Введение первого прикорма: когда вводить продукты в рацион грудничка и с чего начинать прикармливание? Что делать, если прикорм стал причиной запора? От прикорма до ожирения.

Ожирение, язва желудка, кариес… Таким опасностям подвергают своих детей родители, которые неправильно вводят прикорм.

Как познакомить младенца с едой максимально безопасно? Я расскажу о 5 самых частых ошибках в начале прикорма.

А наш уже ест борщ!

Как испортить ребенку желудочно-кишечную систему? Правильно – рано, непоследовательно и в большом количестве вводить прикорм.

Исследования показали, что одной из главных причин гастроэнтерологических заболеваний у детей и взрослых является слишком раннее введение новой пищи.

До 4 месяцев желудочно-кишечный тракт новорожденного просто не готов к взрослому питанию. У ребенка очень тонкие стенки кишечника, ферментативная и иммунная системы недостаточно развиты, и любимый всей семьей борщ для малыша может быть просто опасен для жизни. А также безобидный апельсиновый сок или любой другой прикорм, с которым вы слишком торопитесь.

Когда же начинать? Оптимальные сроки начала прикорма – период с 4 до 6 месяцев. Они могут колебаться для каждого ребенка в пределах 1-2 месяцев.

Когда пора вводить новую пищу?

  • Когда ребенок начинает жевать при попадании в рот ложки, соски или игрушки;
  • Он перестает выталкивать языком густую пищу;
  • Малыш уже начинает самостоятельно сидеть;
  • У него появляются первые зубы;
  • И еще он проявляет интерес к пище со взрослого стола.

Начать прикорм надо с 1-компонентных пюре. Давайте его в начале кормления, когда ребенок голоден. Первая порция – 1 чайная ложка в первой половине дня, когда малыш чувствует себя хорошо, весел и доволен.

Постепенно доводите объем до возрастной нормы. Обращайте внимание на реакцию организма малыша. Если все в порядке, тогда через 3-4 дня можно попробовать новый продукт.

Для сохранения грудного вскармливания после каждого приема пищи рекомендуется докармливать малыша грудью.

Когда прикорм не вовремя?

Когда ребенок болеет или только что выздоровел, нельзя вводить в меню новый продукт. В такой период организм малыша находится на пределе своих возможностей, все силы брошены на борьбу. Поэтому на переваривание пищи их практически не останется.

Если еще присоединяется , то пища может вызывать даже отвращение.

Как помочь организму ребенка справиться и при этом не навредить?

  • Не заставляйте ребенка есть

У больного ребенка потребность в еде достаточно снижена, и если кормить его насильно, можно прибавить к основному заболеванию проблемы с кишечником, печенью, почками, сердцем и иными органами.

  • Давайте ребенку столько воды, сколько он хочет

Да, в воде нет питательных веществ, но с восстановлением водного баланса она прекрасно справляется.

  • Не будите ребенка ради приема пищи

Он сможет поесть тогда, когда проснется.

Мамам на заметку!


Девочки привет) вот не думала, что и меня коснется проблема растяжек, а еще буду писать про это))) Но деваться некуда, поэтому пишу тут: Как я избавилась от растяжек после родов? Очень буду рада, если и вам мой способ поможет...

Еду лучше всего давать небольшими порциями, но часто.

От прикорма до ожирения?

Мамы часто не замечают, что делают что-то не так. На вопросы врача «Зачем вы даете печенье ребенку в 4-5 месяцев?» или «Зачем вы посыпаете сахаром и так сладкие яблоки?» они отвечают: «Малышу так хочется! Ну, должен же он чему-то порадоваться? Он же взрослый!» Или даже «Он так лучше спит!»

А в результате у малыша в разы повышается риск не только излишнего веса, но и сахарного диабета. Переедание, а так же сладости в рационе ребенка первого года жизни могут приводить к ожирению в детстве, а затем и во взрослом возрасте.

А еще мало кто знает о том, что уже в возрасте 12 месяцев у многих младенцев есть кариес в начальной степени. И виной этому нездоровая, излишне сладкая еда, постоянные соки и подслащенные йогурты, которые ребенок порой пьет каждую ночь.

В результате очень распространен диагноз циркулярный кариес, то есть эмаль оказывается поражена со всех сторон.

Аллергия

Очень часто передается по наследству. Если у кого-то из родственников есть такая особенность, нужно быть осторожнее с прикормом. Проявляться аллергия может на коже, а также в виде насморка, отеков, расстроенного стула.

Детям до года точно нельзя давать:

  • Колбасные изделия;
  • Магазинные кондитерские сладости;
  • Соления, жирные сорта мяса;
  • Красные ягоды и овощи, цитрусовые и экзотические фрукты; грибы; орехи; мед;
  • Морепродукты; различные приправы и соусы;
  • Чипсы и газированные напитки;

Цельное коровье молоко и яичный желток тоже лучше не добавлять в пищу.

Порой причинами аллергии могут быть также перекармливания и сбивчивый режим кормления.

Лучше поздно?

«А мой ребенок в 8 месяцев ничего не пробовал, кроме материнского молока!» — так хвастаются некоторые мамы в интернете. Но слишком позднее введение прикорма – тоже ошибка.

Пищевой ценности грудного молока хватает ребенку до 6 месяцев, иногда и позже. Но ее недостаточно ребенку второго года жизни.

Позднее введение прикорма может вызвать такие проблемы , как:

  • Задержка в физическом развитии ребенка из-за недостатка питательных веществ;
  • Угроза развития анемии;
  • Ребенок поздно и с трудом учится жевать – а значит, возникают проблемы с пищеварением;
  • Ему сложнее воспринимать новые вкусы и запахи.

Не совершайте ошибок, которые потом будет сложно исправить!

Надеюсь, эти простые советы помогут вам их избежать!

Читаем также:

Многие мамочки (как, впрочем, и педиатры) находятся в плену старых рекомендаций — начинать прикорм с соков.
На сегодняшний день мнения ведущих специалистов по введению прикорма противоположно — с соками нужно быть очень аккуратными и стараться не вводить их в рацион ребенка, пока он не начал употреблять взрослую пищу в достаточных объемах, включая мясо, каши, рыбу и т.д. (в этом случае сок является стимулятором ферментативной деятельности малыша).

Каковы же минусы раннего введения сока:

1. Соки — продукт аллергенный. В свете участившихся аллергических реакций это нужно учитывать.
2. Соки — продукт тяжелый и плохо усваивается. Он раздражает незрелый ЖКТ ребенка. Даже взрослым сок рекомендуют разбавлять в пропорции 1:1, а если у человека наблюдаются проблемы с ЖКТ — вовсе исключить из рациона.
3. Вероятность возникновения проблем с поджелудочной железой, почками.
4. Содержание в соке сахара — уж он вообще не нужен такому маленькому ребенку
5. Сок дает сильную нагрузку на ЖКТ, в результате чего через определенный период у ребенка появляются последствия — гастрит, панкреатит и др. заболевания.

Грудное молоко содержит все необходимые витамины для ребенка. Если говорить о железодефицитной анемии (что чаще всего является основанием к введению соков) — биологическая доступность железа в молоке матери очень высока (50-75% в сравнении со смесью, где она достигает всего лишь 20%).

Начинать введение прикорма лучше всего с овощей.

Если ребенок плохо набирает в весе — можно сделать отступление и начать с каш. Что именно выбирать? Овощи.
Не советую начинать прикорм с фруктов.

Они сами по себе имеют сладковатый привкус и уже формируют у ребенка пристрастия к сладенькому.
Овощи намного больше подходят для введения нового продукта.

Первые овощи в рационе — кабачок, цветная капуста, морковь.

Позже вводится картошка (вначале старайтесь вымачивать около часа в воде).

Если у ребенка жидкий стул — кабачок лучше ввести позже.

Введение прикорма начинаем с 1 чайной ложки, постепенно увеличивая объем (2,4 и так далее).

Не нужно доводить объем до определенного количества.
Это ошибка многих мам, которая ведет к перекорму ребенка и последующему отказу от еды. Как только ребенок отвернулся от ложки — убирайте еду и предложите грудь.

Прикорм лучше всего давать в первой половине дня и всегда предлагать запить молочком.

Вначале в рационе малыша будут монокомпонентные пюре.
1 раз в неделю Вы можете добавлять в пюре новый продукт. Не нужно солить приготовленное блюдо. Желательно вести пищевой дневник и записывать туда, что и когда Вы вводили, в каком количестве ребенку давали, какова была реакция. Если малыш отреагировал высыпанием, жидким стулом или запором — исключите продукт из рациона как минимум на месяц. Но помните, что стул может измениться, чаще всего появляются маленькие кусочки съеденной пищи, это нормально.

Я советую готовить пищу самостоятельно.
Перед тем, как купить баночку с детским питанием — посмотрите на срок годности.
Меня всегда смущало, что не содержащее консервантов и прочих добавок пюре может храниться 2 года.
В последнее время я наблюдаю, что баночное питание часто дает аллергическую реакцию.

Если Вы покупаете овощи сами — будьте осторожны в выборе. Овощи, получающие усиленную подкормку, чаще всего выглядят очень красивыми, глянцевыми. Отдайте предпочтение овощам «с огорода бабушки».
Также Вы можете сделать запасы на зиму.

Отлично сохраняются в морозильной камере — разновидности капусты, сладкий перец, из фруктов — малина, вишня, смородина. Картофель и морковь отлично сохраняются зимой на балконе. Экспериментируйте!

Лучше всего для приготовления овощей использовать пароварку.
Овощи готовятся быстро и витамины сохраняются в большем количестве. Давайте ребенку всегда свежеприготовленное блюдо.

Разминать удобнее всего ручным блендером. Ближе к году (10-11 месяцев) начинайте разминать пюре вилкой, чтобы ребенок учился самостоятельно жевать.

Через месяц после введения овощей Вы можете порадовать малыша кашкой.

Лучше всего для первого блюда подходит рисовая, кукурузная или гречневая каша. Для ребенка на грудном вскармливании больше подходит безмолочная каша. Если Вы покупаете каши, не требующие варки — убедитесь, что они не содержат глютен. Глютеносодержащие каши (пшеница, овсянка, многозерновые) не вводите в рацион малыша ранее 8-9 месяцев.
Принцип введения каши такой же — начинать с 1 чайной ложки, постепенно увеличивая объем.

Каши можно также готовить самостоятельно. Для этого крупа моется, высушивается и перемалывается на кофемолке.

Соблюдайте интервал между введением последующих прикормов — минимум 1 месяц.

После каши Вы можете начинать вводить фрукты (в начале не яркоокрашенные), печенье (детское не сдобное), мясо (лучше начинать с индейки, затем вводить телятину, курицу, говядину, от свинины лучше воздержаться) рыбу (морскую) и т.д., соблюдая временной интервал.

Прикорм желательно сдобрить маслом (не с первых дней введения прикорма!) — предпочтительно сливочным (кашу) и оливковым (овощи). Оливковое масло лучше всего подходит для первого прикорма. Начинайте вводить его с 2 капель. Если у малыша запоры — можно добавлять оливковое масло и в овощи, и в кашу (соблюдая объем, чтобы не добиться обратного эффекта). В среднем, в блюдо добавляется 1 чайная ложка оливкового масла.

Правила введения прикорма

Такой прикорм называется педагогическим , потому что основная цель прикорма не накормить ребенка, а познакомить его с новой пищей, научить жевать, научить добывать еду не только из маминой груди.
Примерно в полугодовалом возрасте малыши начинают проявлять интерес к содержимому маминой тарелки, и пытаются его попробовать, именно такое поведение и называется активным пищевым интересом и свидетельствует о готовности малыша к знакомству с новой пищей.

Пищевой интерес малыша связан не с возникающим у него чувством голода, а с желанием подражать маме. Он хочет делать тоже, что и она, брать с тарелки какие-то кусочки и класть себе в рот.

Каковы же принципы введения прикорма при естественном вскармливании, если мама хочет следовать биологической линии поведения ребенка?

Начинают знакомство малыша с введения микродоз (микропроб) продуктов, именно знакомство, без цели накормить ребенка какой-то порцией.
Микродоза для мягкой пищи это примерно столько, сколько помещается у мамы между подушечками большого и указательного пальцев, если она их сожмет, или на кончике чайной ложки. Для жидких продуктов — один глоток, наливается в маленькую чашку на донышко.

1. Ребенок может «за один присест» попробовать то, что ест мама и к чему он проявляет интерес в количестве до трех микродоз.

2. В руку малышу даются только твердые куски, от которых он сам много не отъест (твердые яблоки, морковки, кочерыжка, сушки и т.п.)

3. Микропробы даются в течение 3-4 недель. За это время малыш уже может перезнакомиться со многими продуктами, употребляемыми в его семье, и научиться пить из чашки.

4. Прикорм никогда не замещает прикладывания к груди! Ребенок может знакомиться с новой пищей до, после и во время грудных кормлений. Часто дети запивают микропробы маминым молоком.

5. Постепенно количество пищи увеличивают, позволяя ребенку съесть больше.

6. Маме необходимо сохранить у ребенка интерес к еде, сохранить желание пробовать. От полугода до полутора лет ребенок должен познакомится со всеми продуктами, которые едят в его семье. Чтобы сохранить желание пробовать, мама должна до 8-11 месяцев ограничивать пищевой интерес ребенка: если ребенок съел 3-4 чайных ложки одного продукта, и просит еще, ему надо давать что-то другое.

7. Со стороны введение прикорма должно выглядеть примерно так: малыш выпрашивает кусочки, и мама его оделяет, иногда. В такой ситуации ребенок всегда с удовольствием знакомится с новой пищей и не переедает.

8. Ребенок должен учиться работать столовыми приборами. До 8-11 месяцев это ложки (их должно быть много, т.к. они все время падают), своя тарелка появляется у ребенка тогда, когда он начинает есть отдельно, обычно после 8-11 месяцев. До этого возраста малыш может есть сидя у мамы на руках и из ее тарелки.

9. Если ребенок устал есть, потерял интерес, необходимо унести его из-за стола.

Как же быть с кусочками пищи, если пища малыша не пюре, он же может подавиться?

Еду для малыша не надо измельчать, но начинать надо с маленьких кусочков-микродоз. Если ребенку дается что-то от чего он потенциально может откусить большой кусок, ребенок сидит у мамы на коленях и мама следит за ним и как только большой кусок откусывается, мама делает палец крючком и его отбирает изо рта. Ребенок активно учится и постепенно обучается жевать своими, пока еще, беззубыми челюстями, а потом и зубастыми.

Как быть, если малыш выплевывает даже совсем маленькие кусочки, или пытается их отрыгнуть, вместо того, чтобы глотать?

Многие дети именно так себя и ведут: неделю-две выплевывают все кусочки и периодически “давятся”, потом начинают выплевывать кусочки “через один”, половину – глотают, потом, наконец, начинают глотать все кусочки. Маме надо проявлять терпение и не настаивать. В тоже время ребенок обязательно должен наблюдать, как едят другие люди, не выплевывая кусочки.

Нужна ли ребенку дополнительная жидкость в связи с началом введения прикорма?

Основную жидкость малыш продолжает получать из грудного молока. Интересоваться собственно водой и питьем ребенок начинает обычно после года.
Обычно малыш интересуется содержимым маминой чашки и пробует его, если налить ему в чашечку немножко питья, на донышко.

Если малышу почти 5 месяцев, он очень интересуется любой едой, смотрит всем в рот и требует пробовать, можно ли сейчас вводить ему педагогический прикорм?

Малыш — развитой и любознательный ребенок. Ему очень хочется делать с едой то же, что и его мама.
Но надо помнить, что желудочно-кишечный тракт ребенка, в не полные 5 месяцев, еще не очень-то готов к знакомству с другой пищей.

Ферментные системы только-только начинают созревать. Ситуация в кишечнике сейчас стабильна, вмешиваться в нее раньше времени довольно опасно.
Задача мамы — защитить эту стабильность от преждевременных вмешательств.

Пищевой интерес у малыша такого возраста следует ограничивать, проще говоря, уносить его из кухни и не есть в его присутствии.
Если такой совет не очень нравиться, можно что-то делать, но только на свой страх и риск. Мы уже встречались с ситуацией, когда мама, даже знающая, как правильно вводить прикорм, проявляет нетерпение и в результате которого ребенок получал срыв в пищеварительной системе, с которым приходилось долго потом бороться.
Вводить прикорм раньше, чем малышу исполнится полгода, не рекомендуется.

Почему малыши, питающиеся детским питанием, в 7-8 месяцев могут съедать по 100-200 г пюре или каш, а дети, начинавшие с педагогического прикорма, так не делают?

Ребенок второго полугодия жизни ест мало потому, что он пока не хочет наедаться.
Он только подражает маме в ее действиях. Наедается он молоком. Возможно, в человеческом детеныше есть генетически заложенный механизм, не позволяющий ему есть много в этом возрасте.

Еще пару тысяч лет назад ребенок, наверное, получил бы большие проблемы в пищеварительной системе, если бы ему скормили 100г мяса дичи, принесенной папой с охоты.
Другое дело, что тогда никому бы в голову не пришло так поступить с ребенком. Даже нашим прабабушкам, 100 лет назад, готовившим еду на семью из 5-10 человек на печке или дровяной плите не приходило в голову (и не было возможности), с одной стороны, кормить ребенка чем-то специально приготовленным отдельно от всех, а с другой стороны, и в мыслях не было дать малышу побольше общей каши или супа, что бы наелся…

Детское питание сделано так, что ребенок может съесть его много. И любого малыша можно им накормить, вот только нужно ли?
Есть дети, которые до поры до времени едят эту «детскую пищу» много и с удовольствием, правда, большинство из них приходится в процесс кормежки развлекать, чтобы рты открывали.

Многих развлекать в процессе еды приходится довольно долго, некоторых — до подросткового возраста. Часто встречается ситуация, когда ребенок, евший с удовольствием и много, до года — года с небольшим, став старше, начинает отказываться от еды и превращается в малоежку, кормить которого для родителей просто пытка. Еда таких детей совершенно не интересует. Есть, конечно, дети, которые относительно «благополучно» минуют этап детского питания.

«Благополучно» поставлено в кавычки, т.к. сейчас только начинают изучаться долговременные последствия введения ребенку больших количеств детского питания тогда, когда он биологически к такой нагрузке не совсем готов, результаты будут не скоро…

Консультант по грудному вскармливанию Екатерина Денисова

о прикорме:

1) Раньше я кормила грудью по требованию, а теперь с введением прикорма должна кормить по часам?

Нет. Прикорм и ГВ – это два самостоятельных процесса. поэтому ГВ вы продолжаете в том ритме к которому привыкли (например по требованию), а вот с прикормом старайтесь придерживаться режима. При этом привязывайте не режим к прикорму, а прикорм к режиму. Не важно во сколько вы дали ребенку кашу в качестве завтрака, главное чтобы завтрак был утром, обед - днем, ужин - вечером. Не смотрите на часы, смотрите на ребенка и подстраивайтесь под него, так вы и прикорм введете и режим сохраните (и нервы кстати тоже)))))))).

2) Прикорм давать вначале, а потом грудь или наоборот?

ИМХО, прикорм лучше давать до груди. 1) после груди вероятность того что сытый малыш проявит интерес к прикорму близок к нулю. 2) данная последовательность способствует лучшему усвоению.

3) Вводя новый продукт на замену уже распробованному, мы это делаем в тот же прием?

Да, в тот же прием, подмешивая его к уже введенному.

4) Вводя кашу, даю её в другой прием пищи в дополнение к овощам или вместо овощей?

Каша в один прием пищи, овощи в другой, фрукты соответственно в третий))))

Каждый последующий месяц мы оставляем то, что ввели и добавляем новое.

6 мес. - овощи (обед).

7 мес. - овощи (обед) + каша (завтрак).

8 мес. - овощи (обед) + каша (завтрак) + фрукты/творог (полдник)

5) 1 ч.л. - это сколько грамм/детских ложек?

ИМХО, не думаю что стоит так заморачиваться)))).

1) 1 ч.л. – это примерный объем продукта для первого раза, совсем не нужно запихивать в ребенка сразу целую чайную ложку, можно растянуть её на 3-5-10 маленьких ложечек)))).

2) 7 ч.л. - это примерный объем, который равен 50-60 гр. - этого достаточно для начала ввода прикорма с целью познакомить ребенка с пищей. 7 ложек ± 1 - не суть.

6) Сколько грамм должна составлять порция овощей, чтобы заменить одно кормление?

«Сколько грамм» вопрос условный!)))) Все очень индивидуально! Не пытайтесь впихнуть в ребенка «норму», для него она может быть и 80 гр., и 150…)))))

7) Когда и как доводить овощи до 100-150 гр.?

С возрастом прибавляйте по чуть-чуть. Смотрите по своему ребенку.

для примера: я довела овощи до 100 гр. в 7.5 мес. (ближе к 8-ми), а 150 – к 10 мес.

8) Как часто кормить грудью с началом введения прикорма?

Каждый раз когда берет))))) и тем более когда просит))))). Грудь стоит давать после каждого прикорма и между ними, по первому требованию, нисколько не ограничивая. Ночные кормления не отменять (для поддержания лактации).

также ГМ можно добавлять непосредственно в овощи/каши (и слаще и лучше усваивается).

9) Малыш съедает 100-150 гр овощей, НО потом обязательно ест грудное молоко. это нормально?

Абсолютно нормально))))

10) Когда полностью заменить ГВ на прикормом?

Начать заменять кормления можно месяцам к 9 ± 1 месяц.

11) Допаивать ли ребенка смесью после прикорма или нет?

В начале прикорма допаивать смесью все же придется, но с возрастом, порции будут увеличиваться, вы будете вводить все больше и больше продуктов (в том числе чаи, компоты) и необходимость в докармливании смесью сама отпадет.

Докармливать смесью можно не сразу после прикорма, а через 0,5-1 час. Конечно если вы будете делать жидкую кашу и давать её, например из бутылочки, в таком случае докармливать смесью - не разумно, а вот после овощей - предложите, может ребенок и не откажется))))))

12) Когда полностью заменить смесь на прикорм?

Когда объем порций прикорма будет удовлетворять потребности малыша в еде, но до 10-12 месяцев смесь все равно должна присутствовать в рационе малыша, т.к. остается основным его питанием, поэтому до года убирать смесь полностью не стоит.

13) Меню к 10 месяцам мне показалось недостаточным. Мне кажется все порции можно умножить на 2.

Вполне естественно. Но! Данный объем порций примерный и рассчитан на последующее докармливание грудью, а здесь как известно все индивидуально.

Для примера: мой сын в 10 мес. съедал 100 гр. каши, 120 гр. овощей с мясом, 70-100 гр. детского творога, 50-70 гр. фруктов, 100 гр. йогурта или кефира. и конечно грудь по требованию. ему хватало))))

14) Читала, что на введение нового продукта нужно отводить 2 недели, а у вас 1 неделя. Это правильно?

На введение нового продукта рекомендуют отводить не менее 5 дней, т.е. вы можете вводить и 5, и 7, и 10, и даже 14 дней, это на ваше усмотрение. Конечно, если ребенок склонен к аллергии, то сроки введения лучше увеличивать (соответственно увеличивать порцию медленнее: не по полной ложке, а по половинке).

7 дней - это усредненный срок. 6 дней ± 1 день – принципиальной разницы не играет.

15) Можно ли брокколи в 6 мес. (цыпленка в 9 мес. и т.д.)? в схеме их нет.

В схеме много чего нет, но это не мешает вам вводить иные продукты. Это лишь один из способов введения прикорма. Данная схема - пример, с целью показать принцип введения новых продуктов и примерный порядок введения. Здесь нет не только брокколи, но и брюс. капусты, овсяной каши, цыпленка, свинины, киви и прочего несметного количества фруктов и ягод, которые мама в принципе может дать малышу. перечислять все продукты - нет необходимости. Эта схема - основа, на которую можно опираться (но совсем не обязательно), а уж что добавить или заменить - решать вам., добавляйте и меняйте эту схему по вашему усмотрению!!!

16) Если к этой схеме я хочу добавить брокколи (или иной продукт)? То это будет еще одна неделя?

Можно отвести еще неделю, но если ребенок не аллергик, можно ввести за 3-4 дня (особенно это касается таких продуктов кА цв. капуста/брокколи/брюс. капуста). Главное условие: не вводить два новых продукта в один день, а ввести один и понаблюдать хотя бы 2-3 дня

17) Можно ли давать цукини вместо кабачка?

Можно, почему нет. Последовательность овощей можно менять по своему усмотрению (тем более если ребенок не аллергик). Конечно, лучше сначала вводить белые/зеленые овощи, затем картофель и уже потом красные/оранжевые, но если нет возможности сделать именно так - это не критично.

18) Можно ли давать белокочанную капусту вместо цветной капусты?

С белокочанной капустой всё же лучше подождать. Конечно если вы дадите её ребенку, совсем не обязательно что у него вздуется живот (будет пучить), однако это далеко не редкость, именно поэтому белокочанную капусту рекомендуют вводить не ранее чем в 10-12 месяцев (а то и позже) когда перельстатика кишечника более или менее налажена. Не забывайте что помимо брокколи и белокочанной есть еще брюссельская, цветная, кольраби (которые можно вводить начиная с 6 месяцев).

19) А разве можно овощи для первого прикорма смешивать? Слышала что если вводим цв.капусту, то введенный уже кабачок отменяем. Здесь не так.

Можно и не смешивать, но так практичнее. Один раз (в самом начале) доведя порцию овощей до 50-60 гр. ребенок каждый день будет есть овощи примерно в одном и том же объеме, а не начинать каждую неделю заново, с одной ч.л..

20) Не вредно ли давать ребенку многокомпонентные пюре?

Абсолютно не вредно)))). Монокомпонентное пюре вводят для того чтобы отслеживать реакцию организма на продукт. Необязательно вводить всё в виде монокомпонентных пюре, главное не вводить два и более продукта одновременно.

21) Когда начинаем одновременно давать два продукта, их в одной тарелочке смешивать или нужно давать всё по отдельности - сначала 6 ч.л. картошки, а потом 1 ч.л. кабачка?!?

В каком виде давать - не имеет значения. Делайте как вам удобно или как больше нравиться ребенку. Смешивать или нет – решать только Вам, это не принципиально.

Я смешивала, а подруга разделяла (хотела попутно видеть как ребенок реагирует на конкретный продукт непосредственно в момент приема пищи т.е. нравиться или нет).

22) Когда можно давать многокомпонентные овощные (фруктовые) пюре?

Как только введете несколько овощей (фруктов), можете смело давать ассорти из попробованных.

Я всегда подмешивала новый продукт к уже введенному (обычно смешивала 3 овоща) и с тех пор как мы ввели третий овощ, однокомпонентные пюре я не делала совсем (соответственно ни один овощ не доводила до 7-ми ч.л.).

23) Ребенок не ест с ложки. Как быть?

Терпение и труд всё перетрут)))))) ему нужно время, чтобы понять чего вы от него хотите и вообще для чего всё это нужно. По себе знаю, сколько терпения, сил и времени нужно, чтобы ребенок начал есть с ложки, но этот процесс очень нужен и важен для дальнейшего развития.

24) Малыш пару дней ел кабачок (или другой продукт), а на третий (пятый) день наотрез отказался. Что ему теперь давать?

Отказ от прикорма в первые дни - не редкость, а почти норма. Ребенок такой же человек как и все, и конечно же ему может что-то нравиться, а что-то категорично не приниматься. Поэтому, если ребенок отказывается что-либо есть, отложите продукт, не пичкайте, сами намучаетесь и сформируете отрицательное отношение к прикорму у малыша. Попробуйте дать продукт ещё 1-2 раза, если отказ повториться, отложите его и начните вводить что-нибудь другое, через 2-3 недели попробуйте дать снова (уже в виде многокомпонентного пюре).

Кроме того, ребенку может не нравиться не только овощ, но и сам процесс кормления. Многим первые ложки прикорма даются с трудом, детки ещё не знают чего вы от них хотите и каковы должны быть их действия, но поверьте мне, если еда доставит ребенку удовольствие, он быстро сообразит: ложка + открытый рот = вкусно, интересно, здорово! Ваша задача заинтересовать)))))

Из личного опыта:

Моему сыну потребовалась не одна неделя (а мне вагон терпения), на то чтобы распробовать овощи, зато теперь ест с удовольствием (а я знаю, какие овощи и как он любит).

Совет: не мешайте однотипные продукты (брокколи/цветная/брюссельская капуста или тыква/морковь), чередуйте саму консистенцию пюре (слегка погуще на основе капусты/картошки или наоборот пожиже кабачок/тыква). Бывало более жидкое пюре (разводила грудным молоком) у сына шло на ура, а чуть гуще - плюётся)))))) и наоборот. Найдите то, что нравиться Вашему малышу.

25) Начали с кабачка, ребенок отказался, попробовала дать еще сработал рвотный рефлекс. Что делать? С чего начать прикорм?

Отложите ввод прикорма на недельку. Вероятнее всего дело не кабачке, а именно в рефлексе (он проходит с возрастом).

Подобная реакция в первые дни прикорма – также не редкость.

как вариант : попробуйте сделать консистенцию овощного пюре пожиже (разбавьте своим молоком или адапт. смесью), давайте совсем по чуть-чуть (так сказать ложку пооблизывать)))).

26) Можно ли начать прикорм с каши?

27) Мы начали прикорм с каш, как после каш ввести овощи по этой схеме.

Меняйте местами 6 и 7 месяц в схеме и вперед!

28) Безглютеновые каши, это какие каши?

Каши, не содержащие глютен, белок пищевой клейковины, который плохо переносится многими детьми. Глютен, входит в состав оболочек таких злаков, как пшеница, рожь, овес, ячмень. Данный белок достаточно трудно переваривается, может вызвать нарушение перистальтики (волнообразных сокращений) кишечника, изменение частоты и цвета стула, аллергические реакции. В частности, у грудничка он может спровоцировать развитие ожирения, дисбактериоз, атопический дерматит и послужить причиной заболеваний ЖКТ.

Глютен не содержится в гречке, рисе и кукурузе (говоря о кукурузной каше, имеется в виду промышленно изготовленная каша, специально для детей т.к. одна из составных частей обычной кукурузной крупы - кукурузных крахмал, который на 80% состоит из глютена).

29) С какого возраста можно давать глютеносодержащие каши?!

Ферменты, расщепляющие глютен, в достаточном количестве начинают вырабатываться после 6-ти месяцев (26 полных недель), до этого возраста рекомендуется давать безглютеновые каши. Но! Это скорее относиться только к овсяной каше т.к. у других глютеносодержащих круп (ячка, манка, пшено…) есть ряд прочих условий введения и иные возрастные ограничения

30) Чем разводить промышленные каши?

Каши можно разводить грудным молоком / водой (детской или кипяченой) / адапт. смесью, компотом. Кроме того, её можно разводить соком или молоком, но! вводить и то и другое до года нежелательно, даже если ребенок не склонен реагировать на продукты питания ввод молока лучше отложить до 10-12 месяцев (даже детское), а сок до 12.

31) Почему категорически нельзя давать кашу из бутылки?

В случае если ребенок на ГВ, каша из бутылочки может закончиться отказом от груди.

Кроме того, пищеварение начинается в ротовой полости, где пища обрабатывается слюной, в случае использования бутылочки - начальное звено пищеварения выпадает...

А вообще никто не запрещает.

32) Можно ли давать 2 разные каши в один день?

Кашу, как правило, дают только один раз в день, на завтрак или на ужин. Только если ребенок плохо прибавляет в весе врач может порекомендовать кормить кашей два раза в день. В такой ситуации можно давать две разные каши в один день.

33) Ребенку 9-12 месяцев, до сих пор просыпается ночью 3-4 раза. Можно ли давать кашу на ночь, чтоб наелся и спал?

кашу можно давать вечером, при соблюдении двух правил:

1) не раньше, чем за 1,5 часа до сна

2) на завтрак заменить кашу чем-нибудь другим

34) С какого возраста можно давать молочные каши?

Молоко не рекомендуют детям первого года жизни, поэтому желательно до года не варить кашу на цельном молоке. Есть масса способов обойтись без него (например, можно разводить промышленные безмолочные каши грудным молоком или смесью).

Существует так называемое «детское молоко» с 8 мес., его можно попробовать, но:

1) ИМХО, как и в любом промышленном продукте, к возрасту указанному на упаковке лучше прибавлять ещё пару месяцев (а значит делать кашу на молоке можно с 10 мес.);

2) молоко вводить аккуратно, в начале введения разбавлять с водой;

3) НЕ кипятить, кипяченое молоко – не перевариваемый продукт. Пастеризованное молоко в пакетах достаточно просто довести до кипения (начало кипеть - выключайте), а ультрапастеризованное достаточно просто подогреть.

Промышленные молочные каши можно давать с 8 месяцев.

35) В каком виде вводить фрукты, в сыром виде или термообработанном? Читала, что до года сырые фрукты и овощи нельзя - можно только термически обработанные.

Вводить можно в любом, но пользы конечно больше в сырых. ИМХО, считаю не целесообразным (да что уж там! просто не логичным), давать до года отварные/запеченые/ и иным способом термически обработанные фрукты (груши, бананы, абрикосы) и овощи (огурчик, перчик). Склонна думать, что это информация пущена производителями детского питания.

36) В каком виде вводить фрукты, в виде пюре или в ниблере, например?

Это на ваше усмотрение. Как нравиться ребенку так и давайте.

37) В схеме фрукты с 8 мес, а раньше нельзя давать?

Можно, никто не запрещает. Но целесообразнее вводить фрукты именно в 8 мес. Но это также остается на ваше усмотрение.

38) Почему творог можно раньше чем молоко?

В отличии от цельного молока, творог является КИСЛОмолочным продуктом (а значит процесс свертывания/сквашивания уже произошел) именно поэтому его можно значительно раньше молока, которое начинает процесс свертывания в ЖКТ ребенка под воздействием желудочного сока, сильно раздражая стенки кишечника.

39) Можно ли в 1 день давать 2 разных вида мяса, которые уже введены?

Можно, только не увеличивайте объем порции мяса, а смешивать можно хоть три вида мяса.

40) Чем и когда начинать поить ребенка?

Начинать предлагать попить нужно вместе с началом введения прикорма. Это может быть вода, слабенький чай или компот из чайной ложечки или поильника. Но как показывает практика, в возрасте 6-8 месяцев (при использовании данной схемы введения прикорма), детки на грудном вскармливании не нуждаются в дополнительной жидкости. В этом возрасте (и при данном объеме прикорма) ГМ все еще полностью удовлетворяет потребность малыша в жидкости, поэтому если ваш малыш отказывается пить - не настаивайте, время придет, вам лишь остается ждать и периодически предлагать, а пить или нет – решать только ребенку.

Деткам на ИВ воду дают априори, поэтому не буду на этом останавливаться.

41) Сколько надо давать воды?

Начинать с 10-15 мл 2-3 раза в день, в перерывах между кормлениями. В случае если ребенок находиться на ГВ следует помнить, что объем выпитой жидкости – вытеснит равноценный объем ГМ, исходя из этого сначала предложите грудь, а уже потом воду (чай, компот…).

42) Что считать негативной реакцией на прикорм?

Аллергия (различные кожные высыпания, сухость кожи), запор, понос, повышенное газообразование, рвота.

43) При введении прикорма у ребенка появляется негативная реакция, на какой либо продукт, что делать?

Обязательно прекращаем, на 1-2 недели, в зависимости от реакции (может и больше), позже пробуем снова, по чуть-чуть. В случае рецидива откладываем продукт в «дальний ящик».

44) Ребенок аллергик. Чем кормить?

К сожалению в вопросах аллергии я не компетентна. Аллергия - сложная вещь, в таких случаях нужен особый подход. Лучше проконсультироваться у опытного аллерголога и составить индивидуальное меню.

Прим.: Возможно проявление аллергии в раннем возрасте - явление временное и совместно с тем как будет зреть ЖКТ вашего ребенка - аллергические реакции сойдут на нет.

45) В двух словах об изменении стула у грудничка при введении прикорма.

У детей на ГВ до введения прикорма нормой можно считать жидкий (кашицеобразный, но жидкий) стул частотой 3-5 раз в день, при условии отсутствия в нём примесей (крови, слизи), зелени и пены. С введение прикорма стул становиться более «сформированным», все с тем же кисловаты запахом простокваши (постепенно запах тоже меняется). Может стать гуще и измениться в цвете (в зависимости от того чем покормили), могут быть крупинки непереваренной пищи. Частота стула может быть 1-2 раза в день, а может сократиться до 1 раза в 2-3 дня, что не является запором в первые месяцы прикорма (как отличить запор от нормальной работы кишечника - почитайте отдельно).

46) Что лучше для первого прикорма готовить самой или покупать готовое?

Я не проводила собственных лабораторных исследований, поэтому не могу что-либо сказать достоверное, а значит не могу советовать. Что выбрать - личное дело каждой мамы. Вам лучше поговорить об этом отдельно (создайте пост или почитайте уже существующие).

ИМХО, ну не верю я что в баночки кладут иные овощи, не такие как на рынке! не верю что в баночках овощи с «бабушкиных» грядок, с любовью выращенные и родниковой водой поливаемые. Аргумент, что на производстве овощи проверяют, так их и на рынке проверяют. Тогда в чем разница? Кроме того сомневаюсь что после промышленной термообработки овощей в них вообще остается хоть что-то полезное.

Сразу же после того, как первые трудности грудного вскармливания остаются позади, перед мамой встает еще одна серьезная проблема – первый прикорм. Рекомендации, которые дают в этом случае тематические сайты, участковые педиатры и подруги с бабушками сильно отличаются друг от друга, поэтому неопытные женщины просто-напросто теряются в море противоречивой информации. Как же правильно вводить первый прикорм, и какой возраст является для этого оптимальным?

Несколько десятков лет назад считалось, что первый прикорм малышам, которые питаются исключительно грудным молоком, должен вводиться в три месяца. Но сегодня эта схема признана не просто неправильной, но и опасной для здоровья ребенка.

В организме младенца, который еще не достиг шестимесячного возраста, отсутствуют необходимые для переваривания новой пищи ферменты, поэтому «взрослые» продукты создают сильную нагрузку на его пищеварительный тракт.

Кроме того, до полугода ребенку вполне достаточно полезных веществ и витаминов, которые он получает из материнского молока, то есть ранее введение прикорма просто-напросто не имеет смысла. Подобные меры целесообразны только по медицинским показаниям – например, в тех случаях, когда ребенок не набирает достаточного количества веса. Правда, вводить прикорм слишком поздно тоже не рекомендуется, так как в 7-8 месяцев малыш уже может воспринимать незнакомую пищу значительно хуже.

Для знакомства с новой пищей ребенок должен иметь достаточно сформированную для этого нервную систему, а также некоторые навыки и рефлексы.

Существует ряд признаков, по которым можно определить его готовность к введению первого прикорма.

  1. У ребенка появляются первые жевательные движения, сила сосания увеличивается, а рвотный рефлекс перемещается от середины языка к его корню.
  2. Полностью опорожнив материнскую грудь, малыш продолжает проявлять признаки голода.
  3. Проявление интереса к взрослой пище и первые попытки попробовать что-то с тарелок родителей.
  4. При попытках мамы предложить ребенку новый продукт он не пытается оттолкнуть ложку.
  5. Кроха может в течение долгого времени сидеть на одном месте и брать пищу руками.

Если у младенца отмечаются как минимум три из пяти вышеперечисленных признаков, значит, его организм вполне готов к знакомству с новыми блюдами.

Чтобы не навредить малышу при введении прикорма, мама должна соблюдать несколько важных правил:

  • новые продукты вводятся в меню ребенка не чаще, чем раз 7-10 дней;
  • нельзя впервые знакомить ребенка сразу перед прививками или после них, при перемене климата, после болезней, во время прорезывания зубов и т.д.;
  • пищу следует давать младенцу тогда, когда он голоден, и ни в коем случае не заставлять его есть предложенное;
  • изначально все блюда для прикорма (например, овощные пюре) должны быть приготовлены из одного овоща: смешивать разные овощи или злаки можно только тогда, когда ребенок уже попробовал каждый из них отдельно;
  • прикорм не должен быть поводом для прекращения грудного вскармливания – он призван не заменять материнское молоко, а дополнять его.

С чего начать?

Существует два варианта введения первого прикорма, каждый из которых имеет свои недостатки и преимущества. Первый – более современный и радикальный вариант, который носит название педприкорм, а также традиционная схема, то есть введение в рацион специального детского питания (покупного или приготовленного собственноручно). Выбор наиболее оптимальной схемы, разумеется, за мамой.

Особенности педприкорма

Основной принцип педприкорма – познакомить малыша с привычной для его семьи пищей, благодаря чему он может быстро «включиться» в рацион. Конечно же, это не означает, что полугодовалых малышей следует сразу же начинать кормить жареной и жирной взрослой пищей. Начинать педприкорм нужно с крохотных (не более четверти чайной ложки) порций отварных или приготовленных на пару продуктов, которые следует подготовить соответствующим образом: измельчить или перемолоть.

Перечень продуктов, которые могут входить в педприкорм, включает:

  • отварное мясо и рыба;
  • кисломолочные продукты;
  • отварные и паровые овощи;
  • фрукты;
  • каши и гарниры (горох, картофель, бобы и др.).

Сначала малыш только знакомится со вкусом и текстурой новой пищи, после чего ее количество начинает понемногу возрастать. Такая схема прикорма дает детям возможность развивать навыки общения, мелкую моторику и координацию, а также формирует основы правильного питания на всю оставшуюся жизнь.

Прикорм детским питанием

Первые продукты, которые рекомендуют вводить в рацион малыша – это овощи белого (цветная капуста) или зеленого цвета (кабачок, брокколи), так как они вызывают пищевую аллергию достаточно редко. Далее к ним добавляют тыкву и морковь, причем последнюю дают ребенку не более чем 2-3 раза в неделю вместе с другими овощами, иначе на его стопах и ладонях могут появиться пятна желто-оранжевого цвета. Исключение из этого правила составляют дети с недостаточной прибавкой веса – в этом случае прикорм начинается с безглютеновых каш.

Начинать прикорма с фруктовых соков или свежих фруктов не рекомендуется – они обладают сладким вкусом, из-за чего у ребенка сразу же начинает вырабатываться тяга к сладкому, а кроме того, могут раздражать слизистую оболочку ЖКТ, вызывая расстройства пищеварения.

Существует специальная схема введения новых продуктов, составленная специалистами ВОЗ, которой рекомендуется придерживаться всем кормящим женщинам.

Вид прикорма Оптимальный для введения возраст Как правильно вводить Рекомендуемый объем порции
Овощи 6 мес. (при наличии соответствующих показаний 5 мес.) Первыми вводятся зеленые и белые овощи (кроме картофеля) в виде пюре Для начала рекомендуется давать по ½ ч.л., после чего постепенно довести до объема одного кормления (100-200 г)
Растительные масла 6 мес. Первым рекомендуется вводить оливковое масло, после подсолнечное и кукурузное, которые добавляются в пюре С нескольких капель (до чайной ложки)
Каши (безмолочные) 6,5-7 мес. (при недостаточной прибавке в весе с 4-5 мес.) Первыми вводятся крупы, которые не содержат глютен (гречка, кукуруза, рис), после чего можно вводить мультизлаковые каши С ½ ч.л. (до 100-200 г)
Масло сливочное 7 мес. В качестве добавки к кашам С 1/8 ч.л. (до 10-20 г)
Фрукты 7-8 мес. В виде однокомпонентных пюре, постепенно переходя на пюре из нескольких видов фруктов С ½ ч.л. (до 100-200 г)
Каши молочные 8-9 мес. Сначала безглютеновые крупы (гречневая, кукурузная, рисовая), а при отсутствии аллергии и расстройств ЖКТ можно ввести овсянку и мультизлаковые С ½ ч.л. (до 100-200 г)
Мясо 8 мес. Для начала рекомендуется индейка, крольчатина, телятина, после чего постепенно вводить куриное мясо и говядину (свинина в качестве прикорма не рекомендуется) С ½ ч.л. (до 100-200 г)
Яйца (желтки) 8 мес. Рекомендуется начинать с перепелиных яиц, так как они вызывают аллергию реже, чем куриные С 1/8 ч. куриного (если яйцо перепелиное, то с ¼), доводя до ½ (целого перепелиного) в день
Детское несдобное печенье 9-10 мес. Максимум 5 шт. в день С небольших кусочков (примерно 1/8), доходя до целого печенья
Кисломолочные продукты 9 мес. Специальная детская кисломолочка С ½ ч.л. (до 100-200 г)
Творог 9 мес. Специальный творожок без добавок С ½ ч.л. (до 50 г). С годовалого возраста можно давать по 100 г
Субпродукты 9-10 мес. В составе многокомпонентных пюре, сначала более 1-2-х раз в неделю С ½ ч.л. (до 50-100 г)
Рыба 10 мес. (при наличии аллергии – с 12) Паровая или отварная, дважды в неделю С ½ ч.л. (до 150-200 г)
Фруктовые соки 10-12 мес. Для начала давать разбавленные водой (пропорция 1 к 1) осветленные соков, предпочтительно яблочный С ½ ч.л. (до 100 мл в день)
Каши (манная, перловая, пшенная т.д.) 12 мес. Начинать с хорошо проваренных многокомпонентных каш С 2-3-х ч.л., (до 200-250 г)
Ягоды 12 мес. В виде пюре (предпочтительно из ярких ягод) С ½ ч.л. (до 100-150 г)

При введении прикорма крохе сразу же нужно завести свою посуду: тарелку и ложку. Специальную ложечку можно приобрести в аптеке – она может быть силиконовой или пластиковой (некоторые мамы используют серебряные ложки).

Прикармливать детей из бутылочки недопустимо, даже если производитель указывает, что она предназначена специально для таких целей. Знакомство с соской – первый шаг к отказу от материнской груди и формированию нездоровых пищевых привычек.

Знакомя ребенка с новыми продуктами, очень важно следить за реакцией его организма – для этого рекомендуется завести специальный дневник, в который мама будет записывать каждый из них (время введения, количество и т.д.). Если у крохи вдруг возникнет пищевая аллергия, запор или другие проблемы с пищеварением, с помощью записей будет очень легко установить его «виновника». Продукт, который вызвал подобную реакцию, следует исключить из рациона как минимум на месяц.

Очень важно помнить о том, что с введением прикорма характер стула у ребенка в любом случае поменяется. Овощи содержат клетчатку, поэтому могут слегка послаблять стул (поэтому они особенно рекомендуются детям, склонным к запорам). Разные фрукты также действуют на пищеварительную систему по-разному: более водянистые плоды (например, киви, яблоки, абрикосы) обладают послабляющим эффектом, а более плотные (бананы, груши) – наоборот, закрепляющим.

Первый прикорм активизирует работу печени и ферментативной системы, из-за чего стул может приобрести зеленоватый оттенок или в нем появятся вкрапления слизи и не переваренные кусочки пищи. Если ребенок чувствует себя нормально, такие явления не должны пугать родителей – после того, как желудок научится «работать» с незнакомыми продуктами, стул сразу же нормализуется (обычно это происходит примерно в течение недели).

С введением новых продуктов не следует спешить, иначе ребенок может вообще отказаться от прикорма – чтобы малыш полностью привык к тому или иному блюду, он должен попробовать его как минимум 10 раз. При категорическом отказе от того или иного продукта можно пойти небольшое ухищрение – добавить в пюре или кашу немного грудного молока. Почувствовав знакомый вкус, малыш с удовольствием съест предложенное.

Пюре и каши для первого прикорма можно купить в специализированных магазинах или приготовить самостоятельно. Для этого нужно взять овощи, хорошо промыть их в кипяченой воде, при необходимости очистить от кожицы и семян, мелко нарезать, после чего сварить или приготовить в пароварке (второй вариант предпочтительнее, так как приготовление на пару сохраняет больше количество полезных веществ). Отваренные овощи измельчить блендером с добавлением небольшого количества бульона или воды.

Консистенция продукта должна быть жидкой, напоминающей кефир. Когда малыш немного подрастет, можно давать ему более густое пюре, а ближе к 10-11 месяцев овощи следует просто разминать вилкой, чтобы ребенок учился жевать. Хранить готовые блюда для прикорма нельзя – каждый раз необходимо готовить свежую порцию.

Чтобы приготовить кашу для первого прикорма нужно хорошо промыть и высушить крупу, после чего перемолоть ее в кофемолке и заварить кипятком (можно добавить немного грудного молока). Ни в коем случае нельзя заставлять ребенка съедать все без остатка – основная цель прикорма заключается не в том, чтобы накормить малыша, а в знакомстве его организма со взрослыми продуктами, формировании правильного пищевого поведения и навыков, которые будут необходимы в будущем.

Видео - первый прикорм

Примерно к шестимесячному возрасту у детей возрастает потребность в большей энергии и питательных веществах. Перед мамой встает вопрос о том, как правильно вводить прикорм. От него зависит развитие органов пищеварения в дальнейшем. Первая пища становится основой развития жевательной техники и правильной выработки ферментов.

Всемирная система здравоохранения (ВОЗ) разработала систему ввода прикорма и определила приблизительные рамки, когда его можно давать. Целью является не только обогащение организма детей питательными элементами, но и приобщение к твердой, взрослой пище.

Согласно общепринятым нормам ВОЗ, время введения прикорма зависит от типа вскармливания.

Прикорм при грудном вскармливании нужно начинать не раньше 6 месяцев. К полугодовалому возрасту в грудном молоке становится недостаточно витаминов и минералов для полноценного роста и развития ребенка.

Дети, вскармливаемые смесями, могут попробовать новые продукты чуть раньше, в 4-5 месяцев. Их потребность в микроэлементах намного больше, чем у детей на естественном вскармливании. К этому времени иммунная и пищеварительная система созревают достаточно, чтобы усвоить новую пищу.

Начало прикорма можно определить и по поведению и развитию самого ребенка. Признаки, определенные ВОЗ:

  • привычной порции грудного молока или смеси ребенку не хватает;
  • малыш может сидеть без поддержки;
  • появились первые зубки, малыш не выталкивает пищу изо рта, старается ее жевать;
  • интересуется тем, что находится в тарелке у взрослого.

Важно помнить, что на протяжении всего периода ввода новых продуктов кормящей маме не стоит отодвигать на второй план грудное кормление.

Таблица поможет разобраться, с чего начинать, когда и сколько давать пищи в прикорм при грудном вскармливании. Данные соответствуют принятым нормам ВОЗ.

Возраст, мес. 6 7 8 9 10 11
Продукты и блюда
Каша 40 70 90 150 170 190
Овощное пюре 130 160 170 190 200 200
Фруктовое пюре 50 70 80 90 100 100
Масло сливочное и подсолнечное 1 г 3 г 3-4 г 4 г 5 г 5-6 г
Желток куриного яйца ¼ шт. ½ шт. ½ шт. ½ шт. ½ шт.
Мясное пюре 30 50 60 70 80
Сухари, печенье 5 г 5 г. 8 г 10 г 15
Рыба 30 40 50 60
Творог 30 40 50 50 50
Кефир 100 150 170 200
Хлеб 5 г 10 г 10 г 10 г

Правила ввода продуктов и блюд

Чтобы новый продукт принес детям только пользу и не вызвал нежелательных реакций, нужно соблюдать несколько правил.

  • На момент ввода нового продукта малыш должен быть здоров. Нельзя этого делать в период плановых прививок , в момент разлуки с мамой или переезда на новое место.
  • Прикорм давать в первой половине дня, по несколько грамм, до основного кормления грудным молоком или смесью.

  • Посуда должны быть тщательно вымыта, продукты правильно приготовлены.
  • Нежелательно хранить приготовленное блюдо, даже в холодильнике.
  • Прикорм нужно давать с помощью ложки (только не металлической).
  • Переходить к очередному новому продукту стоит не раньше недели.

Если новый продукт вызвал рвоту, понос, сыпь и другие неприятные симптомы, то нужно исключить его из рациона на месяц. После этого снова повторить введение.

Схема наглядно поможет разобраться, как осуществляется последовательность введения новых продуктов ребенку, согласно рекомендациям ВОЗ.

Время ввода Вид подачи блюда Частота ввода в рацион Количество порции
6-8 месяцев Пища по консистенции должна напоминать грудное молоко или доводиться до пюреобразного состояния. До 3 раз в день, разрешено 2 перекуса. Постепенный переход от 5 мл до 120 мл.
9-11 месяцев Пища, размятая вилкой или мелконарезанная. Продукты, которые можно удержать в руках, предлагаются малышу. До 4 кормлений в день и 2 перекуса. Одно кормление равно 120 мл.
12 месяцев и старше Каши не перемалываются, твердая пища режется кусочками средней величины. Прикорм заменят 4 кормления грудью или смесью и 2 перекуса. Порция равна примерно 230 мл.
  1. Если ребенок только на грудном вскармливании, то с первым прикормом ему следует предлагать воду.
  2. При недостатке веса прикорм начинают с каш.
  3. Если есть проблемы со стулом, рекомендовано раньше ввести в рацион чернослив.
  4. Когда малыш не успевает усвоить продукт за неделю, сроки можно увеличить. Порции зависят от веса малыша.

Таблица введения новых продуктов для детей 6 месяцев на примере овощей поможет разобраться, сколько разрешено ввести прикорма в первые дни.

Новый продукт Неделя, № Рацион дня (прикорм во время обеда)
Кабачок 1 1-й день. Пюре,1 ч. л.

2-й день. Кабачковое пюре, 2 ч. л.

Каждый день прибавляется по 5 г. Увеличить до 60 г.

Цветная капуста 2 1-й день. Пюре из цветной капусты, 1 ч. л., и 60 г кабачкового пюре.

2-й день. Пюре из нового продукта, 2 ч. л., и 55 г пюре из кабачков (постепенное уменьшение уже усвоенного продукта на 5 грамм).

6-й день. Цветная капуста, 60 г, и 25 г кабачка.

7-й день. Только цветная капуста, 70 г.

Брокколи 3 1. Пюре из брокколи, 1 ч. л., и 70 г кабачка.

2. Брокколи, 2 ч. л., и 60 г цветной капусты.

6. Пюре из цветной капусты, 80 г, и кабачка, 20 г.

7. Пюре из цветной капусты, 100 г.

4 1. Брокколи и кабачки – по 50 г.

2. Цветная капуста и кабачки – по 50 г. и т. д.

7. Брокколи и цветная капуста – по 50 г.

Таблица поможет разобраться с тем, сколько грамм блюда и в какой день можно предложить грудничку в период, когда вводятся новые продукты.

Знакомство с новым

С чего же начинать кормление грудничка? Первый прикорм при грудном вскармливании зависит от состояния здоровья ребенка. Если он недобирает ценные килограммы, то лучше начинать с каш из злаков без глютена. В других случаях начинают введение с овощных блюд, но не с фруктовых.

Овощные блюда полезны при запорах. Фрукты сами по себе сладкие, и после них труднее приучить малыша к другим блюдам.

Первые каши нужно давать однокомпонентные, безглютеновые. К ним относят кукурузную, рисовую, гречневую и овсяную крупы. Если малыш склонен к запорам, то кашу из риса нельзя давать первой, и варить ее можно не больше одного раза в неделю. Самой полезной является гречка. Она препятствует развитию анемии, придает энергию, легко усваивается организмом. Ее, наоборот, следует включать в рацион не меньше двух раз в неделю.

Первые каши для детей должны быть безмолочными. В их составе не должно быть сахара и соли. Этого же правила нужно придерживаться при варке блюда в домашних условиях. Ближе к году кашу можно варить на пастеризованном молоке с добавлением воды. Когда исполнится год, разрешено давать полностью молочные каши.

Овощные блюда формируют правильную микрофлору кишечника, стимулируют работу перистальтики кишечника. Кормление лучше начинать с кабачка, брокколи, цветной капусты. Ближе к 8 месяцам можно вводить в рацион морковь и тыкву. Начинать нужно с одного компонента. Как только ребенок привыкнет к нескольким овощам, их можно будет смешивать в одном блюде.

Первое фруктовое пюре следует давать из зеленого яблока или груши. Только вводить их нужно с осторожностью. Они могут повысить образование газов и вызвать метеоризм.

Мясные блюда нужно вводить после 7 месяцев. Начинать нужно с нежирных сортов мяса: индейки, телятины, курицы. Если ребенок на грудном вскармливании и не хочет принимать в рационе мясные блюда, то можно и не настаивать. Если ребенок на искусственном вскармливании и имеет низкий гемоглобин, то ввести в его рацион мясо нужно обязательно.

В 9 месяцев можно начинать давать рыбу (хек, минтай) – до 2 раз в неделю. В этот же период вводят такие кисломолочные продукты, как кефир, творог.

Схема очередности введения прикорма детям на грудном вскармливании, согласно принятым нормам ВОЗ:

  • 6 месяцев – овощные блюда;
  • 6,5–7 месяцев – фрукты;
  • 7–9 месяцев – каши;
  • 8–9 – желток;
  • 9–11 – рыба, мясо;
  • 11–12 – кефир;
  • 12 – творог.

Нововведения

Относительно недавно появился термин «педагогический прикорм ». Он имеет небольшие отличия от принятого ВОЗ норматива, включает опыт и советы родителей и никакими другими научными данными не подкреплен.

Педагогический прикорм не преследует цели накормить ребенка. Кормящей маме необходимо просто научить малыша культуре поведения за столом и привить интерес к пище.

Педагогический прикорм включает следующие советы:

  1. Кормление не по определенным границам в календаре, принятым ВОЗ, а по желанию ребенка. При этом все-таки учитывается, что первый прикорм грудничка не должен быть введен раньше 6 месяцев.
  2. Несоблюдение норм консистенции блюд, предлагаемой ВОЗ для первого прикорма. Ребенок берет со стола все, что едят взрослые. Маме нужно следить, чтобы пища была правильно приготовлена (не должно быть копченостей, жареных, острых, консервированных блюд). Кусочки не измельчаются.
  3. Не готовятся отдельные детские блюда. Ребенок ест то, что и взрослые.
  4. До 9 месяцев ребенок может свободно есть из тарелки взрослых. И только после указанного периода ему выделяют отдельную ложку и тарелку.
  5. Педагогический прикорм не применяется при искусственном вскармливании. Сторонники данного направления за то, чтобы кормящей маме сохранять свое молоко как можно дольше.

Педагогический прикорм имеет много положительных сторон. Среди них главным является знакомство детей с самого первого дня прикорма с традициями приема пищи внутри своей семьи. Кормящей маме не нужно тратить время и силы, чтобы приготовить отдельное блюдо. Кроме того, педагогический прикорм способствует хорошей лактации, поэтому молоко долго сохраняется.

Руководство матерей по знакомству с новыми блюдами по данной методике:

  1. На завтрак маме стоит положить в тарелку только свежие и качественные продукты, например, творог, печенье, сыр.
  2. Ребенка усаживают на колени и дают ему в руки ложку. По мере того как мама начинает кушать, он тоже заинтересовывается процессом.
  3. Если малыш тянется к еде, стоит давать ему небольшой кусочек (равный спичечной головке).
  4. Малыш либо жует продукт, либо выплевывает его.
  5. Если малышу понравилось, и он просит еще, разрешено дать еще две такие порции. Постепенно, за 3-5 дней количество понравившегося продукта доводят до 5 г.
  6. Если ребенка прикармливать одним и тем же продуктом, то он быстро теряет к нему интерес. Поэтому стоит привлечь его внимание к другой пище.

Одновременно маме нужно прививать малышу правила поведения за столом. Не нужно позволять ребенку безобразничать, разрешать попробовать все, что лежит на тарелке.

Данные советы помогут быстрее адаптироваться к новой еде. Но следует учитывать, что большинство детей до года страдают пищевой аллергией. В данном случае труднее использовать эту методику.

Когда наступает период первых прикормов, нужно учитывать состояние здоровья и вкусовые предпочтения малыша. Советы других могут не подойти, так как каждый ребенок развивается по-своему. Лучшим вариантом является консультация специалиста.