Кризис семи лет: поведение ребенка и действия родителей. Сделайте собственную модель Солнечной системы

Развитие ребенка 7 лет от рождения претерпевает много изменений. Из маленького карапуза он превращается в школьника. Соотношения между частями тела приближаются к пропорциям взрослых. Он хорошо разговаривает, логически излагает свои мысли, умеет читать и учится писать прописью. Вместе с тем, дети переживают непростой переходный период. Их жизненные обстоятельства меняются, не всем получается легко приспособиться к школьным занятиям, новому коллективу. Потому родители должны быть особенно внимательны к своим малышам в этом возрасте.

Физическое развитие детей в 7 лет

Пропорции тела у детей седьмого года жизни приближаются к взрослым. У них сильно вытягиваются руки и ноги, туловище, относительно остальных частей тела, становится короче. Скелет интенсивно растет, а мышцы еще слабо развиты. Потому длительные статические нагрузки приводят к нарушениям осанки. Детям надо правильно организовывать рабочее место, делать передышки во время уроков. Большое значение имеют физические упражнения на переменах. Неплохо, если ребенок ходит в спортивную секцию.

Семилетние малыши выдерживают интенсивные физические нагрузки. Они проходят пешком несколько километров, можно их смело брать в однодневные походы. Ребенок может пробежать в быстром темпе около 30-40 метров. Прыгает с места на 40 см, а с разбега — на метр. Легко подпрыгивает на правой и левой ноге. Играет с мячом, может легко попасть в цель с нескольких метров. Дети умеют прыгать со скакалкой, катаются на двухколесном велосипеде, плавают. Нервная система и рефлексы развиты пока слабо, они не контролируют еще всех движений. Потому дети не могут быстро выполнять упражнения, стартовать по сигналу.

Мелкая моторика рук интенсивно развивается, но пока не совершенна. Потому во время уроков руки у деток устают. Малышу легче писать и рисовать в тетради крупные буквы и фигуры. Параллельные и прямые линии получаются не слишком точные. Детям иногда трудно правильно определить и отобразить на бумаге наклон буквы, выписать сложные элементы. Зато лепка, аппликация, нанизывание бусинок, пазлы, складывание конструкторов у малышей получаются намного лучше, чем раньше. Прикладным занятиям уделяйте как можно больше внимания. Они помогут развивать мелкую моторику и улучшить письмо у детей.

Развитие речи и мышления у ребенка 7 лет

Седьмой год жизни – это время окончательного формирования литературной речи. Дети выговаривают уже все буквы, умеют изъясняться сложными предложениями. Они четко и логически высказывают свои мысли, умеют вести диалоги. Словарный запас у младшего школьника большой, достигает нескольких тысяч слов. Следует учить детей произносить длинные монологи, пересказывать усвоенный материал, прочитанные тексты. Речь должна формироваться по законам литературного, а не простого разговорного языка.

На седьмой год ребенок продолжает активно воспринимать новую информацию. Он быстро запоминает и анализирует материал, прекрасно обучается. В процессе умственной деятельности семилетки используют разные виды мышления:

  • Наглядно-действенное
  • Наглядно-образное
  • Наглядно-схематическое
  • Словесно логическое.

Основным типом мышления продолжает оставаться наглядно-образное, которое постепенно замещает наглядно-действенное, свойственно для младшего возраста. Дети воспринимают информацию лучше, когда видят перед собой конкретные предметы, наглядные пособия. Они способны воспринимать их в целом, ориентируются в схематических изображениях (наглядно-схематическое мышление). Умеют выделять основные свойства предметов, группировать их между собой по этим признакам. Условия задачи ребенок способен лучше воспринимать, если видит перед собой образ, контролирует результат своей работы с помощью наглядной демонстрации. Словесно-логическое мышление находится лишь в начальной стадии развития, окончательно оно сформируется только в подростковом возрасте.

Память и внимание

Дети в 7 лет лучше всего запоминают материал, который их заинтересовал или вызвал эмоциональный отклик. Через год они совершенствуют произвольную память, и смогут выучить даже то, что им не слишком нравится. В младшем дошкольном возрасте хорошо функционирует механическое запоминание. Это помогает детям быстро усваивать новый материал. Но не следует сильно опираться на механическую память. Если малыш привыкнет зубрить, не понимая материала, в дальнейшем ему будет трудно учится. Объясняйте школьнику то, что он изучает. Тогда и память станет лучше, и способность к усвоению больших объемов информации повысится.

У школьников младшего возраста возникают проблемы с вниманием. Они легко отвлекаются на раздражители. Концентрироваться на одном занятии детям пока трудно, их хватает минут на десять или двадцать. Ребенок может внимательно заниматься делом, далеким от учебы, но интересным ему лично. Например, мальчик или девочка на уроке рисуют в тетради или на парте, вместо того, чтобы читать. Внимание у детей развивается по-разному. Одни дольше концентрируются на каком-то деле, зато труднее переключаются. У других функция переключения с одной задачи на другую работает хорошо, зато есть трудности с концентрацией. Полностью сформируется эта функция у малыша через год или два.

Итак, на седьмой год жизни интеллект школьника уже неплохо развит. Вот какими навыками он должен обладать, в первом классе:

  • Уметь читать (хотя-бы по слогам)
  • Уметь считать до 100, знать простые арифметические функции в пределах 20-ти
  • Писать прописью
  • Уметь устанавливать логические связи между основными признаками предметов, воспроизводить их по образцу
  • Уметь использовать логику в мыслительных процессах
  • Правильно оценивать действия людей и свои собственные
  • Иметь развитую координацию и мелкую моторику рук
  • Понимать и пересказывать детские рассказы, сказки
  • Иметь желания получать новые знания, быть готовы м прилагать к этому усилия.

Правильно оценить уровень развития школьника поможет психолог, хороший школьный учитель. Родителям важно понять, что все дети развиваются по своему плану, у каждого собственные способности и характеристики. Нельзя в первый год школы оказывать на детей слишком сильное давление. Лучше использовать положительные мотивации для обучения, чем наказания.

Эмоциональное развитие и социальные связи

Возрастные особенности развития психики и эмоций у детей в 7 лет связаны с очередным изменением обстоятельств их жизни. В этот год у них формируются:

  • Собственное мировоззрение
  • Этические и эстетические нормы
  • Личная мотивация
  • Умение придерживаться общепринятых правил и норм
  • Самооценка и личное сознание

Эмоциями детей на седьмой год жизни начинает управлять интеллект. Они начинают осознавать мотивы собственного поведения, состояние своей психики. Информация, получаемая в процессе обучения, сильно помогает в этом нелегком деле.

Семилетний ребенок продолжает уделять много времени сюжетно-ролевым играм. Это не только метод развития, но и способ общения со сверстниками. У детей сильно развито воображение, но они уже не идентифицируют себя до конца с выдуманными героями. Скорее дети на седьмой год жизни воплощают фильмы, играют роли, как актеры. Постепенно уроки, получение новых знаний вытеснят игру. Общение между детьми перейдет в словесное, а взаимодействие – в решение общих задач.

Школьные уроки, освоение новых знаний, сильно влияют на формирование личности. Ребенок сравнивает свой теперешний объем знаний и навыков с тем, что он умел еще год назад. Родителям нужно подчеркивать эти положительные изменения, создавать у школьника положительную мотивацию к дальнейшему обучению. Успеваемость в школе может сильно повлиять на дальнейшую самооценку малыша. Успешная учеба поднимает самооценку, вызывает удовольствие от собственных успехов. Плохие оценки в школе доводят детей до депрессии. Не нужно ругаться, если ребенок плохо учится. Подчеркивайте в общении с малышом, что любите его. А достичь успеха можно, приложив чуть больше усилий.


Отправить

Кризис семи лет у детей связан с осознанием своей социальной роли. Они начинают понимать собственное место в обществе, у них по-новому формируются отношения со взрослыми и сверстниками. Переживания и чувства школьника становятся более глубокими, чем у малыша. У него формируется собственный внутренний мир, основанный на мировоззрении, внешних обстоятельствах и личных эмоциях. Часто поведение детей становится странным, натянутым, «искусственным». Они не слишком умело скрывают свои переживания. Дети опять капризничают, становятся вспыльчивыми, занимают позицию отрицания. Перепады настроения вскоре пройдут, когда ребенок осознает свое новое «я» и научится справляться с новыми эмоциями. У одних детей кризисный период длится несколько месяцев, а другим понадобиться для установления эмоциональной стабильности год или два.

Режим семилетнего ребенка

Обеспечить правильное развитие ребенка в 7 лет поможет режим и нормальные отношение в семье. Детям нужно время для отдыха и для занятий. Спать школьник должен около 10-ти часов, ложиться не позже девяти вечера. После школы следует несколько часов отдохнуть. За уроки лучше всего садиться в 16 часов. Домашние задания делайте не больше часа. Каждые 25-30 минут следует делать перемену. Для лучшего восприятия материала нужны наглядные материалы. Поможет таблица с примерами сложения и вычитания, красочный алфавит на стенке.

У малыша должно быть личное пространство в доме. Даже если квартира маленькая, попробуйте выделить ему уголок с партой или письменным столом, тумбой. Ребенок должен иметь место, где будет прятать свои тетради, книги, раскраски, машинки и куклы. Ведь для семилетки игрушки и учебные пособия одинаково важны. В его познавательной деятельности игра и обучение еще очень тесно переплетены. Чтобы выработать у школьника внимательность и усидчивость, постарайтесь правильно оборудовать его рабочее место. Во время уроков детей не должно ничто отвлекать. Не ставьте стол напротив окна, чтобы малыш не отвлекался. Свет должен падать с левой стороны. Купите настольную лампу, установите ее так, чтобы она не мешала и свет ее падал на рабочее место.

Не игнорируйте детских переживаний. Выслушивайте все, что рассказывает малыш о школе, о своих друзьях. Общайтесь с ним «по-взрослому», говорите о дружбе, обязанностях, планах на будущее. Почаще хвалите маленького школьника за все его достижения. Дети хорошо развиваются и учатся, если чувствуют себя дома комфортно и уютно. На выходных желательно проводить с малышом больше времени, летом спланируйте загородную поездку, зимой сходите вместе в кино или просмотрите интересное видео. Не жалейте для детей своего времени, ведь каждая минута, вложенная в них, вернется потом и станет опорой в их взрослой жизни.

И подростковый.

Кризис же семи лет проходит у детей как-то незаметно для родителей. Может, теряется на фоне первых уроков, школьных впечатлений и новенького ранца. Все-таки первый класс - это важный этап в развитии ребенка.

Это совсем не значит, что на изменения в поведении не нужно обращать внимания, потому что из-за небрежности может появиться низкая успеваемость, нежелание учиться или проблемы в общении. Поэтому нужно вовремя заметить проявления кризиса и помочь сыну или дочке его преодолеть.

Проявления кризиса 7 лет у ребенка

Проявится кризисный период довольно неожиданно: поведение ребенка изменится буквально на пустом месте. Он может быстрее уставать, раздражаться, нервничать буквально на пустом месте. Он старается дружить с более взрослыми детьми, кривляется и манерничает, пытаясь развеселить старших товарищей.

Школьник пытается быть похожим на взрослых, пытается подражать старшим братьям или сестрам, знакомым.

У ребенка часто обостряется агрессивность. Некогда спокойный малыш вдруг начинает вести себя, как самый настоящий разбойник. Но иногда может появиться и застенчивость или неуверенность в себе. Успеваемость резко снизится, потому что сейчас его интересует совсем не учеба.

Марина Савельева, детский психолог :

«Главная причина кризиса - ребенок уже исчерпал развивающие возможности игр, и теперь ему нужно больше: не воображать, а понимать, что и как работает. Поэтому появляется вандализм в отношении любимых игрушек: станет ли кукла красивей, если её подстричь и накрасить? Он очень хочет стать взрослым, считая, что именно взрослые всё знают. Поэтому ребенок так злится на родителей: вдруг они делятся друг с другом тайной информации, когда остаются вдвоем? И злится на себя: как может такой почти взрослый человек когда-то быть настолько беспомощным».

Что происходит с ребенком во время кризиса 7 лет

Кризис семи лет можно назвать «пробой» перед подростковым возрастом: открытый эмоциональный ребенок вдруг становится замкнутым, у него появляются секреты. Вместо «Я хочу!» у него появляется вопрос «Что за этим будет?».

Конечно, и семилетний ребенок может с легкостью прыгнуть в самую глубокую лужу во дворе, но теперь он уже будет просчитывать последствия своего поступка. Поэтому перед тем, как показаться маме «во всей красе», он постарается привести себя в более-менее приличный вид.

Игры его интересуют уже не так сильно . Ребенок уже научился выстраивать , брал на себя различные социальные роли, познавая мир. Сейчас же ему нужно нечто другое, но пока малыш и сам не знает, что именно. И только взрослая жизнь притягивает, как магнит.

Сейчас ребенок хочет и может учиться, но только ему не очень интересны чтение и письмо. Лучше пение, рисование, моделирование самолетов и т.д.

Что делать родителям, когда у ребенка кризис 7 лет

Смена деятельности после детского сада, новые знакомства, неизвестные предметы - всё это поможет ему справиться с кризисом. Но важно, чтобы ребенок был психологически .Не стоит вести его в первый класс в шесть лет только потому, что так нужно.

Нужно объяснять ребенку, что в какие-то моменты ему придется уступать одноклассникам, учителям, научиться подчиняться общим правилам, но и отстаивать свое мнение.

Будет здорово, если негативные проявления кризиса вам удастся перевести в мирное, конструктивное русло.

Мама- Яна рассказала свою историю :

«Моим дочерям 7 и 16 лет. Я заметила, что младшая в последнее время до мелочей стала копировать старшую сестру. Начиная от одежды или прически и заканчивая походкой или манерой разговора. Конечно, в исполнении 7-летней девочки всё это выглядит довольно нелепо. Моя старшая дочь планирует поступать в художественный университет, поэтому серьезно занимается живописью и лепкой. Привлекла к этому и сестренку свою. Так теперь Катюхе моей (младшей) совершенно неинтересно это взросление. Самое важное теперь: как смешать нужные краски, чтобы передать глубину цвета неба?».

Вам важно понять и принять, что ребенок хочет быть самостоятельным. И если в три года это ему удавалось не так и хорошо, то сейчас он уже довольно взрослый, чтобы принимать собственные решения и нести за них ответственность.

Не нужно вмешиваться в дела ребенка, если он вас об этом не просит, - так вы даете ему понять, что верите в его силы. Дайте чаду почувствовать отрицательные последствия своих действий или бездействия, чтобы он быстрее стал взрослым и сознательным. Потихоньку и очень плавно снимайте с себя заботу и ответственность за личные дела своего школьника и передавайте их ему.

В этой статье вы узнаете, что делать если ребенок не слушается. Скорее всего, ответы на этот вопрос вам на понравятся. Но следование предложенным рекомендациям приведет к самым лучшим последствиям — ваш ребенок, повзрослев, станет успешным и счастливым человеком, а вас всю жизнь будет благодарить за то, что вы воспитали его именно так.
Как вырастить из ребенка личность, при этом сохранив гармонию в отношениях с ним – читайте в этой статье. А также почему капризы ведут к лучшей жизни, чем воспитание отличается от манипулирования и почему ребенку лучше не знать, что такое хорошо, а что такое плохо.

Что делать если ребенок не слушается – 7 простых правил

Посмотрите на окружающих вас взрослых людей. Среди них есть те, кто работает на средней работе со стабильной зарплатой, не выделяется в обществе, с незаурядной внешностью и незапоминающимся внешним видом. А есть и такие, кто стильно одевается, много зарабатывает, занимается собственным делом, яркие, харизматичные, уверенные в себе. Так вот, первые в детстве были послушными, хорошими девочками и мальчиками. А вторые не слушались своих родителей, и скорее всего, их родители были этому только рады. Большинство детей, вырастая, превращаются в серую массу потому, что общепринятый подход к воспитанию сводится к послушанию. Почему этот подход в корне не верен и как нужно действовать на самом деле – читайте в семи правилах личностного воспитания:

Правило #1: Откажитесь от авторитарного режима

Главная задача воспитания заключается в том, чтобы вырастить человека, который будет уметь брать на себя ответственность, будет способен к самостоятельной жизни. Но почему-то многие родители считают, что основная задача воспитания – привить ребенку «хорошие» качества и задавить «плохие». При этом какие качества хорошие, а какие – плохие, они определяют интуитивно, на основе того, как их самих воспитывали родители.

Но задумайтесь над тем, являетесь ли вы на сто процентов гармоничной личностью? Все ли сферы вашей жизни благополучны? Если нет, то почему вы считаете, что ваше видение плохого и хорошего поможет ребенку стать счастливым человеком?

Правило первое гласит – перестаньте считать себя правым во всем. Ваша воля не должна быть для ребенка единственно верной. Если вы хотите вырастить из него личность, которая сможет отвечать за себя сама, прекратите навязывать ему свои «хорошо» и «плохо», «правильно» и «неправильно».

Правило #2: Давайте увидеть причину и следствие

Всегда аргументируйте свою позицию. Ребенок имеет право видеть во всех ваших «можно» и «нельзя» причинно-следственную связь. Так вы научите его принимать решения самостоятельно. Он будет понимать «если я сделаю так, то будет это…» и на этой основе будет учиться осознанно принимать решения. Если объяснять все ребенку аргументированно и доходчиво, то у него не будет оставаться недопонимания. Он не будет пытаться проверить правдивость ваших суждений. А если вы будете общаться с ним при помощи аргументов: «потому что я так сказала» или «нельзя, потому что нельзя», то оставите у ребенка недопонимание и сами в итоге будете виноваты в том, что он не послушается вас. Ведь ребенок – существо любопытное, ему всегда хочется докопаться до истины. Не вините его в этом.


В случае, если вы не будете объяснять ребенку причинно-следственные связи, может случиться страшная беда. Он усвоит ваши суждения, и у него заблокируется нравственная область. Он бездумно будет воспроизводить вашу родительскую программу, вместо того чтобы основываться на собственных суждениях и мотивах.
Например, вы вбили ребенку мысль, что деньги – это плохо. Богатые люди=плохие люди. И не аргументировали эту мысль, просто высказывая ее без объяснений. Став взрослым человеком, ваш ребенок будет бедным. И скорее всего, он будет не в состоянии понять почему. Он просто примет вашу программу и будет прилежно пытаться всю жизнь быть «хорошим». По вашему мнению. А если бы вы объясняли тогда ребенку, почему у вас сложилось такое мнение на этот счет, то он имел бы возможность еще в детстве сложить свое собственное мнение об этом.
Итак, правило второе – объясняйте ребенку причины и следствия, и тогда он, пропуская это через собственную призму, будет иметь возможность выбирать – прислушиваться к вам или аргументированно поступить по-своему.

Правило #3: Учите принимать неизбежные обстоятельства

Разумеется, есть вещи, которые являются необходимыми, например, поход к врачу. В необходимостях тоже большая польза для ребенка. На них он будет учиться тому, что некоторые обстоятельства нужно безусловно принимать, и с этим ничего не поделаешь. В таких случаях также необходимо объяснять ребенку, почему это необходимо, выстраивать для него причинно-следственную связь, вместо того чтобы просто заставлять и говорить «надо».

Правило #4: Капризы – это хорошо

Если ваш ребенок долго выбирает на какой стул ему сесть, какую одежду надеть, брюки какого цвета лучше купить – это прекрасно. Вам достался ребенок, который потенциально может добиться больших успехов в жизни. Поэтому забудьте о таких словах, как «ешь что дают» или «я думаю, тебе вот это больше подойдет» и предоставьте ребенку свободу выбора. В отсутствие этой свободы у ребенка может сформироваться .


Во взрослой жизни успехов добивается только тот, кто недоволен существующим положением вещей и многого хочет. Поэтому, позволяя ребенку иногда капризничать и выбирать то, что ему по душе, вы тем самым растите в нем успешную и уверенную в себе личность.

Посмотрите вокруг — успеха добиваются только уверенные в себе люди. Уверенность — это ключ ко всему. Человек может не обладать талантами, быть неграмотным, необразованным. Но если он будет уверенным, все трудности будут ему нипочем — он добьется больших высот во что бы то ни стало, несмотря на отсутствие талантов, образования или привлекательной внешности. Поэтому взращивайте в ребенке уверенность, не подавляйте ее.

О том, как у ребенка формируется низкая и высокая самооценка, уверенность и неуверенность, читайте .

Правило #5: Уважайте своего ребенка

Многие родители жалуются на то, что ребенок их не уважает. Но при этом они даже и не думали прививать ему это уважение. Большинство родителей думает, что ребенок должен уважать их просто по факту того, что они – его родители. Они его воспитывают, содержат, а значит, он должен их уважать. Но это так не работает.

Если вы будете самоутверждаться перед ребенком, вести себя так, как будто ваше слово – закон, не ждите от него уважения. Он будет вести себя либо так же, как вы, либо еще хуже.
Единственный способ привить ребенку уважение к другим – уважать его самого. Только уважение к ребенку рождает в нем ответное уважение к вам. Если мы, напротив, не уважаем мнение ребенка, его выбор и решения – он научится также относиться, прежде всего, к себе, а потом и ко всем окружающим.
Пока ребенок маленький, вы можете не заметить, как на нем сказывается ваше неуважение к нему. Но как только он подрастет, вы почувствуете на себе ответное неуважение с лихвой.

Правило #6: Побуждайте к принятию решений

Вы начинаете общаться с ребенком буквально с пеленок. Уже в это время можно и нужно считаться с его мнением. Даже если он еще не разговаривает, он может подавать сигналы. А вы побуждайте его к принятию решений. Он должен знать, что у него всегда есть выбор. И тогда в любой момент жизни, что бы ему ни говорили, он не будет принимать это за чистую монету. Он будет знать, что всегда волен выбирать.


Как побуждать ребенка к принятию решений? Все время спрашивайте у него, чего он хочет. Хочет он сейчас есть или нет? Хочет он овсяную кашу или рисовую? Какую футболку ему купить, красную или зеленую?
При этом, как всегда, не забывайте о причинно-следственной связи: объясняйте ему последствия того или иного решения.
Предоставляя ребенку свободу выбора с самого раннего детства, вы рискуете вырастить самостоятельного, любящего себя и других, успешного, уверенного в себе человека.

Правило #7: Будьте на равных

Чего бы ребенок ни натворил, вы всегда можете поговорить с ним и договориться, вместо того, чтобы кричать и демонстрировать свое превосходство над ним. Ребенок отличается от взрослого только тем, что он не может нести за себя ответственность. Во всем остальном это такой же полноправный член общества, как и вы. Так относитесь к нему на равных, вместо того, чтобы смотреть сверху вниз.
Например, маленький ребенок разбил вазу. Он играл, не осознавая, что сделал что-то плохое. Авторитарный родитель сказал бы гневно: «Ты неряха! Ты поступил ужасно!» Такая позиция дает ребенку понять, кто тут главный, кто решает, кому нужно подчиняться.
Противоположная позиция – сказать спокойным голосом, что эта ваза – важная вещь для мамы. Мама ставит в нее цветы. Ваза вместе с цветами радуют глаз. Разбив вазу, ребенок сделал маме больно, это огорчило ее. Такая позиция формирует между родителем и ребенком отношения на равных, при этом ребенок усваивает и запоминает, что так делать нельзя.


Детям неведомо, что чувствуют другие, они не умеют ставить себя на место другого. Общаясь с ребенком на равных, объясняйте ему, что вы чувствуете в том или ином случае. Будьте терпеливы, подавайте пример, и постепенно ребенок научится вас понимать.

Воспитание построено на вере

Для четкого понимания того, что такое воспитание, я приведу цитату Эриха Фромма:

Психолог и философ Эрих Фромм говорит о том, что именно авторитарное воспитание является на самом деле не воспитанием, а манипулированием. Реальное воспитание развивает ребенка, дает ему возможность познавать новое, допускать ошибки и учиться на них. Манипулирование же, в отличие от воспитания, является своеобразным способом слепить из ребенка того, кем родители хотят его видеть.
Воспитание отличает от манипулирования наличие веры в ребенка, в его возможности и способности. Воспитывая ребенка, родители дают ему возможность совершать ошибки, делать опыты и изучать окружающий мир. Манипулирование – наоборот, задавливает в ребенке желание познавать новое из-за постоянных «нельзя», «неправильно» и «плохо».
Научитесь отличать эти два понятия и начните воспитывать ребенка в отсутствие манипуляций. Давайте ему свободу, не лишайте его выбора. И тогда из него вырастет личность. Он все равно никогда не получится таким, каким бы вы хотели его видеть. Ведь он – другой человек, у него другое восприятие мира, отличное от вашего.
Он родился не для вас, а для самого себя. Это отдельная личность, которой вы просто помогаете выйти в мир. Поэтому вместо того, чтобы пытаться слепить из своего ребенка желанную вам фигуру, дайте ему все возможности для того, чтобы слепить себя самому.

Заключение

Надеюсь, теперь вы имеете представление о том, что делать если ребенок не слушается. Данные правила придумала не я, они давно развиваются в психологии и постепенно входят в обиход. Но к сожалению, для многих эти правила до сих пор неприемлемы из-за авторитарного воспитания родителей, бабушек, прабабушек. Слишком сильно в нас вросло корнями негуманное воспитание. Но задумайтесь, считаете ли вы, что у вас было счастливое детство? Что вас воспитывали правильно? Если нет, то это значит, что вам нужно изменить привычную схему общения с ребенком.

Собрав все мысли этой статьи воедино, можно сделать вывод, что нет ничего хорошего, если малыш слушается вас. Чаще всего это значит, что он чего-то боится или по какой-то причине потерял интерес, любопытство к познанию мира. А если он не слушается – это прекрасно! Ведь это значит, что у него уже есть свое мнение, он знает, чего хочет. А еще он не боится вас – и это тоже хорошо. Он не считает вас властным, злым родителем, а значит, доверяет вам.

Начните уважать своего ребенка, побуждайте его к принятию решений, давайте увидеть причину и следствие, будьте с ним на равных, верьте в него! И тогда он вырастет в способного, ответственного, самостоятельного, уверенного в себе и, главное, счастливого человека!

И не забудьте скачать мою книгу «Как полюбить себя» . В ней я делюсь самыми эффективными приемами, при помощи которых я сама когда-то подняла свою самооценку, стала уверенной и полюбила себя. Эта книга станет вашим личным помощником на пути к любви и уверенности в себе. Уверенный и любящий себя родитель = уверенный и любящий себя ребенок.

Если вам нужна индивидуальная помощь в вопросах воспитания, вы можете записаться ко мне на психологическую . Я помогу вам стать эффективным родителем. Ребенок не только скажет вам спасибо, когда вырастет, но и станет гармоничной, зрелой и счастливой личностью.

Записаться ко мне на консультацию можно через вконтакте , инстаграм или . Ознакомиться со стоимостью услуг и схемой работы можно .

Подписывайтесь на мой Инстаграм и YouTube канал. Там много полезностей!

Верьте в безграничные возможности вашего ребенка!
Ваш психолог Лара Литвинова


Быть хорошими родителями – нелёгкое дело. Очень часто можно услышать от мам и пап жалобы на то, что их дети стали неуправляемы, капризны и порой даже агрессивны. А ведь ничего, кроме любви, в них не вкладывалось. Что же за метаморфозы периодически случаются с подрастающими личностями? Эти возрастные переходные периоды носят название кризисов, и одним из самых сложных считается кризис 7 лет.

Специфика переходного возраста младшего школьника

В кризисный период ребёнок ведёт себя манерно, наигранно

На протяжении жизни человек переживает пять кризисов:

  • в 1 год (происходит из-за непонимания взрослыми слов, мимики и жестов);
  • в 3 года (конфликт выделения своего «я» в отношениях со взрослыми, которые не всегда принимают желание малыша быть самостоятельным);
  • в 7 лет (возникает на фоне начала нового этапа социализации – поступления в первый класс и осознания себя личностью);
  • в 17 лет (обусловлен необходимостью самоопределяться после беззаботной и привычной школьной жизни);
  • в 30 лет (связан с подведением промежуточных итогов жизни, анализом достижений и поражений).

Каждый из этих периодов заслуживает внимания и участия близких людей, однако в семилетнем возрасте это особенно важно. По мнению психологов, у ребёнка в 6–7 лет рождается его социальное «я». Поэтому малышу предстоит выстраивать новые отношения с новыми людьми: одноклассниками, учителями. И теперь ему нужно получать положительную оценку своих действий, в которой он нуждается, не только от любящих членов семьи, но и от чужих людей.

Особенности развития детей 6–7 лет


Игра остаётся ведущим видом деятельности для младших школьников

С достижением школьного возраста ребёнок переживает мощную перестройку всего организма, которая связана с интенсивным развитием периферической нервной системы, опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой и эндокринной систем. Это обуславливает особую подвижность и активность малышей, но в то же время перенапряжение эмоционального характера и утомляемость.

Также в этом возрасте появляется новый вид деятельности – учёба. И если раньше ведущей деятельностью была игра, то теперь малыш хочет почувствовать себя взрослым – быстрее пойти учиться. Хотя игра ещё не ушла из его жизни, поэтому обучение младших школьников, как правило, опирается на этот вид деятельности, то есть на опыт детей. При этом не стоит забывать, что характер памяти у шестилетнего-семилетнего карапуза носит непроизвольный характер. Поэтому чем ярче образ того или иного понятия, тем легче малышу его запомнить. Но концентрировать внимание на чём-то одном ему ещё трудно. И вот на фоне этих противоречий развития возникает кризис семи лет.

Основные признаки кризисного периода


Непослушание и агрессия являются ключевыми признаками кризиса 7 лет

Не заметить наступление переходного этапа практически невозможно, ведь он ярче всего проявляется в поведении. Основными признаками переходного этапа считаются:

  • манерничание на людях, в семье, попытки подражать старшим (родным, героям кино, книг);
  • кривляние (чаще всего направлено на самых близких);
  • появление сдержанности (ребёнок в 7 лет теряет свою способность непроизвольно – непосредственно – реагировать на те или иные события, теперь малыш осмысливает всё, что происходит вокруг него);
  • периодическое игнорирование просьб или указаний старших, непослушание;
  • необоснованные приступы гнева (психует, ломает игрушки, кричит) или, наоборот, уход в себя;
  • дифференциация своего «я» на публичное и внутреннее;
  • потребность признания окружающими взрослыми значимости личности.

Часто случается так, что родители из всего этого списка обращают внимание только на непослушание: ведь таким образом нарушается привычная иерархия отношений взрослый-ребёнок, малыш становится «неудобным». Однако это ошибочное представление о значимости данного проявления кризиса. Гораздо важнее то, что маленькая личность в этот период нуждается в понимании и заботе. И в этой связи родителям лучше оставить свои недовольства и попробовать помочь своему чаду.

Как наладить контакт с малышом?


Не наказывайте ребёнка, всегда пробуйте договриться

Юрий Энтин: «Что за дети нынче, право, никакой на них управы, Мы своё здоровье тратим, Но на это наплевать им…»

Для того чтобы кризисный семилетний возраст прошёл максимально безболезненно, взрослым следует несколько пересмотреть свои отношения с ребёнком. Психологи советуют обратить особое внимание на ряд моментов:

  1. Позволяйте проявлять самостоятельность. Безусловно, у каждого члена семьи есть определённый круг обязанностей, и чадо может выполнять их наравне с взрослыми. Подросший младший школьник вполне справится, например, с уходом за домашним животным (насыпет корм попугаю, выгуляет собаку и т. д.) Так он почувствует, что он такой же взрослый, что от него зависит определённая сторона жизни семьи. При этом иногда напоминайте ребёнку, что главные в доме – мама и папа, которых никто не может заменить. Чтобы малыш наглядно в этом убедился, устройте день наоборот – родители станут детьми, а дети родителями.
  2. Признавайте право ребёнка на настроение. Малыш, как и любой взрослый, повержен эмоциональным перепадам. У него, как и у мамы или папы, может случиться день, когда всё валится из рук, хочется побыть одному и даже поплакать. В этом случае не мешайте проявить эмоции, а через какое-то время поговорите об этой ситуации, выясните причину такого упадка. Наверняка, это реакция на чьё-то недоброе слово или проблему в школе, с учителем или одноклассниками.
  3. Договаривайтесь. 7 лет – это возраст, когда малыш уже прекрасно понимает ценность обещаний. Он помнит, что обещали ему, так же хорошо, как и то, что пообещал сам. Поэтому если что-то пообещали – обязательно выполняйте, если такой возможности нет – доступно объясните своему чаду причины, по которым обещание откладывается, а также оговорите время, когда вы сможете его выполнить. В противном случае, ребёнок поймёт, что слово можно нарушать, что не существует обязательств, которые нельзя было бы обойти.
  4. Дозируйте давление. Существуют ситуации, когда просто договориться не получится, так как у малыша ещё отсутствуют некоторые границы поведения (например, нельзя поднимать руку на девочку, взрослого человека или общаться с мамой как со сверстницей). В этом случае, конечно, без авторитарного подхода не обойтись («Мы сделаем так, потому что это правильно. Ты этого ещё не понимаешь, потому что маленький»). Но самое важное в формулировке требований – это спокойный тон голоса . Услышав ровный тон маминого или папиного голоса, которые напоминают малышу, что он ещё не всё улавливает в силу возраста, в сознании ребёнка возникнет желание понять причины того или иного действия, а это, в свою очередь, отвлечёт от капризов и непослушания. Только включать такой подход нужно как можно реже, иначе ребёнок привыкнет делать всё только под давлением.
  5. Привлекайте чувство юмора. Лучший способ заставить ребёнка что-то сделать – это начать делать вместе с ним. А чтобы он с удовольствием выполнял те или иные действия, например, мыл посуду, в процессе совместной работы ищите смешные моменты (можно придумать забавные прозвища кухонной утвари или сочинить целый рассказ о приключениях ложки и чашки и т. д.)
  6. Полностью откажитесь от наказаний. Учёными доказано, что физические наказания не несут в себе никакой педагогической ценности. Равно как и психологическое давление. Дело в том, что малыш заведомо слабее взрослого, поэтому сопротивляться прессингу не может. Но даже сделав всё так, как вам надо, он не поймёт, почему его заставляли против воли. И впоследствии из него вырастит человек, убеждённый, что превосходство силы или возраста играет ключевую роль в решении любых вопросов.
  7. Дайте возможность выплёскивать свою агрессию. Для этого можно, например, повесить в комнате боксёрскую грушу или заменить её подушкой. В качестве альтернативы силовому выплеску эмоций можно комкать бумагу, газеты и бросать в корзину. Полезно также иногда давать возможность малышу покричать.
  8. Разговаривайте с малышом. Говорите с ребёнком на равных, рассказывайте о том, что и у вас в жизни был такой сложный период. Делитесь опытом, каким способом вы находили выход из ситуации.
  9. Периодически «отдыхайте» друг от друга. Если вы чувствуете, что страсти накаляются до предела, ребёнок вас не слушает, не воспринимает, попробуйте пару дней пожить отдельно. Только важно, чтобы именно вы уехали, а не отправили малыша. Так в привычной домашней обстановке он сильнее почувствует, насколько нуждается в вас, и, воспользовавшись ситуацией, можно будет без труда найти взаимопонимание.
  10. Нагружайте. Давайте малышу специальные задания, связанные с проявлением творческой инициативы. Так вы подготовите его к новой учебной деятельности. Также периодически включайтесь в занятия со своим чадом: это не только укрепит ваши эмоциональные связи, но и добавит вам авторитета в глазах ребёнка.

Видео: как вести себя с ребёнком, если он психует и нервничает

Задача родителей при подготовке к школе и в первых классах – помогать созданию зоны ближайшего развития и в ней работать с ребенком, быть с ребенком. Зона ближайшего развития – это одно из базовых понятий психологии развития, сформулированное нашими психологами и заимствованное западными. Это то, что ребенок не может сейчас сам, но может с некоторой организующей помощью взрослых.

Не когда мама делает вместо ребенка (это замещающее влияние), а когда мама создает условия, чтобы этот навык из возможного делался реальным. Зона ближайшего развития – это чуть больше, чем ребенок может сейчас. Предполагается, что родители знают, что ребенку предстоит освоить, и простраивают некоторые леса и опоры, по которым можно перейти к этому навыку.

В школу ребенок должен пойти сам

Самостоятельное приготовление домашнего задания – это зона ближайшего развития для подготовишки, для первоклассника. Сам он не научится этому, потому что школа не формирует такого навыка на данный момент. С нашей помощью – организующей, не замещающей, – ребенок в состоянии этот навык освоить.

И то же самое с разными конкретными затруднениями в учебе: что-то не получается, и мы делаем вместо ребенка и не делаем вместе с ребенком, помогая ему освоить. Это часто происходит потому, что родители отличаются гиперопекой, включены в детей с самого рождения. Гиперопека в учебе – это тупиковый путь. Нужно смотреть, как на следующую стадию развития не перекочевать с тем же стилем воспитания.

По возможности, ребенок в школу должен пойти сам. Надо понять, что это – не ваш 1 класс, хотя мы очень переживаем. Работа в зоне ближайшего развития: вы видите, что ребенок опять не положил физкультурную форму, и самое простое – положить форму вместо ребенка. Но это действие за него. С вашей стороны – помочь, направить, подсказать, но не сделать за него.

То же самое с учебными навыками. Кому-то сложно читать, кому-то – писать или отвечать на уроках. Очень важно, чтобы, когда начинается школьная жизнь, была поддержка: «Я верю, что у тебя получится». Не надо спасать ребенка, стараться за него сделать, объяснять, а дать понять, что он может сам, и вы верите в него, несмотря на сложности. Если ему нужна помощь, пусть не боится обратиться к вам.

Ребенку, который начинает соотноситься с системой образования, нужно много поддержки. У него еще не созрела мотивация, самооценка. Она пока на уровне дошкольника, и ему нужно бесконечно много подтверждений, что с ним все хорошо, что он – замечательный ребенок. Поскольку в учебе не всегда все гладко, потребность в поддержке дома возрастает.

Самое главное, чего надо избегать, когда ребенок пошел в школу – это формирование к нему оценочного отношения. С уроками пусть помогает тот, кто более спокойно к этому относится. Обычно пара подбирается так, что один более спокоен, другой менее. Чем больше взрослых нервничает по поводу ребенка, тем неоднозначнее может быть результат. Это как раз точка схождения амбиций – всем важно, чтобы был успех.

Концентрация на успешном в учебе ребенке

При проверке написания (например) вы ищете не самую кривую букву, а самую приемлемую и говорите: «Вот эта получилась здорово!», – и свой длинный комментарий, как получились остальные, не произносите.

Начало обучения в школе может быть для многих некоей точкой Х, когда к ребенку возникает несколько другое отношение, чем мы думали. Крайне полезно до того, когда такой момент настает, вспомнить, что было в детстве у вас: кто с вами сидел, кто нервничал, что вам хотелось.

Концентрация на успешности работает для всех детей – это одна из наиболее удачных вещей, которые можно сформулировать. Навык письма – один из наиболее сложных, наряду с тем, что ребенку нужно еще очень много чего освоить. Попробуйте написать пару предложений левой рукой письменными буквами, и вы сможете понять, отчасти, какие сложности испытывает при научении письму ребенок.

Кризис 7 лет

Кризис 7 лет, в отличие от кризиса 3 лет, может наступить раньше или позже. В целом он приходится на время, когда меняются первые молочные зубы на первые коренные. Если зубы меняются рано, – это может быть особенность семьи. Если зубы выпадают рано у одного ребенка из всех – может быть, он ранний по созреванию. Кризис 7 лет во многом имеет социальное происхождение и связан с началом школьного обучения.

Новообразования кризиса 7 лет:

– это, во-первых, произвольное внимание, которое ребенок может удерживать столько, сколько он хочет, на том, на чем он хочет. До этого внимание было более неподвластным ребенку. Это один из признаков, почему не стоит отдавать детей шестилетних в школу – очень важны полгода между 6,5 – 7, когда назревает внимание и еще множество вещей, связанных со зрительно-моторной координацией и с координацией глаз – рука. Педагоги всегда знали, что классы шестилетних и семилетних детей – это небо и земля.

– это, во-вторых, ученическая позиция, которая состоит из возможности адекватно реагировать на порицание, связанное с успехами, и умение принимать авторитет . До прохождения кризиса 7 лет ребенок на любой упрек обижается и расстраивается. После этого кризиса ребенок понимает, что мама так говорит не для того чтобы обидеть, а чтобы умение ребенка стало лучше (т.е. буква «А» стала более красивой).

– Кроме того, ребенок хочет, может и стремится к тому, чтобы перенимать образцы поведения, образцы мысли, образцы действия от другого взрослого, т.е. от учителя. И тут ребенку гораздо проще, если этот учитель не является родителем, потому что один из признаков кризиса 7 лет – это противопоставление себя родителям, негативизм и мысли о том, что родители понимают что-то хуже, чем новый авторитет.

Появление «Марьиванны, которая сказала» – нормальная примета новообразования, того, что теперь учитель будет для ребенка главным человеком в плане учебы. Это нельзя переламывать, это бесполезно. Спускать с небес этот невероятно прекрасный образ учительницы можно только в самых крайних случаях – при явном негативном настрое педагога к вашему ребенку.

Такое бывает, потому что у всех педагогов бывают любимчики и те, кого они не переносят на дух. Этого не должно быть видно, но так бывает редко: удобных и симпатичных себе детей педагог выбирает, шумных, активных, драчливых – не выбирает. Мальчикам здесь сложнее, чем девочкам, потому что девочки в начальной школе – очень удобные ученики.

Система образования в начальной школе подстроена под человека быстро реагирующего, быстро адаптирующегося, выносливого, способного быстро менять виды деятельности. Индивидуальный подход возможен только в маленьких классах частных школ либо в малокомплектных школах.

Если ваш ребенок выпадает из нормы по особенностям темпа, надо готовиться к тому, что он может не очень успешно это обрамлять, потому что ребенку очень важно, чтобы новый авторитет (учительница) к нему одобрительно относился. Неодобрительное отношение может разрушающе действовать. Сделать с этим ничего нельзя. Критическая оценка появится потом, в средней школе. В начальной школе учитель – божество.

В целом, кризис 7 лет подвигает ребенка к освоению новых социальных ролей. Учитель – ученик – вертикальные отношения. Подчиняться и уметь подчинять себе младших – горизонтальные отношения. Все, что ребенок освоил в школе, он принесет в семью и будет проигрывать на младших братьях и сестрах, на куклах. Если ребенок пошел в школу, стоит очень внимательно наблюдать, что же он такое им говорит, и вы тогда узнаете, что и как говорит «Марьиванна», какие слова употребляет.

Поиграть в школу можно заранее, в дошкольном возрасте. Можно сходить в школу и посмотреть, как там шумно на переменках, какие там парты. Нужно рассказывать истории про разных учительниц, вообще больше рассказывать историй из своей жизни про школу.

Мысль о том, что учительница – это человек со своими недостатками, достоинствами и слабостями, – в кризисе 7 лет ребенку не близка. Для него она божество в это время. Если божество милостивое – то вам повезло. Если нет – злобное, несправедливое, изрыгающее громы и молнии, – то не очень. Лучше готовить ребенка немного заранее к тому, что учительницы бывают разные.

Новый уровень самостоятельности

Ребенок в кризисе 7 лет упрям. Он упорно отстаивает то, что услышал в школе. Он не всегда управляем. Он имеет полярное поведение, как и в кризисе 3 лет: то ведет себя как взрослый и независимый, то – как малыш, который хочет на ручки. И эта полярность – признак .

Мама может отпихивать ребенка, обиженная негативными проявлениями, а это не правильно. Очень важно, по возможности, не терять спокойствия, видя, как ребенок оттачивает о вас свои возможности говорить «нет». Самое полезное, что можно сделать в кризисе 7 лет, – сталкивать ребенка с последствиями своей самостоятельности.

Не надо его ограждать от возможных ошибок, не надо пытаться его переубедить и испортить при этом отношения. Предупредить о последствиях мы можем.

Этот кризис довольно быстро проходит, и у ребенка возникает новый уровень самостоятельности, возможно, связанный с выполнением учебных заданий. Но учебная самостоятельность – сложный навык, состоящий из нескольких блоков.

Первый блок – это блок планирования.
Второй – формулирование задачи.
Третий блок – выполнение.
Четвертый блок – проверка.

Это то, чему ребенку нужно научиться за время начальной школы на материале разных предметов. На каждом этапе может возникать застревание. Например, планировать время уроков ребенок точно пока еще не может, потому что он еще не освоился во временном континууме. Планировать можно помогать и организовывать помощь в зоне ближайшего развития: «Давай придумаем время, и ты заложишь в свой телефон, когда тебе пора делать уроки».

Формулирование задач. Не всегда ребенок может сам понять, что нужно. Тут может возникать сложность из-за невозможности ребенка прочесть письменное здание, или неправильного понимания того, что Марьиванна сказала. Здесь в зоне ближайшего развития можно помочь, попросив ребенка объяснить, что надо сделать в задании.

Полезно ставить ребенка в отношении уроков в экспертную позицию: он – эксперт, а вы – на подхвате. Пока он будет объяснять задание, вы поймете, правильно ли понял он, и сможете чуть скорректировать проблему. Если вы уверены, что Марьиванна сказала что-то не то, то уже очень полезны контакты с одноклассниками: «Позвони Маше, спроси у нее», – пусть позвонит и узнает сам.

Блок выполнения. Тут работа в зоне ближайшего развития – оценить, можно ли это сделать за один присест. Если задание большое – разбить на куски, которые ребенку по зубам. Это тоже то, что дети сами не могут, им нужна организующая помощь. Увидели, что примеров очень много, предлагаете: «Давай сначала сделаешь столько, потом будет перемена, потом еще примеры».

Часто ребенок не может оценить объем задания даже до 3 класса. Необходимо научить ребенка не отвлекаться на объеме маленького куска: не вскакивать, не подбегать к пианино, не набирать номер, – не отвлекаться на всякие более интересные и приятные занятия.

Блок контроля, проверки. Это вообще – загадка, потому что это взрослые умеют проверять, и то не всегда хорошо. А в школе проверять не всегда учат. Только хорошие педагоги учат, как проверять диктант, как пример пересчитывать. Нужно учить проверять.

Это вообще прекрасное умение. Находить ошибки дети очень любят, и можно в игровой форме предложить ему такую «учительскую» роль – проверять. У ребенка самооценка еще не вошла в соприкосновение с реальностью. Самооценка ребенка-дошкольника завышена. В период кризиса 7 лет и вообще в начальной школе она идет к нормальной. На этом пути она может стать и заниженной – и это еще хуже. Но в 1-2 классе ребенок знает: все, что он сделал – прекрасно, и себя не проверяет: он постарался, написал, и, значит, это хорошо. Умение проверять – это отдельное умение, которое тоже формируется.

Сделать уроки – задача, состоящая из таких вот непростых блоков, и в каждом куске могут быть затыки. Но это все легко проходится, потому что человек – невероятно обучаемое существо, и важно верно направить его.

Не перегружать

Уметь себя проверить, уметь все спланировать может только не очень усталый ребенок. Ребенок перегруженный первым делом теряет способность к самоорганизации. При усталости вылетает то, что освоено не так давно: он еще может сложить 2 и 2, но не может себя усадить за стол и проверить то, что он написал. Систематически перегружая ребенка, лишая его способности самоконтроля, мы подписываемся под тем, что будем делать уроки вместо него, за него, толкая его.

Перегруженный, хронически усталый ребенок – не ученик. Уровень нагрузки – индивидуален. Это зависит от психотипа, от гемоглобина, от миллиона всяких факторов. И нужно смотреть: то, что вы ребенку дали, нормально или нет, – по общему состоянию, по общей вменяемости, по тому, как ребенок просыпается.

Две беды у младших школьников: хроническое снижение самооценки и хроническое переутомление. Они легко диагностируются внешними людьми, но плохо видны маме: на некоторые вещи нас глаз замылен. Склонны перегружать детей мамы и папы, которые сами перерабатывают. Склонны много требовать от детей мамы (и папы), которые от себя требуют многого.

Если вы знаете, что вы – человек с синдромом отличника, нужно понимать, что это первая вещь, которая готова будет обрушиться на голову вашего ребенка. Все амбиции, все ожидания, все требования к себе берут и переезжают на ребенка. Если вас это устраивает, пожалуйста: может быть, и получится добиться отличных результатов, и ребенок сможет добиться большего из-за ваших амбиций.

Но – у упавших на ребенка амбиций и ожиданий есть масса побочных действий: проблемы со здоровьем, можно отбить желание учиться, можно добиться красного диплома, но получить его лично для себя, в ущерб интересам ребенка. Это достаточно запредельная вещь – видеть, где ваши желания и амбиции, а где желания и амбиции ребенка. Нужно пытаться понимать, какие из ваших действий диктуются вашими желаниями, какие интересами ребенка.