Праздник «Пасха» в детском саду. Конспект НОД для подготовительной группы

МКДОУ «Подгоренский детский сад №1»

воспитатель: Николенко Алена Сергеевна

Конспект ООД по познавательному развитию

в подготовительной группе

«Пасха идёт!»

Задачи:

Познакомить с народным обрядовым праздником - Пасхой, ее обычаями, традициями;

Познакомить дошкольников с православным преданием о пасхальном яичке как, о символе воскресения Христова и другими атрибутами праздника;

Воспитывать стремление к доброте, правдивости, милосердию, любви к ближнему, к послушанию и трудолюбию. Развивать навыки доброжелательного общения, способность различать нравственное и безнравственное.

Формировать эстетический вкус; развивать воображение и фантазию.

Материал: ваза, веточки вербы, бантики, блюда с крашеными и расписанными яйцами, колокол. Музыка – звон колоколов, народная музыка. Иллюстрации, посвящённые празднику – Пасхи. Гуашь разных цветов, беличьи кисти №1, 2, 3, палитра, готовые изделия пасхальных яиц, пустая скорлупа яиц, бисер, салфетка, баночка с водой. Аудиозапись «Пасхальный Благовест»

Ход занятия

1. Организационный момент.

Здравствуйте, мои дорогие! Я к вам пришла не с пустыми руками. Что я принесла? Что бы узнать, отгадайте загадку:

Весна ещё не сшила

Лесам, лугам рубашки,

Лишь вербы распушила

Кудрявые барашки.

Барашки золотые

Бегут по тонким веткам

Веселые, живые,

Как маленькие детки. (Веточки вербы.)

А вы знаете, какой христианский праздник отмечался в воскресенье? (ответы детей )

Это вербное воскресенье, оно последнее перед Пасхой. Готовясь к ней, люди украшали свои дома. Листочки на деревьях к этому времени ещё не появились, но радуют глаз пушистые веточки вербы. Вербу освещали в церкви и считали, что она имеет силу исцелять и оберегать людей. Я дотронусь до каждого из вас веточками, чтобы вы росли здоровыми, послушными и разумными.

Я предлагаю поставить веточки вербы в вазу и украсить их к Пасхе. (Дети украшают веточки бантиками )

2. Рассказ «Чистый четверг»

Канун самой строгой последней недели поста - Страстной, когда в воздухе уже чувствуется весеннее обновление, - приходится на Вербное Воскресенье, праздник Входа Господня в Иерусалим.

У православных славян существовало множество обычаев, приуроченных к дням Великой недели. Так, Великий Четверг традиционно называют "чистым", причем не только потому, что в этот день каждый православный человек стремится очиститься духовно, причаститься, принять таинство, установленное Христом.

Во время богослужений в этот день вспоминают важнейшее евангельское событие: Тайную вечерю, на которой Иисус Христос омыл ноги своим ученикам, показав тем самым пример братской любви и смирения. С этого дня и до воскресенья во всех православных храмах церковные службы будут посвящены воспоминанию о земных страданиях Спасителя.

В Чистый Четверг был широко распространен народный обычай очищения водой - купание в проруби, реке, озере или обливание в бане до восхода солнца. В этот день убирали в избе, всё мыли и чистили. На Севере и в Средней полосе России было принято собирать и сжигать ветви можжевельника, для окуривания жилища и хлева. Считалось, что целебный можжевеловый дым защищал человека и "животинку" от болезней.

Бытовало также поверье, что снесенные в страстной четверг яйца, съеденные на Пасху, предохраняли от недуга, а скорлупа яиц, зарытая в землю на пастбище, надежно защищала домашний скот от сглаза и всякой напасти. Люди убирали дворы, скребли и чистили дом, ходили в баню, закупали провизию, заготавливали пышные куличи и творожные пасхи.

Вечером перед Пасхой все отправлялись в храм, где всю ночь шла большая служба. Она так и называется – всеобщее бдение. «Бдение» – от глагола «бдить»: быть внимательным, не спать. Вместе с родителями в эту священную ночь не спали и дети, их тоже брали в храм на праздник, даже самых маленьких.

Начинают праздник Пасхи в семье все без исключения со слов: «Христос воскрес» и отвечают: «Воистину воскрес».

В вашей семье такие обычаи сохранились? (ответы детей)

2. Беседа «Пасха – светлый праздник»

Мы приготовились к встрече следующего праздника – Пасхи.

Сердце с бедами свыкается –

Но, когда ускачет бес,

К нам на крыльях опускается

Пасха яркая с небес.

Пасха русская, старинная,

С пестротой и толчеей,

Неподдельная, былинная –

Та, что празднуем семьей.

Пасха – самый главный праздник церковного года, день воскрешения Иисуса Христа, когда люди освобождаются от всего дурного. Это праздник надежды на будущее, радость, победа Добра над Злом. Бог так возлюбил людей,что пришёл в мир для их спасения. Он принял на себя все плохие поступки (грехи) людей. Но злые люди не хотели, чтобы Христос спас людей. Они схватили Его и убили. Но Христос победил смерть, Он Воскрес из мёртвых, поэтому все люди радуются в этот день и поздравляют друг друга словами: «Христос Воскрес!» А им отвечают « Воистину Воскрес!». Празднуют Пасху и многие неверующие, ведь она – начало весны и пробуждения природы.

Именно в этот день людям можно было войти в церковную звонницу и прикоснуться к волшебным звонам, не только взрослым, но и детям – это бывает один раз в году. Это сегодня можете сделать и вы. Но подняться в звонницу можно тогда, когда вы будете точно знать, что вы хотите попросить. Это такая просьба, которая может кому-то помочь. Не пустяшная, а очень важная: о выздоровлении, спасении и тому подобном.

Попросите самое заветное, но про себя, в полной тишине.

Давайте и мы послушаем прекрасную музыку – звон колоколов.

Какое у вас появилось настроение после звучания колокольного звона? (Радостное, приподнятое, праздничное, торжественное)

А как в ваших семьях готовятся к Пасхе? (Ответы детей: украшают дом, пекут куличи, красят яйца.)

3. Физкультминутка.

Со святой пасхальной недели начинаются первые весенние игры и хороводы. Давайте и мы встанем в хоровод и покличем весну.

Гори, солнце, ярче,

Лето будет жарче,

И зима – теплее,

а весна – милее!

В лесу вырастут грибы.

В огороде – Бобы,

В поле рожь и ячмень.

В саду зелен – хмель.

Весна, весна красная!

Приди, весна, с радостью,

С радостью, с радостью,

С великой милостью:

Со льном высоким,

С корнем глубоким,

С хлебами обильными! (Водят хоровод)

4. Игра «Катание Яиц»

Накануне Пасхи дети и взрослые красят и расписывают яйца. Яйцо – это символ солнца, весны и зарождения новой жизни, чистой, светлой, символ надежды.

Посмотрите на наш праздничный стол. Тут есть писанки и крашенки. - Чем они отличаются? Покажите где писанки (расписанные яйца), а где крашенки (просто окрашенные яйца).

На Пасху с яйцами играют. И мы с вами поиграем в одну такую игру «Катание Яиц» Чьё яйцо дальше по горке скатится, тот и победит.

(Звучит народная музыка)

На этом блюде самые разные писанки и крашенки. Вы все по очереди сейчас подойдете к нему и возьмете по одному яйцу с закрытыми глазами. А я раскрою тайный смысл доставшегося вам яйца, что вас ждёт в следующем году.

(Дети по очереди подходят и с закрытыми глазами берут по одному яйцу, педагог всем объясняет его смысл.)

Красное – красный цвет – цвет радости, в следующем году ждёт тебя радость.

Зеленное – символизирует весну и природу. Весь год будет у тебя весеннее настроение.

Пестрое – от веснушек.

С сосной – от болезни, для здоровья. Быть тебе здоровым.

С жёлтыми колосьями – для урожая.

С домом – к новоселью.

С дубовым листом – будешь сильным.

С зайчиком – этот символ означает храбрость.

С Ангелом – к добру, от зла. Весь год будет сопутствовать тебе добро.

Со звездой – означает, что будешь хорошим и послушным.

Вот мы и узнали, что вас ждёт в следующем году.

5. Продуктивная деятельность

Ребята, а вы хотите своим родным приготовить пасхальные расписные яйца?

У нас все приготовлено для работы, предлагаю вам проявить свою фантазию и расписать силуэты яиц к Празднику Пасхи интересным узором.

( Дети под аудиозапись «Пасхальный Благовест» расписывают яйца)

6. Подведение итогов

Осмотрите свои работы (выставка)

Чем замечательны ваши сувениры?

О чем вы думали, когда готовили их?

С какими чувствами украшали пасхальные яйца?

Я думаю, что ваши сувениры чудесные, дивные, волшебные, прекрасные.

Молодцы, вы потрудились очень хорошо, а результат вашей работы, это ваши сувениры, которые вы подарите своим родным и близким с наилучшими сердечными пожеланиями в праздник Пасхи.

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение школа №555 с углублённым изучением английского языка «Белогорье» Приморского района Санкт-Петербурга

Составила: Цыгвинцева Ольга Анатольевна воспитатель ГБОУ школа №555 «Белогорье» Санкт-Петербург 2013г
Цель: Обогащать социальный опыт детей, приобщать детей к обычаям, традициям, празднования христианской Пасхи.
Познакомить детей с традициями празднования Пасхи в других странах мира.

Интеграция образовательных областей:
Познание
формировать представления об общечеловеческих ценностях;
прививать интерес к старинным семейным традициям, донести до детей красоту, духовность народных традиций.
Презентации
Празднование Светлой Пасхи у христиан.
«Как празднуют Пасху в других странах?»
Коммуникация

Беседа: «Что такое Пасха?»
Беседа: «Как в старину люди готовились к празднику Пасхи?».
Беседа на тему «Почему мы красим яйца?»
Составление рассказов «Как мы дома празднуем Пасху?»
Социализация
Пасхальные игры «Катание яиц», «Кто найдёт больше яиц?», «Эстафета с яйцами», «Чоканье яйцами».
Физическая культура
Умение организовывать пасхальные игры, русские народные игры, на основе имеющихся знаний.
Инсценировка «Печём куличи».
Хороводные игры «Солнышко-вёдрышко», «Ты по кругу пройди, себе друга найди».
Чтение художественной литературы
Чтение пасхальной сказки «Красная шапочка» в обработке, стихи о празднике Пасха.
Фольклорные произведения.
Музыка
Песня к Пасхе «Христос Воскресе»;
Пасхальная песенка (слова И. Рутенина);
Хороводная игра: «Солнышко красно…».
Художественное творчество
Раскрашивание красками гипсовой заготовки на тему «Украшаем пасхальные яйца».
Лепка из глины «Яички к празднику».
Выставка рисунков и поделок детей «Как мы отмечаем Пасху».
Безопасность
Формирование основ безопасного поведения на улице и в помещении при проведении соревнований, игр, эстафет; а также соблюдение правил подвижных игр.
Оборудование:
— аудиозапись народных песен;
— выставка творческих работ детей;
— картинки иконы Иисуса Христа, пасхальный огонь, кулич, Пасха, пасхальной яйцо;
-викторина для родителей о пасхальных традициях;
-презентация: «Как празднуют пасху в других странах мира»
— оборудование для пасхальных игр (пасхальные яйца, горка с препятствиями, гладкая горка, платок);
— краски, вода, кисточки, гипсовые заготовки пасхальных яиц.
Предварительная работа: домашняя работа совместно с родителями: «Как моя семья проводит Пасху», цикл бесед: « «Что такое Пасха?», «Как в старину люди готовились к празднику Пасхи?», «Почему мы красим яйца?», разучивание стихов, хороводных игр и песен о Пасхе, лепка пасхальных яиц, выставка пасхальных работ.
Ход занятия:
Ведущая: Здравствуйте, добры молодцы! Здравствуйте, красны девицы! Со Святой Пасхальной недели начинаются первые весенние игры и хороводы. Праздник богат обрядами, водили хороводы, да пели заклички.
1 ребенок:
Солнышко катилось по западу,
Красное катилось по темному.
Светел месяц на востоке,
Он светит, не померкнет…
Ночь прошла, темноту увела.
Замолчал сверчок, запел петушок.
Полежала немножко,
Распахнула окошко:
Здравствуй, солнышко-колоколнышко!

2-й ребенок:
Гори, солнце, ярче,
Лето будет жарче
И зима - теплее,
А весна - милее!
В лесу вырастут грибы,
В огороде - бобы,
В поле - рожь и ячмень,
В саду - зелен хмель.

3-й ребенок:
Весна, весна красная!
Приди, весна, с радостью,
С радостью, с радостью,
С великою милостью:
Со льном высоким,
С корнем глубоким,
С хлебами обильными!
А что закликали, как вы думаете? Весну.
А теперь я предлагаю вам в народную игру.
Игра «Солнышко красно гори — гори ясно…»
Песня к Пасхе «Христос Воскресе»
Повсюду благовест гудит;
Из всех церквей народ валит;
Заря глядит уже с небес…

С полей уж снят покров снегов,
И реки рвутся из оков,
И зеленеет ближний лес…
Христос Воскрес! Христос Воскрес!
Вот просыпается земля
И одеваются поля…
Весна идёт, полна чудес!
Христос Воскрес! Христос Воскрес!
Я вас приглашаю посмотреть работы детей, рассматривание поделок, рисунков, пасхальных яиц.
Я очень рада, что вы с родителями нарисовали и описали, как в вашей семье проходит этот праздник, (рассматривание рисунков) дети комментируют свои рисунки.
А теперь я вас приглашаю вспомнить, какие традиции существуют во время празднования Пасхи?
Задания на мольберте.
1 картинка: Икона Иисуса Христа, как вы думаете, что она означает? Икона символизирует воскрешение Иисуса из мёртвых.
2 картинка: Пасхальный огонь, то он означает? В этот день люди идут в церковь и зажигают свечу, потом приносят её в дом и зажигают домашний очаг, это символизирует очищение дома от недуга.
3 картинка: Кулич, что он означает? Он символизирует, как Иисус Христос вкушал с учениками хлеб, чтобы они поверили, что он воскрес. В древности считалось, что кусочек освящённой кулича считался лечебным.
Ребёнок:
Поселились птицы в гнёздах,
Снег растаял как свеча.
Пахнет сладким духом воздух,
Золотого кулича.
Дождик солнечный закапал
В этот день святых чудес,
И меня целуя, мама
Говорит: «Христос воскрес!»
Воистину воскрес!
4 картинка: Творожная пасха, что символизирует? Символ гроба Господня, форма пирамиды и с боков крест и надписи И. Х. (Иисус Христос).
5 картинка: Пасхальные яйца, почему именно они являются символом Пасхи? В яйце снаружи, как мёртвый камень и внутри бьётся жизнь. Яйцо - символ новой жизни, чистой, светлой, символ надежды.
Существуют правила росписи яйца, которая имело своё значение.
Сосна на писанке — символ здоровья.
Черный цвет — цвет скорби. На черные яички обязательно наносили яркий рисунок, показывая тем самым разнообразие жизни.
Голубь — символ души.
Желтая сеточка — символ солнца и судьбы, которая строится здесь.
Дубок — символ силы.
Точечки — символ плодородия.
Хмель — символ плодородия.
Любая ягодка — символ плодородия; матери.
Сосна - долголетие и здоровье.
Петушиный гребень - защита от нечисти.
Солнце- к урожаю.

А теперь я предлагаю нашим родителям догадаться о значении некоторых обрядов во время подготовки к празднованию Пасхи.

1. Почему считалось, что необходимо делать добрые дела?

Помогали снять с души грех, так, в России было принято собирать деньги для выкупа должников из тюрьмы.

2. Перед праздником все дома тщательно убирались, шились новые наряды.

Новую одежду в день Пасхи принято надевать везде, ведь она еще символизирует конец плохой погоды и наступление весны.

3. Существует давняя традиция, согласно которой, когда бьют колокола, следует умыться из источника для чего? Чтобы приобрести здоровье.

4. В этот день старики расчесывали волосы, с какими пожеланиями? Чтобы у них было столько внуков, сколько волос на голове.

Ведущая: Мы многое узнали о праздновании Пасхи, а вам интересно узнать какие традиции существуют в других странах мира?
Я приглашаю вас посмотреть презентацию, как в других странах празднуют Пасху.

Мы с вами узнали, что многие традиции такие же как и у нас, и сейчас я вам предлагаю поиграть в Пасхальные игры.
«Кто больше?»
«Кто дальше?»
«Горячее яйцо»
«Быстрее принеси».
Игры с пасхальными яйцами
Часто на Пасху устраивают такую игру: все, собравшиеся на праздник, пишут друг другу письма, но подписывают их точками (по количеству букв в имени). Получатель должен догадаться о том, кто отправил ему это письмо, и подарить отправителю яйцо.
Катание яиц

Насыпать продолговатую горку из песка с пологими склонами. Ставят множество препятствий, например, через которые может прокатиться яйцо. У подножия горки сделайте широкую неглубокую канавку и положите в нее крашеное пасхальное яйцо.
Первый игрок скатывает яйцо с горки, точно прицелившись, потому что яйцо должно преодолеть все препятствия и попасть в канавку. Если это удалось, игрок может скатить второе яйцо. Если игрок промахнулся, он становится в конец очереди. Тот игрок, которому удалось закатить в канавку наибольшее число яиц, становится победителем и получает приз.
Чье дальше
Вам понадобится луг на склоне холма. Внизу ветками или камнями отметьте линию. На возвышении выстраиваются все игроки и скатывают с горы по одному яйцу. Победителем считается тот, чье яйцо укатилось дальше. Тот, чье яйцо не докатилось до линии, выходит из игры.
Чье яйцо будет дольше крутиться
Если жалко разбивать крашенки, можно проверить, чье яйцо будет дольше крутиться. Игроки по команде ведущего должны одновременно раскрутить яйца на поверхности. Победит тот участник, чье яйцо будет крутиться дольше всех. В качестве приза он забирает крашенку соперника.
Горячее яйцо
Для этой игры понадобится пасхальное, шоколадное или пластиковое яйцо. Посадите детей в круг и включите музыку, которая им нравится. Пока звучит мелодия, нужно передавать яйцо по кругу. Когда музыка останавливается, тот, у кого оказывается яйцо, покидает круг. Игра продолжается, пока не останется последний игрок, который и получает приз победителя.
Ведущая: Вы молодцы, надеюсь, что в такие игры вы сможете играть и самостоятельно с семьёй.

Предлагаю вам вместе с детьми раскрасить яйца и приклеить их к нашему пасхальному дереву.

Спасибо вам за участие. Христос воскрес. Во истину воскрес.

Список используемой литературы:
1. Пасха 2013: традиции, история, обычаи и…
… в 325 году было решено отмечать христианскую Пасху в… В Германии и Австрии Пасху, как и…

2. Конспекты занятий в детском саду
… занятия в детском саду, занятия по ИЗО… на тему «Пасха, светлая Пасха» Занятие по…

3. Сценарий Пасхи в детском саду для старших дошкольников
20 мар 2012 … Воспитание и развитие ребенка » Занятия в детском саду… Весна: На Пасху Руси всегда устраивали веселые детские игры, давайте, …

4. Праздник Святой Пасхи для старших… — Детский сад 50
Праздник Святой Пасхи для старших дошкольников в группах кратковременного пребывания. Детский сад 50. Конспект занятия…

5. Пасха - праздник светлого Христова…
Пасха - праздник светлого Христова Воскресенья в детском саду… Ход занятия. (В…
6. История пасхального яйца — Ресторатор
23 янв 2013 … Когда красят яйца. Раньше яйца расписывали всей семьей, как правило, вечером Великого четверга. Для изготовления настоящих…

Разработка Prototype в разделе Конспекты занятий и опубликована 16th Август, 2015
Вы находитесь:



Должность: воспитатель первой квалификационной категории
Место работы: МДОУ №4 «Буратино»
Месторасположение: Ярославская область, город Тутаев

Цель:

Задачи:

Систематизировать представления детей о празднике Пасха ;

Продолжать , вызвать у

детей желание узнать еще больше о праздновании Пасхи;

Введение в словарь детей с объяснением лексического значения

слов «кулич», «пасха»;

  • воспитывать и его традициям, умение чтить и

Оборудование:

Интерактивная доска;

Корзина с пасхальными угощениями (кулич, крашенки);

Иллюстрации на тему «Пасха»

  1. Организационно-мотивационный этап

Дети входят в группу, воспитатель предлагает им собраться вместе в центре на ковре.

Воспитатель:

Вы сегодня утром уже приветствовали друг друга- здоровались. Давайте перед занятием ещё раз поприветствуем друг друга, но уже по- другому. Как предлагаете? (Христос Воскресе- Воистину Воскресе)

Почему именно такими словами? (Идёт Пасхальная неделя, после Пасхи 40 дней можно так приветствовать друг друга)

Воспитатель:

Пасхальная неделя нам приносит много радости, приятных сюрпризов.

— Вы ничего нового не заметили в группе? (На столе удивления появилась красивая корзина).

Что хочется сделать? (посмотреть, что в ней)

Мне тоже очень любопытно, что в ней.

(дети достают предметы, называя их)

Может все эти предметы можно назвать одним словом? (пасхальные)

  1. Основной этап

Откуда вы знаете, что это Пасхальные предметы? (высказывания детей)

Что такое Пасха? (высказывания детей)

Воспитатель:

Пасха – самый главный праздник церковного года, день воскрешения Иисуса Христа, когда люди освобождаются от всего дурного. Это праздник надежды на будущее, победа Добра над Злом. Это время, когда каждый должен задуматься о своих поступках: хороших и плохих, должен понять, что он сделал плохого и исправить это. Бог так возлюбил людей, что пришёл в мир для их спасения. Он учил людей быть . Но злые люди не хотели, чтобы Христос спас людей. Они схватили Его и убили, распяв на кресте. Но Христос победил смерть, он воскрес из мёртвых, поэтому все люди радуются в этот день и поздравляют друг друга словами: «Христос Воскрес!» А им отвечают «Воистину Воскрес!». Празднуют Пасху и многие неверующие, ведь она – начало весны и пробуждения природы, соблюдают традиции своего народа на Пасху: красят яйца, пекут куличи, делают пасху.

Воспитатель:

А как в вашей семье праздновали Пасху? (рассказы детей)

Воспитатель:

На Пасху вся семья собиралась за общим столом, дарили друг другу подарки. А на столе обязательно были пасхальные угощения. Эти угощения накануне освещались в храме. Принято на Пасху целовать друг друга при встрече три раза-христосоваться.

(рассматривание иллюстраций на большом мольберте)

Воспитатель:

А ещё на Пасху люди внимательно наблюдали за погодой.

На Пасху пасмурная или снежная ночь, значит, год будет урожайным.

На Пасху дождь с громом — к богатому урожаю.

Ясная погода на пасху — к сухому лету.

А если погода была мрачная, то люди звали солнышко специальными закличками.

Название статьи: Праздник «Пасха» в детском саду. Конспект НОД для подготовительной группы.

Физкультминутка

Солнышко-ведёрышко, (руки вверх, тянемся)

Выгляни в окошечко! (руки сложены перед собой)

Солнышко, нарядись! (показываем платье)

Красное, покажись! (поворачиваемся)

Солнышко, солнце, (тянемся)

Выгляни в оконце, (выглядываем)

Посвети немножко, (фонарики)

Дам тебе горошка!

Воспитатель:

Ребята, кто из вас знает, почему на Пасху принято дарить именно яйцо, окрашенное в красный цвет? Почему на Пасхальном столе должна быть пасха? Почему кулич?

А вы хотите это знать? (ответы детей)

Я не знаю ответа на эти вопросы, мне нужна помощь. Вы мне можете помочь, объяснить?

Где можем найти ответ на интересующий нас вопрос?

Обратимся к интернету, зададим интересующий нас вопрос, смотрим, какую информацию нам даст интернет.

(просмотр эпизода из фильма «Пасха» 1 канала телевидения 2011г.)

Воспитатель:

Почему яйцо? Почему красное?

Почему пасха?

Что интересное запомнили про кулич?

Воспитатель:

Как вы думаете, кто мог нам оставить эту корзину с Пасхальными угощениями? (варианты детей)

А мог просто прохожий, ? Почему? (на Пасху принято угощать крашеными яйцами и куличами)

А только ли на Пасху надо одаривать людей, делиться с тем, у кого ничего нет?

(нужно быть щедрым, заботливым, внимательным к тем, кто рядом с нами, к бедным и обездоленным)

А приходилось вам когда-нибудь делились чем-нибудь с другими?

Расскажите нам об этом (рассказы детей)

— Как предлагаете распорядиться угощениями в корзине? (варианты детей, выбираем один из всех путём голосования- меньшинство подчиняется большинству)

Воспитатель:

На Пасху люди веселились, играли в игры с крашеными яйцами.

Какие вы знаете Пасхальные игры? (ответы детей и рассматривание иллюстраций на мольберте)

А мы с вами поиграем в игру «Перенеси-не урони»

(Дети делятся на 2 команды, по очереди каждый в команде несёт на ложке яйцо, обегает стойку, возвращается и передаёт в ложку следующему игроку яйцо. Побеждает та команда, которая быстрее пробежит и не уронит яйцо.)

Воспитатель:

На Пасху принято дарить подарки, я тоже хочу вам подарить необычный подарок. Его сможет увидеть только тот, кто умеет дружить, быть внимательным к своему товарищу, работать в команде.

(дети получают картину-пазл для разукрашивания «Кулич»)

Воспитатель:

Вы можете выбрать с товарищем кусочек кулича, раскрасить его, а затем мы соберём общий красивый пасхальный кулич.

  1. Оценочно-рефлексивный этап

Воспитатель:

Что новое для себя вы открыли на занятии?

Чему вы удивились? (получился не просто кулич, а игра-бродилка, можем придумать сами игру)

Когда радовались?

Может вам было грустно? Почему загрустили?

Что бы вам хотелось ещё сделать на этой праздничной пасхальной неделе?

(позвонить в колокола, испечь маленькие куличики и угостить ими друзей, спеть пасхальные песни, поиграть в пасхальные игры)

Чтобы помнили о намеченных делах на праздничной неделе-запишем на доске с помощью картинок. (дети выбирают и прикрепляют на магнитную доску картинки с изображениями: кулича, колокола, ноты, крашеного яйца)

Воспитатель:

Я хочу поблагодарить вас всех за занятие, а начну с …

(собираем всех детей в цепочку аплодисментами)

Название: Праздник «Пасха» в детском саду. Конспект НОД для подготовительной группы.
Номинация: Детский сад, Конспекты занятий, НОД, народные праздники, Развивающие игры, Подвижные игры, Подготовительная группа

Елена Сидубаева
Конспект занятия кружка «Декупаж» в подготовительной логопедической группе. Тема: «Украшение яиц к пасхе»

Конспект кружковой работы «Декупаж »

в подготовительной логопедической группе «Дружная семейка»

Тема : «Украшение яиц к пасхе »

Руководитель кружка : воспитатель I категории Сидубаева Е. Г.

Цель : формирование умений создавать декоративную композицию на объемной форме в технике «декупаж » ; развивать творчество.

Интеграция :

О. О. «Познание»

Расширять кругозор детей о духовных праздниках, познакомить с символами праздника «Пасха » .

О. О. «Музыка»

Создавать благоприятный музыкальный микроклимат.

О. О. «Труд»

Закрепить навыки аккуратного наклеивания в технике «декупаж »

О. О «Коммуникация»

Развивать диалогическую речь (добиваться полных ответов на вопросы) Активизировать словарь по теме : «пасха » , «символ»

О. О. «Здоровье»

Развивать мелкую моторику рук, глазомер.

О. О. «Социализация»

Воспитывать интерес к народным играм, взаимовыручку и взаимопомощь в игре.

Демонстрационный материал : украшенные писанки , картины с праздником «пасха »

Раздаточный материал : яйца, салфетки 3-х слойные, ножницы, клей, кисти, салфетки

1. Организационный момент.

Воспитатель вносит в группу поднос с пасхальными яичками «писанками» .

Уж верба вся пушистая

Раскинулась кругом.

Опять весна душистая

Повеяла кругом.

Я не зря принесла вам весенним днем эти яички и хочу спросить : «Какой духовный праздник приближается?»

Скажите, что означает слово «Пасха » ?

(избавление)

2. Энциклопедический рассказ о празднике

В России святая Пасха всегда занимала особое место в духовной жизни людей. В этот праздник люди забывают про свои обиды, мирятся друг с другом.

О каком пасхальном обычае вы знаете ?

А почему в Пасху мы раскрашиваем и дарим друг другу яйца?) Яйцо-это маленькое чудо,это символ жизни.

Чтобы новый дом получился красивым, крепким, а жизнь в нем была счастливой, в фундамент дома закладывали яйцо. Прежде чем посеять пшеницу, яйцо крошили и рассыпали по полю - верили, что урожай будет хороший. Эти обряды складывались веками и дошли до наших дней. Один из них - красить и украшать яйца , а затем дарить друг другу.

3. Рассматривание красиво украшенных писанок .

Полюбуйтесь, чем украшены яйца ?

Что обозначает волнистая линия, точки, круги, цветы? (река, солнце, весна)

Ребята, праздник Пасхи мы встречаем

И яички украшаем

Вот пасхальное яйцо-

Ах, не празднично оно.

Ты яичко покатись-

К празднику принарядись.

4. Практическая часть

А украшать мы яички будем в знакомой нам технике «декупаж » .

Подумайте, кто какими узорами хочет украсить свое яйцо ?

Намазываем яйцо клеем;

Накладываем узор;

Разглаживаем кисточкой.

(Оказание индивидуальной помощи при наклеивании салфеток

Вот и окончена работа

Позабыты все заботы.

Вот яичко покатилось

К Великому празднику Пасхи принарядилось .

5. Обобщение. Анализ

Посмотрите, что за чудо, какие разные, удивительные и красочные получились ваши пасхальные яички .

Какое настроение оно у вас вызывает?

-Как в народе говорится : «Кончил дело, гуляй смело!» Пришла пора поиграть детвора

6. Народная игра «Собери яйца»

При помощи считалки выбирается «зайчик» . Ему завязывают глаза, затем раскладываются яйца в различных местах (на лавочке, на столе, под скамейкой, около шкафа.) .

Дети хором проговаривают : «Зайчик, мимо не беги, мне яички подари. Их я к Пасхе соберу , ищи, я помогу!»

«Зайчик» собирает яйца при помощи детей, которые указывают ему путь : 3 шага вперёд, вправо, наклонись, проползи, перешагни и т. д.

Воспитатель: «Пасха - самый главный христианский праздник. В это день верующие отмечают воскресение из мёртвых Иисуса Христа. Православная церковь празднует Пасху уже более двух тысяч лет.

Вот послушайте, какие стихи сложил один из поэтов о Пасхе:

Звонко капают капели

Возле нашего окна.

Птицы весело запели,

В гости Пасха к нам пришла (К. Фофанов)

Писание гласит, что после вознесения Иисус велел ученикам идти по миру и проповедовать народу свое учение. Отправилась проповедовать учение Христа и бедная женщина Мария Магдалина. Пришла она в Рим, в императорский дворец к римскому императору Тиверию. В те далекие времена каждый приходящий к императору обязательно приносил какой-нибудь подарок: богатые несли драгоценные дары и украшения, а бедные – кто что мог. У Марии ничего с собой не было, кроме веры в Христа. Протянула она императору простое куриное яйцо и громко сказала: «Христос воскрес!». Удивился император и сказал: «Как можно поверить в то, что кто-то может воскреснуть из мертвых? Трудно в это поверить, как и в то, что это белое яйцо может стать красным!» Пока он говорил эти слова, яйцо стало менять свой цвет: оно порозовело, потемнело и, наконец, стало ярко-красным. Так было подарено первое пасхальное яйцо. Вот почему Пасху называют «Красная Пасха» - ведь это «праздник праздников», прославляющий победу добра над злом, жизни над смертью, света над тьмой.

С тех пор в память об этом событии, символизирующем нашу веру в Воскресшего Господа, мы и красим яйца.

Яйца красят в разные цвета и дарят со словами: «Христос воскресе!» В ответ следует сказать: «Воистину воскресе!» - и три раза поцеловаться в знак прощения и любви к близким».

Воспитатель: «Давайте и мы с вами попробуем подарить пасхальное яйцо».

Воспитатель выбирает двоих желающих, дает одному из них в руки яйцо -писанку и предлагает детям поздороваться по Пасхальному обычаю.

А много позже традиция расширилась, яйца стали красить разными цветами или наносить на них различные рисунки.

Воспитатель показывает детям крашеные яйца: «Чем отличаются эти яйца?» (ответы детей).

Воспитатель: «Правильно, ребята. Одно яйцо окрашено одним цветом, а на другом мы видим узор.

Окрашенные краской яйца называют «крашенки», а расписанные тонкими узорами «писанки». Когда художник рисует, то говорят, что он пишет картину или узор.

А еще на Пасху пекут куличи. Кулич символизирует красное солнышко, и если человек пробует кулич, то он вбирает в себя живительные лучики и становится добрым и сильным.

Пасха всегда приходилась на весну и люди наблюдали за погодой, так складывались народные приметы:

Посмотрите на улице, лежит ли еще снег? (ответы детей)

Воспитатель: «Народная примета говорит нам: «Если к Пасхе весь снег уже сошел, то год будет урожайным. А если снег еще лежит, то год будет бедным».

Воспитатель: «А теперь посмотрите, идет ли дождик или светит солнышко?» (ответы детей)

Воспитатель: «есть и еще примета: если в Пасхальное воскресение стоит ясная солнечная погода, то лето будет жаркое, но сухое. Если пройдет «грибной дождь», то лето будет теплое, но дождливое. А если облачно, но без дождя, то лето будет холодное, но засушливое.

Воспитатель: «Как вы думаете, какое у нас будет лето?» (ответы детей)

Воспитатель: «Издавна существовал и обряд «отпущения птиц на волю».

Давайте мы с вами представим, что в руках у нас птички, и мы их выпускаем.

(Дети повторяют за воспитателем хором):

Синички-сестрички,
Тетки-чечетки,
Вы на воле полетайте,
Вы на вольной поживите,
К нам весну скорей ведите.

Воспитатель: «Вот и мы с вами отпустили наших птичек на волю, чтобы весна поскорее пришла, чтобы снег растаял, чтобы цветы зацвели.

Пасха во всем мире является не только церковным, но и одним из самых любимых семейных праздников.

Подготовку к Пасхе начинают с уборки дома, многие собирают вещи для бедных и отдают их тем, кто в этом нуждается. Ведь Пасха – это праздник милосердия и сострадания, и каждый из нас может проявить эти качества помогая своему ближнему. А это, согласитесь, приятно и совсем несложно.

Вы тоже можете на Пасху вместе с родителями складывать вещи, из которых вы выросли и игрушки, в которые не играете, и отдавать их деткам помладше.

В четверг и пятницу хозяйки пекут куличи, а дети украшают их глазурью, посыпают разноцветными сахарными звездочками и горошинками.

Праздник Пасхи всегда сопровождался народными играми и забавами.

Хотите ли вы узнать, как праздник Пасхи отмечали наши дедушки и бабушки? (ответ детей)

Игра «Найди яйцо»: воспитатель показывает детям яйцо-писанку, после чего предлагает им закрыть глаза, а в это время прячет яйцо в группе. Желательно положить его на видное место. Затем детям предлагается найти писанку.

Игра «За двумя зайцами»: воспитатель берет три крашеных яйца. Два кладет рядом. А третье предлагает запустить детям так, чтобы оно попало в эти два и они раскатились в разные стороны. Дети «болеют» друг за друга.

Игра «Катание яиц»: воспитатель раскладывает небольшие сувениры и устанавливает небольшую самодельную горку или доску. Ребенок берет в руки яйцо и скатывает его с горки. К какому сувениру прикатится яйцо, тот подарок получает ребенок.

Игры на улице:

«Игра-несушка»: для этой игры понадобятся 2 яйца и 2 ложки. Дети делятся на две команды, воспитатель устанавливает флажки. По команде дети кладут яйцо в ложку и несут яйцо так, чтобы не уронить с ложки, обходя при этом флажки. Далее яйцо и ложка передаются команде. Выигрывает та команда, которая первая пронесла яйцо вокруг флажков.

«Игра-путаница»: Выбирается ведущий, остальные дети встают в круг, держатся за руки и запутываются. Ведущий должен их распутать.