Наказание ремнём. Наказание ремнем розгой

Праздничное настроение, букеты цветов на линейках, первый звонок и радость от встречи с друзьями-одноклассниками - на смену всему этому в начале учебного года быстро приходят школьные будни. А вместе с ними - невыполненные домашние задания, плохие оценки и неоправданные ожидания родителей. За этим нередко следуют и наказания. Но если раньше провинившегося ребенка ставили в угол и могли дать ремня, то сегодня, учитывая масштаб дискуссии о допустимости телесных наказаний и в свете развития ювенальной юстиции такие методы воспитания уже неприемлемы. Да и дети уже не те: для многих самое суровое наказание - лишение любимого гаджета.

Как сегодня наказывают детей и можно ли вообще это делать, разбирался сайт.

«Учительница указки о головы школьников ломала»

Меняются времена, а заодно и методы поощрения и наказания детей. Когда-то ребятня от вида розги и палки дрожала от ужаса и неукоснительно соблюдала дисциплину в школе, слушалась родителей. Розги сменили ремни с папиных брюк, а в некоторых семьях - кулаки.

За что и как имеют право наказать в школе?

Администрация школы вправе применить к ученику так называемое дисциплинарное взыскание. Этот вопрос регламентируется «Приказом о дисциплинарных взысканиях к учащимся» Минобра РФ. Поводом для взыскания могут быть неисполнение или нарушение устава школы, правил внутреннего распорядка и иных «локальных нормативных актов по вопросам организации и осуществления образовательной деятельности». Допустимые виды взысканий: замечание, выговор, отчисление.

Семейное насилие над детьми долго замалчивалось. Считалось, что признаваться в этом стыдно, а рассказать об избиении могли лишь синяки да ссадины на теле ребёнка, которые нередко старались не замечать ни соседи, ни учителя в школе.

Последние годы в России не умолкают разговоры о ювенальной юстиции, около десяти лет действует институт уполномоченных по делам несовершеннолетних. Общество задумалось о правах детей. И порой сами дети этим замешательством и открывшимися своими правами весьма успешно пользуются.

«Все знают свои права, но никто не знает теперь своих обязанностей, - сокрушается учитель русского языка и литературы Оксана Крюкова . - Дети понимают, что я не имею права их выгнать с урока, например. Фактически наказать непослушного ученика у нас возможности нет. И ладно, если родители понимают, что их сын или дочь - не сахар, а то ведь и они порой начинают ругаться с учителем и обвинять во всём».

«Была у меня в школе учительница биологии, статная, всегда с пучком и в строгом костюме. Её даже самые отъявленные хулиганы боялись как огня, а она указки о головы мальчишек ломала и к директору водила, зато биологию я до сих пор помню», - вспоминает 80-е годы Светлана Пузанова из Новомосковска.

Сегодня, конечно, такое представить в школе невозможно. Но где тонкая грань между допустимым и эффективным методом воздействия и как сейчас стоит наказывать детей?

Фото: Из личного архива/ Ефим Шаин

«К наказаниям детей на разных этапах отечественной истории были различные подходы. Поскольку воспитание традиционно являлось делом семьи, российская школа ориентировалась на семейные практики наказания детей, - рассказывает специалист по истории педагогики, профессор ТГПУ им. Л. Н. Толстого Ефим Шаин. - Веками и в семье, и в школе применялись, в том числе, и телесные наказания. Однако ещё Уставом 1864 года порка в российской школе была запрещена.

Учитель не имеет права:

поставить двойку по предмету «за поведение», привлечь к дежурству, оставить после уроков, ограничить допуск к занятиям. Также недопустимы и могут быть обжалованы оскорбление или унижение человеческого достоинства, не говоря о применении физической силы.

Действующий сегодня Федеральный закон об образовании предусматривает поддержание дисциплины на основе уважения человеческого достоинства детей, а применение физического или психического насилия по отношению к ним не допускается. В законе нет термина «наказание»; используется понятие мер дисциплинарного взыскания - замечание, выговор, отчисление из образовательной организации.

В Семейном кодексе Российской Федерации речь идёт о способах воспитания детей родителями и предусматривается, что эти способы должны исключать пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство обращение, оскорбление или эксплуатацию детей».

Поход - не награда

Советский педагог Василий Сухомлинский неоднократно подчёркивал, что детей нужно воспитывать только добром и лаской. Но он говорил лишь о школе, а как насчёт семьи?

Еще 15-20 лет назад провинившегося ребёнка ставили в угол, не выпускали гулять, а порой и ремнём проходились по «мягкому месту». Сейчас у детей, как правило, отбирают гаджеты или отключают интернет.

Многодетная мама Наталья Чуркова нашла другой способ.

«У меня два старших сына - 20 и 17 лет и 11-летняя дочка. По части наказаний больше всего достаётся первенцу. Когда у тебя рождается первый ребёнок, то в голове много амбиций и жёстких представлений, каким он должен быть, кем стать, - рассказывает Наталья. - Со старшим сыном мы пережили все «прелести» так называемого переходного возраста. Он начал курить, ругаться, связался с подозрительными ребятами, запустил учёбу.

Фото: Из личного архива/ Наталья Чуракова

А однажды они с друзьями разрисовали стены в школе краской и залили пеной из огнетушителя. Но об этом я узнала позже. Просто начала замечать, что с ребёнком что-то происходит. Разговоры не помогали, а материнская интуиция подсказывала, что сын мечется, места себе не находит. И тут возникла возможность отправить его в настоящий мужской поход в Крым. Когда он уехал, меня вызвали в школу и рассказали о том, что он натворил с приятелями.

Но к этому времени ситуация уже изменилась. Из похода он вернулся более спокойным и что-то осознавшим, мы поговорили, всё нормализовалось. Сейчас учится на третьем курсе университета, будет инженером-строителем».

По мнению матери троих детей наказание - это наказ. Применять наказание надо для того, чтобы ребёнок поступал правильно и не повторял ошибок.

«Конечно, не всегда хватает мудрости, выдержки и опыта, чтобы не накричать на ребёнка, не одёрнуть его грубо, но всё приходит. - признаётся Наталья. - На мой взгляд, крик и гнев - это бессилие взрослого человека, и, повышая голос, он поддаётся эмоциям. Я никогда не ругала детей за оценки в школе, если и срывалась, то скорее за этические проступки - нахамил, соврал».

Не ремнём единым

Что касается физических наказаний, то сегодня, хоть иные полагают, что семья - дело закрытое, и даже если кто-то кого-то бьёт, это дело личное, то защитники прав детей категоричны - побои необходимо пресекать и обращать внимание на семьи, где практикуют насилие над детьми.

В споре о наказаниях детей часто приводят в пример Японию, где детей до школы не принято за что-либо ругать. Но это другая страна, где своя история и традиции, уверены эксперты. Система наказаний и поощрений в каждой стране складывается по-своему, имеет корни, поэтому интегрировать одну систему в другую вряд ли удастся.

«Я работала в школе при ООН в Вене учителем русского языка, - делится опытом педагог и психолог Татьяна Юркова . - В австрийских школах более дружелюбная атмосфера. Детей не принято ругать и наказывать за ошибки.

Фото: Из личного архива/ Татьяна Юркова

Ошибки - это опыт, на котором мы учимся. Своих оценок ученики могут даже не знать, о них сообщают родителям, которые совместно с учителями помогают детям адаптироваться и развиваться. Преподаватели общаются с учениками на равных. Подростки знают, что с любой проблемой можно обратиться к учителю, который не накажет, а поможет. Учитель - это помощник, наставник, но не строгий контролирующий взрослый».

Как воспитывать ребёнка, и какие меры наказания применять, и применять ли, решать, безусловно, родителям. Но надо помнить, что теплом и лаской можно добиться куда большего, чем шлепками и пощёчинами.

Основными методами воспитания ребенка являются поощрение и наказание. И если с поощрением вопросов, в принципе, не возникает, то наказание у многих родителей ассоциируется с применением физической силы. Одним из видов такого наказания считается использование ремня, которым, пожалуй, нас всех в детстве пугали, а порой даже и применяли, если непослушание заходило далеко за рамки.

Нужно ли вообще наказание детей ремнем, ведь это уже насилие, а оно, как известно каждому родителю, может нанести психологическую травму ребенку на всю жизнь. Как доказали ученые,наказание ремнем , как и любое другое физическое наказание, не только опасно для здоровья ребенка, но и негативно влияет на его интеллектуальное развитие.

Наказание ремнем воспитывает страх

Применяя ремень как способ наказания своего ребенка, родители должны быть готовыми к тому, что через некоторое время он начнет их просто-напросто бояться. Кроме этого, боязнь постоянно сделать что-то не так, быть униженным и оскорбленным за свои проступки угнетает ребенка. Именно поэтому родители, прежде чем применять ремень, должны разобраться в ситуации, что именно ребенок сделал не так, попытаться поговорить с ним, узнать причину его поведения, а уже потом подумать о наказании, которое повлечет за собой раскаяние младшего в случившемся. В результате таких, казалось бы, простых подходов и правил, ремень не всегда является главным методом наказания.

Также психологи не рекомендуют наказание детей ремнем сгоряча, ведь в таком состоянии взрослые не всегда могут адекватно оценить происходящее, степень вины своего ребенка, а также правильно рассчитать силу. Подняв руку на ребенка однажды, взрослые потом долго мучаются чувством вины и сожаления о том, что действовали спонтанно и возможно нанесли серьезную физическую травму своему дитю.

Когда нужно применить ремень?

С другой стороны, никто не отменяет наказание детей ремнем, тем более, если на то существуют свои причины:

  • Когда поведение ребенка может принести угрозу для его здоровья или жизни;
  • Когда поведение ребенка угрожает здоровью или жизни окружающих;
  • Когда ребенок целенаправленно и осознанно делает назло родителям, не обращая внимания на любые уговоры и призывы старших.

Последствия наказания ремнем

Каким бы ни был проступок ребенка, важно не перейти тонкую грань наказания, ведь применяя ремень, родители дают понять ему, что, во-первых, физическая сила является чуть ли не единственным средством решения конфликта, а во-вторых, он обязан бояться родителей, которые в свою очередь бессильны перед шалостями ребенка. Кроме этого, наказание ремнем показывает, что ребенок слаб и не сможет дать сдачи тому, кто его бьет, а значит, унижать слабых можно и нужно.

Особенно важно четко разделять наказание и по половому признаку, ведь наказывая маленьких девочек ремнем и добиваясь тем самым идеального послушания, в результате можно воспитать девушку, которая не в силах противостоять насилию. В будущем, возможно, ее судьба сложится таким образом, что она подсознательно выберет роль жертвы и будет жить с мужем-деспотом. Что касается мальчиков, особенно если их наказывают мамы, то в будущем из покорного и послушного ребенка может вырасти мужчина, который будет искать для себя женщину, морально унижающую и оскорбляющую его.

Наказание детей ремнем фото:


  • Многие родители считают использование ремня идеальным и действенным методом наказания для своего ребенка

В Новосибирске - беспрецедентное судебное решение. Многодетный отец наказан за то, что дал сыну ремня. Ударил один раз. Этого хватило, чтобы мужчина попал под статью.

Дело касается ребенка, и по закону подробностей никто не раскрывает. Тем не менее «Комсомолка» основные детали выяснила.

Дело касается большой семьи. Она, как многодетная, стоит на учете в Центре социального обслуживания. И вот один из посетителей, 12-летний мальчик, рассказал о ситуации в доме.

В центре есть игротека, предоставляются другие услуги. Специалисты работают с семьями, общаются с несовершеннолетними. Данный ребенок, когда пришел на занятия, сам обратился к сотрудникам, - объяснила Наталья Дмитриева , начальник отдела по делам несовершеннолетних и защите их прав администрации Центрального округа.

Мальчик пожаловался, что получил от папки ремня. Были проблемы по учебе, слушаться не хотел - вот и досталось от родителя. Наказание такое было лишь однажды, и шлепок - всего один. Но делу тем не менее дали официальный ход. Закон есть закон. Сначала проверяли, нет ли уголовного состава правонарушения - причинения легкого вреда здоровью. Эксперты-медики этот вариант отвергли. А вот Административный кодекс оказался нарушен, а именно статья 6.1.1. «Нанесение побоев или совершение иных насильственных действий, причинивших физическую боль».

Семья благополучная. С отцом беседовали, он очень раскаивался. Говорит, больше такого никогда в жизни не сделает и даже в мыслях такого не будет. Слава богу, у нас это единичный случай, - поделилась Дмитриева .

Виновник тоже пообещал, что больше - никогда! Но ответить на суде все-таки пришлось. По закону отца могли арестовать на срок до 15 суток. Могли присудить обязательные работы - до 120 часов. Но предпочли оштрафовать - 5 тысяч рублей. Можно сказать, нарушитель легко отделался. Статья позволяет наказывать рублем на сумму до 30 тысяч.

ОПРОС "КП"

Можно ли наказывать детей физически?. Apester is a platform that offers an assortment of free online storytelling tools that enable publishers to engage with their audience.

КОММЕНТАРИЙ СПЕЦИАЛИСТА

Ремень - это акт бессилия

Андрей Якутин , психолог:

Я считаю, что любое телесное наказание означает, что взрослый не справился, не смог решить какую-то ситуацию. Как правило, ремень - это акт бессилия, отчаяния взрослого. Строгость нужна, но она должна быть психологической, а не физической. А физическая строгость говорит о том, что взрослый проиграл.

ТОЛЬКО ЦИФРЫ

Как в России родители наказывают детей? Опросив взрослых, ВЦИОМ выяснил, что…

80% опрошенных используют наставления и нравоучения;

43% не дают пользоваться компьютером;

13% лишают карманных денег;

12% применяют либо не так давно применяли порку. Несмотря на то, что закон - против.

При этом 33% взрослых признались, что сами они получали ремня, когда были детьми.

МНЕНИЕ

Вячеслав Пушкарев, священник, многодетный отец:

Жаловаться на родителей нехорошо. Но Вы спросили прямо и я прямо отвечаю (не врать же?) – да, мне прилично доставалось от отца и от матери (пока она была жива) до 13 лет. Били сильно (чем не скажу), но ведь не убили. За что били? За то, что во время споров с сестрой мы находили для себя возможным подраться, а такой финал отношений у нас в семье не приветствовался, поэтому мне, как старшему, доставалось первому. Били за наглое вранье, за вырванные из дневника листы, за прогулы школы, за то, что чего-то не мог понять во время выполнения домашних заданий с родителями. Всякое бывало. И это «всякое» бывало больно. Осуждаю ли я своих родителей за это? Было время - осуждал, а сейчас я их понимаю и не осуждаю. Они были дети своего времени и по-другому воспитывать и любить не умели. Признаю ли я такое насилие аргументом в воспитании детей? С большой натяжкой признаю, но только до 7 лет. Уверен ли я, что насилие над детьми приносит пользу в педагогическом процессе? На личном примере уверен, но только тогда, когда родители не просто тупо бьют детей, а именно их воспитывают, объясняют и не налегают на ремень, палку или шнур от чайника. Бить детей после 7 лет уже не имеет никакого положительного смысла. Результатом такого воспитания через битие является страх что-либо делать на виду у родителей, приспособленчество, изощренное лукавство и сокрытие всего на свете от родителей, отдаление детей от родителей, обида на долгие годы и как общий результат - не любовь детей к своим родителям, которую порой и годы победить не могут. И все же за что можно бить подростков? Уверен, что отец обязательно должен наказать своего сына избивающего и издевающегося над маленькими детьми. За вымогательство денег и за то, когда подростки заставляют слабых служить себе. За грубость и матерщину из уст сына в сторону матери, бабушки, дедушки и вообще старших. И если этого не сделает отец, то это сделает ГУИН. А после ГУИН ловить от человека нечего. Нужно ли законодательство запрещающее таковое битие-насилие? Нужно, но оно должно быть очень гибким, что в России практически нереально. Жили же мы без этого законодательства тысячи лет и теперь можем прожить, если просто будем любить друг друга и желать себе, и детям нашим, и всем, всем, всем только хорошего.

Можно ли наказывать ребенка ремнем

На сегодняшний день многие родители пытаются брать за основу воспитания собственного ребенка западную модель отношений, то есть, полностью исключив любое физическое наказание. Однако немало родителей уверены, что старые «дедовские» способы воспитания, не исключающие регулярного внушения ремешком по мягкому месту, действуют намного лучше и доходчивее.

Считается, что только через телесное наказание можно дать понять ребенку, что он поступил плохо и удержать его от таких действий в дальнейшем, особенно в тех ситуациях, когда простые увещевания и иные меры воздействия не приносят успеха. Можно ли наказывать ребенка ремнем или правильнее было бы позволять детям делать все, что угодно, выбрав другие меры воспитания, без тумаков и подзатыльников?

Роль физического наказания детей, безусловно, чрезвычайно важна, но положительная она или, напротив, таит в себе исключительно отрицательные моменты? Можно ли наказывать провинившегося ребенка по попе ремнем? Мнения как всегда разделились и они, прямо сказать, кардинально противоположны. Для многих родителей наказание ремнем предстает наиболее удобным, простым и действенным способом добиться того, чтобы ребенок был послушен. Тем не менее, физическое воздействие может скрывать в себе массу подводных камней, давая лишь кратковременный воспитательный эффект, но тая массу отрицательных последствий в будущем. С другой стороны некоторые родители, отличающиеся мягкостью характера, не способны не то чтобы ударить ребенка, но даже пригрозить сделать это, позволяя своей слабохарактерностью садиться себе на шею, что тоже, согласитесь, не есть хорошо.

Да, маленькие дети - тоже люди, более того, они уже личности, пусть и не до конца сформировавшиеся, но все же. Тем более актуален вопрос о физическом наказании в этом возрасте, можно ли регулярно наказывать непослушного ребенка ремнем. Детям предстоит жить в обществе, в основе которого лежит система наказания за те или иные поступки, считающиеся в социуме неприемлемыми, плохими. Посудите сами, государством и обществом управляют законы, следование которым считается обязательным для всех, в противном случае, если закон нарушить, преступившего его человека ждет наказание, по крайней мере, так это задумано. Разумеется, в современном цивилизованном мире физические наказания для людей, совершивших плохой, сточки зрения общества, поступок, считаются аморальными, неприемлемыми, для них имеются другие меры воздействия.

В свою очередь ребенок, который плохо себя ведет, не слушает родителей, должен быть как-то наказан, опекуны должны дать понять ему, что такое хорошо и что такое плохо. Во многих случаях меры вербального внушения остаются безуспешными и приходится брать на вооружение что-то посерьезнее. Если не наказывать непослушного ребенка физически, а других мер воздействия он попросту не понимает, родители рискуют упустить возможность объяснить формирующемуся человеку разницу между плохим и хорошим, и что же будет в итоге? Не донеся до ребенка тот факт, что, например, воровать деньги у родителей - плохо, имеется серьезный риск, что впоследствии вырастет человек, моральные принципы которого будут позволять ему взять чужое, что, конечно же, неприемлемо.

Но и наказывать ребенка ремнем тоже нужно уметь правильно. Безусловно, в воспитании детей крайне важен индивидуальный подход: кто-то с первых лет жизни отличается буйным характером, плохо поддается внушению, другие дети напротив, спокойны и впечатлительны. Наказание должно хоть как-то соответствовать тяжести проступка. К примеру, лупить пацана за то, что он задержался, гуляя на улице, наверное, незачем, а вот за издевательство над животным можно и пройтись ремешком по заднице. Наказывать ребенка нужно не за все, а только лишь за те проступки, которые наносят серьезный вред в первую очередь ему самому, окружающим, либо таят в себе угрозу для жизни. Ребенок, лазающий в трансформаторную будку, или катающийся на крыше товарняка, несомненно, должен быть подвергнут самому серьезному внушению, в том числе и физическому, в противном случае мы рискуем попросту лишиться объекта воспитания, и наказывать будет уже некого.

Физическое наказание необходимо для того, чтобы помочь родителям исправить его, но при этом крайне важно избегать плохих последствий. Ни в коем случае нельзя унижать ребенка, ущемлять чувство собственного достоинства, бить его на людях, оскорблять в присутствии посторонних. Важно, чтобы ребенок понимал, что если он совершит какой-то серьезный проступок, он будет за это наказан, возможно, это убережет его от необдуманного шага. Наказывая ребенка необходимо делать это так, чтобы он понимал, за что принимает заслуженную кару. В противовес наказанию необходимо помнить и о мерах поощрения ребенка за хорошие поступки.

Давать советы о том, как воспитывать детей - занятие неблагодарное. Кто скажет, почему часто случается так, что в семьях профессиональных педагогов вырастают лоботрясы и хулиганы, ведь по отношению к ним применялись все прогрессивные педагогические меры воздействия? Может быть, пороть надо было чаще? С другой стороны, чрезмерное насилие в семье может привести к тому, что характер ребенка будет сломлен, внутри него затаится извечная обида на всех и вся, будет нанесена серьезная душевная травма, от которой человек будет страдать впоследствии всю свою жизнь. Кто-то заметит, что применяя по отношению к ребенку меры физического воздействия, родители тем самым подписываются под своим бессилием. Возможно, это так, но чаще всего, почему-то, такие слова можно услышать от людей, которым в своей жизни никогда и не приходилось заниматься воспитанием детей. Далеко не каждый взрослый человек обладает таким даром внушения и морального превосходства над детьми, чтобы уметь без особого труда поставить на место выскочку, успокоить капризы, наказать за все пакости, не прибегая к ремню.

«Меня наказывали, и я буду наказывать!» - знакомая фраза? Как часто можно ее услышать от уже взрослых людей. Метод кнута, как называется это у нас в стране, или, проще говоря, «ремнем по попе» - популярный метод воспитания. Однако перед тем, как наказать ребенка за плохое поведение ремнем, стоит задуматься о последствиях, которые может повлечь этот метод.

Испокон веков

Первый аргумент тех, кто не понаслышке знает, как наказывают детей ремнем, это отсылка к истории. Конечно, телесные наказания считались нормой и в Средневековье, и в советских коммунальных квартирах, а в шариатских странах до сих пор людей камнями закидывают!

Здесь психологи советуют задуматься: если на Руси детей наказывали ударами за любую провинность, то же самое ведь делали и с их родителями-крестьянами! В современности же телесных наказаний для взрослых людей, если мы говорим о цивилизованных странах, практически не существует. Если человек прогулял работу – его уволят, если он не занимается спортом и курит – пострадает его здоровье, если он начнет воровать – попадет в колонию, если обидит друзей – останется одиноким. Но за эти проступки его никто не будет бить! В таком случае, чему научится ребенок, если ему «прилетит по попе»? Что после физического наказания следует прощение, и все. Таким образом, к реалиям современной жизни, когда за каждый поступок необходимо отвечать не попой, а головой, мы его не приучим, а только исказим его представление о жизни. Так, может, выбрать наказание взрослее и объяснить малышу, почему оно именно такое?

Почему?

Как наказывают детей ремнем по попе? Больно, с криками, руганью, оскорблениями и плачем. Как правило, делается это от безысходности, когда слова уже не помогают. А после наказания приходит понимание произошедшего и чувство вины за собственный поступок. Итог очевиден: родителю больно психологически, а малышу – физически.

Отшлепав ребенка ремнем, можно нанести вред его здоровью. Стоит признаться самому себе, что это не метод воспитания, а все-таки физическое насилие, стремление показать свое превосходство и доказательство того, что на более интеллектуальное наказание родитель оказался не способен. Психологи называют физическое наказание отлучением от родительского внимания, иными словами, шантажом: если ты хорошо себя ведешь – мы тебя любим, а если плохо – не любим и бьем. Еще хуже, когда родители объясняют удары ремнем своей любовью и заботой, мол, бьют, потому что любят. Это специалисты уже приравнивают к странностям.

«Не помнит голова – запомнит попа», - считают мамы и папы. «Нет, не запомнит», - уверяют эксперты. Зато зафиксирует в памяти голова, и детский ум захочет повторить, то есть удостовериться в своем превосходстве над слабыми. Кто слабее мальчика или девочки младшего школьного или подросткового возраста? Правильно, малыши и животные. Пожалуй, не стоит далее описывать то, чем может быть чревато наказание ребенка ремнем.

Еще один момент – своими ударами мы приучаем чадо делать все, чтобы избежать наказания: врать, выкручиваться и следовать правилам, во что бы то ни стало. В результате рискуем получить не самого целеустремленного и пробивного человека, ведь родители еще в детстве показали: если ты что-то делаешь не по воле начальника, получаешь за это наказание.

Есть другие варианты

Отвечая на вопрос, как правильно наказывать детей ремнем, психологи в один голос твердят: отказаться от физического насилия вообще и научиться обсуждать любую проблему со своим чадом. Если вы недовольны поведением, которое несет угрозу жизни малыша, придержите кроху и спокойно объясните, что именно делать не следует. Ребенку постарше можно дать возможность «наступить на грабли», чтобы научиться на своих ошибках. Поверьте, такой урок будет куда более наглядным, чем пресловутое наказание ребенка ремнем.

Хорошей воспитательной мерой психологи называют и семейные эксперименты. К примеру, одна семья всю неделю экономила на еде и отказалась от сладостей и фруктов, чтобы возместить сумму, которую сын украл у знакомых. А в другой семье дочь постоянно теряла хорошие мобильные телефоны, и родители купили ей самый примитивный телефон, поставив при этом условие, что подарят лучше, но только если она не потеряет этот в течение двух месяцев. Подростка можно заставить отработать стоимость испорченного имущества дома, а малыша – починить поломанное, вытереть разлитое и так далее. При этом родители, по мнению специалистов, должны быть всегда рядом и оказывать поддержку.

Остановитесь

Давать советы легко, а вот реализовать их на практике – другое дело. Вот несколько рекомендаций, которые помогут вам вовремя остановиться, прежде чем наказывать ребенка ремнем:

    Называйте вещи своими именами: не «прилетело ремнем по попе», а «я побила своего ребенка ремнем». Уже сама по себе эта фраза заставляет отказаться от телесного наказания;

    Подумайте над тем, чего хотел добиться ребенок своим поведением. Вряд ли он стремился к чему-то плохому, он просто не понял, к чему может привести этот поступок. Он и так переживает, а вы только умножите его стресс. Лучше поговорите с крохой по душам и объясните, чем плохо его поведение.

    Подумайте, почему вы сейчас срываетесь на своего ребенка. Может, на самом деле это вы очень устали и претерпеваете «черную полосу»? Тогда отдохните, придите в себя и вернитесь к разговору с чадом спустя какое-то время.

    Привлеките к конфликту кого-то из родственников. Объясните ситуацию второму родителю, бабушке или дедушке. Возможно, вы слегка преувеличиваете масштабы проблемы, и родственникам она не покажется столь значимой.

Еще один важный момент: родитель для ребенка, в первую очередь, олицетворение защитника, для мамы и папы это – очень важная роль. Но как же быть, когда главный защитник поднимает на тебя руку и наказываем ремнем? Во что же тогда верить маленькому человеку?

Главной рекомендацией специалистов остается одно: правильное поведение ребенку стоит показывать на собственном примере. Если вы бьете подростка ремнем за курение, сделайте то же самое с собой, когда потянетесь за очередной сигаретой. То же – в отношении опозданий, лени, прогулов и так далее. Чадо в любом случае будет похоже на вас, так что воспитывать, в первую очередь, стоит себя. А прежде, чем решить, стоит ли наказывать ребенка ремнем, подумайте: долго ли вы будете сильнее? Ведь рано или поздно наступит момент, когда кроха возмужает, и слабее его станете уже вы. Может, он тоже решит доказать родителям свое превосходство?