Экология 2 мл гр. Конспект занятия по экологическому воспитанию в детском саду

Цель.

Формирование экологической культуры дошкольников.
Развитие познавательной и речевой активности.

Задачи.

Обучающие
— Способствовать накоплению представлений детей о птицах, о частях тела птиц.
— Закрепить правила поведения в лесу.
— Закрепить навык подлезания под дугу.

Развивающие
— Развивать внимание, память.
— Развивать познавательную и речевую активность детей средствами игровой мотивации.

Воспитательные
— Воспитывать бережное отношение к природе, чувство сопереживания, взаимопомощи.

Оборудование.
Мяч
Контуры изображений птиц
Изображение птиц для прикладывания их к контурному изображению
Паутина, плетенная из ниток
Дуга для подлезания
Дерево с дуплом
Гнездо с 3-мя птичьими яйцами
Птица-дятел (игрушка)
Аудиозапись музыки
2 подноса
Вишневые косточки, бусинки, мелкие пуговички и семечки
Тарелочки на каждого ребенка
Оборудование для рисования: карандаши, рисунки птиц с неокрашенной деталью

Воспитатель. Ребята, вы любите путешествовать? (Да) Тогда, сегодня мы немного попутешествуем по весеннему лесу. Только сначала вспомните правила поведения в лесу.

(Упражнение с мячом)
Воспитатель.
В лесу нельзя:
-нельзя отставать друг от друга
-нельзя ломать ветки
-нельзя разорять муравейники
-нельзя рвать цветы
-нельзя громко кричать и т.д.
Воспитатель. Правила поведения вы знаете, значит смело можно отправляться в путешествие.
«Раз, два, три, повернись – в лесу весеннем очутись!»
Воспитатель. А вот и лес.

Перед детьми контуры изображений птиц.

Воспитатель. Злой волшебник превратил птиц в тени. Что делать? Может, попробуем их снова превратить в живых птиц? (да)
— Назови, тени, каких птиц видишь на картинке?

— Чтобы оживить птиц, нужно расставить правильно их яркие изображения на силуэты.
Дети расставляют картинки птиц на контуры.

Воспитатель. Ребята, птицы так долго были тенями, что проголодались. Чем же их накормить, кормушки пустые?
— Назовите, чем питаются птицы? (зерном, семечками, хлебными крошками и т.д.)
Воспитатель. Где же нам взять все это? Ой, здесь какие-то подносы со странным содержимым. (Воспитатель ставит на два стола 2 подноса, в которых смешаны вишневые косточки, бусинки, мелкие пуговички и семечки )
— Посмотрите и скажите, что на подносах? (вишневые косточки, бусинки, мелкие пуговички и семечки)
— Что из перечисленного будут клевать птицы? (семечки)
Воспитатель. Ребята, вы готовы покормить птиц? Для этого, нам нужно разделить друг от друга все, что находится на подносе. (Воспитатель делит детей на команды по 4 человека ) Сейчас каждый из вас будет отбирать в свою тарелочку то, что я назову. (1-ый ребенок отбирает вишневые косточки, 2-ой – мелкие пуговицы, 3-й – бусинки, 4-ый — семечки)
Воспитатель. Молодцы, ребята, вы быстро справились с заданием. Поставьте тарелочки с семечками ближе к птичкам. Думаю, они с удовольствием полакомятся нашим угощением.

Воспитатель. Ребята, мы с вами вышли попутешествовать, поэтому пора идти дальше.

На лесной тропинке — паутина (плетенная из ниток паутина закреплена между деревьев), дети не могут пройти.

Воспитатель. Что делать? Возникает противоречие. (убрать паутину, разорвать и т.д. или сохранить ее)
Воспитатель.
Пауки приносят большую пользу, они защищают нас от вредных насекомых, которых ловят в свои сети (паутины). Поэтому не нужно разрывать паутины, если они находятся на деревьях или заборах.
Воспитатель. Давайте осторожно, не задевая паутины, пройдем под ней (дети проходят под дугой или другим препятствием). Молодцы, ребята, никто не задел и не разорвал паутины.

Перед детьми дерево, на дереве дупло (в дупле под листьями и перьями 3 маленьких яичка)
Воспитатель.
— Ребята, как вы думаете, кто живет в дупле? (белка )
— Загляни в дупло. Кого ты там видишь? (никого )
— Что лежит в дупле? (яйца ) Ребята, теперь, что скажете, кто живет в этом дупле (может быть птица )
Правильно, здесь гнездится какая-то птица. А вот что это за птица вы узнаете, если отгадаете загадку.
«Врач» для сосен и берез,
Крепче стали длинный нос,
Съест вредителей в коре
И в мороз, и при жаре!
В. Кузьминов
Воспитатель выставляет птицу дятла и предлагает поиграть.
Воспитатель.
Ребята, у дятла есть друг, шустрая синица. Он очень любит прыгать и скакать. Давайте покажем, как он это делает.

Физминутка «Скачет шустрая синица»

Скачет шустрая синица, (Прыжки на месте на двух ногах.)
Ей на месте не сидится, (Прыжки на месте на левой ноге.)
Прыг-скок, прыг-скок, (Прыжки на месте на правой ноге.)
Завертелась, как волчок. (Кружимся на месте.)
Вот присела на минутку, (Присели.)
Почесала клювом грудку, (Встали, наклоны головы влево-вправо.)
И с дорожки - на плетень, (Прыжки на месте на левой ноге.)
Тири-тири, (Прыжки на месте на правой ноге.)
Тень-тень-тень! (Прыжки на месте на двух ногах.)
(А. Барто)

Дятел стучит клювом тук-тук-тук.
Воспитатель. Дятел простучал нам телеграмму. Догадались о чем она? А я догадалась. Послушайте: (под стук дятла ) До-мой по-ра! До-мой по-ра!
Попробуйте простучать телеграмму.

Воспитатель. Да, время прошло незаметно и нам, действительно, пора возвращаться в детский сад.

Воспитатель. Встаньте полукругом, закройте глаза и скажите:
«Раз, два, три, повернись – в садике нашем очутись!»
Воспитатель. Мы снова в детском саду.
— Понравилось путешествовать по весеннему лесу? (да)
— Кому вы помогли в лесу? (птицам)
— Пройдите к столам. Перед вами изображения птиц. Художник рисовал их второпях и допустил ошибки, не докрасил какую-то деталь. Исправьте неточности художника.
Дети докрашивают деталь птицы (крыло, клюв, ножку, хвост, голову, туловище) под музыку.
Воспитатель.
Какую деталь ты докрашивал?
— Посмотрите, как много разных птиц нарисовал художник, а вы все ему помогали.
Воспитатель. Давайте выпустим птиц на волю, пусть они живут на свободе.
Воспитатель закрепляет рисунки птиц на заранее подготовленное «поднебесье». Включает звуки птичьего пения.

Воспитатель.
Давайте послушаем, как птицы благодарят вас за свою свободу и вашу доброту!
Номинация: Детский сад, Конспекты занятий, НОД, экология
Название: Конспект НОД во 2 младшей группе по формированию экологической культуры через знакомство с окружающим миром

Конспект занятия по экологии во 2-й младшей группе детского сада «Путешествие в зимний лес»

Программное содержание:

Образовательные задачи: способствовать углублению и обобщению знаний детей о диких животных, птицах, деревьях, рыбах; расширять представления о лесе и его обитателях; продолжать знакомить с характерными особенностями времени года; познакомить со свойствами льда и снега; продолжать учить понимать и использовать слова, обозначающие соотношение предметов по размеру: широкий - узкий, высокий - низкий.
Развивающие задачи: развивать у детей познавательный интерес к жизни леса и его обитателям; развивать память, связную речь, умение анализировать, делать выводы; развивать умение слушать друг друга.
Воспитательные задачи: воспитывать интерес у детей к жизни леса, умения вести себя в лесу; воспитывать любовь, бережное отношение к природе, проявлять заботу и внимание ко всему живому, формировать доброжелательность.

Предварительная работа:

Рассматривание наглядно-дидактических пособий с изображением диких животных, деревьев, птиц, рассматривание альбома «Времена года»; беседы о зиме, чтение стихотворений о зиме, загадки о птицах, животных; чтение сказок о животных; дидактические игры «Дикие животные», «Птицы», «Мир животных»; работа с родителями- вместе с детьми сделали кормушки; на прогулке кормили птиц.

Оборудование, материал:

Дорожка (2 шнура =2 метра), река (полотно ткани белого цвета, полотно ткани голубого цвета, пластмассовые рыбки 5 штук), ёлка искусственная, ветка березы, вата, берлога медведя (ткань белого цвета, стульчики, медведь- игрушка), сугроб (полотно ткани белого цвета), кормушки (по количеству детей), корм (семена подсолнечника, крупа пшённая), лесная лаборатория (2 стола, полотно ткани песочного цвета, полотно ткани белого цвета), лёд, снег, подносы 7 штук, салфетки из ткани по количеству детей, магнитофон, картон красного цвета, фонограмма «Вой ветра».

Ход занятия:

Воспитатель:

Ребята, а вы хотите отправиться в зимний лес?

Дети:

Да, хотим.

Воспитатель:

Скажите мне, пожалуйста, какое сейчас время года?

Дети:

Воспитатель:

А как же вы догадались, что именно зима?

Дети:

На улице холодно, много снега, солнце светит, но не греет, деревья стоят голые, нет листочков, одеты в тёплую одежду (шуба, валенки, тёплая шапка, варежки, тёплые штаны), можно кататься на санках, на лыжах, на коньках.

Воспитатель:

Молодцы ребята. Чтобы попасть в лес, нам нужно пройти по дороге. Перед нами лежит дорога. Какая она по ширине?

Дети:

Широкая. (Дети парами проходят по дороге).

Воспитатель:

Вот мы дружно прошли по дороге. Посмотрите, куда нас привела эта дорога?

Дети:

Воспитатель:

Правильно, подошли мы к реке. Зимой река замерзает, покрывается льдом. А кто это подо льдом?

Дети:

Воспитатель:

Рыба зимой не замерзает, она засыпает. А когда приходит весна лёд тает и превращается в воду, рыба начинает вновь плавать. А как вы думаете, холодно ли им подо льдом?

Дети:

Воспитатель:

Все тело рыбы, и голова, и плавники, все спит, холода не чувствует.

Воспитатель:

Чтобы дойти до леса, нам нужно перейти через реку по мосту. Какой красивый мост. Нам предстоит перейти реку по мосту. Какой он по ширине?

Дети:

По узкому.

Воспитатель:

Молодцы. Чтобы не упасть в реку, возьмёмся одной рукой за перила и перейдём по мосту на другую сторону. (Дети друг за другом проходят по мосту).

Воспитатель:

Ребята, мы с вами подошли к лесу. Посмотрите, какой красивый зимний лес. Он укутан белым снегом.

Чародейкою Зимою
Околдован, лес стоит,
И под снежной бахромою,
Неподвижною, немою,
Чудной жизнью он блестит.
И стоит он, околдован,
Не мертвец и не живой -
Сном волшебным очарован,
Весь опутан, весь окован
Лёгкой цепью пуховой...

(Раздаётся храп медведя).

Воспитатель:

А кто это храпит? Прислушайтесь.

Дети:

Воспитатель:

Правильно. А что медведь делает зимой?

Дети:

Спит в своей берлоге.

Воспитатель:

А каких ещё животных, которые живут в лесу, вы знаете?

Дети:

Заяц, лиса, белка, волк.

Воспитатель:

Медведь, заяц, белка, волк, лиса живут в лесу. А как можно назвать животных, которые живут в лесу?

Дети:

Воспитатель:

Молодцы. А каких перелётных птиц вы знаете?

Дети:

Синицы, снегири.

Воспитатель:

Правильно, к нам прилетают синцы, снегири.
(Раздаётся вой ветра, входит Хозяйка леса).

Хозяйка леса:

Здравствуйте ребята!

Дети:

Здравствуйте.

Хозяйка леса:

Меня зовут Хозяйкой леса. Услышала чьи-то голоса в лесу и пришла посмотреть, кто же здесь шумит?

Воспитатель:

Ребята будут вести себя тихо, не будут шуметь. Хозяйка леса, мы с детьми принесли подарки. Это кормушки для птиц. Их сделали дети со своими мамами и папами. А ещё мы с собой принесли корм, чтобы накормить птиц в лесу. Сейчас зима, птицам кушать нечего. А самое страшное для них-голод. (Дети дарят кормушки и корм Хозяйке леса).

Хозяйка леса:

Спасибо, молодцы ребята. Какие красивые кормушки вы сделали вместе с папами и мамами. Я развешу кормушки на деревья и насыплю им корма, наши птицы не останутся голодными. А сейчас я хочу вам напомнить о правилах поведения в лесу.

Если в лес пришёл гулять,
Свежим воздухом дышать,
Бегай, прыгай и играй,
Только, чур, не забывай,
Что в лесу нельзя шуметь:
Даже очень громко петь.
Испугаются зверюшки,
Убегут с лесной опушки.
Ветки дуба не ломай,
Никогда не забывай.
Здесь не нужно всех ловить,
Топать, хлопать, палкой бить.
Ты в лесу – всего лишь гость.
Здесь хозяин – дуб и лось.
Их покой побереги,
Ведь они нам не враги!

Воспитатель:

Хозяйка леса, мы обязательно запомним эти правила.

Хозяйка леса:

Посмотрите сколько вокруг деревьев: ели, берёзы. Мой лес называется смешанным, потому что здесь вперемешку растут разные деревья. Деревья бывают и низкие, и высокие. А знаете ли вы названия деревьев? Вот это дерево, как называется?

Дети:

Хозяйка леса:

А что есть у берёзы?

Дети:

Ствол, ветки.

Хозяйка леса:

Берёза – высокое дерево. А это что за дерево стоит, усыпанное белым снегом?

Дети:

Хозяйка леса:

А что есть у ёлки?

Дети:

Ствол, ветки, хвоя.

Хозяйка леса:

Вы всё знаете. В моём лесу свежий воздух. Подышим вместе. (Дети делают упражнение на дыхание).

Упражнение на дыхание

1. Глубокий вдох носом. Выдох ртом, губы трубочкой. (3 раза)
2. Руки за спину, грудь вперёд, спина прямая, голову приподнять. Вдох ртом. Выдох носом. (3 раза)

Хозяйка леса:

Молодцы, немножко отдохнули. А сейчас приглашаю в мою лесную лабораторию. Мы с вами будем ставить опыт.

Опыт по определению прозрачности снега и льда

Ход опыта:

Перед детьми стоит один поднос со льдом, а другой со снегом. Сначала рассмотрим с детьми снег.

Хозяйка леса:

Какой снег на вид и на ощупь? Потрогайте его и рассмотрите.

Дети:

Холодный, мокрый, белый.

Хозяйка леса:

Молодцы. А какой лёд? Дотроньтесь до него.

Дети:

Холодный, мокрый.

Хозяйка леса:

Хорошо. А сейчас под кусок льда и комок снега положу красный лист бумаги. Что вы увидели под комком снега?

Дети:

Хозяйка леса:

Значит, снег непрозрачный. Что увидели под куском льда?

Дети:

Красную бумагу.

Хозяйка леса:

Мы сделаем вывод, что лёд – прозрачный.

Воспитатель:

Сегодня мы узнали о свойствах льда и снега. Из поставленного опыта мы видим, что лёд - прозрачный, а снег - непрозрачный.
Мы много нового узнали у тебя в гостях, Хозяйка леса, спасибо тебе. Что-то мы очень сильно замёрзли, пора бы нам вернуться.

Хозяйка леса:

Раз вы так сильно замерзли, помогу быстрее очутиться в детском саду. Я подую, и ветер вас донесёт до детского сада. (Дети садятся на стульчики).

Воспитатель: Как мы рады очутиться в детском саду. Здесь очень тепло, светло, уютно.

Анализ занятия:

Куда мы сегодня ходили с вами?
Что видели по дороге?
Кто встретился в лесу?
Катя что тебе больше всего понравилось?
А тебе Данил?

Воспитатель:

Молодцы ребята. Сегоднямы ходили в лес: шли по широкой дороге, по узкому мостику, видели берлогу медведя, встретилась нам Хозяйка леса, мы узнали из опыта, что лед - прозрачный, а снег - непрозрачный. Наше занятие закончилось.

Обо всём на свете:

В 1930 году в американский прокат вышел фильм "Песня мошенника" (The Rogue Song) про похищение девушки в горах Кавказа. Актеры Стэн Лорел, Лоуренс Тиббетт и Оливер Харди сыграли в этом фильме местных жуликов. Удивительно, но эти актеры очень похожи на героев...

Материалы раздела

II МЛАДШАЯ ГРУППА

Экологическая игра «Где спрятался зайчик!»

Цель: описать, назвать, растения по характерным признакам и из связи с окружающей средой. Составлять описательные загадки и отгадывать загадки о растениях.

Правила игры : назвать растение можно только после описания какого-либо признака поочередно.

Ход игры :

Игру проводят в парке, в лесу, в сквере. Из группы детей выбирают водящего, остальные делятся на две подгруппы. Водящий прячет зайчика под какое-либо растение (Дерево, кустарник) так, чтобы остальные дети не видели, куда спрятана игрушка. Затем водящий описывает растение (если затрудняется, то воспитатель помогает). Какая группа догадается быстрее, под каким растением зайчик, та идет его искать. Например, игрушка спрятана под дубом. Ведущий задает 1-й подгруппе загадку: «Это дерево, у него крепкий, могучий ствол» (Ответы детей 1-й подгруппы), 2-й подгруппе: «Листья у этого дерева осенью становятся коричневыми» (Отвечают дети 2-й подгруппы). И т.д.

Загадки-описания идут, пока не догадается одна из подгрупп.


Экологические игра «Где растет?»

Цель: учить детей группировать овощи и фрукты, воспитывать быстроту реакции на слово воспитателя, выдержку, дисциплинированность.

Правила игры: разобрать овощи и фрукты, и разложить одни в огород другие в сад (имитация – картинки сада и огорода). Выигрывает та команда, которая быстро разберет все предметы по местам.

Ход игры :

Среди детей делятся на две команды-бригады: овощеводы и садоводы. Овощи и фрукты (можно муляжи) раскладываются на столе. По сигналу воспитателя дети разбирают овощи и фрукты к соответствующим с картинкам. Та бригада, которая первой закончила работу, выигрывает. Дети не участвующие в бригадах проверяют правильность отбора.

После этого объявляется команда–победительница. Игра продолжается с другими командами.


Экологическая игра «Наши друзья»

Цель: Расширять представления детей об образе жизни животных, которые живут в доме (рыбы, птицы, животные), об уходе за ними, об их жилищах, воспитывать заботливое отношение, интерес и любовь к ним.

Материал: карточки-лото с изображением животных: попугай, рыбки аквариумной, попугайчиков, хомячка, черепахи и т.д. Маленькие карточки с изображением их жилищ (клетка, террариум, аквариум, ящичек и т.д.), корма.

Ход игры:

Карточки-лото раздаются участникам игры, у ведущего маленькие карточки, перевернутые вниз изображением. Ведущий берет любую карточку и показывает участникам. Участник, которому нужна эта карточка, поднимает руку и объясняет, почему эта карточка нужна именно для его животного.

Для усложнения можно добавить корточки, не относящиеся к этим животным.


Экологическая игра «Цветочный магазин»

Цель: закреплять знания детей о растениях (луга, комнатных, садовых), закреплять умение находить нужный цветок по описанию. Научить группировать растения по виду.

Материал: можно использовать карточки от ботанического лото, комнатные растения можно брать настоящие, но не очень крупные.

Ход игры:

Выбирается ведущий, он продавец (вначале ведущий – взрослый. А за тем можно по считалке), остальные дети покупатели. Покупатель должен так описать растение, чтобы продавец сразу догадался о каком растении идет речь.


Экологическая игра «Почтальон принес посылку»

Цель: Формировать и расширять представления детей об овощах, фруктах, грибах и т.д., учить описывать и узнавать предметы по описанию.

Материал: предметы (муляжи). Каждый отдельно упакован в бумажный пакетик. Можно использовать загадки.

Ход игры:

Посылку приносят в группу. Ведущий (воспитатель) раздает посылки каждому ребенку. Дети заглядывают в них и по очереди рассказывают, что они получили по почте. Детям предлагается описать, что находиться в их пакетике по описанию или с помощью загадки.


Экологическая игра «Съедобное – не съедобное»

Цель: формировать и закреплять знания детей об овощах и фруктах и ягодах. Развивать память, координацию.

Материал: Мяч.

Ход игры:

Ведущий называет овощ, фрукт, ягоду или любой предмет, бросает мяч одному из участников, если предмет относится к заданным, то он ловит.

Можно играть со всей группой сразу с помощью хлопков (хлопать, в случае если предмет не относится к заданным)

Экологическая игра «Чудесный мешочек»

Цель: Формировать, закреплять знания детей о разных природных объектах (животные, овощи, фрукты и т.д.). Развивать мелкую моторику пальцев, тактильные ощущения, речь детей.

Материал : Красиво оформленный мешочек, разные игрушки, имитирующие животных, настоящие или муляжи овощей и фруктов.

Ход игры:

Ведущий держит мешочек с предметами, предлагает детям по одному подойти и определить на ощупь предмет, не вытаскивая его, и назовет характерные признаки. Остальные дети должны по его описанию догадаться, что это за предмет, который пока не видят. После этого, ребенок вытаскивает предмет из мешочка и показывает всем ребятам.

Экологическая игра «Что сначала, что потом?»

Цель: Формировать и закреплять знания детей о степени зрелости овощей, фруктов, о порядке роста разных растений, живых существ (рыб, птиц, земноводных).

Материал: Карточки с разным порядком степени зрелости 3 – 4 – 5 карточек на каждый предмет (например: зеленый, маленький помидор, бурый и красный), порядком роста (семечко, росток, росток более высокий, взрослое растение).

Ход игры:

Детям раздаются карточки с разными порядками. По сигналу ведущего они должны быстро найти и построиться по порядку с нужными картинками по порядку.


Экологическая игра Магазин «Семена»

Цель: Развивать и закреплять знания детей о семенах разных растений. Учить группировать растения по виду, по месту произрастания.

Материал : Вывеска «Семена». На прилавке, в разных коробках с моделями: дерево, цветок, овощ, фрукт, в прозрачных мешочках, находятся разные семена с картинкой этого растения.

Ход игры:

Воспитатель предлагает открыть магазин по продаже семян. В магазине оборудуют четыре отдела. Выбирают продавцов в каждый отдел семян. По ходу игры дети-покупатели подходят к продавцам и называют свою профессию: цветовод, огородник, овощевод, лесник. За тем просят продать семена описанного ими растения и способа их выращивания (по одному в ямку, по одному в бороздку, «щепотью», рассадой).


Экологическая игра «Собери грибы в лукошко»

Цель: Развивать и закреплять знания детей о съедобных и несъедобных грибах, о месте их произрастания; о правилах сбора в лесу.

Материал: Плоскостные лукошки, модель, обозначающая лес, фланелеграф, карточки с грибами (съедобными, не съедобными).

Ход игры:

Детям раздаются карточки с грибами. Задача детей назвать свой гриб, описать его, где его можно найти (под березой, в еловом лесу, на поляне, на пеньке и т.д.), какой он: съедобный положить в «лукошко», не съедобный оставить в лесу (объяснить почему).

Экологическая игра «С какой ветки детки»

Цель: Развивать и закреплять знания детей о деревьях, их семенах и листьях. Закреплять правила поведения в лесу, в парке.

Материал: Засушенные листья разных деревьев (семена, плоды).

Ход игры:

Перед прогулкой с детьми закрепляют правила поведения в лесу (парке). Игра проводиться желательно осенью (когда уже есть семена и плоды), можно летом (только по форме листьев). Дети гуляют по лесу (парку), по сигналу воспитателя «Все детки на ветки!», дети бегут к своим деревьям или кустам. Дети сравнивают свои листья и т.д. с теми, что растут на дереве или кусте, к которому они подбежали.

Экологическая игра «Овощехранилище»

Цель: Развивать и закреплять знания детей о внешних признаках и особенностях овощей и фруктов, их внешних признака для хранения и заготовок, способах их заготовления.

Материал: Плоскостное изображение банки для засолки и компотов, бочки для закваски, ящики для хранения, морозильная камера. Наборы маленьких карточек с овощами, фруктами и ягодами.

Ход игры:

У каждого ребенка набор маленьких карточек с овощами, фруктами и ягодами. Детей разделить на команды (в зависимости от количества детей). Каждая команда делает свои «заготовки», из своих овощей, фруктов и ягод.

Или из общего количества маленьких карточек команды (солит, квасит, складывают для хранения) выбирают, для каких заготовок нужны те или иные овощи, фрукты и ягоды.


Экологическая игра «Соберем урожай»

Цель: Развивать и закреплять знания детей об овощах, фруктах и ягодах. Их месте произрастания (сад, огород, грядка, дерево, куст, в земле, на земле).

Материал : Корзинки с моделями: овощи, фрукты и ягоды (одна корзинка). Муляжи овощей, фруктов и ягод, или карточки от лото с овощами и фруктами.

Ход игры:

В определенных местах группы ставятся картинки с огородом и садом, где расположены муляжи или карточки. Детей можно разделить на две команды огородники и садоводы. По сигналу ведущего команды собирают урожай в свою корзинку с моделью. Условие: можно переносить только по одному предмету.


Экологическая игра «Четвертый лишний»

Цель: Уточнять и закреплять знания детей о классификациях разных природных объектов. Развивать логическое мышление, речь.

Материал: карточки с разнообразными объектами.

Ход игры:

Выставляются карточки: три – одного вида, а четвертая другого. Задача детей определить лишнюю карточку, и объяснить свой выбор.

Материал: Большие карты-лото с картинкой какого-либо водоема. Маленькие карточки с рыбами, водными животными, растениями и т.д.

Ход игры:

Воспитатель предлагает отправиться в водное путешествие по разным водоемам. Можно разделить детей на команды. Каждая команда отправляется в путешествие к определенному водоему. Далее дети подбирают живые объекты для своих водоемов из общего количества маленьких карточек. Выигрывает та команда, которая лучше знает обитателей и растения своего водоема. Материал: Фланелеграф, разные природные зоны земли (иллюстрации). Маленькие карточки с разнообразными животными, птицами, и т.д.

Ход игры:

На фланелеграфе расположены разные природные зоны земли. У детей маленькие карточки с разнообразными животными, птицами, и т.д. Задача детей назвать свое животное, где оно живет, и поставить около нужной природной зона на фланелеграф.


Экологическая игра «Угадай по описанию»

Цель: Развивать и закреплять знания о внешнем виде природных объектов (животных, растений, рыб, насекомых и пр.). Развивать память, речь.

Материал: Карточки с разнообразными видами животных, рыб, птиц, насекомых, по числу участников или больше. Уточнять и закреплять знания детей о сезонных изменениях в природе и жизни животных в разные сезоны года.

Материал: Большие карты-лото с картинкой какого-либо времени года. Маленькие карточки с моделями признаков разных сезонов.

Ход игры:

Игра проводится по типу лото. У ведущего маленькие карточки, перевернутые вниз изображением. Ведущий показывает карточку с моделью, игроки называют, что это и когда это бывает. Ребенок объясняет, почему эта карточка нужна именно для него. Выигрывает тот, кто первым закроет свою карту. Но игра продолжается до того пока все участники не закроют свои карты. карточки разных животных, птиц, насекомых, продукты питания, овощи и фрукты.

Ход игры:

Детям предлагается покормить животных в зоопарке. Игра проходит по типу лото. Ведущий показывает карточки с продуктами питания, насекомыми. Игрок, которому нужна эта карточка, поднимает руку и объясняет, почему эта карточка нужна именно для его животного или птицы.


Гульнара Зиенова
«Вода-водичка». Занятие по экологии во второй младшей группе

Тема : Водичка - водичка

Цель : Формировать у детей знания о свойствах воды ее значений.

Задачи :

1. Создать целостное представление о воде как о природном явлении;

2. Познакомить со свойствами воды (прозрачная, без вкуса) ;

3. Дать понять о значимости воды в жизни человека, в природе;

4. Воспитывать бережное отношение к воде; учить беречь природные ресурсы;

5. Обогащать и активизировать словарь;

Билингвальный компонент : вода- water

Словарная работа : бесцветная

Оборудование : Капелька, картинки с изображением воды в природе, два прозрачных стакана с водой, молоком; прозрачные стаканы с водой на каждого ребенка, коктельные трубочки, стеклянная емкость с водой, различные предметы,таз с водой,шарики из фольги

Дети встают в круг : Ребята я сейчас вас буду спрашивать,а вы отвечайте словами и показывайте руками. (Дети имитируют) -Ручки мыли? (Мыли) . -Ушки мыли? (мыли) . -Щечки мыли? (Мыли) . -Все помыли, ничего не забыли? -А теперь мы чистые, зайчики пушистые. -Ребята вы слышите, кто-то стучится? (идет, открывает дверь и вносит в группу Капельку ) . - Ребята, смотрите, кто к нам в гости пришел! Капелька. Давайте с ней поздороваемся (Звучит аудиозапись журчания ручейка.) - Ребята, послушайте и определите, что это за звуки. (звуки воды) -Действительно, это журчит ручей. Сегодня мы с вами отправимся в путешествие в Царство Воды, но не одни, Капелька отправится с нами в это удивительное путешествие (дети здороваются с капелькой)

Капелька путешествует по всему свету, много видела, много интересного знает о воде. Ни умыться, ни напиться Без воды, Листику не распуститься Без воды, Без воды прожить не могут Птица, зверь и человек. И поэтому всегда Всем, везде нужна вода ! -. Так ли это? Как вы думаете?. А откуда взялась Капелька, где она может быть? Давайте рассмотрим картинки, на которых изображены места, где путешествовала наша Капелька. Назовите их. -. Значит, Капелька – это маленькая частичка чего (воды) -Кому же нужна вода ? (Дети отвечают) . А может ли человек прожить без воды? (Дети отвечают) . Конечно же, вода необходима всему живому, без воды не было бы жизни на нашей Земле. - Ребята, Капелька приготовила нам сюрприз. Давайте рассмотрим водичку и расскажем о ней, какая она. Для этого я приглашаю вас за столы.

(На столе прозрачные стаканчики с водой по количеству детей.)

Посмотрите, у вас у каждого есть стаканчик с водой. Понюхайте, есть ли запах у воды? - А какого цвета вода ?

(У воспитателя два стаканчика – один с молоком, другой с водой. В стаканы опущены коктейльные трубочки.)

Посмотрите на стакан с молоком. Какого цвета молоко (белого)

Да, молоко белого цвета. Как вы думаете, если я опущу трубочку в стакан с молоком, она будет видна (нет)

Посмотрите, я опускаю трубочку в стакан с молоком и трубочки не видно, потому что молоко белое.

Посмотрим теперь на стакан с водой. Если я в него опущу трубочку, она будет видна?

У воды нет цвета, она бесцветная, прозрачная, трубочка в стаканчике с водой видна. Дети переходят к столу, на котором стоят стаканы с водой. Воспитатель показывает детям сначала стакан с водой и опускает в него трубочку (трубочка видна, затем стакан с молоком, в который тоже опускает трубочку (трубочка не видна) (Воспитатель наливает воду в таз) (ВОДА ) -Ребята когда я наливали в тазик воду и водичка спела нам песенку. Вы слышали какую песню спела водичка (Да) Игра «ПЕСЕНКА ВОДЫ» (Закрепление произношения звуков [ш]; [с] (маленькая струйка [с]; большая [ш].) -Ребята, давайте о воде скажем много слов. Вода какая ? Через воду видно дно таза? -Значит вода какая ? (прозрачная) -Опустите в воду палец. Какие они стали (мокрые) -Если воду подогреть, то она будет какая? (горячая) -Если воду остудить в холодильнике, какая она будет? (холодная) ИГРА : «ВЕСЕЛЫЕ ШАРИКИ» Воспитатель (достает из коробки шарики из фольги, раздает детям) -Шарики тяжелые? А какие? (легкие) -Можно сказать, что они воздушные как облака? -Опускаем шарики в воду, не тонут. Дуем - плавают. - Ребята давайте пройдём за другой стол где Капелька приготовила для нас еще один сюрприз Посмотрите здесь есть много различных предметов.

Демонстрирует предметы (шайба, шуруп, пенопласт, железная и пластиковая крышки, камни, пенопласт)

Как вы думаете, что произойдет, если бросить эти предметы в воду?

Давайте проверим, что произойдет. Посмотрите я взяла в одну руку камень,в другую резиновую игрушку как вы думаете что произойдёт если опущу эти предметы в воду?

(Дети опускают выбранные ими предметы в ёмкость с водой.

Смотрят, что происходит. Делают выводы.)

(Дети повторяют опыт .

Делают вывод, что вода бесцветная . прозрачна)

Ребята, о чем мы с вами сегодня разговаривали (о воде)

Да, мы вспомнили, что вода нужна для всего живого, поговорили о свойствах воды. Кто мне может их назвать (ответы)

Что вам больше всего понравилось делать?

Мне очень понравилось, как вы отвечали на мои вопросы и выполняли задания. Капелька нам дарит вот такие капельки,в свободное время мы с вами их раскрасим

Публикации по теме:

Конспект итогового открытого занятия во второй младшей группе «Водичка, водичка…» Цель: Закреплять знания детей о свойствах воды. Вызвать интерес к выполнению КГН, побуждать детей к постоянному их соблюдению. Закреплять.

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по экологии во второй младшей группе «Волшебница-вода» Интеграция образовательных.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром во второй младшей группе «Водичка, водичка…» План-конспект занятия «Водичка, водичка…» (вторая младшая группа) Задачи: Познавательное развитие: ознакомить детей.

Конспект занятия по воспитанию культурно-гигиенических навыков во второй младшей группе «Водичка, водичка» Конспект непосредственно образовательной деятельности во 2 мл группе. Образовательная область Физическое развитие по теме культурно-гигиенические.

Конспект НОД по экспериментированию во второй младшей группе «Водичка, водичка, умой мое личико» Тема: «Водичка, водичка – умой мое личико».Задачи: - Формировать представление детей о свойствах воды (теплая-холодная, жидкая-твердая,.

Цель проекта: знакомить детей со свойствами воды (текучесть прозрачность и т. д.); развивать навыки проведения опытов; развивать познавательную.

Управление образования Акмолинской области

ГУ «Отдел образования» Жаркаинского района

Мини-центр «Радуга» при Зерноградской ООШ

Открытое занятие по Экологии.

Во второй младшей группы.

На тему: «Волшебница – вода. »

Воспитатель: Валиева Зухра Ахметжановна.

2016год.

Цель: Обратить внимание детей на значение воды в нашей жизни. Познакомить со свойствами воды, во что она может превращаться. Для кого она нужна и для чего она нужна. Воспитывать бережное отношение к воде. Побуждать понимать речь взрослого и активно реагировать на неё. Развивать речевую активность. Учить детей различать и называть водных животных и птиц.
Материал. Иллюстрации с пейзажами в разное время года, набор карточек с животными и птицами, магнитофон, три бутылки (или кувшина), ёлки, гриб, краски(красная, зелёная), стаканчики с кипячёной водой для детей, кукла – волшебница.

Предварительная работа. Разучивание подвижной игры «Капельки и тучки», беседа о воде, опыты.
1. Загадка.
2. Рассказ воспитателя о значении воды, свойства воды. Опыт с водой.
3. Экологическая игра «Посели животное».
4. Подвижная игра «Капельки и тучки.»

Ход занятия:

Ребята,мы сегодня с вами немного попутешествуем и узнаем много интересного. Но сначала отгадайте загадку.
Чтобы не было беды
Жить нельзя нам без (воды).
-Ребята, сейчас к нам придут гостья. Это – волшебница вода. (Предложить детям подумать и ответить для чего нам нужна вода).
- Пьём, моем руки, купаемся, стираем, моем пол, варим еду, поливаем растения и т.д.
- Правильно ребята. Молодцы.

Мы не можем прожить без воды. Вода бывает очень разной. Она как волшебница умеет превращаться в дождь, росу, лёд, снег. Вода – это реки, озёра, моря. (воспитатель предлагает закрыть глаза, а потом открыть).
- Что в бтылке7
_ Вода.
- Какая вода?
- Белая.
- Сейчас волшебница вода поможет нам разобраться с цветом воды. (воспитатель берёт сначала бутылку с прозрачной водой, другой с красной).
- В какой бутылке вода красная? Почему? Что мы в неё добавили?
- Краску.
- Молодцы. Волшебница-вода вам говорит спасибо. Она бы не догадалась. А в этой бутылке вода чистая, прозрачная, бесцветная. Какую воду можно пить, а какую нет?
- кипячёную, прозрачную.
- Молодцы.
(На столе стоят стаканчики с кипячёной водой. Дети пьют воду.)
Какая вода по вкусу?
- Вкусная.
- А по цвету?
- Прозрачная.


- А сейчас ещё раз закройте глаза (берётся бутылка с зелёной водой).
-какая сейчас по цвету вода? Почему?
- Зелёная, т.к. в неё добавили краску зелёного цвета.
- А кому нужна вода?
-Человеку, птицам, животным, рыбам, растениям, насекомым.
- Ребята давайте прогуляемся по лесу и послушайте кто в лесу поёт.
- Птицы.
- Ой, а это что у нас растёт?
-Ёлочка.
- Как вы думаете какая она?
- Зелёная, колючая, красивая.
-а это что под ёлочкой растёт?
- Мухомор.
- А как вы думаете,его можно есть?
- Нет.
- Правильно ребята, её есть нельзя, потому что она ядовитая. Ребята – тихо, вы слышите где-то журчит вода. Давайте мы с вами поиграем в игру «Посели животное». Водные обитатели заблудились и никак не найдут свою реку, а вы ребята можете помочь. Давайте выберем водных жильцов и поместим их в водоём. Давайте подумаем кто живёт на водоёме?
- лягушки, рыбы, лебеди, утки, гуси. (выбрать из набора карточек и приклеить на ватман, на котором изображён водоём).
- Молодцы ребята все справились. А сейчас мы с вами немного отдохнём поиграем в игру «Капелька и тучка».


Подвижная игра «Капелька и тучка». Дети надевают шапочки капелек. Полетели капельки на землю, попрыгали, поиграли. Собрались они вместе и потекли весёлыми ручейками 9взявшись за руки образуют ручейки). Встретились ручейки и стали большой речкой (соединились одной цепочкой). Плывут капельки большой рекой, путешествуют. Текла -текла речка и попала в большой пребольшой океан (дети перестраиваются в хоровод и двигаются по кругу). Плавали- плавали в океане, а потом вспомнили, что мама тучка наказывала домой вернуться. А тут как раз солнышко выглянуло. Стали капельки лёгкими (присевшие капельки поднимаются, затем вытягивают руки вверх). Испарились они под лучами солнца, вернулись к маме тучке.
- Как хорошо у вас было в гостях, но мне уже пора, я к вам ещё приду и фокусы покажу, поиграем. До свидания.