Ориентирование в пространстве занятие для дошкольников. Выводы: Дошкольный возраст - это период освоения словесной системой отсчета по основным пространственным направлениям

Методика обучения ориентировке в пространстве

Детей дошкольного возраста с нарушениями зрения

Учебно-методическое пособие


Введение

Согласно исследованиям учёных в области тифлопедагогики и тифлопсихологии, зрительная депривация негативно отражается на ориентировке в пространстве. При условии раннего начала коррекционной работы многие имеющиеся у детей трудности, связанные с перемещением в открытом и закрытом пространстве, выполнением различного рода действий на микроплоскости, могут быть успешно устранены.

В данном учебно-методическом пособии описаны методы, приёмы работы по обучению ориентировке в пространстве воспитанников специальных дошкольных образовательных учреждений III – IV вида. Кроме того, содержатся конспекты коррекционных занятий по такому разделу программы, как «Ориентировка в пространстве»; представлена карта развития ребёнка дошкольного возраста с нарушенным зрением.

Пособие адресовано студентам высших учебных педагогических заведений, обучающихся по специальности «специальная дошкольная педагогика и психология», «тифлопедагогика», а также специалистам специальных дошкольных учреждений III – IV вида и родителям, воспитывающим детей с патологией органа зрения.


Использование игровой деятельности на коррекционных занятиях в СДОУ IV вида в процессе ориентирования

Игровая деятельность занимает ведущее место в обучении детей дошкольного возраста с нарушенным зрением ориентировке в пространстве.

Для обучения ориентированию на микро и макроплоскости в СДОУ для детей с нарушенным зрением используются различные виды игр, а также игровые задания и упражнения. Игровая деятельность включается как в структуру коррекционных занятий по ориентировке в пространстве, так и в свободную деятельность дошкольников.

При отборе игр для обучения детей ориентировке в пространстве на специальных (коррекционных) занятиях используют игры, предлагаемые в типовой программе и аналогичные им, подбор которых осуществляет тифлопедагог.

Так, на подгрупповых занятиях тифлопедагог может предложить детям дидактические игры, включающие элементы соревнования. Например, «Кто быстрее найдёт игрушку по словесному описанию». Тифлопедагог предлагает описание 2-4 игрушек, которые стоят на столе перед детьми. Эффективными будут игровые упражнения следующего типа: «Сделай домик для клоуна из геометрических фигур» или «Помоги кукле Свете пройти на почту».



При проведении игр и игровых упражнений следует соблюдать следующие условия:

1.В игре должны участвовать все дети, которые находятся на занятии;

2.К проведению игр необходимо подготовиться: подобрать соответствующие атрибуты, игрушки. Количество игровых предметов должно быть достаточным для участия в игре всех дошкольников.

3.В игре нужно решать дидактические задачи и собственно игровые, связанные с получением ребёнком удовольствия от этого вида деятельности. В основном это игры, которые носят соревновательный характер.

4.Игровые действия ребёнка нужно поощрять.

5.При необходимости тифлопедагог направляет игровую деятельность дошкольников, руководит ею, показывает способы осуществления игры.

6.Каждая дидактическая игра на коррекционном занятии сопровождается проверкой полученного результата.

7.Необходимо чередовать игры на макро- и микроплоскости. Микроплоскость также следует варьировать: поверхность стола, лист бумаги, доска, фланелеграф и др.

8.Целесообразно периодически повторять освоенные детьми игры для предупреждения их забывания детьми.

9.Не следует предлагать детям непосильных для них по возрасту, зрительным способностям и индивидуальным возможностям игровых заданий.

Игре, направленной на обучение ориентировке в пространстве, может предшествовать то или иное задание, упражнение. Например, дошкольников просят нарисовать кукольную комнату. Затем задание обыгрывается: детям можно предложить мелкие фигурки кукол, которые они будут перемещать на листе бумаги в соответствии с заданным сюжетом.

От одного учебного года в СДОУ содержание игр постепенно усложняется. Игры и игровые упражнения следует включать во все этапы занятия по ориентировке в пространстве: вводный (1-2 игры), основной (2-3 игры), заключительный (2-4 игры).

Роль коррекционных занятий



Литература

Аветистов Э.С. Близорукость. - М: Медицина, 1986.

Архипенко Г. Развитие речи дошкольников с недостатками зрения. // Дошкольное воспитание. – 2005. - № 5.

Большакова Л. О работе с детьми с нарушением зрения // Дошкольное воспитание. – 2007. - № 5.

Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. – М., 1960.

Гайлене И.П. Особенности выделения признаков объектов детьми с нарушенным зрением // Дефектология. – 1998. - № 6.

Гореева Н. Коррекция развития мелкой моторики и осязания у детей с нарушением зрения // Дошкольное воспитание. – 2002. - № 6.

Григорьева Л.П., Бернадская М.Э., Блинникова И.В., Солнцева О.Г. Развитие восприятия у ребёнка: Пособие для коррекционных занятий с детьми с ослабленным зрением в семье, детском саду, начальной школе. – М., 2001.

Григорьева Л.П., Сташевский С.В. Основные методы развития зрительного восприятия у детей с нарушениями зрения: Учебно-методическое пособие. – М., 1990.

Давидчук А.Н. Конструктивное творчество дошкольника. – М., 1993.

Дети с глубоким нарушения зрения / Под ред. М.И. Земцовой, М.С. Певзнер, А.И. Каплан. – М., 1967.

Ермаков В.П., Якунин Г.А. Основы тифлопедагогики: Развитие, обучение и воспитание детей с нарушениями зрения: учебное пособие для студентов ВУЗов. – М., 2000.

Земцова М.И. Пути компенсации слепоты. – М., 1965.

Кащенко Т.П., Григорян Л.А. Комплексное лечение косоглазия и амблиопии в сочетании с медико-педагогическими мероприятиями в специализированных дошкольных учреждениях. – М., 1994.

Литвак А.Г. Психология слепых и слабовидящих. – С.-Пб., 2006.

Медведь Л.И. Лечение косоглазия и амблиопии у детей в специализированных детских садах – яслях. – Кишинев, 1976.

Плаксина Л.И. О работе тифлопедагога // Дефектология. - 1983. - № 3.

Плаксина Л.И. Развитие зрительного восприятия у детей с нарушением зрения в процессе обучения математике. – Калуга, 1998.

Плаксина Л.И. Теоретические основы коррекционной работы в детских садах для детей с нарушением зрения. – М., 1998.

Подготовительная к школе группа в детском саду. / Под ред. Залужской М.В. – М., 1992.

Подколзина Е.Н. Игры и упражнения для обучения ориентировке в пространстве слабовидящих детей подготовительной к школе группы // Проблемы воспитания и социальной адаптации детей с нарушением зрения / Под ред. Л.И. Плаксиной. – М., 1995.

Подколзина Е.Н. Некоторые особенности коррекционного обучения дошкольников с нарушением зрения // Дефектология. - 2001. - № 2.

Подколзина Е.Н. Обучение дошкольников с косоглазием и амблиопией применению схем в процессе зрительно – пространственной ориентировке. // Дефектология. - 1994.-№ 3.

Полякова М. Особенности организации предметно – пространственной среды. // Дошкольное воспитание. – 2006. - № 11.

Проблемы воспитания и социальной адаптации детей с нарушением зрения / Под ред. Плаксиной Л.И. - М., 1995.

Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для слабовидящих детей): ясли – сад – начальная школа. Часть I. Детский сад. – М., 1999.

Семёнов Л.А., Солнцева Л.И. Психолого-педагогические основы ориентирования в пространстве и мобильности. – М., 1989.

Слепой ребёнок в семье (книга для родителей) / Под ред. Л.И. Солнцевой. – М., 1989.

Солнцева Л.И. Современные проблемы тифлопедагогики и тифлопсихологии // Дефектология. - 1992. - № 5.

Солнцева Л.И. Развитие компенсаторных процессов у слепых детей дошкольного возраста. – М., 1980.

Специальные коррекционные программы для дошкольников с тяжёлыми нарушениями зрения / Ред. В.А. Феоктистова. – С.-Пб., 1995.

Уфимцева Л.П. Для профилактики близорукости. // Начальная школа. - 1993. - № 2.

Хорош С.М. Родители и слепой ребёнок в семье // Слепой ребёнок в семье. – М., 1989.

Шалыгина Т. Об условиях проведения коррекционной работы в тифлопедагогическом кабинете. // Дошкольное воспитание. - 2004.- № 12.

Шехтер М.С. Зрительное опознание. Закономерности и механизмы. – М., 1981.

Щербакова Е.И. О математике малышам. - Киев, 1994.

Щербакова Е.И. Теория и методика математического развития дошкольников. - М., 2005.


Приложение 1

Календарно-тематическое планирование подгрупповых

коррекционных занятий «Ориентировка в пространстве»

1 год обучения

№ п/п Тема Дидактическая цель Умения и навыки Речевой материал Количество занятий Сроки
4.09.06.-15.09.06.
I. 1. Ориентировка в схеме собственного тела. Схема тела (общее представление) Учить детей ориентироваться в схеме собственного тела, правильно называть части тела, различать их. Уметь ориентироваться в собственном теле; владеть навыками соотношения частей собственного тела с частями тела другого человека; уметь использовать соответствующую терминологию при обозначении пространственного расположения частей тела. Части тела: голова, рука, нога, спина, грудь, туловище, вверху внизу, правая, лева, впереди, сзади. Голова вверху, а ноги внизу. 18.09.06.
2. Части тела человека. Их место в схеме тела. 25.09.06. 27.09.06. 2.10.06.
3. Соотношение частей собственного тела с частями тела другого человека. 4.10.06. 9.10.06. 11.10.06.
4. Схема тела куклы. 16.10.06. 18.10.06.
5. Соотношение частей собственного тела с частями тела куклы. 23.10.06. 25.10.06. 30.10.06.
6. Пространственное расположение частей тела: справа-слева. 1.11.06. 6.11.06.
7. Пространственное расположение частей тела: вверху-внизу. 8.11.06. 13.11.06.
8. Пространственное расположение частей тела: впереди-сзади. 15.11.06. 20.11.06.
9. Обобщающее занятие по теме: «Ориентировка в схеме собственного тела» 22.11.06.
II. 1. Ориентировка в помещении. Ходьба как способ передвижения в пространстве, приемы ходьбы. Учить детей ориентироваться в групповом помещении (способам передвижения в групповых помещениях). Уметь ориентироваться в групповых помещениях (групповая комната, спальня, раздевалка, туалетная комната); передвигаться по лестнице; овладеть способами передвижения в пространстве – ходьбой, ее приемами. Левая, правая, рука, нога, вверх, вниз, группа, спальня, раздевалка, туалет, шкафчик, кровать, лестница, перила. 27.11.06. 29.11.06.
2. Передвижение по лестнице (держась за перила). 4.12.06. 6.12.06. 11.12.06.
Психолого-педагогическое обследование детей 13.12.06- 30.12.07.
3. Ориентировка в групповой комнате. 8.01.07. 10.01.07. 15.01.07.
4. Ориентировка в спальне. 17.01.07. 22.01.07. 24.01.07.
5. Ориентировка в раздевалке. 29.01.07. 31.01.07. 5.02.07.
6. Ориентировка в туалетной комнате. 7.02.07. 12.02.07. 14.02.07.
7. Обобщающее занятие по теме: «Ориентировка в помещении» 19.02.07.
III. 1. Ориентировка в пространстве на полисенсорной основе. Зрительное восприятие пространственных признаков окружающих предметов. Учить детей ориентироваться в пространстве на полисенсорной основе (с использованием слуха, зрения, обоняния, осязания). Уметь использовать остаточное зрение, осязание, обоняние, слух при перемещении в ближайшем пространстве. Узнай на ощупь, найди по запаху, иди на звук, послушай, понюхай, потрогай, посмотри. 21.02.07. 26.02.07. 28.02.07.
2. Ориентировка в окружающем пространстве с применением осязания. 5.03.07. 7.03.07. 12.03.07.
3. Ориентировка в окружающем пространстве с применением слуха. 14.03.07. 19.03.07. 21.03.07.
4. Ориентировка в окружающем пространстве с применением обоняния. 26.03.07. 28.03.07. 2.04.07.
5. Обобщающее занятие по теме: «Ориентировка в пространстве на полисенсорной основе». 4.04.07.
IV. 1. Способы зрительно – осязательного обследования объектов. Схема обследования объектов окружающей действительности. Учить детей способам зрительно-осязательного обследования объектов. Овладеть схемой обследования окружающей действительности; уметь обследовать объекты при помощи зрения и осязания, использовать объекты в качестве ориентиров при передвижении. Маленький, большой, круглый, квадратный, круглой формы, квадратной формы. 9.04.07. 11.04.07. 16.04.07.
Зрительно - осязательное обследование контрастных по величине предметов, соответствующих геометрическим фигурам (круг, квадрат). 18.04.07. 23.04.07. 25.04.07. 30.04.07.
Использование объектов окружающей действительности в качестве ориентиров при передвижении в пространстве. 2.05.07. 7.05.07. 12.05.07. 14.05.07.
Обобщающее занятие по теме: «Способы зрительно -осязательного обследования объектов» 19.05.07.
Психолого-педагогическое обследование детей 20.05.07.-30.05.07.

Примечание: при составлении календарно-тематического плана учитывается, что три раза в год (в начале, середине и конце учебного года) педагог-дефектолог проводит психолого-педагогическое обследование дошкольников. На обследование отводится две недели.


Приложение 2

Дидактические игры и задания, направленных на развитие навыков

ориентировки в пространстве у детей дошкольного возраста

с нарушением зрения

«Помоги машине доехать до гаража»

Цель: научить детей пользоваться предварительной зрительной ориентировкой.

Ребенку предлагается игра – лабиринт, где он должен показать движение машины определенного цвета к своему гаражу такого же цвета.

«Найди в комнате предметы, изображенные на схеме»

Цель: учить понимать схематичное изображение пространства и соотносить его с реальным.

Педагог предъявляет схему той комнаты, в которой находится он и ребенок. На схеме отмечены не все объекты, находящиеся в данной комнате. Ребенок должен назвать те объекты, которые отмечены на схеме, найти их в реальном пространстве, назвать их местоположение.

«Смотай клубок»

Ребенку предъявляется схема групповой комнаты с изображенным цветной линией маршрутом, по которому он должен пройти. Соответственно этому маршруту в самой комнате разматывается клубочек. Ребенок должен смотать клубок, проходя по маршруту, изображенному на схеме. При этом требуется озвучивать направление движения. Ребенок должен понять, что маршрут, изображенный на схеме, и маршрут клубка совпадают.

«Спрячь игрушки в местах, указанных на схеме»

Педагог предъявляет схему комнаты, с указанным синим квадратом местом, где должна быть спрятана игрушка. Один ребенок прячет игрушку в нужном месте. Другой дошкольник, не видя, куда была спрятана игрушка, находит ее, ориентируясь лишь по схеме. Затем один ребенок объясняет, куда он прятал игрушку, а другой - где нашел игрушку.

«Привал»

Цель: продолжать учить ориентироваться в пространстве по схеме.

Педагог предъявляет схему с определенным маршрутом. На схеме красным кругом обозначены места остановок. Взрослый объясняет, что ребенок идет в поход по данному маршруту, но в указанных красными кругами местах нужно сделать привал и отдохнуть. Ребенок проходит этот маршрут, останавливаясь в нужных местах и выполняя там определенное задание. При прохождении маршрута от ребенка требуется словесное обозначение его движения.

«Пройди к цели»

Цель: закрепить умение детей ориентироваться в ближайшем пространстве по схеме.

Ребенку предлагается схема с изображением определенного участка маршрута, конец которого обозначен треугольником. Ребенок проходил этот маршрут и в конечной точке обнаруживает 2 буквы и новую схему. Дальше от этой точки маршрут проходит другой ребенок, снова находит буквы и новую схему и т.д. В конце всех заданий дети из найденных букв собирают слово «молодцы».

«Составь схему»

Цель: закрепить умение детей самостоятельно составлять схему ближайшего пространства.

Детям раздают чистые листы бумаги прямоугольной формы (повторяющий форму комнаты) и дается инструкция: «Нарисуйте схему групповой комнаты». Дети рисуют схемы, а затем рассказывали о них.

«Пуговичное ожерелье»

Цель: учить детей располагать предметы слева направо; совершенствование навыков дифференциации предметов по величине.

Педагог выкладывает на стол разные по цвету, форме и размеру пуговицы. Их должно быть достаточно много. Ребёнку предлагают сделать кому-либо в подарок белое (или др. цвета) ожерелье. Даётся ряд инструкций: «Выбери все белые пуговицы. Возьми самую большую пуговицу. Она будет центром ожерелья. Положи ее перед собой. Теперь выбери две пуговицы поменьше. Положи их справа и слева от центральной. Теперь выбери две пуговицы еще меньше…» и т.д.

Таким образом, ребёнок, выкладывая пуговицы полукругом, изготавливает ожерелье.

«Разноцветный поясок»

Цель: продолжать учить ориентировке на микроплоскости, располагать предметы слева направо; закреплять представления о геометрических фигурах, о цвете; развивать моторику рук.

Педагог выкладывает на столе геометрические фигуры разного цвета. Детям задаётся следующий вопрос: «Ребята, посмотрите, какой орнамент выложен у меня на столе. Что это может быть? Что изображено на пояске? Из каких фигур составлен орнамент? Какого цвета круг, треугольник, ромб?». Далее дошкольникам предлагается сделать такой же пояс самостоятельно, используя предложенные полоски бумаги – «пояски». Затем дети получают следующую инструкцию: «Я (педагог) буду называть геометрические фигуры, их цвет. Вы будете выкладывать их слева на право». Дети должны выполнить задание педагога.

Дидактическое упражнение «Выложи орнамент»

Цель: продолжать учить располагать предметы на столе в различных направлениях пространства, совершенствовать навыки адекватного употребления в речи терминологии с пространственным значением.

Детям предлагается по образцу составить орнамент из геометрических фигур. При этом дети называют фигуры, их цвет, величину, пространственное расположение.

Дидактическая игра «Найди предмет, соответствующий определённой геометрической фигуре»

Цель: учить словесно обозначать пространственное расположение предметов, используя соответствующую лексику; закреплять навыки соотнесения геометрических фигур с соответствующими им геометрическими телами.

Дети получают геометрические фигуры: квадрат, круг, овал, треугольник, прямоугольник, а также геометрические тела: конус, шар, цилиндр. Затем дошкольники ищут предметы данных форм на столе, описывают их пространственное расположение.

Упражнение «Машина едет по дороге»

Цель: учить обозначать действия соответствующей терминологией с пространственным значением, развивать мелкую моторику.

На листе бумаги нарисована дорога, которая может быт прямой, извилистой, зигзагообразной, с поворотами. У одного конца дороги нарисована машина, у другого – дом. Машина должна проехать по дорожке к дому. Ребёнок, не открывая карандаша от бумаги и стараясь не выйти за пределы дорожки, соединял линией машину с домом. Выполняя действия, ребёнок словесно обозначал направления пространства.


Приложение 3

Конспекты подгрупповых коррекционных занятий

«Ориентировка в пространстве» в СДОУ IV вида

4 год обучения

Вид занятия: Ориентировка в пространстве.

Тип занятия: подгрупповое.

Тема занятия: Расположение предметов в окружающей обстановке: словесное обозначение.

Цель занятия: учить детей словесно обозначать пространственное расположение предметов относительно друг друга в окружающей обстановке.

Задачи:

обучающая: учить детей словесно обозначать пространственное расположение предметов относительно друг друга (в групповой комнате);

развивающая: развивать активное использование детьми пространственной терминологии при обозначении расположения предметов в помещении группы детского сада;

воспитательная: воспитывать у детей наблюдательность с помощью заданий на определение расположения предметов в окружающей обстановке;

коррекционная: корригировать недостатки константности зрительного восприятия (способности узнавать объекты вне зависимости от их положения и расстояния от глаз).

Речевой материал: в, на, под, над, перед, за, между.

Оборудование: мяч, кубик, книга, карандаш; изображения предметов, по-разному расположенных в пространстве (мяч лежит на столе, стул стоит перед окном, пирамидка стоит в шкафу, люстра висит над столом, мяч лежит под стулом, пирамидка стоит за кубиком, воздушный шар находится между кубиками); предметные картинки (стул, стол, шкаф, картина, ковер, книга, мяч, пирамидка, мишка, кровать, кресло, книга, кубик, тумбочка, телевизор, книжная полка); картинки с изображением плана объектов, находящихся в групповой комнате.

Время занятия: 25 минут.

Ход занятия

Деятельность педагога Деятельность детей
I. Организационный момент (1 минута). - Ребята, встаньте перед столом. Сейчас будем заниматься. II. Основная часть (20 минут). 1) Дидактическое задание «Расположи предметы на поверхности» (2 минуты) На столе педагога находится несколько предметов (мяч, кубик, книга, карандаш). Каждому ребенку педагог дает задание. - Положи мяч на книгу. Положи книгу под кубик. Положи карандаш в книгу. Положи кубик перед книгой. Положи мяч за книгой. Положи карандаш между мячом и кубиком. 2) Сообщение темы. - Ребята, сегодня на занятии мы будем учиться рассказывать, где находятся предметы. 3) Дидактическое задание «Где нарисован предмет?» (4 минуты). Педагог показывает детям картинки, изображающие предметы, по-разному расположенные в пространстве. - Внимательно посмотрите на картинку. Педагог поочередно задает вопрос каждому ребенку: - Где находится мяч? Где находится стул? Где находится пирамидка? Где находится люстра? Где находится мяч? Где находится пирамидка? Где находится воздушный шар? 4) Дидактическое задание «Где находится предмет?» (5 минут). Педагог раздает детям по 4 карточки с изображением предметов, которые можно увидеть в комнате. Показывает образец выполнения задания. - Ребята, посмотрите, на моей карточке нарисован цветочный горшок. В комнате он стоит на подоконнике. - Расскажите так же о своих предметах. Педагог обращается к ребенку, выполнившему задание первым. - Подумай, а как ещё можно рассказать о том, где находится стул? Дефектолог предлагает ребенку рассказать о том же стуле, находящемся на том же месте, используя другой предлог. При необходимости педагог даёт образец. - О цветочном горшке можно сказать так. Цветочный горшок стоит на подоконнике. А можно сказать по-другому. Цветочный горшок стоит перед окном. Подумай, как можно сказать о стуле? Педагог предлагает аналогичным образом рассказать об остальных предметах другим детям. Динамическая пауза (3 минуты). Педагог, стоя перед детьми, показывает, как нужно выполнять упражнения, и произносит: - Посмотрите в окно, на то дерево, которое стоит дальше всех (2-3 секунды). Теперь вытяните перед собой правую руку и посмотрите на указательный палец (3-5 секунд). Это задание повторяется 10-12 раз. - А сейчас смотрите на книгу на полке. Не отводя взгляда, поворачивайте голову сначала вправо, а потом влево (10 раз). 5) Дидактическое задание «Найди подарок». (7 минут). Педагог каждому ребенку по очереди дает картинку – «план», на котором крестиком изображено место, где спрятан «сюрприз» (конфета). - Ребята, внимательно рассмотрите этот план. Крестиком обозначено место, где спрятан подарок. Перед тем, как его искать, нужно рассказать, где, по вашему мнению, он находится. При необходимости дает образец. - Посмотрите на мой план. Я думаю, что мой подарок находится под книгой. Педагог находит свой «сюрприз» в групповой комнате. III. Заключительная часть (4 минуты). - Ребята, садитесь на стульчики. Давайте вспомним, какие задания мы выполняли на занятии. - Ребята, вспомните, где вы нашли свои подарки? - Сегодня на занятии все старались, внимательно выполняли задания. Молодцы! Занятие окончено. Дети стоят перед столом педагога. Дети по очереди выполняют задания (каждый ребёнок выполняет 2 задания). Дети садятся на стулья. Стулья стоят таким образом, чтобы детям была видна вся комната. - Мяч лежит на столе. - Стул стоит перед окном. - Пирамидка стоит в шкафу. - Люстра висит над столом. - Мяч лежит под стулом. - Пирамидка стоит за кубиком. - Воздушный шар находится между кубиками. Дети по очереди выполняют задание. - На моей карточке нарисован стул (стол, шкаф, картина, ковер, книга, мяч, пирамидка, мишка, кровать, кресло, книга, кубик, тумбочка, телевизор, книжная полка). Он стоит за столом. - Стул стоит перед стеной. Стул стоит под книжной полкой. Стул стоит между столом и стеной. Стул стоит на полу. Стул стоит в игровой комнате. Дети встают около своих стульев. Дети по очереди рассматривают свой «план», затем дают рассмотреть остальным и рассказывают: - Мой подарок находится на стуле (под столом, в шкафу, на подоконнике, над книгой, перед пирамидкой, за телевизором, между мячом и кубиком). Затем находят свой подарок в комнате. Дети садятся на стулья. - На занятии мы рассказывали, где находятся предметы, нарисованные на картинках. Говорили, где находятся предметы в комнате. Делали гимнастику для глаз. Искали подарки по плану. - Я нашел (нашла) свой подарок на стуле (под столом, в шкафу, на подоконнике, над книгой, перед пирамидкой, за телевизором, между мячом и кубиком).

Вид занятия: ориентировка в пространстве

Тип занятия: подгрупповое

Тема занятия: Простейшая схема пространства: составление и использование.

Цель занятия: учить составлять и использовать простейшие схемы микропространства.

Задачи занятия:

обучающая: учить составлять и использовать простейшие схемы расположения игрушек на микроплоскости - поверхности стола, на полке в шкафу;

развивающая – активизировать словарь существительных, пространственных наречий и пространственных предлогов;

воспитательная – воспитывать умение дослушивать до конца ответы товарищей;

коррекционная - корректировать зрительное внимание.

Речевой материал: впереди, сзади, слева, справа, рядом, между, за, перед.

Оборудование: 2 чистых листа ватмана, черный маркер, чистые листы и черные фломастеры по количеству детей; ватманы со схемами расположения игрушек на полке в шкафу; игрушки: медведь, заяц, пирамидка, мяч, кубик.

Время занятия: 25 минут.

Ход занятия

Деятельность педагога Деятельность детей
I. Орг. момент (1 минута). - Ребята, сегодня у нас занятие. Педагог предлагает детям по очереди назвать предметы, которые находятся справа или слева от них (по одному ответу), после чего дошкольникам предлагается сесть за столы. II. Основная часть (22 минуты). 1. Cообщение темы занятия (1 минута) -Сегодня на занятии мы будем рисовать игрушки, составлять схему их размещения. Какие это игрушки и где они будут располагаться, вы скоро увидите. 2. Дидактическое упражнение “Кто где стоит” (4 минуты). Перед детьми стоит большая доска и стол. -Ребята, давайте посмотрим, какие игрушки лежат в мешочке (педагог достает яркие крупные игрушки: заяц, медведь, мяч, кубик, пирамидка; выставляет их по очереди на стол). - Кто это? - Поставим его на стол. - Где стоит медведь на столе? - А это кто? - Где стоит заяц на столе? - Что это? - Где стоит пирамидка на столе? - Что это? - Где мяч лежит на столе? -А это что? - Где кубик лежит на столе? - Молодцы! Все ответили верно. 3. Дидактическое упражнение “Нарисуй, кто где находится” (5минут). - Ребята, теперь нужно нарисовать, кто где находится. Смотрите внимательно и помогайте мне. (Педагог встает к доске, на которой прикреплен лист ватмана). Давайте представим, что лист бумаги – это поверхность вот этого стола. - Слева на столе стоит заяц. Рисуем его на листе слева. Вот так (показывает). Пусть этот рисунок не совсем похож на зайца, но по длинным ушам понятно, что это зайчик. Вам понятно? - Ребята, кого нарисуем теперь? - Где он стоит на столе? - Будем рисовать его на листе справа. (Аналогичным образом педагог изображает остальные игрушки). -Ребята, у нас получилась схема расположения игрушек на столе. -Ребята, кто хочет рассказать по схеме, где стоят игрушки? (приглашается один ребенок, например, Саша). Но смотреть на стол с игрушками нельзя (ребёнок встает у доски и рассказывает по схеме о расположении игрушек). - Ребята, Саша правильно выполнил задание? - Молодец, Саша! Садись. -Ребята, сейчас я поменяю расположение игрушек, а вы должны самостоятельно нарисовать схему (педагог меняет размещение игрушек на столе). - Внимательно посмотрите на стол с игрушками и начинайте рисовать схему их расположения. -Кто выйдет к доске и нарисует схему на ватмане? Таня, попробуй нарисовать. - Ребята, правильно ли Таня выполнила задание? - Посмотрите внимательно на стол с игрушками и на схему. Сравните: совпадает ли их расположение? У всех так же? - Таня, расскажи, кто где из игрушек находится на схеме. -Молодец, Таня! Cадись. Динамическая пауза (3 минуты) -Ребята, встаньте рядом со стулом, руки на поясе, спина прямая. Быстро-быстро закрываем и открываем глаза, вот так (педагог показывает). -Теперь сядем на стул, закроем глаза, посидим немного и опять откроем глазки. Молодцы! 4. Дидактическое упражнение ”Расположи игрушки по схеме” (5 минут). - Ребята, подойдите к шкафу. Нам нужно расставить игрушки на полке. Как их расставить, я покажу. Вот так (педагог ставит рядом доску с заранее заготовленной схемой расположения игрушек на полке). Понятно, какие игрушки изображены на схеме? - Назовите их. - Ребята, кто первым расставит игрушки и назовет их расположение? Оля, попробуй. - Смотри на схему, бери по одной игрушке, ставь на полку на нужное место. - Ребята, верно выполнено задание? - Оля, расскажи, какие игрушки где расположены. -Теперь расставим игрушки по этой схеме (педагог вешает на доску другую схему). II. Заключительная часть (2 минуты). -Ребята, что мы сегодня делали на занятии? - Вы сегодня хорошо занимались. Саша и Таня отлично знают название расположения предметов в пространстве, у Оли хорошо получается рисовать схемы. Молодцы! Наше занятие окончено, можно отдыхать. Дети называют предметы и садятся. - Это медведь. - Медведь стоит справа. - Это заяц. - Заяц стоит слева. - Это пирамидка. - Пирамидка стоит между медведем и зайцем. - Это мяч. - Мяч лежит за пирамидкой. - Это кубик. - Кубик лежит перед зайцем. Смотрят на педагога. - Да. - Мы нарисуем медведя. - Медведь стоит справа. - Медведь стоит справа, заяц стоит слева, пирамидка стоит между медведем и зайцем, мяч лежит за пирамидкой, а кубик перед ней. - Да. Ребенок садится на место. Смотрят на стол и выполняют задание. Ребенок выходит к доске и рисует схему. - Да. - Да. - Кубик находится справа, рядом стоит заяц, слева изображен мяч, перед ним находится медведь, пирамидка нарисована за кубиком. Ребенок садится на место. Дети выполняют инструкцию педагога. Подходят к шкафу, слушают педагога. - Да. - Это медведь (мяч, заяц, пирамидка, кубик). Ребенок ставит игрушки на полку в соответствии со схемой. - Да. - Кубик стоит слева, пирамидка – справа, мяч лежит между кубиком и пирамидкой, заяц сидит перед мячом, медведь стоит рядом с зайцем. Другие дети выполняют задание таким же образом. -Сегодня на занятии мы определяли местоположение игрушек на поверхности стола, на полке в шкафу; рисовали схемы расположения игрушек.

Вид занятия: ориентировка в пространстве

Тип занятия: подгрупповое

Тема занятия: План – схема групповой комнаты

Цель занятия: познакомить со схематичным изображением помещения.

Задачи занятия:

обучающая - учить читать схемы окружающего пространства; учить моделировать реальные пространственные отношения на листе бумаги по предложенной схеме; учить ориентироваться в групповой комнате по схеме и словесной инструкции;

развивающая – развивать умение составлять схемы; развивать активное использование детьми пространственных терминов и обозначающих пространственное отношение предлогов и наречий; развивать умение сравнивать расположение предметов в реальном пространстве и схематичном изображении;

воспитательная – воспитывать активность, инициативу, желание контролировать правильность выполненных заданий;

коррекционная - корригировать зрительно – двигательную координацию при ориентировке.

Речевой материал: план, схема, у (около), с левой (правой) стороны.

Оборудование: модели групповой комнаты; изображение мебели из бумаги.

Время занятия: 25 минут.

Технологическая карта образовательной деятельности по образовательной области _______________________________

для воспитанников ___________группы

Тема: Ориентировка в пространстве

Цель: формировать у детей позитивную мотивацию к познанию, умение ориентироваться в пространстве .

Задачи: Образовательные : совершенствовать понимание пространственных отношений(вверху, внизу, впереди, сзади, слева, справа, между, умение обозначать в речи взаимное расположение предметов; формировать умение ориентироваться на листе бумаги; закреплять представления детей о днях недели, наступившем времени года, умение составлять описательный рассказ с опорой на мнемотаблицу; совершенствовать счетные навыки в пределах 10, закреплять знания об отношениях между числами натурального ряда, умение выкладывать изображение предмета из нескольких частей.

Развивающие : развивать познавательный интерес, внимание, память, логическое мышление; способствовать развитию коммуникативных навыков, грамматически правильной диалоговой речи, навыков свободного общения со взрослым.

Воспитательные : поддерживать интерес воспитанников к интеллектуальной деятельности, желание играть в игры с математическим содержанием, проявлять настойчивость и целеустремленность; воспитывать проявления доброжелательного отношения друг к другу, взаимопомощь и взаимовыручку.

Оборудование: Клубок с ниткой шерстяной; письмо; ткань для речки, резиновые дорожки; набор карточек для игры «Оживи картину»: корзина с лекарством.

Предварительная работа: (писать если была):

Деятельность педагога

Деятельность детей

Вводная часть

Организационный момент

В: Для начала встанем в круг,

Сколько радости вокруг!

Мы все за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

Мы готовы поиграть,

Ну что, можно начинать!

(катится клубочек)

В. Ребята, смотрите, к нам еще один гость катится – интересно, что он хочет нам сообщить, как вы думаете?

В: Смотрите, рядом письмо! Сейчас я вам его прочитаю: «Здравствуйте ребята, меня зовут Даша, помогите мне пожалуйста, я немного приболела и мне необходимо лекарство. Путь к моему дому лежит через лес, в котором живет Баба – Яга, будьте осторожны. Чтобы найти ко мне дорогу вам надо выполнить несколько заданий. Жду в вас к себе гости.

Ну что, ребята поможем Даше, отнесем ей лекарство?

Встают в круг, держась за руки

Основная часть:

актуализация знаний,

или начало выполнения действий по задачам ОД

Игровое упр. «Связующая нить

В. Давайте расскажем клубочку о нас, о тех, кто собирается выручать Дашу. Пусть каждый из вас назовёт своего друга соседа справа. Передавайте клубок ниток так, чтобы все, кто уже держали клубок, взялись за нить.

Игра «Разложи цветочки по порядку»

Посмотрите ребята на полянке много цветочков их надо разложить по порядку от 1 до 10.

Молодцы ребята справились с этим заданием.

Вот вам и подсказка: 3 шага прямо.

В: Ребята, прислушайтесь, вы слышите, что-то журчит (речка)

В: Ее можно перешагнуть, как ручеек?

В: Правильно, очень широкая река.

Дети, что же нам делать? Как можно перебраться через реку?

В: Но подождите, здесь лежат какие-то плитки, что мы можем из них сделать?

В: Чтобы удержать равновесие при переходе можно руки отвести в стороны. А теперь осторожно переходим через мостик.

Знак – повернуть направо и сделать 4 шага вперёд.

Дети посмотрите на какую полянку мы с вами попали?

Игра «Разложи правильно»

Положите свою карточку с цифрой в то место, в котором количество грибов соответствует цифре (дети поясняют) и скажите где грибов больше всего?

В. Ребята, вот вам еще один знак Алена сделай 5 шагов прямо вперёд.

Костя встань за Аленой, … перед… , …рядом…, …за…, …справа…, … перед.., …слева… и т.д.

Ой ребята посмотрите корзинка стоит давайте посмотрим, что в ней? Да это же лекарство для Даши. Как вы думаете кто это для Даши оставил? Конечно же лесные жители (забираем лекарство).

Налево пойдём – домой попадём

Прямо пойдём – к гостям попадём

Направо пойдём – к Бабе Яге попадём. Куда пойдем? А давайте подразним Бабу Ягу.

Ответы детей.

Дети предлагают решение проблемы

Физминутка

В лесу темном, есть избушка.

Стоит задом – наперёд,

В той избушке есть старушка,

Бабушка – Яга живёт.

Нос крючком, глаза большие,

Словно угольки горят.

Ух, сердитая какая,

Дыбом волосы стоят.

Повторяют движения за воспитателем

Продуктивная деятельность

(если есть)

А теперь немного отдохнём, и сделаем для Даши сюрприз.

Сели ровно, выпрямили спинки

Стали наши спинки, точно как тростинки.

Дети за столами рисуют картину.

Игра «Оживи картину»

Вы превратитесь в настоящих «художников» по моему указанию будете рисовать картину, будьте внимательны: по середине рисуем домик, внизу в левом углу - дерево, в верхнем правом углу – солнце, нарисуйте в левом верхнем углу – облако, в нижнем правом углу – грибок.

В: -какие замечательные получились картины.

Рисуют картину

Заключительная часть

Итог занятия. Систематизация знаний.

Рефлексия

А вот мы и пришли к домику Даши.

Давайте поздороваемся с Дашей и расскажем, о том как мы до неё добирались.

В: Что вам больше всего запомнилось на пути. Какие задания понравились больше всего? А какое было самым легким? Какое задание вам показалось самым сложным? А как вы думаете, почему вы справились со всеми заданиями?

Ответы детей

Этап ОД, время

Структурные компоненты деятельности

Ход ОД

Утро

Ф.Р.

Комплекс упражнений №1 «В гостях у солнышка» (приложение 1)

Папка

индивидуальной

работы.

Рассматривание сюжетных картин по теме «Природа родного края»

Самостоятельная деятельность по интересам.

Информация об

образовательных

и воспитательных целях недели.

Дата 07

Режим

Образовательная

область

Совместная деятельность воспитателя и ребенка

Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности

Взаимодействие с родителями

Групповая Подгрупповая

Индивидуальная

деятельность

Деятельность в

режимных моментах

День недели: среда

Н.О.Д.

Речевое развитие

Х.Э.Р.(музыка)

Чтение и разучивание наизусть стихотворения Г.Виеру «Мамин день». Цель: продолжать формировать интерес к художественной литературе

По плану музыкального руководителя

Прогулка

Ф.Ц.К.М.

С.К.Р.

Ф.Р.

Наблюдение за погодой

Формировать умение видеть красоту неба. Дидактические игры «Моё облако», «Похож-не похож». Русская народная игра «Мячик к верху»

Работа перед сном

Развитие речи. С.К.Р.

Ф.Р.

Ситуативная беседа о правильном питании.

Приучать добросовестно, выполнять обязанности дежурного.

Подвижная игра «Филин»

Вечер

Ф.Р.

Х.Э.Р. (лепка)

С.К.Р.

Развитие речи.

Гимнастика после сна. Комплекс упражнений №1 (приложение 2)

Тема: Ваза с цветами.

Подвижные игры с правилами.

Чтение и обсуждение стихотворения В.Шуграевой «Маме»

Введение

Период дошкольного детства относительно всей жизни человека недолог, а как он насыщен познанием! Каждый день приносит ребенку что-то новое, неизведанное, становится близким раннее недоступное.

В работе отечественных психологов и педагогов показана ведущая роль обучения в формировании мышлении. Такой подход основан на теории развивающего обучения, созданной выдающимся советским психологом Выготским, который утверждал, что обучение идет впереди развития и ведет его за собой.

Развивая гипотезу о «зоне ближайшего развития», он утверждал, что развитие надо определять не только по показателям, характеризующим самостоятельную деятельность детей, но и по тем возможностям, которые ребенок может реализовать в сотрудничестве со взрослым.

Ребенок с ранних лет сталкивается с необходимостью ориентироваться в пространстве. При помощи взрослых он усваивает самые простейшие представления об этом: слева, справа, вверху, внизу, в центре, над, под, между, по часовой стрелке, против часовой стрелки, в том же направлении, в противоположном направлении и др. Все эти понятия способствуют развитию пространственного воображения у детей. Умение ребенка представить, спрогнозировать, что произойдет в ближайшем будущем в пространстве, закладывает у него основы анализа и синтеза, логики и мышления. Ориентировка в пространстве имеет универсальное значение для всех сторон деятельности человека, охватывая различные стороны его взаимодействия с действительностью, и представляет собой важнейшее свойство человеческой психики .

1. Сущность ориентировки в пространстве.

Важное значение для эффективности формирования пространственных представлений имеет развивающая среда. Она включает в себя комплексное психолого-педагогическое воздействие и интеграцию в различные виды детской деятельности:

1. В специально-организованной деятельности (динамические упражнения, пальчиковая гимнастика, упражнения с использованием игровых моментов, специальные игры и т. д.).

2. Вне занятий (игра, прогулка, режимные моменты: умывание, закаливающие процедуры, одевание, зарядка и др.).

3. В других видах деятельности (конструирование, аппликация, изобразительная деятельность, физкультурные и музыкальные занятия).

4. Совместной с родителями деятельности.

Особенно важно стимулировать перенос ребенком знаний из специально организованной дидактической среды в жизненную обстановку.

Источником познания дошкольника является чувственный опыт. Диапазон его зависит от того, насколько тонко ребенок владеет суммой специальных действий (рассматривание, ощупывание, сравнение, сопоставление, выделение главного и второстепенного и т.д.), влияющих на восприятие и мышление. Не менее существенна и пространственная ориентировка детей, так как в это понятие входит оценка величины предметов, их форма, взаимоположения и положения относительно субъекта. Поэтому ориентировка в пространстве непосредственно связана с разделами «Величина», «Геометрические фигуры» и тоже имеет чувственную основу. Она предполагает умение пользоваться какой-либо системой отсчета. Ребенок ориентируется, применяя так называемую чувственную систему отсчета, т.е. по сторонам собственного тела. Он практически соотносит объекты с частями тела: вверху - где голова, внизу - где ноги. Другими словами, дошкольник (особенно младший) осваивает «схему» собственного тела, которая по сути и является для него системой отсчета.

Следовательно, главное здесь непосредственный жизненный опыт, приобретаемый ребенком. Позднее, в старшем дошкольном возрасте, к нему прибавляется словесная система отсчета, ориентация на основе пространственных направлений: вперед-назад, вверху-внизу, слева-справа.

Объем программного содержания раздела «Ориентировка в пространстве» от одной возрастной группы расширяется и углубляется. Это обеспечивает доступность и постепенность в рассмотрении различных вопросов на разных возрастных ступенях.

II младшая группа . Ориентировка в пространстве помогает ориентироваться в расположении частей своего тела (голова, ноги, глаза, уши, спина и др.) и в соответствии с ними различать пространственные направления от себя: впереди - сзади (позади), вверху - внизу, справа (направо) - слева (налево). Различать правую и левую руки.

Средняя группа. Ориентировка в пространстве развивает умение определять пространственные направления от себя, двигаться в заданном направлении (вперед - назад, направо - налево, вверх - вниз); обозначать словами положение предметов по отношению к себе (предо мной стол, справа от меня дверь, слева - окно, сзади на полках - игрушки).

Начинается знакомство с пространственными отношениями: далеко - близко (дом стоит близко, а березка растет далеко).

Примерные игры:

«Купание куклы»

«Что изменилось?»

«Шары с подвесными шариками»

«Оденем кукол»

Старшая группа . Совершенствуется умение ориентироваться в окружающем пространстве: слева - справа, вверху - внизу, впереди (спереди) - сзади (за), между, рядом с, двигаться в заданном направлении, меняя его по сигналу, а также в соответствии со знаками - указателями направления движения (вперед, назад, направо, налево и т.д.).

Ориентировка в пространстве помогает определять свое местонахождение среди окружающих людей и предметов. Ориентировка на листе бумаги (справа - слева, вверху - внизу, в середине, в углу).

Примерные игры:

«Кто скажет правильно?»

«Что изменилось?»

«Угадай, что где находится?»

«Составь такой же узор»

«Где звенит колокольчик?»

«Кто ушел и где стоял?»

«Куда бросили мяч?»

Подготовительная группа. Ориентировка в пространстве позволяет ориентироваться на ограниченной поверхности (лист бумаги, учебная доска, страница тетради, книги и т.д.); располагать предметы и их изображения в указанном направлении, отражать в речи их пространственное расположение (слева, справа, вверху, внизу, левее, правее, выше, ниже, в левом верхнем (правом нижнем) углу, перед, за, между, рядом и др.).

Знакомство с планом, схемой, маршрутной картой. Развитие способности к моделированию пространственных отношений между объектами в виде рисунка, плана, схемы.

Дети учатся читать простейшую информацию, обозначающую пространственные отношения и направление движения объектов (слева направо, справа налево, снизу вверх, сверху вниз); самостоятельно передвигаться в пространстве, ориентируясь на условные обозначения направления движения (знаки и символы).

Примерные игры:

«Путешествие по комнате. Куда пойдешь, что найдешь?»

«Встань там, где я скажу».

«Назови скорей».

Пройди к флажку».

«Отгадай, где это?»

«Угадай, что изменилось?»

«Где звенит колокольчик?»

«Где находится?»

Результативность знаний, умений и навыков у дошкольников по ориентировке в пространстве можно отследить по результатам диагностики используя следующие методики:

1. «Пробы Хеда».

Цель: Изучить состояния пространственных представлений о собственном теле.

2. Методика «Что находится спереди от меня?».

Цель: Изучить пространственные представления относительно себя.

3. Методика «Расположение предметов на рисунке».

Цель: Изучить пространственные представления относительно предмета.

4. Методика «Графический диктант» (Д. Б. Эльконин).

Цель: Выявить умения внимательно слушать и точно выполнять указания взрослого на листе бумаги.

К выпуску из детского сада, дети должны понимать пространственные отношения между предметами, связанные с усвоением многих предлогов и наречий (наверху, внизу, справа, слева, впереди, сзади, над, под, за, в, на, между, напротив и др.); осознавать значение пространственных терминов и их появление в активном словаре ребенка, что совершенствует грамматический строй его устной речи, а в дальнейшем и письменной; уметь ориентироваться на листе бумаги; овладевать способностью к пространственно-временной обработке информации, что позволяет составить рассказ по картине или серии картин, овладеть письмом, чтением, математическими операциями, пониманием условий задач и т. д. ; хорошей ориентировки в пространстве.

Таким образом, пространственное восприятие и умение ориентироваться в пространстве является важнейшей предпосылкой при становлении всех видов детской деятельности, в том числе в школьные годы. Сформированность у ребёнка пространственных отношений повышает результативность и качество его учебной деятельности.

2. Дидактические игры и упражнения по разделу “ориентировка в пространстве”.

На занятиях и в повседневной жизни широко используют дидактические игры и игровые упражнения. Игры несут основную учебную нагрузку в работе по развитию ориентировки в пространстве. Организуя игры вне занятий - закрепляют, углубляют и расширяют пространственные представления детей.

Игра – это не только удовольствие и радость для ребенка, что само по себе очень важно. С ее помощью можно развивать внимание, память, мышление, воображение малыша, т. е. те качества которые необходимы для нормального ориентирования и для дальнейшей жизни. Играя, ребенок может приобретать новые знания, умения, навыки, развивать способности, подчас не догадываясь об этом. Дидактические игры позволяют расширить знания детей о пространстве. Вот по чему на занятиях и в повседневной жизни, воспитатели должны широко использовать дидактические игры и игровые упражнения.

Дидактические игры включаются непосредственно в содержание занятий как одного из средств реализации программных задач. Место дидактической игры в структуре занятий по формированию элементарных пространственных представлений определяется возрастом детей, целью, назначением, содержанием занятия. Она может быть использована в качестве учебного задания, упражнения, направленного на выполнение конкретной задачи формирования представлений.

Ориентирование по словесному описанию.

Занятие может проходить с помощью игр: «Сервируем завтрак», «В магазине» и т.п. Например, игра «Помоги маме накрыть на стол»: «поставь вазу с цветами посередине стола. Слева от вазы поставь хлебницу. Справа - специи (соль, перец). Столовые приборы расположи по порядку - слева направо. Под столовую тарелку поставь десертную. Положи справа от тарелки нож, слева - вилку» и т.д.

Формирование пространственных представлений.

Во время прогулки ребенку предлагается найти по вашим указаниям определенное дерево, под которым «зарыт клад»: «пройди 10 шагов вперед, повернись направо и пройди 5 шагов, затем 3 шага назад» и т.д. Используются так же игры «Найди игрушку», «Куда спрятались дети» и т.д. Можно попросить ребенка определить расположение предметов относительно себя - впереди, сзади, слева, справа, вверху, внизу, перед, за, - «Определи, что справа от тебя, что слева от тебя, что впереди тебя (сзади, сверху, снизу); покажи направление от себя: вперед (впереди), назад (сзади), направо (справа), налево (слева)».

3. Формирование у детей словесной системы ориентировки в пространстве «от себя и от объекта».

Этапы пространственной ориентации «на себе», «от себя» и «от объектов» не сменяют друг друга, а сосуществуют, вступая в сложные диалектические взаимоотношения. Ориентировка «на себе» не только определенная ступень, но и непременное условие и при ориентировке в расположении предметов как «от себя», так и «от объектов». Определяя расположение предметов, человек постоянно соотносит окружающие предметы с собственными координатами. Это особенно отчетливо делает ребенок, чтобы определить правое и левое от человека, стоящего напротив: ребенок прежде всего определяет данные стороны «на себе», затем совершает мысленный поворот на 180° и, встав в позицию напротив стоящего человека, определяет его правую и левую сторону. Только после этого ребенок сможет определить пространственное расположение справа и слева от другого человека. Следовательно, ориентировка «на себе» является исходной. Ориентировка «от себя» предполагает умение пользоваться системой, когда началом отсчета является сам субъект, а ориентировка «от объектов» требует, чтобы началом отсчета был тот объект, по отношению к которому определяется пространственное расположение других предметов. Для этого необходимо уметь вычленять различные стороны этого объекта: переднюю, заднюю, правую, левую, верхнюю, нижнюю. Развитие пространственной ориентации в расположении предметов «на себе», «от себя», «от другого объекта» и происходит в период дошкольного возраста. Показателем ее развития у детей может служить постепенный переход от использования ребенком системы с фиксированной точкой отсчета («на себе») к системе со свободно перемещаемой точкой отсчета («на других объектах»). Восприятие и отражение пространственных отношений между предметами у детей в дошкольном возрасте происходит постепенно.

На первом этапе пространственные отношения еще не выделены ребенком. Окружающие предметы он воспринимает как отдельные, не осознавая при этом пространственных взаимосвязей, существующих между ними. Так, многие дети в среднем дошкольном возрасте определяют различные пространственные группы предметов как адекватные на основе лишь признака общности входящих в них предметов.

Второй этап характеризуется первыми попытками восприятия пространственных отношений. Однако точность оценки этих отношений еще относительна. Например, дальность расположения объекта от принятой точки отсчета еще весьма затрудняет ребенка, пространственные отношения сравнительно близко расположенных друг к другу предметов воспринимаются как «непрерывность».

Третий этап характеризуется дальнейшим совершенствованием восприятия пространственного расположения предметов Большую роль в правильной оценке отношений между предметами играет слово, которое способствует более точной их дифференцировке.

Усвоение детьми значения пространственных предлогов и наречий позволяет более точно осмыслить и оценить расположение объектов и отношений между ними. Ориентировки “на себе”, “от себя”, применение их на различных предметах позволяют ребенку уяснить значение таких пространственных предлогов, как в, под, на, за. Предлог на обычно ассоциируется с верхней плоскостью предмета (на столе, на стуле); предлог под – с нижней стороной; предлог в воспринимается как указание на расположение внутри какого-либо объекта. Освоение системы отсчета и ориентировки в окружающем пространстве по сторонам собственного тела и других предметов, развивает у детей умение давать словесную характеристику пространственной ситуации. Направление “вверх – вниз” (“вверху – внизу”) позволяет ребенку уяснить такие ориентировки, как “над” и “под”, “посередине” и “между” при расположении группы предметов по вертикальной линии. Направления “направо – налево” (“справа – слева”) помогает лучше понять пространственные отношения, определяемые словами рядом, посередине и между, сбоку или с краю. Направление “вперед – назад” (“впереди – сзади”) способствует уяснению таких пространственных отношений, как “впереди”, “перед”, “напротив”, “за”, “позади”, “посередине” и “между” при расположении предметов по фронтальной линии от исходной точки отсчета.

Заключение

Подводя итог, можно сказать, что знания о пространстве и навыки ориентации чрезвычайно важны для всестороннего развития ребенка.

можно сделать следующие выводы и обобщения:

  1. Способность к пространственному ориентированию обеспечивается взаимодействием двигательно-кинестетического, зрительного и слухового анализаторов;
  2. Развитие пространственной ориентировки происходит в тесной связи с формированием ощущений (в частности – ощущения своего тела), с совершенствованием двигательных навыков, с расширением практического опыта детей;
  3. Овладение навыками пространственной ориентировки совершенствует сенсорные и интеллектуальные способности, улучшает выполнение физических и музыкально-ритмических упражнений;
  4. Наилучший результат в формировании навыков пространственной ориентировки приносят занятия, проводимые в игровой форме;

Уровень развития пространственной ориентировки у дошкольников, позволяют своевременно выявить отставание в формировании и развитии ориентировки. Это дает возможность вовремя откорректировать нарушения.

Таким образом, развитие пространственных представлений, являясь составной частью в работе по формированию знаний и навыков в различных видах деятельности, выделяется как одна из важнейших задач коррекционной работы, проводимой с детьми дошкольного возраста.

Список литературы.

1. Ерофеева Т. И., Математика для дошкольников: Просвещение, 1992.

2. Ерофеева Т.И., Методика обучения математике: Ассоциация « Профессиональное образование», 1994.

3. Метлина Л. С., Математика в детском саду: Просвещение, 1984.

4. Семаго, Н. Я. Методика формирования пространственных представлений у детей дошкольного и младшего возраста: [Текст]: Практическое пособие. - М.: Айрис - пресс, 2007.

5. Титова, О. В. Справа - слева. Формирование пространственных представлений у детей [Текст]: Методическое пособие. - М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2004.

Конспект занятия по математике

(Для детей подготовительной группы)

Ориентировка в пространстве

Цели:

Упражнять детей в правильном обозначении положения предметов по отношению к себе;

Развивать умение ориентироваться в пространстве;

Закреплять название дней недели, умение на слух определять, какое число пропущено;

Упражнять в умении ориентироваться в пространстве, используя слова: «между», «впереди», «рядом»;

Развивать умение подбирать слова, противоположные по значению;

Развивать произвольное внимание, самоконтроль, умение решать логические задачи;

Развивать мелкую моторику мышц пальцев рук.

Демонстративный материал: игрушки для счёта, мяч.

Раздаточный материал: веер цифр.

Ход занятия:

  1. Порядковый счёт игрушек

Воспитатель показывает детям посылку и рассказывает: «Сегодня утром я шла на работу и почтальон вручил мне посылку. Давайте посмотрим, что в ней».

Воспитатель открывает посылку и достаёт игрушки (7-8 шт.).

Дети считают игрушки.

Какая игрушка стоит на первом месте? третьем? и т.д?

Какая по счёту матрёшка (грузовик, мячик и др.)?

2. Игра «Что изменилось?».

Дети закрывают глаза, воспитатель убирает игрушку (или меняет их местами).

Раз, два, три –

На игрушки посмотри!

Дети смотрят и отвечают, что изменилось.

3.Упражнение для глаз .

Солнышко с тучками в прятки играло (закрыть, открыть глаза),

Солнышко тучки-летучки считало:

Серые тучки, чёрные тучки (глазки вправо, глазки влево),

Лёгких – две штучки (глаза вверх),

Тяжёлых – три штучки (глаза вниз).

Тучки попрощались, тучек не стало (закрыть глаза ладонями),

Солнце на небе опять засияло (широко открыть глаза).

4. Игра на слуховое внимание «Какое число пропущено?».

Воспитатель считает до 10 и при счёте пропускает числа. Дети показывают на веере цифр, какое число пропущено.

5.Игра «Кто за кем стоит?». Игра проводится в кругу.

Задание . Ваня, встань рядом с..., между..., впереди....

Физкульминутка

Будем мы варить компот,

Фруктов нужно много, вот:

Будем яблоки крошить,

Груши будем мы рубить,

Отожмём лимонный сок,

Варим, варим мы компот.

Угостим честной народ.

6.Игра с мячом «Скажи наоборот».

Дети стоят в кругу. Воспитатель бросает мяч ребёнку и говорит: «Высокий». Ребёнок ловит мяч, отвечает «Низкий» - и бросает мяч воспитателю.

Широкий – узкий, грязный – чистый, мелкий – глубокий, длинный – короткий, толстый – тонкий, сладкий – солёный, горячиё – холодный, красивый – страшный, большой – маленький, чёрный – белый, голодный – сытый, весёлый – грустный и т.д

7. Игра с пальчиками «Давайте заготовим капусту на зиму».

Тук, тук, тук, тук!

Раздаётся в доме стук

Мы капусту порубили,

Перетёрли, посолили.

И набили плотно в кадку.

Всё теперь у нас в порядке.

8. Логическая задача.

Сколько носов у двух псов?

Сколько лап у двух лисят?

Сколько колёс у машины?

Сколько хвостов у семи ослов?

Сколько ушей у двух малышей?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по ориентировке в пространстве детей со сложной патологией зрительного анализатора. Индивидуальное занятие. Слабовидящий ребенок 7 лет. Тема: "Ферма"

Обучение ориентировке в пространстве, использование детьми схем....

Конспект занятия по ориентировке в пространстве для детей среднего возраста с нарушением зрения "В гости к сказке"

Конспект коррекционного занятия для детей 4-5 лет с нарушением зрения. Раздел "Ориентировка в пространстве". Тема "В гости к сказке"....

планы конспекты занятий по ориентировке в пространстве

ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ПРОСТРАНСТВОМ Представьте, что вы находитесь на улице незнакомого вам города. У вас в руках карта этого города, и вы пытаетесь найти ту улицу, на которой находитесь. Для многих такая з...

Министерство образования и науки Удмуртской Республики

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад компенсирующего вида №5 города Можги

Конспект занятия по развитию ориентировки в пространстве в старшей группе Тема: Сказка про непослушного зайчонка

Учитель-дефектолог

Скругина Наталия Николаевна

Тема: Сказка про непослушного зайчонка

Цель: развитие ориентировки в окружающем пространстве

Задачи:

Образовательные задачи.

Формировать умение ориентироваться в окружающем пространстве:

Определять стороны: лево, право, прямо;

Продвигаться в пространстве с преодолением препятствий;

Закреплять представления о силуэтном изображении животных, их характерных признаках;

Закреплять умение детей ориентироваться в микро пространстве, по рядам и столбикам, находить лишний предмет;

Закреплять основные цвета, умение узнавать и называть геометрические фигуры;

Активизировать словарь за счёт слов-терминов, обозначающих пространственные отношения и направления (прямо, влево, вправо) и точного названия цвета и формы объектов;

Установить закономерность в расположении предметов разной величины, формы.

Развивающие задачи.

Развитие зрительного пространственного восприятия:

Оценка местоположения;

Прослеживание пути по ориентирам;

Развитие зрительного внимания;

Развитие мелкой моторики рук, координация и ловкость рук;

Развитие зрительно-двигательной координации, восприятия силуэтных изображений, совершенствование представлений о сенсорных эталонах;

Развитие восприятия величины;

Активизация зрительных функций: глазодвигательной, цветоразличительной, прослеживающих функций глаза.

Воспитательные задачи.

Воспитывать чувство сопереживания, желание помогать в трудной ситуации;

Воспитывать стремление к правильному выполнению заданий.

Оборудование:

Карта- схема, на ней изображены пути следования по стрелкам к домикам птиц, зверей, на пути следования прикреплены “знаки-указатели”: картинки деревьев и зверей.

Искусственная елка, шишки, яблоки, грибы, цветы.

Игрушки: ёж, белка, совунья, медведь, лиса, зайчонок и зайчиха

Геометрические фигуры.

Ход занятия I .Орг. момент

1. Сказка о зайчонке

Педагог: «Я расскажу вам сказку о маленьком зайчонке. Он жил в лесу со своей мамой – зайчихой. Зайчиха очень любила зайчонка: кормила его, рассказывала сказки и оберегала от бед. Но однажды зайчонок раскапризничался и обидел свою маму. «Я тебя не люблю,- сказал он ей.- Уходи от меня». Зайчиха обиделась и ушла. А зайчонок испугался: ведь без мамы холодно, без мамы голодно, без мамы очень - очень грустно. Стал зайка искать свою маму, чтобы попросить у нее прощения, но не смог ее найти». Зайчонок прибежал к нам за помощью. Поможем найти зайчиху? (да) Зайчонка оставим, пусть он ждет свою маму дома, подумает как просить у мамы прощения. Тогда отправимся в лес». Что нам надо взять с собой, чтобы не заблудиться? (карту) II.Основная часть

Зрительная гимнастика.

Раз – налево, два – направо,

Три – наверх, четыре – вниз.

А теперь по кругу смотрим,

Чтобы лучше видеть мир.

Тренируем мышцы глаз.

А теперь нажмем немного

Точки возле наших глаз.

Сил дадим им много-много,

Чтоб усилить в тыщу раз!

Игра «Что растет на елке?»

Педагог: - Посмотрите на свою карту. Что вы видите вначале пути? (Ёлочку.) - Ребята, посмотрите, что это с ёлочкой случилось? Что-то ёлочка перепутала (на елке висят грибы, яблоки, цветы, шишки) Оставляем только шишки. Где на елке висят шишки? (на верху, посередине, внизу)- Молодцы, на елке должны расти только шишки.-А теперь сверимся с картой, куда же нам нужно дальше идти? (к белке) Правильно, к белочке. Куда нам следует идти – налево, направо или прямо. Правильно - прямо.

«В лесу тропинка узкая. Пойдем друг за другом по дорожке, поднимая выше ножки. (Идут по канату друг за другом, высоко поднимая ноги). Педагог: А вот и белочка, только она тоже что-то грустная. Она говорит, что с сестричками белочками наряжалась в мамины бусы. И так развеселилась, что запутала их и порвала. Мама очень расстроится. Игра «Собери бусы» (Каждому ребенку разной сложности вариант ряда, собирают по схеме). -Молодцы ребята. Вы настоящие помощники. Белочка говорит, что мама-зайчиха побежала к лисьей норке. Нам пора дальше. Сверимся с картой. Куда идти - налево, направо или прямо? Направо.

Вот и пришли мы к лисичке.

Игра «Зашумленные картинки» .

Лисичка чем-то занята. Оказывается художник нарисовал лесных зверей всех на одном листочке и лиса не может найти себя. Ребятки, давайте посмотрим кого нарисовал художник. Найдем глазками животных, кого узнали? Пальчиком обведите медведя, зайчика, а чтобы лисичка больше не теряла своего портрета обведем ее красным фломастером. Молодцы! Смотрим карту куда идем дальше. (влево)

Мы к лесной лужайке вышли,

Поднимаем ноги выше,

Через кустики и кочки,

Через ветки и пенёчки.

Вот и пришли мы к ежику, а он нам предлагает поиграть и отдохнуть.

Физкультминутка.

Ёжик топал по тропинке

И грибочек нёс на спинке.

Ёжик топал не спеша,

Тихо листьями шурша. (Ходьба на месте.)

А навстречу скачет зайка,

Длинноухий попрыгайка.

В огороде чьём-то ловко

Раздобыл косой морковку. (Прыжки на месте.)

Педагог: «Ежик подсказал, что зайчиха побежала по дорожке в сторону медведя. Посмотрите карту в какую сторону нам надо идти.()

Дидактическая игра «Вставь недостающую фигуру».

Педагог: - Медведь предлагает вам поиграть в игру (найти геометрическую фигуру нужного цвета, формы, размера).

Дидактическая игра «Найди ошибку»

На доске в три ряда расположены карточки с изображением птиц среди них есть самолет, воздушный шар, стрекоза. Один лишний объект в каждом ряду. Дети находят лишний объект и говорят где он расположен в каком ряду, справа, слева, посередине.

Педагог: - Совунья говорит, что сверху она видит зайчиху под кустиком. Смотрят карту куда идти дальше в каком направлении к кустику.

Педагог: «Как здорово, что нашли мы зайчиху. Надо вернуть ее домой к зайчонку, пусть зайчонок просит прощения у мамы найдет для нее ласковые слова». II. Итог занятия Педагог: «Ребята, что мы скажем зайке и всем непослушным детям?» Дети: «Надо маму любить, слушаться ее, не надо капризничать и т.д.»