начинает формироваться еще до рождения ребенка, и продолжает свое становление в течение всей жизни. Он включает сборные образы матери и ребенка. Они формируются через переживание отношений с собственной матерью; контакты с детьми, особенно младенцами; наблюдение и переживание произведенных в обществе ценностей материнства и детства; собственный опыт переживания беременности и родительства. Под действием личностного и социокультурного опыта (который включает ряд дополнительных факторов: социальный и экономический статус матери, отношения окружающих к беременности, статус матери в культурном сообществе и много других), отдельные переживания, которые включаются в исследуемый образ, получают определенную эмоциональную нагрузку, приобретают ценностный ранг, становятся олицетворением определенного собственного смысла. Таким образом, у человека производится отношение, система установок и ожиданий к материнству. Качество и интенсивность образования всех этих психологических явлений определяет наполнение образа материнства, развитость смысловой сферы относительно этого явления. Развитие образа материнства определяет психологическую готовность к материнству, и перспективе развития отдельных его составляющих (компетентность, эмоциональное сопровождение и др.), идентификацию "Я-сама" из "Я-мать", принятие материнской роли, развития потребностно-мотивационной сферы женщины. Наполнение этого образа определяет привлекательность, желательность, ценность факта родительства. Если удельный вес таких переживаний носит неприятный, болезненный для человека характер, то блокируется формирование потребностно-мотивационной сферы материнства.

Но, даже при самых благоприятных условиях, при формировании этого образа невозможное включение абсолютно всех особенностей реальной ситуации будущего (социальные, экономические, физиологичные аспекты родительства).

Введите e-mail адрес:

Как родители мы часто думаем, что раз мы любим своих детей, проводим с ними время, общаемся и правильно дисциплинируем, то обеспечиваем им оптимальное развитие. Это верно. Однако более фундаментальную основу формирования личностного развития ребенка закладывают не только наши методы воспитания, но и то, кто мы есть как личности. Наши личностные качества, наше собственное поведение и отношение - это основные факторы, влияющие на формирование самоощущения ребенка, восприятие им самого себя, знаем мы об этом или нет.

Дети, как губка, ежедневно впитывают явные и едва уловимые проявления родителей, их взаимоотношения, манеры и мировоззрение, которые в значительной мере формируют их детскую индивидуальность. У нас, родителей, есть набор собственных личностных качеств, которые мы либо унаследовали от своих родителей, либо приобрели во взаимодействии со значимыми для нас людьми, миром и вследствие уникального жизненного опыта. Даже самый благонамеренный родитель неосознанно влияет на своего ребенка как положительным, так и отрицательным способом. Это универсальное и неизбежное условие.

Родителям полезно знать, каким образом они формируют личность ребенка, и пытаться по возможности предотвращать репликацию нежелательных поведенческих привычек, которые они считают недостойными для собственных детей. Эта статья рассматривает некоторые руководящие принципы и помощь в формировании личности ребенка с точки зрения психологии и эйдетических образов (т. е. в воображении воспроизведенных во всех деталях образов предметов, не действующих в данный момент на зрительные анализаторы).

В идеале, мама является для маленького ребенка источником жизненного опыта. Если она дает тепло, чутко реагирует на потребности малыша, он будет развиваться с сильным чувством целостности. Если мать ребенка подавляет его, проявляет холодность, угнетенность, гнев или враждебность, развитие ребенка будет нарушено.

Отцы же предназначены для того, чтобы подталкивать маленького ребенка к активному взаимодействию и установлению взаимоотношений с миром за пределами материнских объятий. Отец рассказывает ребенку о мире, он берет его с собой в различные места, занимается различными совместными видами деятельности и демонстрирует ребенку способы взаимодействия с окружающим миром. Если у ребенка отец - уверенный в себе человек, любящий и способный увлекательно рассказать о мире вне материнской зоны безопасности, этот мир воспринимается ребенком как приветливое и интересное место, с которым он может смело взаимодействовать. Однако если сам отец испытывает трудности при взаимодействии с окружающим миром, то ребенок может перенять аналогичный образ мыслей, и ему не хватит инструментов для собственных успешных взаимодействий.

Даже самые любящие родители могут передавать детям нежелательные симптомы негативных воззрений, сами не зная об этом. Вот некоторые распространенные примеры:

  • Чрезмерная назойливость родителей может привести к противоположному результату - ребенок будет скрытным и не слишком щедрым. Когда дети растут в атмосфере излишней навязчивости, назойливого вторжения родителей, скрытное поведение часто входит у них в привычку. Это может иметь последствия для ребенка в будущем, когда он захочет создать глубокие дружеские или романтические отношения, и обнаружит, что не способен делиться своими глубокими чувствами.
  • Если родители чрезмерно критикуют ребенка, пытаясь научить его делать все правильно, это может привести к тому, что ребенок станет пассивным и нерешительным, опасаясь, что его решения могут подвергнуться критике и осуждению.
  • Дети, воспитанные в доме, где родители их любят, но при этом постоянно ссорятся друг с другом, могут стать неуверенными в себе, потому что их чувство внутренней целостности и безопасности будет находиться под угрозой.
  • Тревожащиеся родители могут воспитать беспокойных детей, так как дети не могут расслабиться из-за нервной энергетики своих родителей.
  • Родители, которые слишком опекают своих детей, могут способствовать развитию у ребенка симптомов депрессии, потому что вынуждают его сдерживать естественную потребность в исследованиях и свободе.

Поэтому при взаимоотношениях ребенка с родителями могут обнаруживаться явные или скрытые симптомы личностных проблем родителей, а жизнь в атмосфере неразрешенных эмоциональных проблем родителей влияет на сознание ребенка в процессе взросления.

Мы часто неосознанно подражаем своим родителям в подходах к воспитанию. Вероятно, вы не раз слышали такие слова: «Я поражена тем, что поступаю так же, как моя мать, когда я была ребенком. Еще прежде чем я успеваю осознать, те же слова, которые говорила мне мама, вылетают из моих уст в адрес дочери».

Яркие примеры такого поведения родителей можно наблюдать в некоторых семьях во время трапезы. Некоторые родители, сами, будучи детьми, за обедом часто слышали в свой адрес следующие слова: «Ради Бога, Иван, когда ты научишься пользоваться вилкой?» или «Перестань размазывать еду по тарелке и просто ешь!». Они до сих пор вспоминают, насколько болезненной для них была такая критика. В глубине души эти дети давали клятву, что никогда не будут так разговаривать со своими детьми. И что же? Проходит 20-30 лет, и уже сами в качестве родителей они поучают детей тем же раздраженным тоном: «Михаил, ради Бога, сколько раз я учила тебя правильно пользоваться вилкой и ножом?» и «Когда ты, наконец, научишься говорить «пожалуйста» и «спасибо» маме, когда она передает тебе хлеб?».

Так же, как мы неосознанно подражаем нашим родителям, наши дети будут подражать нам или реагировать на наше поведение в разных ситуациях. Специалисты в области эйдетической психологии обнаружили, что существует шесть основных вариантов влияния, которое оказывает личность родителя на формирование личности ребенка. При каждом из них ребенок теряет часть своей истинной индивидуальности, так как подражает или реагирует на родителей.

1. Имитация

Дети подражают своим родителям. Они неосознанно усваивают отношения и эмоции своих родителей . Если дочь видит, как мать смотрится в зеркало и спрашивает: «Я выгляжу толстой?», она начнет подражать материнскому самокритичному поведению. Она тоже будет смотреть в зеркало и искать у себя недостатки. К счастью, дочери имитируют также и материнскую уверенность в себе. Ребенок злого отца имитирует сердитое поведение и набрасывается на детей на детской площадке. С другой стороны, ребенок, который видит доброго и помогающего другим людям папу, будет сам развивать подобное отношение к другим людям.

2. Идентификация

Идентификация более фундаментальна, чем имитация. Это не просто повторение поведения родителей. Это разделение их взглядов, отношений и чувств - ребенок чувствует идентичность со своими родителями в каком-либо отношении. Например, у отца, который очень консервативен, одевается в традиционном стиле, гордится людьми в погонах, считает преданность Родине превыше всего, есть дочь, которая полностью разделяет его мировоззрение и выходит замуж за мужчину, похожего на своего отца. Это дочь глубоко отождествляет себя с убеждениями и способом жизни своего отца и, возможно, теряет (истинное) самоощущение, которое на самом деле отличается от отцовского. Идентификация предполагает отождествление собственного мировоззрения и поведения с мировоззрением и поведением родителей.

3. Реакция

Реакция - это поведение, прямо противоположное поведению родителей. Реакцию чаще можно наблюдать у подростков, хотя она может наблюдаться и в течение всей жизни. Например, родитель может быть очень религиозным человеком, а его ребенок бунтарем, который считает себя атеистом и отказывается ходить в церковь. Или родитель может быть очень аккуратным, а ребенок в противоположность ему становится очень неряшливым в жизни и работе. Родитель может педантично придерживаться использования только натуральных продуктов и принимать поливитамины, на что его ребенок реагирует, питаясь нездоровой пищей и не обращая внимания на собственное здоровье. В попытке найти себя ребенок настолько старается быть непохожим на родителей, что теряет из виду то, кем он поистине является, свои уникальные особенности и жизненные ценности.

4. Потеря

Когда маленькому ребенку отказывают в основных биологических потребностях, и он испытывает такие лишения, как отсутствие тесной связи с матерью, нехватку отцовского воспитания, пренебрежение, слишком жесткую или слишком мягкую родительскую стратегию дисциплины или множество других лишений, такой ребенок по мере взросления будет страдать от чувства внутренней опустошенности. Это благодатная почва для развития расстройств пищевого поведения (анорексии, булимии), наркомании, навязчивостей сексуального характера или эмоциональных вспышек, с помощью которых ребенок стремится получать любовь и поддержку. Мы все страдали от различных потерь в жизни; однако наиболее сильные из них оставляют пустоту или «дыру» в психике человека, которую трудно заполнить.

5. Проекция

Проекция возникает тогда, когда собственные субъективные мысли приписываются другим людям (а также и свои чувства, эмоции, намерения, опыт переносятся на других). Т. е. человек ошибочно рассматривает все то, что происходит внутри себя, как приходящее вовне. Если отец говорит, что одна из двух его дочерей красивая, а другая умная, то «умная» девочка может посчитать, что она уродливая, хотя это может быть далеко от истины. И наоборот, красивая дочь может почувствовать себя глупой. У отца, который не участвует в повседневной жизни своих детей, потому что должен работать на двух работах, чтобы прокормить свою семью в связи с экономической необходимостью (и, конечно, из любви к своей семье), может быть ребенок, который вообразил, что отец не любит его, потому что его никогда нет дома. Он будет расти, чувствуя себя нелюбимым, хотя это не так. Дети делают ложные предположения о себе и неточное толкование своей жизни в ответ на замечания родителей или их поведение, хотя замечание, возможно, было нечаянным. Такая тенденция неизбежна, и ее можно обнаружить только с помощью открытого общения.

6. Привязанность

Привязанность - это зависимое поведение, биологически необходимое малышу или маленькому ребенку. Однако если родители не могут отпустить своего взрослеющего ребенка и предоставить ему автономию, они мешают его самостоятельности . Ребенок становится неуверенным и не доверяет своим внутренним ресурсам, чтобы справляться с жизнью, как взрослый. Пример подобной ситуации: мама студентки университета ежедневно говорит ей, как одеваться и что делать на протяжении дня. Материнское вмешательство и зависимость от матери заставляют ее дочь с недоверием относиться к собственному мнению и чувствам. Однако надежные родители знают, когда следует дать ребенку независимость, а когда - натянуть вожжи, и способствуют развитию у ребенка чувства самостоятельности.

Чтобы понять, какое влияние вы оказываете на вашего ребенка, в первую очередь важно понять, как вы относитесь к самому себе, какую ношу самокритики вы несете и те позитивные чувства о самом себе, которые перетекают из вас в вашего ребенка при ежедневном взаимодействии с ним.

Оцените публикацию

Вконтакт

Лариса Назаренко

История создания фильма «Джон» и его роль в социальной политике Англии.

(Фильм можно посмотреть в разделе видео-лекции).

1969г. В небольшом английском городке у супругов Робертсон появляются новые соседи - молодая семейная пара с малышом. Отец семейства переведен в этот город на более престижную и высокооплачиваемую должность в рамках корпорации. Мать занимается домашней работой, воспитанием малыша и беременна вторым ребенком.

У молодой семьи пока нет близких знакомых на новом месте жительства, кроме дружелюбных соседей, и они вынуждены обратиться к соседям за помощью. В скором времени молодая женщина должна несколько дней провести в роддоме. Не могут ли соседи посоветовать, куда на это время можно пристроить малыша?

Джеймс и Джойс Робертсон не только благожелательные соседи. Они сотрудники местного детского дома, поэтому решение проблемы приходит само собой. На необходимое время ребенка можно поместить в детский дом, где они работают. Там за ним будет обеспечен квалифицированный уход, и, что немаловажно, он регулярно будет видеться со своей соседкой Джойс - доброжелательная знакомая фигура рядом уменьшит болезненность расставания малыша с матерью. Хотя мальчик активный, здоровый, умный, для своих полутора лет хорошо развит, но разлука с матерью в столь раннем возрасте для него довольно тяжела. Вещи, ранее принадлежавшие малышу, и люди, вместе с родителями присутствовавшие в его жизни, призваны снизить тревогу расставания ребенка с домом.

Предполагается, что пребывание мальчика в детском доме будет фиксироваться на кинопленку. Когда-то Джеймс Робертсон снял фильм для профессора Дж.Боулби о том, как влияет на поведение ребенка расставание с близкими людьми. На этот раз есть все условия, чтобы сделать то же самое - киносъемку приветствуют и родители малыша, и администрация детского дома.

Супруги Робертсон работают в детском доме в качестве психологов и параллельно заняты исследованием влияния разлуки с матерью на поведение и характер ребенка. Они - сторонники и последователи английского психиатра и психоаналитика Дж.Боулби и его теории привязанности.

Съемка ведется все дни подряд с утра до вечера, пока мальчик находится в детском доме. Благодаря этому, у Джойс Робертсон есть возможность находиться рядом с малышом как можно больше времени и в то же время выполнять свои рабочие обязанности.

Так был создан фильм о мальчике, на 9 дней разлученном с матерью. При просмотре фильма можно заметить, что периодически малыш подходит к оператору - на тот момент самому близкому для него человеку.

Этот рядовой исследовательский фильм получился настолько захватывающим и пронзительным, что слухи о нем довольно быстро просочились в сферы, не имеющие отношения к детской психологии.

В скором времени фильм был показан по английскому телевидению в прайм-тайм и произвел переворот в социальной политике английского общества по отношению к детям. Министр образования, увидевший фильм, поставил вопрос о закрытии детских домов на заседании правительства. Была разработана специальная программа, по которой в течение четырех лет практически все детские дома Англии были закрыты, а дети, оставшиеся без родителей, размещены в приемных семьях.

По отзывам очевидцев, сейчас в Англии «нет не только брошенных детей, нет даже брошенных собак и кошек».

Фильм «Джон», оказавшийся радикальным для социальной политики английского правительства, привлек внимание к теории привязанности Дж.Боулби, выведя ее из стен институтов и клиник, где она разрабатывалась более двадцати лет, и показал ее практическую значимость.

Влияние разлуки с матерью на поведение и характер ребенка.

С точки зрения Дж.Боулби, привязанность - поиск и поддержание контакта со значимыми другими - базовая человеческая потребность.

Потребность в эмоциональной привязанности к другим людям не менее свойственна человеку, чем потребность в пище и сексе. Она не следствие этих потребностей, а врожденная равноправная и независимая потребность.

Именно за эту идею Дж.Боулби в 1947 году был исключен из Британского психоаналитического общества, которое сочло, что дополнять (речь шла именно о дополнении, но отнюдь не о пересмотре) теорию З.Фрейда никому не позволено.

Однако с течением времени влияние эмоционального контакта ребенка с матерью на развитие и становление психики была доказано и в настоящее время признано большинством направлений современной психологии.

По мнению Дж.Боулби, потребность в эмоциональной привязанности к значимому другому - наследство наших биологических предков.

Что влияет на характер ребенка? Контакт с фигурой привязанности - внутренний механизм выживания вида, естественная защита особи от тревоги и уязвимости. Страх и неопределенность активирует потребность привязанности. В моменты, когда мы особенно уязвимы, нам жизненно важно ощущать, что мы не одиноки.

Поведение и характер взрослого человека во многом определяются тем, насколько была удовлетворена потребность в эмоциональном контакте в процессе его роста и развития, в процессе формирования психики.

В зависимости от степени удовлетворения формируется тип привязанности. Он складывается в первые три года жизни и определяется отношением к ребенку первичной фигуры привязанности - матери.

Если мать была способна удовлетворить естественные потребности развития ребенка, то формируется надежный тип привязанности. В основе надежной привязанности лежит чувство безопасности и доверия к окружающему миру. Дети с надежным типом привязанности уже в раннем возрасте проявляют общительность, сообразительность, изобретательность в играх. В дошкольном и подростковом возрасте демонстрируют черты лидерства, отличаются инициативностью и отзывчивостью.

Если мать способна удовлетворить естественные потребности развития ребенка лишь частично, то в зависимости от того, как и насколько удовлетворяются эти потребности, формируется аффективно ненадежная (амбивалентная, двойственная) или индифферентно ненадежная (избегающая) привязанность. Дети с ненадежными типами привязанности требуют большего внимания со стороны взрослых, их поведение неустойчиво и противоречиво.

В процессе формирования привязанность подвергается испытаниям, которые вызваны поведением матери вследствие различных жизненных обстоятельств. Основное испытание - разлука с матерью как с первичной фигурой привязанности. Оно может оказаться слишком травмирующей для неокрепшей психики, подвергая ее опасности нарушения.

Эффект разлуки с матерью, как правило, включает в себя три стадии.

Первая - стадия протеста: оставшись без матери, ребенок протестует: плачет, кричит, отвергает все виды предлагаемой помощи.

Затем стадия протеста переходит в стадию отчаяния: малыш затихает, уходит в себя, становится пассивными и, по-видимому, находится в состоянии глубокой печали.

Далее наступает стадия отчужденности: ребенок становится более оживлен, может принять заботу других людей, и кажется что его состояние улучшается. В этот период страдания ребенка не всегда явно проявляются, может создаться впечатление, что ребенок «забыл», однако это не так. Когда мать возвращается ребенок либо отворачивается, не хочет ее признавать, теряя к ней всякий интерес, либо вцепляется в нее, не отпуская ни на минуту, ни на шаг.

С течением времени большинство детей восстанавливают подвергшуюся испытанию разлукой связь с матерью. Однако слишком продолжительное разлучение с родителями в раннем возрасте накладывает серьезный отпечаток на личность ребенка, проявляясь в особенностях характера.

Дети, пережившие травму разлуки с матерью, отличаются повышенной тревожностью. Защитные психологические механизмы, призванные справиться с избытком тревоги, вносят свой вклад в формирование личности. Так может возникнуть «личность, лишенная любви» - человек, утративший доверие ко всем людям, не умеющий заботиться об окружающих. Или наоборот, «личность, которая любит слишком сильно» - человек, жертвующий своими интересами, разрушающий себя ради интересов других. За историей формирования, на первый взгляд, столь разных типов личности, стоит один и тот же страх - страх потери первичного объекта привязанности, страх потери матери.

Зачастую это приводит либо к отсутствию близких отношений, либо к квази-близким отношениям, когда отношения с самыми значимыми людьми не удовлетворяют, кажутся «ненастоящими», оставляют желать лучшего. Как правило, попытки их улучшить терпят крах, сталкиваясь с непониманием и отчужденностью.

При этом необходимо учесть, что отсутствие эгоизма, готовность жертвовать своими интересами ради других - социально одобряемые качества и далеко не всегда признаются следствием ранних детских травм. Однако с близкими людьми они приводят к тому, что человек вынужден сохранять мучительные для него отношениях, будучи не в силах пережить расставание.

Исследования Дж.Боулби и его последователей показали, что сформированная в раннем детстве первичная привязанность в дальнейшем достаточно устойчива и постоянна во времени. Большинство детей демонстрирует характерные черты привязанности к другим людям, как в младенчестве, так и в школьном возрасте. Более того, во взрослом периоде люди часто проявляют те же самые качества в межличностных отношениях. Например, отношения, которые молодые люди устанавливают с лицами противоположного пола, так же как и отношения с родителями, можно разделить на надежные, двойственные и избегающие. Люди среднего возраста подобным же образом относятся к своим пожилым родителям.

По мнению, Дж.Боулби и И.Брефертона, в процессе формирования того или иного типа привязанности, в процессе многократно повторяющихся взаимодействий с матерью и другими близкими у ребенка развиваются так называемые «внешние рабочие модели себя и других людей». На протяжении жизни они используются для ориентации в различных ситуациях, для интерпретации происходящих событий и выработки ответной реакции.

Внимательные и заботливые родители, создавая у ребенка надежный тип привязанности, чувство базисного доверия к окружающему миру, способствуют формированию позитивной рабочей модели поведения. Внимательное и чувствительное отношение к ребенку убеждает его, что другие люди являются надежными партнерами. Проявления позитивной рабочей модели - инициативность, самостоятельность, уверенность и уважение к себе, когнитивная открытость новому опыту.

Нечувствительность к ребенку - пренебрежение его интересами или, наоборот, подавление его интересов излишней навязчивостью, формирует ненадежный тип привязанности. В дальнейшем, по мере взросления малыша неадекватный родительский уход приучает его к мысли, что окружающие ненадежны, и он не доверяет им. Как результат – возникновение у ребенка так называемой негативной рабочей модели, для которой характерны пассивность, зависимость от поведения других, искаженность восприятия своего образа и окружающего мира.

Помимо создания позитивной или негативной модели других, у ребенка формируется «рабочая модель себя». От ее «позитивности» или «негативности» зависит в будущем уровень самостоятельности личности и уважения к самому себе.

Ребенок – начало взрослого

В фильме «Джон» показано, как 9 дневная разлука с матерью в возрасте полутора лет отражается в поведении ребенка. Налицо возможность превращения надежной привязанности, сформированной полутора годами отношений с внимательной, отзывчивой мамой, в ненадежную, избегающую привязанность в течение всего лишь девяти дней.

К сожалению, неизвестно, как сложилась судьба Джона в дальнейшем. Создатели фильма поддерживали связь с семьей Джона еще какое-то время, пока семья не переехала в другой город. Спустя много месяцев после девятидневного помещения в детский дом Джон очень волновался, когда мать отсутствовала рядом.

Как уже упоминалось, это был не первый фильм, показывающий влияние разлуки с матерью на поведение ребенка. В 1952 году Джеймс Робертсон, будучи сотрудником лаборатории Дж.Боулби, снял фильм о восьмидневной госпитализации девочки Лоры. Как было принято в то время, при помещении в больницу двухлетняя Лора была разлучена с матерью, и посещение ее членами семьи было строго ограничено. Страдания двухлетнего ребенка, разлученного с близкими ради лечения соматического заболевания, тогда тронули лишь сердца сотрудников Дж.Боулби и близких Лоры.

Более 20 лет понадобилось английским психологам и психиатрам, чтобы донести до общества идею, что разлука с матерью в раннем возрасте разрушительна для психики ребенка. У нас, к сожалению, до сих пор бытует представление, что пока маленький ребенок сыт, в тепле и под присмотром взрослого, ничего плохого случиться с ним не может. Оказывается, может - травма детской психики, возникающая при расставании с матерью, неминуемо скажется на дальнейшем развитии, характере и поведении человека.

Фильм «Джон: 9 дней в доме ребенка» поможет тем, кто пережил травму разлуки с матерью в глубоком детском прошлом, лучше понять себя в настоящем.

Наше сегодняшнее нерациональное, нелогичное, непонятное поведение зачастую обусловлено детским травмирующим опытом. Если Вы готовы встретиться с ним, будучи взрослым, и осознанно взглянуть на него с точки зрения сегодняшнего дня, у Вас есть возможность решить проблемы, мешающие жить успешной, полноценной жизнью.

Родительское собрание «Влияние матери на личность ребенка»

Цель: Обсуждение с родителями о роли матери в становлении личности ребенка.

Задачи: развивать у родителей умение понимать собственного ребенка, не ущемляя его права; уважение достоинства его личности. Побудить родителей задуматься о правильности выбранных методов и приёмов воспитания детей. Утвердить позицию, что для каждой мамы её ребёнок – самый лучший.

На этой неделе, отмечается праздник «День матери». Международный праздник в честь матерей. Посвящая нашу беседу этой знаменательной дате, я бы хотела поговорить с вами, о том, как мать может повлиять на становление личности своего ребенка. Роль родителей на формирование личности ребенка чрезвычайна. Именно от них во многом зависит то, каким вырастет их ребенок, на что будут устремлены его помыслы, какие ценности будут сформированы, как он будет ощущать себя в социуме. От того, каким было отношение отца к сыну или дочери, зависит его будущая успешность, его мироощущение и вся дальнейшая жизнь. Однако роль матери просто неоценима. Её влияние начинается с самых первых дней существования малыша еще в утробе. Именно тогда закладываются основы психики, и эмоции. Материнская любовь, присутствие матери является для ребенка самым главным. Конечно, каждая мама, хочет, чтобы их дети были счастливыми, успешными в жизни, пользовались бы уважением и любовью окружающих.

Какова же роль матери в жизни ребенка?

Роль матери в воспитании ребенка заключается не только в том, чтобы хвалить, учить и любить своего ребенка. Мама должна уметь и наказать своего ребенка, объяснив - что плохо, а что хорошо. Воспитание должно иметь смешанный характер, и совмещать в себе, как любовь, так и строгость.

Роль матери в воспитании ребенка остается достаточно великой в любом возрасте. Так как никто, кроме любящей мамы не может сказать, правильно или нет, поступает человек. Только мама способна понять, почувствовать и увидеть, что лучше для ее ребенка. Все это позволяет матери направить свое самое главное сокровище в жизни на правильный путь, и осуществить верный выбор.

Безусловно, отец играет достаточно важную и значительную роль в воспитании крохи. Но, стоит помнить, что он никогда не сможет заменить ребенку маму.

Ребенок делает слепок своей будущей жизни, своих привычек и ценностей с родителей. Конечно же, в большей степени с матери, потому что она обычно понятнее и доступнее. Он ее обычно чаще видит, больше проводит с ней времени.

Если мать на детской площадке курит и пьет пиво, пока малыш катается с горки, то для ребенка это будет нормальным. Потом она ему объяснит, что курить не надо. Но будет поздно – слепок-то уже сделан.

То есть все, что делает мать, при ребенке и даже без ребенка – это важно. Сейчас многие люди заботятся об имидже, то есть о том, что о них думают другие. Полезнее всего было бы думать о том, какими нас видят наши дети.

В этом смысле роль матери проста – стать такой женщиной, какой она хотела бы видеть свою дочь. И при этом быть счастливой и любимой своим мужчиной. Так как глаза дочери в сердце отца, увидев как самый лучший для нее мужчина любит маму, она сама захочет стать такой как мама.

С мальчиками все тоже просто (просто на словах, непросто на деле). Стать такой женщиной, какую вы хотите видеть рядом со своим сыном. Помочь мужу стать таким мужчиной, каким вы хотите видеть мальчика. И любить всем сердцем мужа, чтобы ребенок это видел и чувствовал.

Все наши взаимоотношения дети считывают. Даже если нам кажется, что они ничего не понимают.

Конечно, мы все приходим в ту семью и к той маме, как нам положено по судьбе. И наши дети приходят к нам, не умеющим любить, тоже по своей судьбе. Но если мы все-таки сделаем над собой усилие, мы можем помочь и им, и себе в преодолении трудностей жизни.

Для каждого из нас важно уметь и принимать, и отдавать любовь. И мама учит и тому, и другому. Если в принятии нами любви мама непосредственно принимает участие, то в науке отдавать любовь главным является ее пример. Мы смотрим, как живет мама, какие у нее ценности, ради чего она живет, как относится к людям и миру.

Мать не перестает любить, даже когда дитя в два раза ее больше в размерах, даже когда у него уже есть своя семья, даже когда он забывает о ней, живя своей жизнью. В сердце матери ребенок навечно.

Мать дает своим детям очень многое – свою кровь, свою родовую силу, родовую память. Свой образ, свою любовь, свои ценности, пример жизни, пример отношений к себе и другим. Поэтому было бы неосмотрительно говорить о том, что это просто. Что это ерунда. Что с этим справится любая. Родить может практически любая. А стать матерью – далеко не каждая. Особенно в этом мире. Мире, которому так нужны Матери.

Список использованных источников

Мать в своем поведении должна демонстрировать чисто женские черты - мягкость, терпимость, доброту, способность к эмоциональной поддержке и сопереживанию, а отец - такие черты, как энергичность, уверенность в себе, силу, ум, деловитость. Дети в такой семье легко осваивают модели мужского и женского поведения, безболезненно проходят кризисы психосексуального развития. «Первый мужчина» в жизни девочки -ее отец. Именно с ним она будет сравнивать поведение своих друзей, жениха, мужа. Для мальчика «первая женщина» - его мать. Мать, которая позволяет себе физически наказывать ребенка, подавляет его эмоционально, жестко указывает, что и как надо делать, формирует у ребенка искаженное представление о женщинах вообще. В будущем ему будет трудно найти спутницу жизни, так как в его поведении присутствуют зависимость, стремление подчиняться, неинициативность.

Первые пять лет жизни играют определяющую роль в развитии черт мужественности у мальчика и черт женственности у девочки. У мальчиков, воспитанных одной матерью, можно наблюдать либо развитие «женских» черт характера, таких, как большая зависимость, предпочтение игр и занятий, традиционно свойственных девочкам, либо, напротив, развитие «компенсаторной мужественности», для которой характерно сочетание преувеличенно «мужского» поведения с зависимым характером, часто наблюдаемое у молодых преступников. Девочки, лишившиеся отца в детские годы, проявляют неуверенность в общении с мужчинами, у них не сформировано «женское» поведение.

Психоаналитики также описали важность чувства любви и ненависти по отношению к родителям для общего развития ребенка. Дети в возрасте 3-5 лет начинают испытывать сексуальную привязанность к взрослым людям, и прежде всего к родителям, причем ребенок стремится к родителю противоположного пола. З. Фрейд назвал такие привязанности: Эдипов комплекс - у мальчиков и комплекс Электры -у девочек. В греческом мифе о царе Эдипе, убившем своего отца и женившемся на матери, скрыт, по мнению З. Фрейда, ключ к сексуальному комплексу. Мальчик испытывает влечение к матери, воспринимая отца как соперника, вызывающего одновременно и ненависть и страх. Девочка испытывает влечение к отцу, видя в матери свою конкурентку. В мифе Электра решает убить мать, мстя ей за измену и смерть отца. Эти комплексы, таким образом, характеризуются нежной привязанностью ребенка к родителю противоположного пола и агрессивностью по отношению к родителю того же пола, которого ребенок хочет «устранить». Конфликт разрешается отказом ребенка от нежных чувств к родителю другого пола и отождествлением себя с родителем одного с ним пола. В результате ребенок приобщается к ценностям, ролям и установкам, свойственным его полу.

Стиль семейного воспитания и его влияние на развитие ребенка

В семейном воспитании выделено два стиля- демократический и контролирующий. Демократический определяется следующими параметрами: высоким уровнем вербального общения между детьми и родителями, включенностью детей в обсуждение семейных проблем, учетом их мнения, готовностью родителей прийти на помощь, если это требуется. Одновременно присутствует вера в успех самостоятельной деятельности ребенка и ограничение собственной субъективности в видении ребенка.

Контролирующий стиль предполагает значительные ограничения в поведении детей, четкое и ясное объяснение ребенку смысла ограничений, отсутствие разногласий между родителями и детьми по поводу дисциплинарных мер. Дети в семьях с демократическим стилем обладают умеренно выраженной способностью к лидерству, хорошим психическим развитием, социальной активностью, легкостью вступления в контакты со сверстниками. Но им не были присущи альтруизм, сензитивность и эмпатия. Сами дети с трудом поддаются внешнему контролю.

Дети родителей с контролирующим стилем воспитания более послушны, внушаемы, боязливы, не слишком настойчивы в достижении собственных целей, неагрессивны.

При смешанном стиле воспитания ребенку присущи внушаемость, послушание, эмоциональная чувствительность, неагрессивность, отсутствие любознательности, оригинальности мышления, бедная фантазия.

Наряду со стилями воспитания выделяются четыре параметра измерения родительского поведения:

родительский контроль, т. е. предпочитают ли родители оказывать большое влияние на детей, способны ли настаивать на выполнении своих требований, последовательны ли в них;

родительские требования, побуждающие к развитию у детей зрелости, способностей в интеллектуальной, эмоциональной и коммуникативной сферах;

способы общения с детьми в ходе воспитательных воздействий;

эмоциональная поддержка - способность родителей выражать сочувствие, любовь и теплые отношения, испытывать любовь, удовлетворение и гордость за успехи детей.

При анализе данных оказалось, что комплекс черт компетентных детей соответствует наличию в родительском отношении всех четырех измерений: контроля, требовательности к социальной зрелости, общения и эмоциональной поддержки, т.е. оптимальным условиям воспитания является сочетание высокой требовательности и контроля с демократичностью и принятием.

Родители избегающих и незрелых детей имеют более низкий уровень всех параметров, чем родители компетентных детей. Кроме того, для родителей, избегающих детей, характерно более контролирующее и требовательное отношение, но менее теплое, чем для родителей незрелых детей. Родители последних оказались абсолютно неспособны к контролю детского поведения в силу собственной эмоциональной незрелости.

Японский психолог Масару Ибука считает, что как повышенная уверенность, так и излишняя тревожность не содействуют успешному родительству. В первом случае они вряд ли смогут воспитать в ребенке потребность к самостоятельному поиску, к познанию нового. Чем более «свободно» родители воспитывают своего ребенка, тем более неуверенным в себе он вырастает. Под «свободой воспитания» Масару Ибука понимает нерегулярный уход за ребенком, обилие игрушек и в то же время отсутствие внимания. Таким детям не хватает любви, они все время ищут внимания взрослых, в то время как ребенок, выросший в любви, скорее адаптируется к обществу, он более уравновешен и добр.

Рассмотрим связь между стилем родительского воспитания и особенностями ребенка.

Традиционно в психологической литературе выделяют следующие стили семейного воспитания - авторитарный, демократический, либеральный. Еще в работах А.С. Макаренко было выделено несколько типов так называемого ложного родительского авторитета: авторитет подавления, расстояния, педантизма, резонерства, подкупа. В качестве благоприятных описаны авторитет любви, доброты, уважения.

Г. Крайг предлагает следующую классификацию стилей родительского воспитания, выделенных на основании соотношения двух параметров: родительского контроля и теплоты.

Авторитетный стиль предполагает: высокий уровень контроля, когда родители признают и поощряют растущую автономию своих детей, а также теплые отношения (родители открыты для общения, допускают изменения своих требований). Результат - дети социально адаптированы, уверены в себе, способны к самоконтролю, обладают высокой самооценкой.

Авторитарный стиль характеризуется высоким контролем, родители ждут неукоснительного выполнения своих требований; отношения холодные, отстраненные. Дети при этом замкнуты, боязливы и угрюмы, непритязательны и раздражительны. Девочки в большинстве своем - пассивны и зависимы, мальчики – неуправляемы и агрессивны.

Либеральный стиль предполагает низкий уровень контроля и теплые отношения. Родителями слабо или совсем не регламентируется поведение ребенка. Родители открыты для общения с детьми, доминирующее направление коммуникации - от ребенка к родителям, детям предоставлен избыток свободы, родители не устанавливают каких-либо ограничений. Результат: дети склонны к непослушанию и агрессивности, ведут себя неадекватно и импульсивно, нетребовательны к себе. В некоторых случаях они становятся активными, решительными и творческими людьми.

Индифферентный стиль - низкий уровень контроля и холодные отношения. Родители не устанавливают для детей никаких ограничений, безразличны к детям, закрыты для общения. Из-за обремененности собственными проблемами не остается сил на воспитание детей. Если безразличие сочетается с враждебностью, ребенок проявляет разрушительные импульсы и склонность к отклоняющемуся поведению.

Мишина Т.М. описывает наиболее часто встречающиеся неблагополучные формы родительско-детских отношений.Соперничество предполагает стремление отдельных членов семьи обеспечить себе главенствующее положение в доме.Мнимое сотрудничество - конфликты между членами семьи «спрятаны» от посторонних глаз. Семья как бы демонстрирует образ хороших, правильных отношений. Изоляция - в наиболее явном виде происходит отчуждение одного из членов семьи от воспитания ребенка. Дети, растущие в подобных семьях, неизбежно вовлекаются в межличностные конфликты взрослых, их используют как средство манипулирования.

Фиксируются три типа неправильного воспитания: отвергающий (чрезмерная требовательность, жесткая регламентация, контроль либо недостаток контроля на почве попустительства; гиперсоциализирующий (чрезмерная озабоченность и тревожность родителей будущим ребенка, его статусом, успехами и неудачами); эгоцентрический (наблюдается в семьях с низким уровнем ответственности, когда ребенку навязывается представление «Я-большой» в качестве самодовлеющей ценности).