Агрессивное поведение детей младшего возраста. Типы агрессивных детей

Детская агрессия – это очень распространенный повод для обращения за психологической помощью. Родители часто не могут понять, как правильно себя вести с ребенком, если он периодически превращается в чертенка, и постоянные уговоры и даже наказания совершенно на него не действует. Тут необходима четкая стратегия поведения, маме с папой следует взять себя в руки, договориться о плановом сотрудничестве, проконсультироваться с психологом и педагогами. И сегодня на страницах «Популярно о здоровье» мы попробуем разобраться в такой ситуации, когда и в саду был агрессивный ребенок, и теперь в школе ребенок агрессивен тоже. Попробуем ответить на вопрос, что делать при этом другим родителям...

Психологи уверяют, что агрессия может быть здоровой, и она обычно становится нормальной стадией развития психики человека и его социализации. Все детские творческие задания, которые связаны с созданием нового, неразрывно связаны с уничтожением старого. Однако агрессия действительно может быть нормальной только в правильных жизненных ситуациях. Если в ней нет необходимости, то такое поведение неприемлемо и может нести угрозу окружающим.

Если ребенок был агрессивен в детском саду, толкался, бился и кидался игрушками, то при отсутствии полноценной коррекции и при неправильных реакциях родителей он легко переносит такое поведение в школу. И с возрастом такие дети становятся все более и более опасными. Так, младшие школьники способны делать серьезные пакости и легко раздражаться, они бьют и обижают одноклассников, отбирают личные вещи.

Дети постарше могут вести себя еще хуже, избивать более слабых, шантажировать и вымогать деньги, организовывать группировки с преступными наклонностями. Поэтому чем раньше, и чем правильнее родители отреагируют на поведение агрессивного ребенка, тем больше шансов с ним справиться и предупредить катастрофу.

Что делать родителям ?

Если ребенок проявляет агрессию уже не первый год, справиться с такой проблемой будет очень сложно. Ведь у него уже закрепилась определенная модель поведения. Оптимальным вариантом станет обращение к хорошему психологу, который сможет подсказать, как лучше повлиять на ребенка.

В первую очередь родителям стоит задуматься, что агрессия чаще всего становится естественной реакцией на влияние фрустирующих обстоятельств. Дети начинают драться, когда обнаруживают, что внешний мир совершенно не соответствует их ожиданием. Агрессия становится способом избавления от стресса, физического и психологического дискомфорта. Поэтому ее стоит воспринимать, как активную защитную реакцию организма, способствующую выживанию в окружающем мире.

Так что, если дети дерутся в садиковском и школьном возрасте довольно часто это объясняется тем, что дома их не научили адекватно побеждать агрессию. Возможно, такой ребенок находится дома в максимально возможном комфорте, и просто не умеет проживать и переживать свои эмоции.

Еще одна очень распространенная причина агрессии – копирование поведения других, чаще всего, родителей. Иногда негативным примером становятся старшие братья или сестры, другие дети. В такой ситуации основной пласт работы с ребенком ложится на плечи родителей. В вашем доме агрессия должна быть под строжайшим запретом, причем это касается и речи, и физического воздействия. В раннем детском возрасте семейного примера оказывается достаточно, чтобы перебить негативное влияние других. Особенно если подкреплять этот пример направленным воспитанием нравственности – обучением тому, как функционирует общество, что такое добро и зло, правда и неправда, защита и насилие и пр.

Объясняйте ребенку, что его чувства нормальны, но ему нужно научиться быть безопасным для других детей. Пусть выражает свои эмоции приемлемыми способами. Так, если его что-то злит, пусть так и скажет: «я разозлен, что..» или «меня бесит, что…». Когда ребенок рассердится, пусть приучает себя считать до десяти (в прямом, а лучше в обратном порядке) или глубоко дышать. Если хочется наорать на кого-то, лучше отойти в сторону и покричать там. А если хочется ударить кого-то, лучше использовать для этого подушку либо боксерскую грушу.

В некоторых случаях психологи советуют родителям, ребенок которых проявляет агрессивные наклонности, отдать сына или дочь в спортивную секцию. Иногда занятия боевыми искусствами под присмотром умного и квалифицированного тренера помогают направить энергию в нужно русло, понять собственную силу и осознать, что ее применение неправильно. Но, стоит отметить, что даже занятия другими видами спорта (футболом, танцами, плаванием) помогают справиться с проблемой агрессии ребенка.

Работа с учителем

Для того чтобы справиться с агрессивностью у ребенка, нужно обязательно скооперироваться с учителем. Ведь очень важную роль при этом играет работа со всем детским коллективом. Если ребенок научится справляться со своей агрессией дома, а одноклассники будут так же его бояться, то высока вероятность, что повторные негативные реакции возникнут снова. Договоритесь с учителем:

Что он будет уделять позитивное внимание вашему ребенку;
- подчеркивать положительные качества ребенка в работе со всем классом, хвалить его и ни в коем случае не унижать;
- поддерживать вас (родителей) в работе над перенаправлением агрессии ребенка в правильное русло;
- учить детей в классе понимать эмоции других и собственные, а также реагировать на них и пр.

«Человек обладает способностью любить, и если он не может найти применения своей способности любить, он способен ненавидеть, проявляя агрессию и жестокость. Этим средством он руководствуется от собственной душевной боли»
Эрих Фромм (Слайд 2.)

1. Вступительное слово.

Уважаемые мамы, папы, бабушки и дедушки!

Тема нашей новой встречи серьезна и трудна. Это тема проявления нашими детьми жестокости и агрессии. К сожалению, эти явления живут среди нас, взрослых, и среди наших детей. Что же это за явление и стоит ли о нем говорить? Давайте рассмотрим, что собой представляет агрессия и как мы, взрослые, можем помочь ее преодолеть.

2. Что такое агрессия?

Агрессия в более или менее развитом обществе всегда находится под контролем, но контроль этот будет эффективен настолько, насколько развито в обществе сопротивление агрессии.

Что такое агрессия? Агрессия – это поведение, которое причиняет вред предмету или предметам, человеку или группе людей, Агрессия может проявляться физически (ударили) и вербально (нарушение прав другого человека без физического вмешательства).

В психологии различают два вида агрессии: инструментальную и враждебную. Инструментальная агрессия проявляется человеком для достижения определенной цели. Она часто выражается у младших детей (я хочу забрать игрушку, предмет и т.д.) У старших, т.е. у наших с вами детей, больше проявляется враждебная агрессия, направленная на то, чтобы причинить человеку боль.

Очень часто агрессию, ее проявление путают с настойчивостью, напористостью. Как вы считаете, это равнозначные качества? Что вас больше обрадует в ребенке: настойчивость или агрессивность? Безусловно, настойчивость. Это качество в сравнении с агрессивностью имеет социально приемлемые формы, т.к. не допускает оскорбления, издевательства и т.д.

Уровень агрессивности детей меняется в большей или меньшей степени в зависимости от ситуации, но иногда агрессивность принимает устойчивые формы. Причин для такого поведения много: положение ребенка в коллективе, отношение к нему сверстников, взаимоотношения с учителем и т.д.

Стойкая агрессивность некоторых детей проявляется в том, что они иначе, чем другие, понимают иногда поведение окружающих, интерпретируя его как враждебное. К агрессии больше склонны мальчики. Она входит в мужской стереотип, который культивируется в семье и СМИ.

3. Причины детской агрессии

Причины, по которым подростки совершают агрессивные поступки, остаются до сих пор полностью не выяснены. (Слайд 3.) Тем не менее, мы определили следующие категории, обусловливающие агрессивное поведение подростка, а именно:

  • врожденные побуждения или задатки;
  • потребности, активизируемые внешними стимулами;
  • познавательные и эмоциональные процессы;
  • актуальные социальные условия в сочетании с предшествующим научением.

Очень часто причиной детской агрессии является семейная ситуация:

  1. Агрессивное поведение членов семьи в обыденных жизненных ситуациях: крики, ругань, хамство, унижение друг друга, взаимные упреки и оскорбления. Психологи считают, что ребенок проявляет агрессивность в обыденной жизни в несколько раз чаще там, где агрессию взрослых он видел ежедневно и где она стала нормой его жизни.
  2. Непоследовательность родителей в обучении детей правилам и нормам поведения. Эта методика воспитания детей отвратительна тем, что у детей не формируется нравственный стержень поведения: сегодня родителям удобно говорить одно, и они навязывают эту линию поведения детям, завтра им удобно говорить другое, и это другое вновь навязывается детям. Это приводит к растерянности, озлоблению, агрессии против родителей и других людей.

4. Факторы детской агрессивности

Основными факторами, определяющими формирование детской агрессивности, являются: семья, сверстники, средства массовой информации и пр. Дети учатся агрессивному поведению посредством прямых подкреплений так же, как и путем наблюдения агрессивных действий. Общество, больное агрессией и нетерпимостью, заражает и свое молодое поколение. Опасность состоит в том, у нового поколения болезнь может стать врожденной и массовой, превратиться из социальной патологии в социальную норму. (Слад 4.)

В воспитании можно выделить два важных фактора, которые позитивно или негативно влияют на формирование детской агрессивности (Слад 5): расположение и неприятие.

Преодолению агрессивности ребенка помогает расположение, использующее в своем арсенале умение слушать, теплоту общения, доброе слово, ласковый взгляд.

Неприятие, наоборот, стимулирует детскую агрессивность. Оно характеризуется безразличием, устранением от общения, нетерпимостью и властностью, враждебность к факту существования ребенка. Неприятие ребенка приводит к проявлению такого заболевания, как детский госпитализм. Что это такое? Одиночество, отсутствие желания общаться с родными людьми, отсутствие в семье традиций, обычаев, законов.

Огромное значение в воспитании детей имеет поощрение словом, взглядом, жестом, действием. (Слайд 6)

Очень значимо для человека и наказание, если:

  1. оно следует немедленно за проступком;
  2. объяснено ребенку;
  3. оно суровое, но не жесткое;
  4. оно оценивает действия ребенка, а не его человеческие качества.

Наказывая ребенка, отец и мать проявляют терпение, спокойствие и выдержку.

Ведущая роль в предупреждении и коррекции агрессивности у детей и подростков принадлежит семье, родителям.

5. Дети-агрессоры и аутсайдеры.

Для профилактики агрессивного поведения (Слайд 7) необходимо научить подростков навыкам позитивного общения, взаимодействия с другими членами социума, умения находить альтернативные мирные пути решения конфликтов.

В поведении детей-агрессоров и аутсайдеров, как правило, наблюдаются наиболее типичные отклонения от нормы.(Слайд 8)

Аутсайдер (Слайд 9 )

  • не приводит домой кого-либо из одноклассников или сверстников и постоянно проводит свободное время дома в полном одиночестве;
  • не имеет близких приятелей, с которыми проводит досуг (спорт, компьютерные игры, музыка, долгие беседы по телефону);
  • одноклассники редко приглашают его на дни рождения, праздники или, он сам не никого не приглашает к себе, потому что боится, что никто не придет;
  • по утрам часто жалуется на головные боли, расстройство в желудке или придумывает какие-либо причины, чтобы не идти в школу;
  • задумчив, замкнут, ест без аппетита, неспокойно спит, плачет или кричит во сне;
  • у него наблюдается пессимистичное настроение, может говорить о том, что боится ходить в школу или покончит жизнь самоубийством;
  • выглядит неудачником, в его поведении просматриваются резкие перемены в настроении. Злость, обиду, раздражение, вымещает на родителях, родственниках, более слабых объектах (младшие братья и сестры, домашние животные);
  • выпрашивает или тайно крадет деньги, внятно не объясняя причину своего проступка. Особую тревогу стоит проявлять в том случае, если исчезают крупные суммы денег, дорогие вещи, украшения. Деньги могут быть использованы на откуп от вымогателей, покупку алкоголя, наркотиков;
  • приходит домой с мелкими ссадинами, ушибами, его вещи выглядят так, словно кто-то ими вытирал пол. Книги, тетради, школьная сумка находятся в аварийном состоянии;
  • выбирает нестандартную дорогу в школу.

Агрессор (Слайд 10 )

  • вспыльчив, неуравновешен (дерется, обзывается, ябедничает, кусается);
  • типичным агрессором, как правило, является ребенок, более физически развитый, чем его сверстники, имеющий проблемы с успеваемостью, воспитывающийся в неблагополучной семье;
  • ребенок с завышенной самооценкой, постоянно вступает в споры, конфликты со сверстниками и взрослыми;
  • в раннем возрасте начинает проявлять асоциальное поведение (курить, прогуливать уроки, пробовать алкоголь, наркотики, вымогать деньги у одноклассников и младших школьников);
  • приносит домой дорогие безделушки, имеет собственные деньги, не объясняя причину их появления;
  • группируется со старшими подростками;
  • имеет садистские наклонности;
  • в мгновение ока переходит от довольства к злобе;
  • в игре навязывает друзьям свои правила;
  • злопамятен на мелкие обиды, вместо того, чтобы забывать их;
  • игнорирует указания и легко раздражается;
  • введет себя так, будто ищет повод к ссоре;
  • не уважает родителей или не считается с ними, особенно с мамами.

Во-первых, старайтесь избегать скандалов и публичных ссор при ребенке, так это может сформировать у него модель конфликтного поведения, которое он будет переносить на окружающий социум.

Во-вторых, следите за тем, как ваш ребенок питается до школы и в школе. Большинство детей приходят в школу с пустым желудком, что также провоцирует агрессивное поведение.

В-третьих, необходимо адекватно оценивать возможности своего ребенка и не ставить перед ним заведомо неосуществимых задач, невыполнение которых неизбежно приведет к фрустрации, заниженной самооценке, суицидальным попыткам.

1. Не будьте равнодушными к проблемам ребенка, старайтесь посещать школу не только в то время, когда проводится родительское собрание, но и в течение четверти (особенно это касается родителей, дети которых учатся нестабильно, имеют проблемы с дисциплиной и успеваемостью). Во время посещения школы спокойно и тактично разговаривайте с педагогами, постарайтесь выяснить истинные причины проблем (версия учителя) и только потом предъявляйте свои претензии и требования (версия ребенка и родителей). (Слайд 12 )

2. Избегайте практики физического наказания, в частности, после посещения родительского собрания многие родители возвращаются домой с одной целью, как можно сильнее наказать ребенка и тем самым отомстить за пережитый позор. После подобной тактики воспитания конфликты между родителем и ребенком становятся традиционной формой общения, дети перестают доверять не только родителям, но и взрослым вообще, боятся рассказывать о своих проблемах и трудностях, лгут и выкручиваются, становятся замкнутыми, убегают из дома, ищут поддержки на стороне. (Слайд 13 )

3. При общении с ребенком необходимо использовать «Я-послания» Отправителю такого послания может грозить опасность: когда он открывает себя другому (особенно ребенку), это может быть расценено, возможно, как знак слабости.

Преимущества. Я-посланий очевидны: они действуют менее угрожающе, и не загоняют ребенка в угол, ему не нужно сразу оправдываться, обороняться и «наносить ответный удар». Я-послания способствуют большей честности и открытости в отношениях.

Я-послания

  • Я думаю, что...
  • Я недоволен тем, что...
  • Мне не нравится, что...
  • Я очень расстроился, когда увидел, что ты получил двойку.
  • Мне кажется, что в данной ситуации ты не прав.

Ты-послания

  • Ты поступил плохо.
  • Ты не смеешь.
  • Ты не должен.
  • Почему ты получил двойку.
  • Если ты не сделаешь этого, то ты будешь наказан.

Родители, которые активно слушают своих детей, замечают, что активное слушание помогает справиться с отрицательными чувствами, переживаниями. Разговаривая на равных с родителями, дети привыкают к тому, что им не нужно оправдываться и бояться своих собственных чувств. Активное слушание побуждает активно думать и говорить о проблеме, улучшает отношения между детьми и родителями. Оно помогает войти в положение собеседника и увидеть мир под другим углом. Конечно, как отмечают психологи, всегда есть ситуации, в которых «язык принятия» и метод «без поражения» не помогают. Но все-таки они являются хорошей возможностью для повышения коммуникативной культуры и могут использоваться в профилактических целях. Схема коммуникаций без поражения представлена на рисунке выше.

4. Умеренная дозировка компьютерных игр и телевидения, совместное составление режима дня, могут помочь ребенку рационально распределять нагрузку и отдых. (Слайд 14 )

Ограничьте общее количество времени, отведенного для просмотра телепередач, чтобы телевидение не играло доминирующей роли в формировании образа мира у вашего ребенка. Если нужно, составьте расписание, когда можно смотреть телевизор и играть на компьютере.

Внимательно следите за тем, что смотрит ваш ребенок. Переключите на другую программу или выключите телевизор, если считаете программу вредной и опасной для его психики.

5. Для ребенка необходимо рациональное чередование сна и отдыха, учителям известен «синдром понедельника», когда вследствие нарушения режима дня в выходные дни дети приходят в школу невыспавшиеся и озлобленные. (Слайд 15 )

7. Тест

Поставьте перед собой вопрос: «Все ли в порядке с моим ребенком?», и выполните простой тест. Отвечайте: «никогда или редко», «иногда», «часто» или «очень часто». (Слайд 16 )

Мой ребенок

1. Выходит из себя

2. Спорит со взрослыми

никогда или редко | иногда | часто | очень часто

3. Активно не принимает или отказывается выполнять требования или правила, установленные взрослыми

никогда или редко | иногда | часто | очень часто

4. Ведет себя провокационно и нарочно раздражает людей

никогда или редко | иногда | часто | очень часто

5. Обвиняет других в собственных ошибках или неподобающем поведении

никогда или редко | иногда | часто | очень часто

6. Обидчив и легко раздражается из-за чужих действий

никогда или редко | иногда | часто | очень часто

7. Злобен и нетерпим к критике

никогда или редко | иногда | часто | очень часто

8. Недоброжелателен или мстителен

никогда или редко | иногда | часто | очень часто

Если вы ответили «часто» или «очень часто» как минимум на 4 из этих вопросов, то вам необходимо всерьез задуматься. Поведение вашего ребенка может быть признаком серьезной проблемы. Однако обобщение может не дать ответа, который вас полностью удовлетворит. Чтобы узнать, что происходит с вашим ребенком, вам следует, наверное, внимательнее понаблюдать за его поведением дома и вне его. Точно установить где, когда и почему ребенок ведет себя агрессивно. Насколько серьезно то поведение, которое вы наблюдаете? Как оно соотносится с тем, что делают и говорят другие дети, какого мнения о нем придерживаются сверстники и педагоги?

Воспользуйтесь ею так, чтобы она была реализована в полной мере.

Спасибо за внимание!

Здоровья и удачи вам и вашим детям! (Слайд 19 )

Терпения и семейного благополучия! (Слайд 20 )

Список используемой литературы:

  1. Бреслав Г.Э. Психологическая коррекция детской и подростковой агрессивности. – «Речь», 2005. – 97 с.
  2. Фурманов И.М. Детская агрессивность. – Мн., 1996.
  3. Агрессия детей и подростков. / Под ред. Н. М. Платоновой. СПб., 2004. 316 с.

Обзывания, угрозы, нецензурные выражения, бросание учебных принадлежностей на пол и даже драки… вам это знакомо? Думаю, да, потому что почти в каждом классе есть такой ребёнок, которого принято называть агрессивным.

Кто же они – агрессивные дети? Откуда они такие берутся и как с ними взаимодействовать, чтобы и им помочь, и самим не «нарваться» на неприятности?

Начнём по порядку.

Агрессивным считается такой ребёнок, который постоянно или достаточно часто (не реже 1-2 раз в неделю) сердится, ругается с детьми и взрослыми, обзывает или оскорбляет их, бросает и (или) портит вещи, специально раздражает других людей, спорит, теряет контроль над своим поведением, дерётся, причём эти признаки наблюдаются в течение длительного периода времени (не менее 6 месяцев).

Откуда берётся такое поведение, почему ребёнок становится агрессивным? Ведь не рождается же он таким?! Чаще всего не рождается (хотя некоторые исследования говорят о физиологических причинах агрессивности). Но всё же в большинстве случаев влияние оказывают :

· Стиль воспитания в семье (агрессивность не вырабатываются, если мать уделяет достаточно времени и внимания ребёнку, если в общении присутствуют мягкость, взаимопонимание, забота).

· Отношение родителей к вспышкам гнева у ребёнка (он становится агрессивным либо в ответ на агрессию взрослых; либо если мама и папа вообще не обращают внимания на его неприемлемое поведение, т.е. поняв, что ему всё дозволено).

· Пример взаимоотношений родителей .

То есть я веду к тому, что, если у вас в классе есть ученик или ученица с признаками агрессивности, то работу с ними надо начинать с семьи, поскольку «игра в одни ворота» желаемого результата не даст.

А теперь давайте подумаем, что же можно и нужно делать учителю, если у него учится такой «сложный» ребёнок, тем более, если ещё в школе нет психолога.

Сначала скажу о нескольких важных моментах:

1. Работать придётся не только с агрессивным ребёнком , и даже не столько с ним, но и с тем детским коллективом , в котором он чаще находится. Если этого не делать, то ребёнок окажется в замкнутом круге: даже научившись справляться со своей агрессией, он не сможет общаться с детьми, так как они будут по-прежнему опасаться его, а это может вызвать повторную негативную реакцию.

2. Не стоит ждать быстрых результатов : коррекция агрессивности может продолжаться несколько месяцев. Более того, нужно быть готовыми к тому, что в первое время после начала работы с таким ребёнком она может даже повыситься (примерно на месяц), и только потом начнётся снижение её уровня.

Итак, что же делать учителю , чтобы облегчить жизнь агрессивному ребёнку, другим детям в классе, да и себе тоже не трепать нервы?

Первое. Постарайтесь если уж не полюбить, то хотя бы отнестись к такому ребёнку с сочувствием и пониманием. Потому что чаще всего агрессивный ребёнок – несчастный ребёнок, которому ну просто катастрофически не хватает любви, а попросить её приемлемыми способами он не умеет и не может. Так что ваша задача – найти те крупицы хорошего, которые непременно есть в нём, и уважать его за них. Другими словами, станьте для него другом ! Я понимаю, что это нелегко, а обычно как раз наоборот – очень трудно, но это не только самый надёжный путь. Чаще всего другого пути просто нет .

Второе. Стремитесь всячески показать другим детям положительные качества агрессивного ребёнка, чтобы, во-первых, пробуждать у них желание с ним общаться и помогать ему в преодолении агрессивности, а во-вторых, чтобы поднимать его самооценку, т.к. у таких детей она крайне низкая (хотя по их поведению этого не скажешь). Для этого чаще хвалите этого ученика, привлекайте его к участию во внеклассных мероприятиях, давайте поручения, которые ему по душе и с которыми он может хорошо справиться (а может, даже и лучше всех). Никогда не унижайте такого ребёнка, особенно при других!

Третье. Учите агрессивного ребёнка контролировать свой гнев. Для этого нельзя запрещать ему сердиться, злиться (только хуже будет и ему, и вам, и всем вокруг). Надо научить его выражать злость приемлемыми способами (скажи прямо, чем ты недоволен, начни так: «Меня очень злит, что…»; рассердился – прежде чем закричать или стукнуть, сосчитай до 10, сделай 5 глубоких вдохов; хочется покричать – выйди в коридор, покричи там; или можно сделать специальный мешочек для криков в классе; хочется ударить кого-то – иди побей боксёрскую грушу или специальную подушку (естественно, они в этом случае должны быть в классе), или постучи надувным молотком по полу…). Приёмов можно придумать много, было бы желание. Для начала этим способам владения собой обучать такого ребёнка лучше индивидуально .

Четвёртое. Учите ребёнка распознавать эмоциональные состояния других людей и своё собственное, так как у таких детей данное умение слабо развито или же почти совсем отсутствует, что и приводит в конечном итоге к непониманию других, обидам и ссорам. Для этого можно использовать картинки с изображением различных чувств, читать и обсуждать рассказы, смотреть кинофильмы, мультфильмы и беседовать о них, рисовать на тему эмоций и т.д. Эту работу лучше всего проводить не отдельно с ребёнком, а со всеми детьми в классе (для них это, кстати, тоже будет полезно).

Пятое. Формируйте у агрессивного ребёнка способность к сочувствию и сопереживанию, потому что из-за того, что у него трудности с пониманием эмоциональных состояний, он просто не умеет быть добрым тогда, когда это нужно. С этой целью можно проводить игры (дидактические, ролевые, драматизации), психологические игры и этюды, проигрывать различные ситуации, касающиеся общения и т.д.

Шестое. Объясните детям, которые учатся вместе с агрессивным ребёнком, его особенности и привлекайте их к оказанию ему помощи в овладении навыками самоконтроля. Так им будет проще понять ребёнка и легче принять его, а он сможет почувствовать поддержку, в которой очень нуждается.

Седьмое. По возможности игнорируйте негативное поведение агрессивного ребёнка, но обязательно хвалите его, если он смог выбрать приемлемый способ поведения.

Конечно, полного исчезновения агрессивности даже при использовании всех советов не может гарантировать никто. Но тем не менее, эти проявления станут реже и «мягче», и есть хорошие шансы, что жить и общаться с таким ребёнком будет гораздо легче и приятнее для всех окружающих и для него самого в том числе.

Желаю успехов!

Педагог-психолог ТОПМПК Елена Михайловна Белоусова

Насилие, насилие в семье, вооруженные конфликты, войны. Все это проявления агрессии. Думается, что глобальная агрессивность состоит из крупиц той агрессивности, которая живет в каждом человеке, но у кого-то она содержится в малых дозах, а у кого-то раздувается в пожар.

Во все времена интересовались, почему иной человек не перестает быть агрессивным, даже получив блестящее образование и воспитание. К примеру, маркиз де Сад — элегантен до умопомрачения, но женщин убивал изощренным способом.

Под агрессией мы понимаем любое действие, поведение, содержащее угрозу или наносящее ущерб другим людям, не желающим подобного обращения.

АГРЕССИВНОСТЬ — ЭТО ИНСТИНКТ ?

Именно так думали в свое время З. Фрейд и К. Лоренц.

Фрейд считал, что злоба, ненависть связаны с энергией разрушения, и это один из мощных человеческих инстинктов. Лоренц утверждал, что агрессивный инстинкт помог выжить и адаптироваться человеку в процессе эволюции.

По теории инстинктов человечество обречено на агрессивное поведение и никогда не сможет с ним совладать.

Сегодня эта теория психологами всерьез не принимается.

АГРЕССИВНОСТЬ ДИКТУЕТСЯ ОБЩЕСТВОМ

Людям свойственно стремление к первенству, соревновательная борьба.

Э. Фромм различал два вида агрессии — оборонительную и деструктивную.

Оборонительная агрессия способствует выживанию человека, а потому считается доброкачественной. Примером может служить мать, защищающая своего ребенка. Оборонительная агрессия исчезает тогда, когда исчезает угроза жизни и любая опасность.

Деструктивная агрессия обусловлена психологическими и социальными факторами. Если оборонительная агрессия связана с инстинктом самосохранения, то деструктивная злокачественная агрессия, проявляющаяся в жестокости, напрямую связана с характером.

ТЕОРИЯ «ФРУСТРАЦИЯ — АГРЕССИЯ»

Представьте себе ребенка, который не хочет надевать шапку. Родители настаивают, ребенок сопротивляется. Родители нервничают, ругают ребенка, он, в свою очередь, тоже неспокоен.

Если существует препятствие на пути к достижению цели, у человека возникает психическое состояние, получившее название фрустрация. В качестве защитной реакции на фрустрацию возникает агрессивное поведение.

ТЕОРИЯ СОЦИАЛЬНОГО НАУЧЕНИЯ

Согласно этой теории, агрессивное поведение усваивается путем наблюдения соответствующего способа действия. Родители, ведущие себя агрессивно, фактически обучают своего ребенка агрессивному поведению, потому что именно родители — первые посредники между ребенком и обществом. Именно эта теория более всего предсказывает агрессивное поведение. Кроме того, она утверждает, что агрессия проявляется только в соответствующих условиях, а значит, может быть преодолена, если взять ситуацию под контроль.

Агрессия проявляется в поведении и может быть вербальной, то есть словесной — угрозы, оскорбления и прочее, и физической — физическое нападение (драка, побои), разрушение и повреждение предметов.

ТИПЫ АГРЕССИВНЫХ ДЕТЕЙ

1. Дети, склонные к физической агрессии . Это дети несдержанные, с плохим самоконтролем, активные, смелые, решительные. Им свойственна импульсивность, нетерпеливость. Словом, это дети «без тормозов».

2. Дети, склонные к вербальной агрессии . У этих детей выражена психическая неуравновешенность, тревожность, неуверенность в себе, депрессивность. В присутствии чужих людей они замкнуты, в кругу близких — раскованны и общительны. Часто не умеют владеть своими эмоциями в ситуации трудностей и неудач. Не умеют скрывать свои мысли и чувства и высказывают их в оскорбительной форме.

3. Дети, склонные к проявлению косвенной агрессии . Импульсивные, с отсутствием самоконтроля, не терпящие ожидания. Эти дети не считаются с обстоятельствами или желаниями окружающих, моральными нормами. Болезненно реагируют на критику в свой адрес, обидчивы, подозрительны.

4. Дети, склонные к негативизму. Ранимые, впечатлительные, в то же время эгоисты, самовлюбленные, обладающие чрезмерным самомнением. Все, что задевает их личность, вызывает реакцию протеста.

Как видно, далеко не все дети склонны к агрессии, если мы говорим о детях без психопатологии — о так называемых «нормальных». В «боевой готовности №1» к агрессивным вспышкам окажутся тревожные, вспыльчивые, импульсивные дети, то есть дети, предрасположенные к агрессивному поведению.

СОЦИАЛЬНЫЕ ПРИЧИНЫ АГРЕССИИ. СТАНОВЛЕНИЕ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИ Я

Дети получают сведения об агрессии из семьи, из общения со сверстниками, а также из средств массовой информации. Задумывались ли вы, каким образом маленькие дети усваивают модели агрессивного поведения?

СИТУАЦИЯ 1 Двухлетний малыш ударился о ножку стула и громко плачет. По тревожному сигналу «летит» любящая бабушка. «Что, мое солнышко, кто тебя обидел?» Ребенок указывает на стул и плачет еще громче. «Ах, этот стул негодный, мы ему сейчас покажем, как маленьких обижать», — приговаривает бабушка и отчаянно лупит по стулу. Внучок незамедлительно повторяет ее действия и молотит по ни в чем не повинному стулу. Вот и слезы высохли, все хорошо!

А все ли хорошо? Так ли безобидны действия бабушки?

СИТУАЦИЯ 2 К маме прибегает зареванный малыш 5 лет. «Вовка меня ударил», — вопит он. Мама решительно говорит: «А ты что же, не умеешь за себя постоять? Сейчас же пойди и дай сдачи!»...

КОММЕНТАРИЙ ПСИХОЛОГА Перед нами два очень простых и достаточно ярких примера того, как происходит научение ребенка агрессивным действиям. Если это превращается в систему, можно с уверенностью прогнозировать развитие агрессивного поведения, которое со временем превратится в устойчивую черту личности — агрессивность. Ребенок, а затем подросток усвоит, что сила — оружие победы, и если ты не побьешь — побьют тебя.

Вспомните великолепную иллюстрацию воспитания агрессивности в ребенке в фильме П. Чухрая «Вор», где герой В. Машкова целенаправленно и методично внушает мальчику, что в жизни нужно нападать («Всегда держи соль в кармане, чтобы в случае чего «сыпануть» кому-нибудь в глаза»).

От того, каковы взаимоотношения родителей, родителей и детей, братьев и сестер, зависит, какими вырастут дети.

Жертвы агрессии зачастую сами начинают моделировать агрессивное поведение из поколения в поколение внутри одной семьи.

В раннем детском возрасте у детей можно наблюдать приступы упрямства, неуправляемость, драчливость в ответ на ситуацию, которая ребенку не нравится. Можно ли назвать это агрессивностью? Очень условно, ибо у малыша нет намерения причинить вред, это скорее защитная реакция.

В более позднем возрасте у детей возникают конфликты с ровесниками, связанные с желанием обладать, например, игрушками. Здесь уже наблюдается реакция нападения. Дети в возрасте 1,5 — 2 лет не отдают своих игрушек добровольно, потому что рассматривают их как часть собственного «Я». Попытка взять игрушку у ребенка воспринимается им как попытка отнять его руку или ногу.

По мере взросления дети учатся контролировать свои агрессивные импульсы, и здесь очень большую роль играет поведение родителей. Если они нетерпимы к любым проявлениям агрессии, «хитрые» дети избирают иные формы поведения, символические — в виде упрямства, непослушания вместо прямого нападения.

В возрасте от 3 до 11 лет у детей преобладает рукоприкладство (в среднем от 9 агрессивных проявлений в час). В более старшем возрасте физическое нападение сменяется более приемлемыми в обществе способами выражения недовольства — вербальной агрессией (соперничество, оскорбление, обвинение, критика, угрозы, замечания).

У подростков «взыгрывает» негативизм — немотивированное поведение, намеренно противоположное требованиям и ожиданиям других.

Замечено, что выраженное агрессивное поведение в основном совпадает с моментами возрастных кризисов.

Тяжесть агрессивных проявлений определяется по следующим параметрам:

  • частота и легкость их возникновения;
  • степень неадекватности той ситуации, в которой они возникают;
  • фиксируемость на агрессии;
  • степень напряженности в агрессивных действиях;
  • форма агрессии (легкая — вербальная, тяжелая — физическая, самоагрессия);
  • степень осознаваемости агрессивных действий. Если ребенок осознает то, что он делает, это предоставляет больше возможностей для его личностного развития.

Нужно понимать, что при тяжелом типе агрессивности не поможет психологическая коррекция. Необходимо прибегать к медикаментозной терапии.

Агрессивные дети вырастают в семьях, где мало тепла и ласки, где процветают силовые методы воздействия, особенно физические наказания, где нет терпения и заботы, где мало интересуются развитием детей, где не учат уступчивости и терпимости.

НАСИЛИЕ В СЕМЬЕ

Мы проводили опрос в школе в параллелях

с 1-го по 8-й класс на тему, как наказывают детей дома. В среднем из 30-35 детей в классе лишь 2-5 человек отвечали, что их не наказывают.

А примерно 15-20 детей сетовали, что их бьют, ругают, используя словесные оскорбления.

В понятие «жестокое обращение» входит физическая жестокость (побои), психологическая жестокость, сексуальная жестокость, оставление ребенка без внимания, надзора или заброшенность.

В понятие «психологическая жестокость» вмещаются эмоциональное насилие — угроза в адрес ребенка, оскорбления, унижение его достоинства, непринятие, постоянная критика, предъявление чрезмерных требований, не соответствующих возрасту, преднамеренная изоляция ребенка, лишение его социальных контактов, вовлечение в алкоголизм и наркоманию.

Сюда же относится грубое однократное психическое воздействие, вызвавшее у ребенка психическую травму. Кроме того, в понятие «психологическая жестокость» входит моральная жестокость — отсутствие элементарной заботы о ребенке, недобросовестное выполнение обязанностей по его воспитанию, отсутствие питания, одежды, медицинской помощи, заботы, внимания и любви.

Следствием такого обращения с ребенком является появление агрессивности в качестве защитной реакции.

СИТУАЦИЯ 3 Дима Г., 11 лет. С виду добродушный толстячок с вечной улыбкой на лице. Никто и предположить не может, насколько обманчива его внешность. Стоит только тронуть этого ребенка, нечаянно толкнуть или сказать что-либо для него неприятное, он вихрем налетает на обидчика и молотит его так, что появляется опасение за жизнь жертвы.

КОММЕНТАРИЙ ПСИХОЛОГА Дима растет в семье с отчимом, мама не работает и зависит от своего нового мужа. Поэтому, когда отчим бьет Диму, мама на защиту не бросается. Нигде не работая, она, впрочем, не особенно много времени уделяет воспитанию сына, не очень тщательно за ним ухаживает. Свободное время, а его немало, уделяет мужу, подругам, хождению по кафе. В такой ситуации мальчик чувствует себя «недолюбленным» и понимает, что им пренебрегают. Часто у него не бывает тетрадей и ручек — «мама сказала, что у нее нет денег» (странно, что на кафе при этом хватает).

Вот и растет неудовлетворенный мальчик, который прекрасно понимает, что ему не очень повезло. С какой стати, например, он должен терпеть побои отчима? Свою неудовлетворенность Дима «разряжает» на сверстниках.

Совершенно очевидно, и это подтверждается как западными, так и отечественными исследованиями, что в агрессивных семьях растут агрессивные дети. Сколько приходилось наблюдать в школе за поведением детей и констатировать, что они драчливы, вспыльчивы, агрессивны, не стесняются в выражениях, и всегда оказывалось, что в семье их либо строго наказывают, либо мало любят.

«ПОДВОДНЫЕ КАМНИ» НАКАЗАНИЙ

Родители, применяющие физические наказания в качестве средств воспитания, могут быть примером агрессивности. Ребенок начинает думать, что физическая агрессияхорошее средство воздействия на других, а раз хорошее, прибегать к нему в отношениях со сверстниками.

Ребенок, которого наказывают, будет избегать родителей или сопротивляться.

Наказание возбуждает и расстраивает детей. Иногда они забывают, за что, собственно, «схлопотали».

Часто дети повинуются только до тех пор, пока за ними наблюдают, то есть они скрывают внешние проявления нежелательного поведения, но оно не устраняется.

Достоверно чаще физические наказания применяются к мальчикам, поэтому и агрессивных мальчиков на свете больше. Если их агрессивность не корректировать, можно получить печальный результат. Агрессия с годами никуда не исчезнет, а только углубится. По некоторым данным, около 60 процентов выросших агрессивных мальчиков оказались к 24 годам на скамье подсудимых.

ЭФФЕКТИВНОСТЬ НАКАЗАНИЯ

Иногда наказание может оказаться действенным средством изменения поведения, при этом необходимо учесть следующее.

  • Наказание должно быть напрямую связано с поведением ребенка и применяться сразу после совершения проступка. Отсроченное наказание недейственно!
  • Немедленное наказание приносит неприятности до того, как нарушитель сможет осознать удовольствие от проступка.
  • Если звучит угроза, но не осуществляется на практике, дети начинают игнорировать родителей.
  • Нельзя один раз наказать за проступок, а в другой раз не обратить внимания на подобное поведение. Будьте последовательны!
  • Предложите альтернативу поведению, за которое ребенок был наказан.
  • Оставьте на короткое время ребенка в одиночестве — это эффективное средство для изменения поведения агрессивного ребенка.
  • Помимо таких деформаций детско-родительских отношений, как применение силовых методов, к провоцирующим факторам можно отнести холодность, враждебность, безразличие матери к ребенку или же терпимое отношение матери к проявлению агрессии ребенком по отношению к сверстникам или членам семьи.

СИТУАЦИЯ 4 Максим Г. (8 лет) учится во втором классе. Даже на уроках ведет себя крайне агрессивно: умудряется стукнуть любого, кто его затронет. Что уже говорить о переменах! Здесь просто опасно оставлять его без присмотра взрослых наедине с одноклассниками. Мальчик кричит, кидается на товарищей с кулаками. Лицо Максима никогда не выражает улыбки, всегда какое-то злобное и сердитое.

КОММЕНТАРИЙ ПСИХОЛОГА Ребенок воспитывается в полной семье, но мама хронически находится на заработках за границей. Даже когда она и бывает дома, относится к ребенку весьма прохладно. Создается впечатление, что сын для нее обуза.

Папа вниманием не балует, работает водителем, поэтому контакт с ребенком эпизодический. Свое отсутствие компенсирует подарками в виде роликов, сладостей и даже мобильного телефона.

В арсенале имеется бабушка, которая принимает на себя весь шквал недовольства внука родительским неучастием в его жизни. На ровесников Максим смотрит свысока, кичится всем, чем только можно, часто словесно оскорбляет: «Да я вас всех по стенке размажу!» — кричит он, перекидывая из рук в руки мобильник.

Папа, надо сказать, регулярно звонит по этому мобильнику, причем в самое неподходящее время — то на уроке во время контрольной, то во время репетиции (учитель старается направить энергию Максима в мирное русло и всячески задействует его в школьных мероприятиях).

По словам бабушки, ребенок с детства был драчлив, но родители его никогда не останавливали. По сути, агрессивное поведение получало подкрепление. А в результате агрессия трансформировалась в агрессивность — устойчивую личностную черту. Помимо этого, эмоциональная отгороженность родителей является мощным провоцирующим агрессивность фактором.

СИТУАЦИЯ 5 Ваня Б. (10 лет) ученик 5-го класса. Растет в полной благополучной интеллигентной семье. Родители спокойные и уравновешенные люди, имеют высшее образование. Ваня постоянно демонстрирует агрессивное поведение. Очень скор на комментарии язвительного характера в адрес одноклассников непосредственно на уроке. Что до перемен, то тут в ход идут пинки, толчки, щипки. Жертвами становятся не только мальчики, но и девочки. Причем совершаются эти деяния Ваней без всяких причин, как-то походя. Создается впечатление, что ребенок выплескивает излишнюю энергию.

В рисуночном тесте «Моя семья» изобразил полную идиллию — мама, папа, Ваня, но в разгар рисования подал голос Алеша (мальчик, которого Ваня просто не выносит). Незамедлительно последовала реакция — на рисунке рядом с домочадцами, мирно сидящими на диване, появилось изображение Алеши и надпись: «Я выдергиваю ноги, уши и голову у Алеши Ф.»

Агрессивный ребенок в школе

Чепурных Т.Н. учитель начальных классов

МОУ «СОШ № 107»

г. Новокузнецка

Агрессивное поведение - одно из самых распростра­ненных нарушений среди детей школьного возраста, так как это наиболее быстрый и эффективный способ до­стижения цели.

Проблема агрессии и агрессивности в теоретичес­ком плане изучена достаточно глубоко и многогранно. Необходимо знать три главных мо­мента:

  1. Что такое агрессия;
  2. Каковы возможные причины ее появления;
  3. Как ее корректировать.

Можно с большой уверенностью предполагать, что ре­шающее значение в становлении агрессивного поведения ребенка играет семейная среда и воспитание. Характер эмоциональных отношений, одобряемые формы поведе­ния, широта границ дозволенного, типичные реакции на те или иные поступки и действия - вот те параметры, которые необходимо выяснить в процессе работы с агрессивным ребенком. Если его родители ведут себя агрессивно (вербально, физически), применяют физичес­кие наказания или не препятствуют проявлениям агрес­сии у ребенка, то наверняка у него эти проявления будут повсеместными и станут чертой характера.

Агрессивность ребенка может быть физически и пси­хически обусловленной: агрессивность нельзя воспринимать однозначно от­рицательно, так как она играет еще и защитную функ­цию - функцию самосохранения как физического, так и эмоционального.

Часто неожиданные агрессивные реакции могут появ­ляться в период возрастного кризиса. Если это поведение нетипично для ребенка и взрослых, тогда оно означает, что у него возникли определенные затруднения и он нужда­ется в помощи окружающих.

Одной из причин появления агрессивных реакций мо­жет быть внутренняя неудовлетворенность ребенка его статусом в группе сверстников, особенно если ему прису­ще стремление к лидерству. И если сверстники по той или иной причине не при­знают ребенка, а еще хуже - отвергают его, то агрессив­ность, простимулированная обидой, ущемленным само­любием, будет направляться на обидчика, на того или тех, кого ребенок считает причиной своего бедственного положения. Усугубляться такая ситуация может прикле­иванием ярлыка «плохой, драчун, грубиян» и т. д. со стороны взрослого.

Еще одной причиной появления агрессивности у школьника может быть ощущение тревоги и страха на­падения. Стимулируется она тем, что ребенок, скорее всего, неоднократно подвергался физическим наказаниям, уни­жениям, оскорблениям. В этом случае в первую очередь необходимо поговорить с родителями, объяснить им воз­можные причины и следствия такого поведения.

Иногда агрессивность является способом привлече­ния внимания окружающих, причина использования которого - неудовлетворенная потребность в общении и любви.

Агрессивность может выступать и в форме протеста против ограничения каких-нибудь естественных желаний и потребностей ребенка, например потребности в движе­нии, в активной деятельности. Педагоги, которые не зна­ют или не хотят по какой-либо причине учитывать есте­ственную потребность ребенка в движении, не знают, что дети не могут длительно заниматься одним делом, что активность в них заложена физиологически, стараются искусственно и совершенно противоестественно погасить активность детей, заставить их сидеть и сто­ять против их воли. Такие действия взрослого подобны скручиванию пружины: чем сильнее на нее давить, тем больше скорость ее возврата в прежнее состояние.

Таким образом, первым шагом в работе с аг­рессивным ребенком должно стать выяснение возможных причин такого поведения. Необходимо попытаться собрать как можно более полную информацию о поведении ребен­ка дома, в общественных местах.

Двигательно-расторможенным детям трудно быть дисциплинированными и послушными. Такие дети, воспитываются в семье по типу «кумира» или в атмосфере вседозволенности, попадая в коллектив сверстников, могут становиться агрессивными. Необходимо грамотно выстраивать систему ограничений, используя, в том числе и игровые ситуации с правилами.

Обидчивость ребенка может быть связана не только с недостатками в воспитании или трудностями обучения, но и с болезнью роста. Повышенная чувствительность, раздражительность, ранимость могут провоцировать агрессивное поведение. Необходимо помочь ребенку разрядить психическое напряжение, повозиться вместе с ним в шумной игре. И стремиться избегать ситуации перенапряжения, если ребенок почти всегда агрессивен.

Бывает так, что ребенок часто грубит, но не всем, а только родителем, знакомым ему людям. Наверное, в этих взаимоотношениях что-то не так: родители редко занимаются и общаются с ребенком; они уже не образец для подражания, как раньше; ребенку скучно, нечем заняться, и он переносит на родителей собственное настроение и проблемы, перекладывает ответственность за свое поведение. Нужно решать проблемы вместе, в сотрудничестве с ребенком, но не за него.

Враждебность, подозрительность могут быть средством зашиты ребенка от мнимой угрозы, «нападения». Необходимо бороться со страхами, моделировать, т.е. создавать опасную ситуацию и вместе с ребенком преодолевать её, при этом ситуация должна быть на грани приятного с неприятным с преобладанием приятного.

Есть дети, у которых способность к эмоциональному отклику, сопереживанию, сочувствию к другим нарушена. Причины могут быть в неблагоприятных условиях семейного воспитания, нарушениях интеллектуального развития ребенка, а также в чертах эмоциональной холодности, черствости, уплощенности, повышенной аффективной (эмоциональной) возбудимости, которые передаются от родителей или близких ребенка. Такой ребенок часто раздражается или, наоборот, равнодушен, толкается, дерется, говорит обидные слова, грубо обращается с животными, и при этом ему трудно понять, что другому, т.е. обиженному, плохо или больно.

Надо стимулировать гуманные чувства у такого ребенка: жалеть, гладить кошек и собак, ухаживать за животными; обращать внимание ребенка на грустное, подавленное состояние другого человека и стимулировать желание помочь. Если это не помогает, нужно приучать ребенка нести ответственность, «отрабатывать» за свое агрессивное поведение («А теперь, иди, извинись», «пожми руку» и т.п.).

Агрессивные дети нуждаются в понимании и поддержке взрослых, поэтому главная задача заключается не в том, чтобы поставить «точный» диагноз и тем более «приклеить ярлык». А в оказании посильной и своевременной помощи ребенку.

Причин такого поведения может быть много. Но часто дети поступают именно так потому, что не знают, как поступить иначе. К сожалению, их поведенческий репертуар довольно скуден, и если предоставить им возможность выбора способов поведения, дети с удовольствием откликнутся на предложение, и общение с ними станет более эффективным и приятным для обеих сторон.

Агрессивным детям свойственны мышечные зажимы, особенно в области лица и кистей рук. Поэтому полезны релаксационные и психогимнастические упражнения: «Штангист», «Камень и веревочка», «Веселый и злой» и т.д. Игры способствуют снижению вербальной и невербальной агрессии и являются одним из возможных способов легального выплескивания гнева, снятия мышечного напряжения.

В заключении хотелось бы дать несколько советов родителям, для того, чтобы адаптация ребенка к школе прошла быстрее и проявления агрессии свести к минимуму:

  • Поддержите в ребенке его стремление стать школьником. Будьте внимательны к ребенку, отмечайте изменения в его поведении, любые отклонения от нормы.
  • Цените в своем ребенке индивидуальность, то, что он у вас необычный.
  • Отвечайте на все вопросы школьника. Ищите ответы вместе с ним. Ваш ребенок пришел в школу, чтобы учиться. Когда человек учится, у него может что-то не сразу получиться. Ребенок имеет право на ошибку.
  • Обращайте внимание на работоспособность ребенка.
  • Будьте объективны не только в оценке своего ребенка, но и в оценке сложившейся трудной ситуации.
  • Умейте просить прощение у ребенка, если вы неправы.
  • Если вас в поведении ребенка, в его учебных делах что-то беспокоит, не стесняйтесь обращаться за советом и консультацией к учителю или школьному психологу.
  • Не забывайте об играх! У малышей должно быть время для игровых занятий.
  • Помните: ребенок не состоит сплошь из недостатков, слабостей, неуспехов. Достоинства есть у ребенка и сейчас, надо уметь их увидеть.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Агрессивный ребенок в школе

Чепурных Т.Н. учитель начальных классов

МОУ «СОШ № 107»

г. Новокузнецка

Агрессивное поведение — одно из самых распространенных нарушений среди детей школьного возраста, так как это наиболее быстрый и эффективный способ достижения цели.

Проблема агрессии и агрессивности в теоретическом плане изучена достаточно глубоко и многогранно. Необходимо знать три главных момента:

  1. Что такое агрессия;
  2. Каковы возможные причины ее появления;
  3. Как ее корректировать.

Агрессивность ребенка может быть физически и психически обусловленной: агрессивность нельзя воспринимать однозначно отрицательно, так как она играет еще и защитную функцию — функцию самосохранения как физического, так и эмоционального.

Часто неожиданные агрессивные реакции могут появляться в период возрастного кризиса. Если это поведение нетипично для ребенка и взрослых, тогда оно означает, что у него возникли определенные затруднения и он нуждается в помощи окружающих.

Одной из причин появления агрессивных реакций может быть внутренняя неудовлетворенность ребенка его статусом в группе сверстников, особенно если ему присуще стремление к лидерству. И если сверстники по той или иной причине не признают ребенка, а еще хуже — отвергают его, то агрессивность, простимулированная обидой, ущемленным самолюбием, будет направляться на обидчика, на того или тех, кого ребенок считает причиной своего бедственного положения. Усугубляться такая ситуация может приклеиванием ярлыка «плохой, драчун, грубиян» и т. д. со стороны взрослого.

Еще одной причиной появления агрессивности у школьника может быть ощущение тревоги и страха нападения. Стимулируется она тем, что ребенок, скорее всего, неоднократно подвергался физическим наказаниям, унижениям, оскорблениям. В этом случае в первую очередь необходимо поговорить с родителями, объяснить им возможные причины и следствия такого поведения.

Иногда агрессивность является способом привлечения внимания окружающих, причина использования которого — неудовлетворенная потребность в общении и любви.

Агрессивность может выступать и в форме протеста против ограничения каких-нибудь естественных желаний и потребностей ребенка, например потребности в движении, в активной деятельности. Педагоги, которые не знают или не хотят по какой-либо причине учитывать естественную потребность ребенка в движении, не знают, что дети не могут длительно заниматься одним делом, что активность в них заложена физиологически, стараются искусственно и совершенно противоестественно погасить активность детей, заставить их сидеть и стоять против их воли. Такие действия взрослого подобны скручиванию пружины: чем сильнее на нее давить, тем больше скорость ее возврата в прежнее состояние.

Таким образом, первым шагом в работе с агрессивным ребенком должно стать выяснение возможных причин такого поведения. Необходимо попытаться собрать как можно более полную информацию о поведении ребенка дома, в общественных местах.

Двигательно-расторможенным детям трудно быть дисциплинированными и послушными. Такие дети, воспитываются в семье по типу «кумира» или в атмосфере вседозволенности, попадая в коллектив сверстников, могут становиться агрессивными. Необходимо грамотно выстраивать систему ограничений, используя, в том числе и игровые ситуации с правилами.

Обидчивость ребенка может быть связана не только с недостатками в воспитании или трудностями обучения, но и с болезнью роста. Повышенная чувствительность, раздражительность, ранимость могут провоцировать агрессивное поведение. Необходимо помочь ребенку разрядить психическое напряжение, повозиться вместе с ним в шумной игре. И стремиться избегать ситуации перенапряжения, если ребенок почти всегда агрессивен.

Бывает так, что ребенок часто грубит, но не всем, а только родителем, знакомым ему людям. Наверное, в этих взаимоотношениях что-то не так: родители редко занимаются и общаются с ребенком; они уже не образец для подражания, как раньше; ребенку скучно, нечем заняться, и он переносит на родителей собственное настроение и проблемы, перекладывает ответственность за свое поведение. Нужно решать проблемы вместе, в сотрудничестве с ребенком, но не за него.

Враждебность, подозрительность могут быть средством зашиты ребенка от мнимой угрозы, «нападения». Необходимо бороться со страхами, моделировать, т.е. создавать опасную ситуацию и вместе с ребенком преодолевать её, при этом ситуация должна быть на грани приятного с неприятным с преобладанием приятного.

Есть дети, у которых способность к эмоциональному отклику, сопереживанию, сочувствию к другим нарушена. Причины могут быть в неблагоприятных условиях семейного воспитания, нарушениях интеллектуального развития ребенка, а также в чертах эмоциональной холодности, черствости, уплощенности, повышенной аффективной (эмоциональной) возбудимости, которые передаются от родителей или близких ребенка. Такой ребенок часто раздражается или, наоборот, равнодушен, толкается, дерется, говорит обидные слова, грубо обращается с животными, и при этом ему трудно понять, что другому, т.е. обиженному, плохо или больно.

Надо стимулировать гуманные чувства у такого ребенка: жалеть, гладить кошек и собак, ухаживать за животными; обращать внимание ребенка на грустное, подавленное состояние другого человека и стимулировать желание помочь. Если это не помогает, нужно приучать ребенка нести ответственность, «отрабатывать» за свое агрессивное поведение («А теперь, иди, извинись», «пожми руку» и т.п.).

Агрессивные дети нуждаются в понимании и поддержке взрослых, поэтому главная задача заключается не в том, чтобы поставить «точный» диагноз и тем более «приклеить ярлык». А в оказании посильной и своевременной помощи ребенку.

Причин такого поведения может быть много. Но часто дети поступают именно так потому, что не знают, как поступить иначе. К сожалению, их поведенческий репертуар довольно скуден, и если предоставить им возможность выбора способов поведения, дети с удовольствием откликнутся на предложение, и общение с ними станет более эффективным и приятным для обеих сторон.

Агрессивным детям свойственны мышечные зажимы, особенно в области лица и кистей рук. Поэтому полезны релаксационные и психогимнастические упражнения: «Штангист», «Камень и веревочка», «Веселый и злой» и т.д. Игры способствуют снижению вербальной и невербальной агрессии и являются одним из возможных способов легального выплескивания гнева, снятия мышечного напряжения.

В заключении хотелось бы дать несколько советов родителям, для того, чтобы адаптация ребенка к школе прошла быстрее и проявления агрессии свести к минимуму:

  1. Поддержите в ребенке его стремление стать школьником. Будьте внимательны к ребенку, отмечайте изменения в его поведении, любые отклонения от нормы.
  2. Цените в своем ребенке индивидуальность, то, что он у вас необычный.
  3. Отвечайте на все вопросы школьника. Ищите ответы вместе с ним. Ваш ребенок пришел в школу, чтобы учиться. Когда человек учится, у него может что-то не сразу получиться. Ребенок имеет право на ошибку.
  4. Обращайте внимание на работоспособность ребенка.
  5. Будьте объективны не только в оценке своего ребенка, но и в оценке сложившейся трудной ситуации.
  6. Умейте просить прощение у ребенка, если вы неправы.
  7. Если вас в поведении ребенка, в его учебных делах что-то беспокоит, не стесняйтесь обращаться за советом и консультацией к учителю или школьному психологу.
  8. Не забывайте об играх! У малышей должно быть время для игровых занятий.
  9. Помните: ребенок не состоит сплошь из недостатков, слабостей, неуспехов. Достоинства есть у ребенка и сейчас, надо уметь их увидеть.

Можно с большой уверенностью предполагать, что решающее значение в становлении агрессивного поведения ребенка играет семейная среда и воспитание. Характер эмоциональных отношений, одобряемые формы поведения, широта границ дозволенного, типичные реакции на те или иные поступки и действия — вот те параметры, которые необходимо выяснить в процессе работы с агрессивным ребенком. Если его родители ведут себя агрессивно (вербально, физически), применяют физические наказания или не препятствуют проявлениям агрессии у ребенка, то наверняка у него эти проявления будут повсеместными и станут чертой характера.