Развитие речевого творчества и сочинительства собственных сказок и историй у детей старшего дошкольного возраста. Международный студенческий научный вестник

Развитие речевого творчества должно стать ведущей задачей работы по развитию связной речи. Развитие речевого творчества немыслимо без развития воображения, которое тесно связано с развитием чувств.

Актуальность проблемы исследования определяется уникальными возможностями дошкольником в речевом творчестве, в частности, в области сочинительства собственных сказок, небылиц, однако для формирования такого творчества необходимо создание оптимальных условий, способствующих наиболее полному раскрытию творческого потенциала личности ребенка дошкольника.

Растет количество детей, имеющих отклонения в речи, недостаточно развита связная речь, дети не могут составить связный рассказ по картине или серии картин, недостаточно хорошо сформирована устная речь, характеризующая образные слова и выражения, сравнения, отсутствие воображения, недостаточно развит процесс словотворчества.

Нехватка литературы по данной теме (практического материала), неразработанность проблемы обучения речевому творчеству, отсутствие системной работы. Необходимо больше времени по этой теме уделять индивидуальной и подгрупповой деятельности с детьми.

Недостаточно оснащена предметно – развивающая среда. ФГОС ДО формирует задачу, но для успешной работы нужна взаимосвязь с родителями, психологом и логопедом. Нехватка информационных технологий.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Министерство образования науки Самарской области

Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов

Самарский областной институт повышения квалификации

и переподготовки работников образования

Итоговая работа на тему:

«СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА РЕЧЕВОГО ТВОРЧЕСТВА»

по курсу повышения квалификации по ИОЧ

«Основные направления региональной образовательной политики в контексте модернизации российского образования»

время обучения: 1 сессия: 31.03 – 4.04.2014г.

2 сессия: 14.04 – 18.04.2014г.

Выполнила

Выкачко Е.А.

воспитатель

МБДОУ № 320

Самара, 2014г.

  1. Моделирование системы деятельности педагога, направленной на решение профессиональной проблемы
  1. Анализ недостатков в результатах, в основном процессе и в условиях профессиональной деятельности.

В последние годы происходят существенные изменения в системе дошкольного образования нормативно – правовые документы федерального уровня последних лет в первую очередь Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании» от 29 декабря 2012 года и приказ Министерства образования науки России «Об утверждении и введение в действие федеральных государственных образовательных стандартов» от 17 октября 2013 года внесли значительные коррективы в сложившиеся представления работников системы дошкольного образования.

Речь во всем ее многовидовом многообразии, является необходимым компонентом общения, в процессе которого она формируется. Важной предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, способствующей возникновению желания активно участвовать в речевом общении.

Анализ реальной ситуации показывает, что в последнее время возросло число детей, имеющих недоразвитие речи. Речевые нарушения затрудняют общение, отрицательно влияют на мыслительную деятельность, ведут к изменениям в эмоциональной сфере ребенка, ограничивают овладение понятийными значениями и речевыми образцами.

Речь не передается по наследству, малыш перенимает опыт речевого общения у окружающих его взрослых, т.е. овладению речью у него находится в прямой зависимости от окружающей ребенка речевой среды. Поэтому так важно, чтобы дома и в детском саду он слышал правильную грамотную речь.

Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической. Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического, нравственного воспитания детей.

В исследованиях отечественных ученых Л.А. Венгера, Л.С. Выготского, А.В. Запорожца, а также педагогов Н.П. Саккулиной, Е.А. Флериной и других подчеркивается, что дошкольный возраст – это период активного творческого развития личности ребенка в целом, когда развивается и совершенствуются все психические процессы (восприятие, мышление, воображение), становятся произвольными внимание, память, формируется связная речь. Полноценное владение русским языком в дошкольном возрасте благотворно отражается на интеллектуальном, нравственно – этическом, художественно – эстетическом развитии детей в сензитивный период.

Нами замечено, что детские рассказы страдают скудностью (подлежащее - сказуемое), наличием слов – повторов, длительными паузами, а главным является то, что ребенок сам не строит рассказ, а копирует предыдущий с незначительными изменениями, словарный запас ограничен, у детей выявляют задержку речевого развития. В общении друг с другом дети мало проявляют речевую активность или вовсе не вступают в разговор.

Данные проблемы актуализируют потребность развития речевого творчества детей через решение следующих задач:

  1. Развитие творческого воображения, образного мышления.
  2. Повышение умственной и речевой активности.
  3. Формирование и развитие связной монологической речи.
  4. Развитие способности анализировать свои высказывания.
  5. Приобщение к элементарным к общепринятым нормам и правилам свободного взаимоотношения со сверстниками и взрослыми.
  6. Развитие игровой деятельности.
  7. Приобщение к словесному искусству, в том числе через развитие художественного восприятия и эстетического вкуса.
  8. Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей.

Развитие речевого творчества позволяет ребенку занимать позицию активного творца – придумывать необычные предметы, сочинять свои сказки, психологически раскрепощаться, а также при этом вырабатывается смелость в фантазировании.

Развитие речевого творчества должно стать ведущей задачей работы по развитию связной речи. Развитие речевого творчества немыслимо без развития воображения, которое тесно связано с развитием чувств.

Актуальность проблемы исследования определяется уникальными возможностями дошкольником в речевом творчестве, в частности, в области сочинительства собственных сказок, небылиц, однако для формирования такого творчества необходимо создание оптимальных условий, способствующих наиболее полному раскрытию творческого потенциала личности ребенка дошкольника.

Анализ недостатков в результатах:

Растет количество детей, имеющих отклонения в речи, недостаточно развита связная речь, дети не могут составить связный рассказ по картине или серии картин, недостаточно хорошо сформирована устная речь, характеризующая образные слова и выражения, сравнения, отсутствие воображения, недостаточно развит процесс словотворчества.

Анализ недостатков в основном процессе:

Нехватка литературы по данной теме (практического материала), неразработанность проблемы обучения речевому творчеству, отсутствие системной работы. Необходимо больше времени по этой теме уделять индивидуальной и подгрупповой деятельности с детьми.

Анализ недостатков в условиях:

Недостаточно оснащена предметно – развивающая среда. ФГОС ДО формирует задачу, но для успешной работы нужна взаимосвязь с родителями, психологом и логопедом. Нехватка информационных технологий.

  1. Формулировка профессиональной проблемы на основе проведенного анализа.

Ускорение научно – технического процесса будет зависеть от количества и качества творчески развитых умов, от их способности обеспечить быстрое развитие науки, техники и производства, от того, что теперь называют повышением интеллектуального потенциала народа.

И перед нами встает задача: добиться того, чтобы каждого из тех, кто сейчас ходит в детский сад, вырастить не только сознательным членом нашего общества, не только здоровым и крепким, но и обязательно инициативным, думающим, с высоко развитыми коммуникативными способностями, личностями, способными на творческий подход к любому делу. За которое он бы ни взялся. Активная жизненная позиция может иметь основание, если человек мыслит творчески, то он видит вокруг возможность для совершенствования.

Для развития речевого творчества необходима кропотливая повседневная, планомерная работа как со всей группой, так и индивидуально. Необходимо учить детей составлять творческие рассказы, сочинять сказки, загадки, чтобы они получали удовлетворение от всей работы. Только систематическая работа сделает их рассказы содержательными, сказки удивительными, загадки необычными.

Таким образом, на основе проведенного анализа, была сформулирована проблема. Противоречие заключается в конфликте между стремлением воспитать творческую личность и преобладающими в практике дидактическими средствами, которые не активизируют чувства дошкольников в процессе речевой деятельности и ориентированы в большинстве на репродуктивный характер обучения.

  1. Описание новых образовательных результатов, сформированных у обучающихся.

Целевые ориентиры

Конкретизация

Проявления

Ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении; способен выбирать себе род занятий, быть участником совместной деятельности.

Формирование познавательных интересов и познавательных действий через его включение в разные виды деятельности (игра, общение, НОД). Закрепление умения детей играть в различные дидактические игры. Развивать умение самостоятельно организовывать игры, исполнять роль ведущего.

Ребенок владеет речью как средством общения и культуры. Ребенок способен предложить собственный замысел и воплотить его в рассказе и т.п.

Ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; ребенок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам.

Развитие речевого творчества. Обогащение впечатлений ребенка через рассматривание иллюстраций, совместное проведение экскурсий с родителями в художественные музеи.

Ребенок способен составлять содержательные, интересные творческие рассказы. У ребенка развито мышление, воображение, память. У ребенка развивается логика.

Ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности.

Подбор синонимов и антонимов. Обогащение активного словаря. Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи.

Использует в речи слова на активизацию словаря. Умеет строить речевое высказывание в ситуации общения. У ребенка сформированы речевые умения и навыки, необходимые для осуществления различных видов деятельности.

У ребенка развита крупная и мелкая моторика.

Стимулировать речевое развитие дошкольников путем тренировки движений пальцев рук

Ребенок умеет соотносить движения рук с текстом.

Ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлением природы и поступкам людей; склонен наблюдать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; знаком с произведениями детской литературы; ребенок способен к принятию собственных решений.

Формирование познавательных интересов по средствам проблемных ситуаций, исследовательских проектов.

Интересуется новым, неизвестным в окружающем. Задает вопросы взрослому. Способен самостоятельно действовать (в повседневной жизни, в различных видах детской деятельности). В случаях затруднений обращается за помощью к взрослому. Принимает живое, заинтересованное участие в образовательном процессе.

  1. Характеристика изменений в образовательном процессе (содержание, средства обучения и воспитания, контроля).

Для развития речевого творчества детей необходимо вести работу по повышению уровней речевой общительности, связной речи, словарного запаса, грамматического строя речи, звуковой стороны речи, практического осознания элементов языка. Образовательные задачи решаются в ходе режимных моментов, в совместной деятельности детей с педагогом, в самостоятельной деятельности детей. Используется проработанный материал, а также необходимо создавать большое количество новых игровых ситуаций.

Необходимо так организовать речевую деятельность ребенка, чтобы она носила игровой занимательный характер, потому что только таким образом можно развивать у ребенка умение точно и образно выражать свои мысли и чувства в устном слове.

Для достижения результативности по развитию речевого творчества в нашей работе мы создаем определенные условия:

В сюжетно – ролевой игре происходит быстрое и полное развитие детской фантазии. Мы наблюдаем, во что играет ребенок, достаточно ли развиты сюжеты, проявляются ли собственные находки, фантазии. Если нет, играем вместе с ними, вместе сочиняем и придумываем.

Детям очень нравятся театрализованные игры и игры – драматизации. В этих играх есть сюжетный замысел и ролевые действия. В совместной работе с детьми даем сравнительные характеристики героев, выявляем отличительные признаки предметов, которые оживают в этих играх.

Для стимуляции развития речевого творчества формируем поисковую активность детей через вопросы: «Почему?», «А что будет, если…?» Использование возможностей словарной работы.

В своей работе используем систему упражнений, предусматривающих обогащение словаря.

  • Подбор определений и эпитетов (какие бывают мамы?)
  • Узнавание предметов по эпитетам (сочный, спелый, бархатистый – что это?)
  • Подбор действий к предмету (как можно играть?)
  • Подбор предмета к действиям (Что делает собака?)
  • Подбор обстоятельств.
  • Подбор синонимов (большой, огромный…)
  • Нахождение пропущенных слов (дворник взял метлу, он…)
  • Распространение и дополнение предложений (дети идут, куда? Зачем?)
  • Составление предложений с определенным словом.

В среднем дошкольном возрасте мы отрабатываем модель составления сравнений по признаку цвета, формы, звука, вкуса. Мы формируем умения детей выделять признаки объектов и сравнивать их с признаками других, составляя сравнения по какому – то признаку.

Развитие умения составлять собственные загадки. Сочиняя загадки, дети активно подбирают сравнения объектов по заданным признакам.

Используем Лимерики (форма короткого стихотворения, основанного на обыгрывании бессмыслицы) словесного творчества. Как правило, это стихотворение состоит из 5 строк, лимерики не подразумевают строгую рифму и 5-ая строчка является итогом. Например: Жил – был снеговичок, красный, как огонек. К нам в детский сад прилетел, и зернышки на кормушке клевал. Вот как мы заботимся о птичках. В процессе становления стихов дети учатся делать выводы, мораль.

Также используем игры и творческие задания для развития словаря детей и развитие представлений о свойствах и признаках предметов, грамматического строя речи, наблюдательности.

Особое место в словотворческом процессе по праву занимает русский фольклор, а точнее один из самых излюбленных детьми его жанров – сказка.

Современные отечественные исследователи, а также методисты, занимающиеся обучением дошкольников творческому рассказыванию, используют сказку в качестве образца, по которому ребенок смог бы придумать аналогичный вариант сказки (Н.Е. Веракса, О.М. Дьяченко и др.); обучая детей анализу сказок – цепочек, развивают умение схематично использовать основу таких сказок в собственных сочинениях (П.Е. Стрельцова, Н. Тамарченко и другие). Знакомство со сказками должно носить целенаправленный, последовательный характер. Для развития у детей среднего возраста способности к сочинению сказок мы, в первую очередь, создаем условия: оформляем уголок в соответствующем стиле (сказочной тематикой); есть в наличии разнообразные виды театра (плоскостной, бибабо, пальчиковый и другие), элементы костюмов «сказочника» и «сказочницы»; уголок сказки - книжки (книги со сказками, которые проходят дети); альбомы с рисунками детей к сочиненным ими сказками (совместное творчество с родителями). Все это является благоприятной средой, способствующей словесному творчеству.

Используем возможности наглядного моделирования (развивающий потенциал). Использование условных обозначений, чертежей, схематических рисунков дает возможность предвидеть возможные результаты собственных действий.

К речевому творчеству относится: формирование и развитие связной речи. С этим связно умение дошкольника видоизменять, преобразовывать, комбинировать имеющиеся представления в памяти и создавать на этой основе относительно новые образы и ситуации. Это умение включает в себя не только определенный запас речевых навыков и умений детей, но и предполагает развитие начальных форм творческого воображения.

Приемами словотворчества ребенок овладевает интуитивно в процессе общения со взрослыми. Наша задача помочь ребенку в этом начинании.

В задании «Составим рассказ вместе» дети творчески заканчивают рассказ с опорой на предметные картинки. Применение наглядных моделей в работе над монологической речью позволяет нам успешно обучить детей составлению связного речевого высказывания, а также сочинению рассказа по замыслу.

Создание благоприятных социально – эмоциональных условий. Мы понимаем и принимаем ребенка на эмоциональном уровне. Понимаем проблему. Ребенку создаем условия для роста. Создаем у ребенка чувство безопасности, когда он знает, что его речевые творческие проявления не оцениваются отрицательно. Создание психологических условий помогает ребенку быть раскованным и свободным за счет поддержки взрослым его творческих начинаний. Мы не ограничиваем детей в выборе средств выражения себя в творчестве, так как творчество – это спонтанный процесс, который нужно поддерживать.

К своей работе с детьми привлекаем родителей: предлагаем родителям папки – передвижки «Речь как средство общения».

С целью ознакомления родителей по данной теме: выставляем пособия, материалы, литературу, для того, чтобы родители наглядно увидели то, чем мы пользуемся в режимных моментах, чтобы вызвать у них желание принять участие в нашей деятельности.

Совместно с родителями проводим мастер классы, где рассказываем родителям об играх, их изготовлении, правилах игры, чтобы родители вместе с детьми дома изготовили игры и поиграли в эти игры.

Проводим консультации для родителей по развитию речевого творчества, где рассказываем родителям, как дома закрепить материал.

Проводятся родительские собрания с элементами игровой деятельности детей по данной теме.

Оформляем информационные стенды, для дополнения имеющейся у родителей информации.

Смотры – конкурсы.

Приглашаем на родительские собрания психолога, логопеда, чтобы они рассказывали со своей точки зрения знания об этой теме.

Проводим мониторинг с целью оценки индивидуального развития ребенка, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования. Цель нашего мониторинга: усвоение детьми обобщенных способов составления рассказов по сюжетным картинам, тем самым развитие речевого творчества. При мониторинге используется методическое пособие Сидорчук Т.А., Лелюх С.В. «Составление детьми творческих рассказов по сюжетной картине».

  1. Характеристика изменений условий, обеспечивающих достижение новых образовательных результатов (кадровые, научно-методические, материально-технические, нормативно-правовые, информационные, организационные).

Кадровые:

  • В форме проведения методобъединений по развитию речевого творчества у дошкольников.
  • Привлечение специалистов: психолога и логопеда.

Научно – методические:

  • Исследование литературы по теме речевого творчества.
  • Разработка методических пособий, наглядности по развитию у детей речевого творчества.

Материально – технические:

  • Обогащение предметно – развивающей среды в группе, книжные уголки, выставки репродукций картин, ит.п.
  • Настольные игры «Собери картинку», «Скажи, что не так», и.т.п.
  • Изготовление пособий и материалов для родителей, с целью их ознакомления с речевым творчестве.
  • Создание плакатов, схем, мнемотаблиц по обучению детей рассказыванию.
  • Обеспечение компьютерами, ноутбуками, интерактивными досками, мультимедийными системами.

Нормативно – правовые:

  • Заключить договор с психолого-педагогическим центром «Поддержка детства»
  • Пригласить специалистов (психолога, логопеда) на родительские собрания по теме речевого развития.
  • Ознакомление родителей с образовательной программой ДОО.

Информационные:

  • Получение информации из средств массовой информации, просмотр образовательных, культурных передач.
  • Через интернет – ресурсы, участие в вебинарах по теме развития речевого творчества.
  • Чтение научной и методической литературы, энциклопедий.
  • Посещение курсов повышения квалификации педагогов по речевому развитию дошкольников.

Организационные:

  • Пригласить для беседы с родителями логопеда, педагога – психолога.
  • Итоговая НОД по развитию у детей речевого творчества.
  • Сотрудничество с библиотекой, музеями (экскурсии).

В дошкольном возрасте формируются такие ключевые для сегодняшнего дня качества, как креативность, способность к поиску знаний. Поэтому современная модель образования предполагает высокие технологии развития воображения, грамотности и других базовых способностей детей. Основным механизмом оптимизации развития системы дошкольного образования является поиск и освоение инноваций, способствующих качественным изменениям в деятельности ДОУ.

В заключение хотелось бы добавить, что очень важно не гасить в маленьком человеке стремление к творчеству, а поддержать его, побуждая к игре своей искренней заинтересованностью, внимательным и чутким отношением к его индивидуальности.

  1. Описание работы с алгоритмом использования электронного интерактивного дидактического мультимедийного пособия в образовательном процессе

- Тема пособия: «Сказка в гости к нам пришла».

Возраст целевой группы: средний дошкольный.

Цель пособия: Содействовать развитию словесного творчества детей среднего дошкольного возраста, используя алгоритм сочинения сказки.

Задачи пособия:

  1. Развитие монологической речи, умения связно высказываться.
  2. Обогащение словаря детей, воспитание у них интереса к слову, любви к родному языку и гордости за его богатство.
  3. Содействие развитию таких психических процессов, как восприятие, образное мышление, творческое воображение, память.
  4. Развитие у ребенка чувства уверенности в себе, в своих силах, реализованности своих возможностей.
  5. Развитие творческого потенциала ребенка.
  6. Формирование умения вести диалог с педагогом.

Актуальность:

Сказка имеет древнейшие корни в человеческой истории и культуре. «Сказка – это повествовательное произведение о вымышленных лицах и событиях с участием волшебных, фантастических лиц». (С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова). В настоящее время сказка, как и многие другие ценности традиционной культуры, заметно утратила свое предназначение. А ведь именно сказка играет важную роль в духовном обогащении дошкольников, она способствует закладке этических и эстетических чувств, развитию речевого творчества. Со сказкой дети встречаются в книгах, в кино, театре, на телевизионном экране. Они забывают обо всем и погружаются в жизнь героев. Они черпают из них множество удивительных познаний: первые представления о времени и пространстве, о связи и пространстве, о связи человека с природой, с предметным миром; в сказке предстают блестящие образцы родного языка – все это является необходимым и благоприятным материалом для сочинения собственных сказок. Известно, что обучение детей творческому рассказыванию – процесс постепенный и достаточно сложный. Наиболее успешно он протекает под руководством педагогов, которые помогают им овладеть через игру.

- Алгоритм работы со слайдами:

№ слайда

Действия и возможный вариант пояснений педагога

№1

Название игры: «Сказка в гости к нам пришла».

№2

«Назови сказочных героев и выбери себе одного»

На слайде разные герои из сказок: колобок, лиса, Машенька, медведь.

Вопрос воспитателя: В каких сказках встречались эти герои?

Ребенку предлагается выбрать одного героя.

Вопрос воспитателя: Опиши, какой он будет? Какие поступки будет совершать? Что он умеет делать?

№3

«Где ты хочешь, чтоб он жил»

Появляются картинки – жилища: замок, изба, современный дом, нора.

Ребенку предлагается выбрать, где его герой будет жить.

Вопрос воспитателя: Кого он пригласит в гости? Что они будут делать, чем заниматься? А что будет, если там уже кто-то живет?

№4

«Выбери местопроживания».

Появляются картинки местопроживания: лес, город, деревня, берег речки.

Предлагается ребенку выбрать место обитания для своего сказочного героя.

Вопрос воспитателя: Расскажи, где он будет проживать, находиться? Что будет делать? Почему ты выбрал именно это место?

№5

«Какое время года ты выбираешь».

Словотворчество составляет одну из важнейших особенностей развития речи ребенка.Но нельзя путать словотворчество и речетворчество детей. Речевое творчество -это проявление творчества в речевой деятельности. Как правило речевое творчество характерно для детей старшего дошкольного возраста. Для того,чтобы ребенок вырос творческой личностью, увеличился активный словарь детей, речь стала образной и грамотной необходимо продолжать развивать детское речевое творчесто.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Статья

«О детском словотворчестве и

развитии речевого творчества детей дошкольного возраста».

подготовила

Воспитатель ГБДОУ №23

Компенсирующего вида

Невского района

Г. Санкт-Петербурга

Броновская

Светлана Руфиновна

Творчество – это активный, созидательный процесс деятельности человека, направленный на познание и преобразование действительности, созидающий новые оригинальные никогда ранее не существовавшие предметы, произведения и т.д., в целях совершенствования материальной и духовной жизни общества. Т.е. имеющие общественную значимость. Основой творчества является воображение.

Воображение - это способность представлять отсутствующий или реально существующий объект, удерживать его в сознании и мысленно манипулировать им.

От творчества взрослого детское творчество отличается субъективной новизной продукта детской творческой деятельности. Оно значимо,дорого для самого ребенка и его ближайшего окружения (семья). Лишь иногда оно может иметь общественную значимость (выставки и т.д.). Следует различать два понятия словотворчество и речетворчество.

Словотворчество -появление новых слов в речи ребенка.

Словотворчество составляет одну из важнейших особенностей развития речи ребенка. Это явление в нашей стране изучалось многими учеными -педагогами, лингвистами,психологами (Н.А.Рыбников, А.Н.Гвоздев, Т.Н.Ушакова и др.)

Факты, собранные учеными показывают, что первые годы жизни ребенка являются периодом усиленного словотворчества. При этом оказывается, что некоторые слова-словечки наблюдаются в речи очень многих малышей. Например, «всехний», «всамделишний» и др. Другие же встречаются только у данного конкретного ребенка.(«Мама, ты моя мояшечка») и другие примеры из книги К.И. Чуковского «От двух до пяти ».

Что же представляет собой эта удивительная способность ребят создавать новые слова? Почему взрослым словотворчество так трудно, а дети радуют, смешат и удивляют нас порой необычными словами?

Потребность в словообразовании ребенка возникает прежде всего как стремление компенсировать незнание общеупотребительного слова или вследствие ситуативной потребности обозначить содержание, не имеющее в языке однословного наименования. Словотворчество позволяет ребенку на каждом из этапов речевого развития решать коммуникативные задачи при дефиците речевого опыта.

Как объяснить словотворчество, наряду с обычным усваиванием детьми речевых шаблонов? Попробуем разобраться в этом вопросе.

Прежде всего, посмотрим, как проявляется словотворчество в речи малышей.

Здесь уместно будет привести некоторые наблюдения психолога Т.Н.Ушаковой.

Т.Н. Ушакова выделила три основных принципа, по которым дети образуют новые слова.

1. «Слова-осколки » - часть какого-нибудь слова используется ребенком как целое слово.

Например:

  • Мы лепили, лепили и получилась « лепь» (лепит)(3г.6м.)
  • Бабушка какой здесь «пах?» (пахнуть)
  • Собака прыгнула большим «прыгом» (прыгать).

Как получаются « слова-осколки» легко понять. Начиная говорить, ребенок как бы вырывает из слова ударный слог.

2. Прибавление к корню слова «чужого » окончания.

-«Пургинки»(снежинки).Пурга кончилась, остались только пургинки.

-«Рваность» (дыра) «Я не вижу где на кофточке рваность.»

-«Помогание» (помощь). «Буду сам одеваться без помогания.»

-«Иметель» (тот, кто имеет) «Я иметель игрушки».

- «Страшность. » «Не рассказывайте про ваши страшности.»

Прибавление к слову чужого окончания и суффикса очень распространенный способ в детском словотворчестве. Эти слова звучат особенно своеобразно – «пургинки», «добрость», «умность». Мы взрослые так не говорим. Но если присмотреться внимательно, то именно от нас дети получают образцы для создания таких слово - образований. Здесь, в конечном итоге, действует механизм подражания.

Например, «горькота», «бурота» и т.д. по аналогии с со словами - глухота, теснота и др.

«Умность»- «Медведи первые по умности»- по аналогии со словом глупость и т.д.

Интересно добавить, что новые глаголы дети образуют с помощью присоединения «чужих приставок» Например:

Мы говорим - налить, набрать, накидать,

А дети говорят – «набулькать», «напирожить» («Я уже полный живот напирожила!»)

3. «Синтетические слова» - способ, при котором одно слово составляется из двух.

Например:

-«Ворунишка» (вор+врунишка)

-«Бананас» (банан+ананас)

-«Вкуски»-(вкусные куски)

-«Бабезьяна»- (бабушка обезьяны)

Т.о. словотворчество, как и усвоение обычных слов родного языка, имеет в своей основе подражание тем речевым стереотипам, которым дети учатся от окружающих их взрослых. В словаре ребенка обязательно есть образец,по которому это слово и построено. Образец для «создания» нового слова может быть дан только - что, а может быть усвоен ранее, но он всегда есть. Словотворчество – естественный путь освоения ребенком лексического богатства родного языка, наиболее эффективный способ осмысления множества грамматических форм. Активное словопроизводство свидетельствует о творческой личности ребенка. Поэтому детское словотворчество нужно стимулировать и поощрять, стимулировать придумывание детьми уникальных слов, а не считать явлением, отрицательно воздействующим на ребенка. Небрежное, невнимательное отношение родителей, взрослых к речи детей и является причиной конца любого творчества.

Речевое творчество- это проявление творчества в речевой деятельности. Это деятельность ребенка по созданию новых оригинальных речевых образцов.

Как правило, речевое творчество характерно для детей старшего дошкольного возраста.

Речевое творчество включает в себя пересказ, сочинительство, речевую импровизацию

Пересказ - творческая речевая деятельность по переработке и воспроизведению основной идеи литературного произведения.

Сочинительство - самостоятельная речевая деятельность ребенка по созданию целостного литературного текста соответствующее особенностям жанра.

Речевая импровизация - высказывания, самостоятельно построенные ребенком в новой ситуации с активным использованием активных речевых умений. Вот основные показатели высокого уровня развития речевого творчества у детей:

  • наличие интереса и потребности в данной деятельности, проявлением эмоционального переживания, сопровождающим деятельность
  • способы творческой деятельности (Стремление к преобразованию,самостоятельный поиск в решении поставленной задачи)
  • качество продукта детской творческой речевой деятельности (наличие средств выразительности)

В пятилетнем возрасте наступает самый благоприятный период развития у детей всех сторон и функций речи. Однако, работая с детьми над развитием речи в первый месяц их перехода в старшую группу, я стала замечать, что тот запас слов, который они освоили в средней группе, мало совершенствуется и даже утрачивается. В старшем дошкольном возрасте речевая активность детей во время игр и другой самостоятельной деятельности снижается по сравнению с предыдущем этапом в 2 -3 раза.

Причину некоторые исследователи склонны искать в совершающемся в этот период переходе внешней речи во внутреннюю. Снижение речевой активности можно было бы не считать отрицательным явлением, если бы не то обстоятельство, что оно сопровождается уменьшением случаев объяснительной речи (почти в 2 раза). А объяснительная речь наиболее сложна в грамматическом и совершенна в лексическом отношении.

Эти изменения, изученные советскими психологами –исследователями Выготским, Люблинской, Лурией показали, что именно в этом возрасте наряду со сложностями в развитии речи детей, существуют и положительные стороны. На пятом, а еще больше на шестом году жизни дети начинают рассказывать не только о том, что видят или слышат непосредственно, но и о том, над чем думают, чего опасаются, чего ждут. Необходимо научиться анализировать детские высказывания и в зависимости от результатов анализа планировать педагогическую работу.

Свою работу по развитию детского речевого творчества я выстраивала в три этапа:

1.Обеспечение мотивации творческой речевой деятельности.

2.Накопление содержания для творческой речевой деятельности и развитие познавательных умений.

3.Развитие образно-речевых умений (знакомство со способами создания художественного образа).

Всем известна истина, что принуждение-враг творчества.

Творческое развитие ребенка возможно только при наличии положительной мотивации.

Самый мощный для ребенка мотив - игровой. Именно игра позволяет процесс выполнения заданий, решение проблемных ситуаций сделать интересным, увлекательным, побуждающим к творческому подходу.

Речевое творчество тесно взаимосвязано с восприятием литературных произведений.

Но переход от восприятия к творчеству не совершается механически.Основным фактором дающим толчок развитию речетворчества является поэтический слух.

Говоря о поэтическом слухе, нужно иметь ввиду не только поэзию (стихи).

Все литературные жанры- стихи, рассказы, сказки, загадки и т.д. являются образным отражением мира в художественном слове. Помимо общего каждый жанр имеет свою специфику. Дети должны чувствовать специфику каждого жанра, различать выразительные средства языка (в пределах возраста),воспринимать их и использовать потом при создании своих творческих сочинений.

Для развития поэтического слуха ребенка, необходимо использовать следующие методы:

  • знакомство детей с произведениями искусства (как авторскими, так и народными), которые помогут им ярче представить и почувствовать образный язык загадок,сказок,рассказов и т.д.
  • использование словесных игр-упражнений, которые будут расширять знания детей о художественном слове, его эмоциональной окраске в различных контекстах.
  • привлечение детей к творческим заданиям - придумыванию сравнений, эпитетов, подбору рифм и т.д.

Вся работа проводится в комплексе от простого к сложному. Вот несколько примеров работы по развитию речевого творчества у дошкольников. В этом процессе охотно участвуют и родители.

В работе с детьми я стараюсь постоянно придумывать что-то новое, чтобы увлечь этой темой. Использовала следующие способы:

  1. Создание игровых ситуаций. Утром, когда дети приходили в сад, их ждал какой –либо сюрприз: появлялась волшебная вещь (волшебная книга, волшебный карандаш, письмо, чудо –дерево, волшебный цветок, волшебный карандаш и др.), в котором помещалось задание для детей о придумывании слов. Например: как бы вы назвали осень и почему? Дети в течение дня придумывали слова, лучшие записывались в альбом.
  2. Введение элементов соревнований , которые обычно проводила между командами мальчиков и девочек.
  3. Использование поощрений. Тот, кто в течение дня придумывал много новых интересных слов, получал почетное звание и переходящую ленту «Лучший выдумщик». В командных соревнованиях лучшие представители команд получали звания: «Принцесса (принц) слов» с коронами.

Из «словаря ласковых слов» придуманных и собранных детьми:

Как бы вы назвали свою маму?

Мама – мамочка, мамонька, мамуленька, мамушечка, любименькая, приласкулечка, цветушечка, хорошуленька, роднулечка, милушечка, красотуленька, цветик –семицветик, развеселушка, дарюшенька и т.д.

Что для вас дом?

Дом – домик, домище, домишко, семейник, человечник, людильник, папамамаяшник и т.д.

1.Пословицы и поговорки. .

Особенность пословиц и поговорок – в смысловой многогранности при краткости изложения. У них малый текстовой объем, но большая смысловая нагрузка.

Задание для детей и родителей: найти пословицы и поговорки русские сходные по смыслу с иностранными.

Например:

Птицу можно узнать по песне (англ.)- Видно птицу по полету (русск.)

Зернышко к зернышку и будет мерка (польск.) - С миру по нитке - голому рубаха (русск.)

и т.д.

2.Загадки.

а) Простейшие загадки описательного характера.

Они закрепляют у детей знания о свойствах и качествах предметов,о различных видах взаимосвязи между назначением и описанием предмета, между назначением и материалом из которого он изготовлен и т.д.

Примерные схемы составления загадок.

Мяч

Какой? На что похож?

Круглый как шар

Прыгучий как зайчик

Звонкий как хлопок

Свеча

Что делает? На что похоже по функциям?

Светит как лампочка

Греет как солнышко

Тает как льдинка

Шарик для пинг-понга

На что похож? Чем отличается?

Как жемчуг, но крупный

Как яйцо, но не бьется

Как град, но легкий

Воспитательница

Весёлая, но не клоун,

Добрая, но не мама,

Умная, но не ученый.

2. 1 . Загадки – угадай последнее слово.

Например:

Осень в гости к нам пришла

И с собою принесла …

Что? Скажите наугад!

Ну, конечно …….

(листопад)

2.2. Загадки-дразнилки

Способ создания: Берем предмет, уточняем для чего он служит, что им можно делать и т. д. Далее с помощью суффикса – лк - превращаем слова в дразнилки.

Например:

Бантик – украшает волосы, голову. К нему надо бережно относиться, не пачкать.

Не терялка, не пачкалка, а головуукрашалка.

Книга – источник знаний, развивает умственные способности, ее нельзя кидать, пачкать, рвать.

Не кидалка, не бросалка, а умозанималка.

3. «Объяснялки».

3.1. Работа с фразеологическими оборотами.

Забить тревогу. Витать в облаках. Все в руках горит и т.д.

Дети объясняют что, по их мнению, означают эти выражения. Воспитатель поясняет, что то или иное выражение обозначает на самом деле. Дети иллюстрируют те и другие объяснения. Так можно оформить целую книгу-самоделку, и назвать ее «Веселые фразы».

3.2.Азбука важных слов

А ДРЕС - его важно знать иначе потеряешься.

Б АБУШКА - потому что она самая добрая и ласковая.

В ОДА - потому что без нее нет жизни. и т.д. И так на все буквы алфавита.

На каждую букву дети называют множество важных- для них слов. Их опять набирается на целую книжку.

3.3 Наши имена.

Берется имя ребенка и разбирается по буквам:

Марина

Р - решительная

И – игривая

Н - нежная

А - артистичная

Т.о. набирается целый альбом «объяснялок» с именами всех детей группы.

Таких заданий можно придумать самим великое множество. Важно помнить, что огромную роль в развитии речевого творчества детей всегда будет играть то большое внимание, которое вы будете уделять каждому, даже самому незначительному сочинению любого ребенка. Записывайте их высказывания, рассказы, сказки, оформляйте книжки вместе с ними, газеты для родителей.- это значительно повысит самооценку ребенка, повысит его авторитет у сверстников, создаст атмосферу успеха, а все это даст толчок новым творческим проявлениям ребенка.


Хорошая речь – важнейшее условие
всестороннего полноценного развития детей.
Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче
ему высказывать свои мысли, тем активнее
осуществляется его психическое и речевое развитие.
В.А. Сухомлинский

Каждый ребенок старшего дошкольного возраста должен научиться содержательно, грамматически правильно и последовательно излагать свои мысли. В то же время речь детей должна быть живой, непосредственной, выразительной.

По тому, как ребенок умеет строить свое высказывание, можно судить об уровне его речевого и психического развития. Умение рассказывать помогает ребенку быть общительным, преодолевать молчаливость и застенчивость, развивает уверенность в своих силах.

Речь сопровождает практически каждую деятельность ребенка, совершенствует ее и обогащается сама. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности познать действительность, полноценнее будущие взаимоотношения с детьми и взрослыми, его поведение, а, следовательно, и его личность в целом.

Связность речи – это связность мысли. Учить ребенка рассказывать – значит формировать его связную речь. Эта задача как составная входит в общую задачу развития речи детей дошкольного возраста. Еще Тихеева Е.И. писала: «Речь ребенка развивается в единстве с формированием его мышления». Эльконин Д.Б. («Психология детей дошкольного возраста») отмечал, что «постепенное овладение связной речью существенно влияет на интеллектуальное развитие малыша, он все совершеннее пользуется речью как средством общения и мыслительно-познавательной деятельности».

Развитие связной речи ребенка-дошкольника осуществляется как в повседневной жизни, так и в организованной деятельности. Большое значение имеет взаимосвязь обучения рассказыванию и других видов работы по развитию речи – обогащение словаря, формирование грамматических навыков, воспитание звуковой культуры речи.

Обучая ребенка самостоятельному связному и последовательному изложению своих мыслей, педагог помогает ему найти точные слова и словосочетания, правильно строить предложения, логически связывать их друг с другом, соблюдать нормы звуко-словопроизношения, иными словами, воспитатель совершенствует все стороны речи ребенка: лексическую, грамматическую, фонетическую.

В подготовительной к школе группе наряду с такими занятиями по развитию связной речи, как пересказ; рассказывание с использованием игрушек и предметов; по картине; на темы из личного опыта, включается рассказывание по предложенным сюжетам или творческое рассказывание, и как часть этого вида – сочинительство и переделывание сказок.

Обучение творческому рассказыванию по предложенному сюжету – сложный этап работы по формированию связной монологической речи. Дети в рамках предложенного сюжета учатся придумывать завязку, ход события и развязку, описывать место и время действия, соблюдать логику развития сюжета, правдиво изображать действительность в рассказах на реалистические темы. Эмоционально передавать переживание действующих лиц.

Одним из важных методических вопросов обучения творческому рассказыванию, является вопрос о выборе сюжета. Сюжет может быть одобрен, если он вызывает у детей желание придумывать рассказ, сказку с четким композиционным построением, с включением в них элементарных описаний, если он соответствует опыту ребенка, уровню его речевого развития, затрагивает нравственные и эстетические чувства, активизирует воображение, углубляет интерес к речевой деятельности.

Дошкольники любят сочинять сказки, в которых действуют их любимые игрушки и сказочные персонажи. Детям старшего дошкольного возраста могут быть предложены самые разнообразные сюжеты сказочного характера:

«Медведица учит медвежонка говорить»;

«Приключения в магазине игрушек»;

«Новогодние приключения деда Мороза»;

«Моя любимая игрушка»;

«Дюймовочка в гостях у кукол»;

«Как медвежонок потерял сапожки» и т.д.

Овладение детьми навыками творческой продуктивной речевой деятельности способствует развитию фантазии и воображения ребенка; памяти и внимания, развитию восприятия; активизации и обогащению словарного запаса; при этом совершенствуется структура речи и произношение; усваиваются нормы построения предложения и целого текста, а также происходит активизация мыслительной и речевой деятельности детей.

Доказано наукой и практикой, что у дошкольника знания и представления формируются несколько раньше и лучше, чем связная речь, хотя это очень взаимосвязано. Зачастую малыш во время рассказа стремится что-то объяснить, он останавливает рассказ, замолкает, начинает вспоминать, пытается подобрать нужные слова, при этом возникают ненужные паузы. Ребёнку нужно помочь перевести слова из его пассивного словаря, на уровне понимания, в активный словарь, т.е. тот, которым он постоянно пользуется. Для этого нужна тренировка активного словаря и с этой целью проводятся различные игры, игровые задания, логические задачки:

– игры на словообразование, на развитие понимания смысловой стороны слова;

– игры на формирование образной речи;

– игры на расширение простого предложения словами-определениями, словами-действиями, местоимениями и т.д.;

– игры на развитие нравственных качеств личности;

– игры на умение давать оценку качествам характера сказочных персонажей;

– игры на умение видеть в тексте правдивые события или небылицы;

– игры, развивающие логическое мышление, память, внимание и др.

Для ребенка игра – это не просто развлечение, это творческий вдохновенный труд, это его жизнь. В процессе игры ребенок свободно владеет речью, говорит то, что думает, а не то, что надо. Игра – это особая форма обучения, сотрудничества, содружества, которая выводит интересы и возможности ребенка на более высокий уровень – уровень мыслящей, творческой личности.

Существует много методик и технологий по развитию речевого творчества дошкольника: А.Г. Арушановой, психолога М.И. Лисиной, Л.В. Ворошниной, О.С. Ушаковой и др. В качестве основной формы организации совместной творческой речевой деятельности детей я использую творческую мастерскую, разработанную совместно с Ельцовой О.М. (преподавателем НИПКиПРО и автором многих книг).

Творческая мастерская является нетрадиционной формой работы с детьми старшего дошкольного возраста по приобщению их к детскому творчеству на основе сказочного сюжета и тесно связана с игрой – основным видом деятельности ребенка.

Развитие речевого общения осуществляется в процессе повседневной жизни и на занятиях, творческая мастерская организуется и проводится два раза в месяц во второй половине дня с детьми старшего дошкольного возраста.

Важным методическим моментом является речевая активность самих педагогов и организация развивающей речевой среды. Поэтому в группах должны быть разнообразные виды театров; подобрана необходимая (познавательная) литература, иллюстрации, картины, дидактические игры, аудио и видеотека, картотека художественного слова. В нашем дошкольном учреждении организована еще и Книжная гостиная.

Творческая мастерская одна из самых демократичных форм организации воспитательно-образовательного процесса, т.к. каждому ребёнку предоставляется возможность для удовлетворения своих желаний и потребностей в творческой деятельности.

На примере знакомых сказок, с использованием знаний об особенностях структуры, построения содержания сказки, дети, играя, учатся с помощью педагога или самостоятельно:

Излагать последовательность событий в сказке;

Сочинять сказки-загадки;

Пересказывать сказку по сюжетным картинкам;

Придумывать продолжение к действию, изображенному на иллюстрации (по сюжету знакомой сказки);

Моделировать знакомые сказки, используя свои схемы и модели;

Сочинить сказки на заданную тему, по предложенному зачину;

Анализировать поступки героев;

Придумывать краткое продолжение к пересказанному тексту;

Воспроизводить сюжет сказки с помощью мнемотаблиц;

Сочинять сказки по трем опорным словам;

Оживлять предметы и рассказывать о них разные истории.

Особенности творческой мастерской как формы работы с детьми:

1. Творческое начало, которое несёт в себе сама идея такой деятельности.

2. Импровизационный характер деятельности.

3. Игровой стиль поведения всех участников, включая педагога.

4. Партнёрские взаимоотношения педагога и ребёнка.

5. Атмосфера эмоционального подъёма.

6. Невозможность детального планирования и выстраивания перспективы.

7. Открытие нового смысла процесса обучения – ребёнок обучает себя сам, опираясь на свой творческий потенциал.

8. Быстрый и эффективный способ приобретения навыков и умений, способ обучения незаметный для самого ребёнка.

9. Педагогу нужно уметь: не мешать ребёнку, творить, быть рядом с ним в этом процессе, принять и понять его позицию; довериться ребёнку в минуты творческого поиска, т.к. он (ребёнок) сам чувствует и знает, что ему нужно; самому быть творцом и бережно относиться к результатам детского творческого труда.

10. При такой форме организации речевой деятельности дети «играют первую скрипку»: сами придумывают идею и содержание деятельности, способы достижения цели.

11. Ребёнок реализует свои интересы через собственную инициативу.

12. Атмосфера психологической свободы и безопасности, разумной дозволенности, игры, спонтанности. Даже самый застенчивый ребёнок находит возможность проявить себя, показать свою индивидуальность.

13. Отсутствие шаблонов – ребёнок чувствует себя творцом. Он получает удовольствие от того, что может реализовать себя в творческой деятельности, что расширяются границы дозволенного. Дети имеют реальную возможность отодвигать эти границы, заглядывая в огромный и неопознанный мир.

Опыт творческой деятельности, приобретённый в «мастерской», дети «трансформируют» в разные формы своей жизнедеятельности: игру, общение, предметную деятельность. Коллективная творческая деятельность помогает ребёнку быть более открытым и свободным в общении, даёт возможность самоутвердиться и самореализоваться, развить чувство ответственности, собственной значимости, повысить самооценку, позволяет понять: его любят таким, какой он есть, с его мнением считаются, ценят его индивидуальность.

В течение нескольких лет, работая с детьми в данном направлении, мною была разработана технология «Детское речевое творчество на основе сказочного сюжета», которая состоит она из нескольких частей:

1.Теоретический материал.

2. Игры и игровые задания на развитие речевого творчества на основе сказочного сюжета (22 игры).

3. Творческая продуктивная речевая деятельность детей старшего дошкольного возраста в форме творческой мастерской «Играем со сказкой» (17 игровых занятий).

4. Литературные развлечения по мотивам литературных произведений для детей старшего дошкольного возраста.

5. Организация работы в «Книжной гостиной», в старшей и подготовительной группе детского сада, где расписана примерная совместная работа педагога с родителями. (Подробно об организации работы с детьми в Книжной гостиной ).

6. Викторины для ребят-дошколят и их родителей по пройденному материалу в течение учебного года.

7. «Сказка – это радость мышления» – в этой части технологии написаны разные варианты детских рассказов.

Технология раскрывает систему занятий по формированию у старших дошкольников навыков речевого творчества на основе сказочного сюжета. В данное время технология находится в работе, в издательстве «Детство-Пресс» в г. Санкт-Петербурге, а воспитатели нашего детского сада стали её реализовывать в подготовительных к школе группах.

Новые стандарты в системе образования заставляют нас по-новому смотреть на организацию образовательного процесса в дошкольной организации, рассматривать ребёнка с точки зрения развития его индивидуальных особенностей и возрастных возможностей. Целью моей работы является развитие речевого творчества детей дошкольного возраста, развитие умения экспериментировать с известным литературным материалом. В качестве инструмента для формирования речевого творчества детей – дошкольников использую сказку.

Почему именно сказку? Это самый любимый жанр, понятный и доступный детям дошкольного возраста. Кроме того, работа над сказкой обогащает познавательный опыт детей: это и формирование представлений о времени и пространстве, знакомство с предметным и социальным миром. В сказках заключена народная мудрость о добре и зле, силе единства, постоянства и верности. Сказка обогащает словарный запас ребёнка-дошкольника, учит правильно строить диалоги, тем самым влияя на развитие связной речи.

Итак, методы и приёмы работы со сказкой, используемые для развития речевого творчества ребёнка-дошкольника.

«Продолжи сказку». Ребёнку–дошкольнику предлагается продолжить сюжет знакомой сказки «Колобок», «Заюшкина избушка» и т. п., изменив её окончание. Новый вариант можно зарисовать, оформить в групповой альбом «Старые сказки на новый лад».

«Измени характер героя». Этот метод помогает по-новому взглянуть на знакомые сюжеты сказок, характер литературных героев. Почему заяц не может стать храбрым, а лиса – глупой простофилей? В русских сказках, сложившийся стереотип медведя, неуклюж и неповоротлив. Хотя в природе - это очень осторожный, ловкий зверь. Почему бы не попробовать наделить медведя новыми качествами? Сюжет сказки может получиться совершенно невероятным! Новый образ известного героя повышает активность речевой и мыслительной деятельности детей, возрастает интерес к совместному творчеству. За основу можно взять сюжет знакомой сказки, но с героями, наделёнными противоположными качествами, а можно сочинить абсолютно новый сюжет.

«Знакомые герои в новых обстоятельствах». Данный метод развивает фантазию, ломает привычные стереотипы у детей, создаёт условия, при которых главные герои остаются, но попадают в совершенно другие обстоятельства. Обстоятельства могут быть чисто фантастическими, невероятными (лиса и заяц вместо лубяных избушек обитают на необитаемом острове, а могут быть близкими к жизни детей (лиса, заяц, петух с помощью волшебной палочки оказались в одной клетке городского зоопарка, а возможно они застряли в лифте многоэтажного дома).

«Сказка с середины». Ребёнку-дошкольнику предлагается додумать середину сказки. В качестве помощи предлагается затейливое начало и видимый, с результатом, конец.

«Частица «не» и новая сказка». Частица «не» является просто волшебницей, так как она помогает создавать новые варианты сказок, будит детское воображение. По правилам этого метода частица «не» ставится перед существительными, глаголами, например, перед именами героев сказки. Испекла бы ты, бабка, не колобок, а…

«Семейные сказки». Большой интерес вызывают у ребят сказки, составленные о себе или о своих близких. Члены семьи могут быть наделены характерами известных героев, могут оказаться в сюжете знакомой сказки. Семейные сказки также можно оформить в групповой альбом.

Сказки с использованием средств ИКТ. Придуманную сказку можно оформить в виде презентации, небольшого видеосюжета, используя возможности Интернет–ресурса. Картинный материал может быть представлен детям в выстроенном взрослом сюжете, также ребёнок может сложить сюжет самостоятельно.

«Доскажи сказку». Ребёнку-дошкольнику предлагается «досказать словечко» в известной сказке, но написанной в стихотворной форме.

Например:

Жил-был колобок

У него румяный …

Спрыгнул колобок с окошка

Покатился по …

Не помял румяный бок

Круглолицый …

Был он хитрым, юрким, ловким.

Съел у зайца всю…

«Опиши сказочного героя». В сказках не уделяется внимание описанию одежды персонажей. Ребёнку предлагается одеть персонажей на свой вкус. Например, выбежала навстречу колобку лиса. Шубка на ней рыжая, не полинялая, вся на солнышке светится.

«Тематические сказки». С целью привлечения семей воспитанников к данной деятельности, можно предложить придумать семейные сказки на заданную тему. Например, экологические сказки, сказки о безопасности на дороге и т. п.

«Сказка, рассказанная наоборот». Сюжет знакомой сказки начинается не с середины или начала, а с конца. Например, до того, как съела лиса колобка…

«Что случилось потом». Ребёнку-дошкольнику предлагается придумать продолжение знакомой сказки. Например, съела лиса колобка, и так стал у неё живот болеть, что пришлось ей обратиться за помощью к деду и бабке. Сюжет получается невероятно привлекательным для детей. Новые сказки можно также оформить в групповой альбом по речевому творчеству.

“Известно, что в современном жестоком
мире творческой личности жить не очень
легко. Как это исправить? Пусть творческих
людей станет больше, творец всегда поймет
творца. И мир изменится к лучшему”.
Л.Е.Белоусова

Создавая условия для внедрения программы “В мире прекрасного. “Росинка” Л.В. Куцаковой и С.И. Мерзляковой, выявилась проблема систематизации методов и приемов по формированию речевого общения и речевого художественного творчества дошкольников, авторы программы не выделили их отдельным разделом. Методика работы строится таким образом, что бы средствами искусства и детской художественной деятельности нацелить на организацию детской творческо-речевой деятельности.

Используя различные виды искусств, художественной деятельности, вызывать у детей чувство радости, удовольствия от удивительных открытий в мире природных явлений, желание запечатлеть свои наблюдения в художественных образах, проявляя при этом творческое мышление. Эти образы попытаться описать словами, сочинив про них маленькие сказки, песенки, подобрать музыкальные характеристики.

“Росинка” предусматривает воспитание и развитие ребенка – россиянина:

Развитого, Образованного, Самостоятельного, Инициативного, Неповторимого, Культурного, Активно-творческого

В своей работе я использую методику ТРИЗ и сказкотерапии. Использование этих методик на мой взгляд позволяет ребенку занимать позицию активного творца – на основе моделирования придумывать необычные предметы, сочинять свои сказки, зарисовывать их, психологически раскрепощаться, устраняется боязнь не правильно высказаться, вырабатывается смелость в фантазировании.

Культура речи зависит не от знания правил орфографии и пунктуации, не от силы голоса, а от того, насколько мы владеем богатством родного языка. Говорить правильно – это не значит говорить хорошо. Что бы словом воздействовать на душу ребенка, заставить его внимательно слушать, нужно знать секреты выразительной речи и свободно использовать стилистические возможности родного языка. Хорошая речь – это прежде всего простота, ясность, логичность и точность. Л.Н.Толстой писал: “Над напыщенностью и неестественностью фразы скрывается пустота содержания”. Обращаясь к детям, мы должны найти такие слова которые были бы им понятны и затрагивали мир их интересов и чувств. Сказка, как нельзя лучше, знакомит малыша с яркостью, выразительностью родного языка. Дети не только улавливают смысл сказки, но запоминают повторы, эпитеты, типичные сказочные обороты, т.е. начинают понимать красоту формы, своеобразие стиля, переносят свою речь те слова и фразы, которые запомнили. В любом художественном произведении можно найти сравнения – образные выражения основанные на сопоставлении 2 предметов: “Снег словно мед ноздреватый” С.Есенин; “Лед неокрепший на речке студеной, словно как тающий сахар лежит” Н.А.Некрасов. Не случайно сравнения считают одним из самых сильных средств изобразительности. И в то же время сравнение представляет собой простейшую форму образной речи. Почти всякое образное выражение можно свести к сравнению. Например: “Золото листьев – листья желтые как золото”. Художественная сила сравнения как выразительного средства речи находится в прямой зависимости от их неожиданности, новизны, их употребление придает речи особую выразительность, эмоциональность. Конечно же не каждый может стать поэтом, не всякому дано подняться к вершинам ораторского мастерства, но все же учиться этому самим и учить детей обогащать свой язык, находить точные, яркие слова, использовать в речи различные средства образности просто необходимо.

Технология обучения детей составлению сравнений.

Обучение составлению сравнений начинаю с 3 летнего возраста. Специально подобранные упражнения, Д/И применяю на занятиях по “Развитию речи”, в совместной и индивидуальной работе с детьми.

“Модель составления сравнений”:

  • Название объекта
  • Обозначение его признака
  • Определить значение этого признака
  • Сравнить данное значение со значением признака в другом объекте
    Например:
  • Цыпленок
  • По цвету (признак)
  • Желтый (значение этого признака)
  • Такой же желтый как солнце

В младшем дошкольном возрасте я отрабатываю модель составления сравнений по признаку цвета, формы, вкуса, звука, температуры и величины с постепенным переходом перечисления свойств и внутренних качеств предмета, его характеристики в сравнении с другими предметами. Например: мячик по форме круглый, такой же круглый как яблоко. Именно повторы такого длинного сочетания позволяют детям понять что признак – это понятие более общее, чем значение данного признака.

Затем предлагаю детям найти объекты с данным значением признака (круглое по форме – солнце, колесо, тарелка и т.д.). Находясь на прогулке, предлагаю сравнить снежинки с пухом, перышком из подушки, ватой; листья по цвету – с яблоками, апельсинами, монетками; прохладный ветер по температуре, такой же, как температура в холодильнике.

На 5 году жизни задачу усложняю: в составляемой фразе не произносится признак, а оставляется только его значение (одуванчики желтые как цыплята); в сравнениях усиливается характеристика второго объекта (подушка мягкая, такая же, как только что выпавший снег). В этом возрасте дети учатся самостоятельно делать сравнения по заданному им признаку. Например: “сравните дерево с другими объектами по цвету, форме, действиям”. При этом ребенок сам выбирает значения данного признака.

Игры и творческие задания для развития умений подбирать сравнения между 2 объектами

Название, цель Методические рекомендации

Младший возраст

Скажи, какой?, Кто больше увидит и назовет?, Какой? Какое? Какая?

Цель: выделять и обозначать признаки предмета как внешние, так и внутренние

Показать детям, что каждый предмет, его свойства и действия имеют названия, видеть особенности предметов их качество, состояния сравнивать с другими предметами

Старший возраст

Д/И Добавь словечко

Цель: по названным определениям назвать предмет

Развивать наблюдательность, выделять признаки предметов, видеть не только внешние признаки, но и внутренние состояния
Д/И Какой это человек?

Цель: сравнивать людей с животными (по внешнему виду, движениям поступкам)

Характеризовать нравственные поступки, эмоциональное состояние людей и сравнивать их с животными

Большую ценность для расширения представлений о предметах, явлениях окружающей жизни играют загадки. Они развивают наблюдательность, учат думать, отвлеченно мыслить, подмечать характерные признаки предметов.

Загадки, потешки, скороговорки важны для формирования эмоциональной сферы ребенка, развитие образного мышления, творческого воображения.

“Что бы отгадать загадку, нужно внимательно наблюдать жизнь, припоминать виденное, сравнивать, сопоставлять явления мысленно их расчленять, выделяя каждый раз нужные стороны, объединять, синтезировать найденное. Отгадывание загадок развивает находчивость, сообразительность, быстроту реакции, развивает умственную активность, самостоятельность, привычку глубже осмысливать мир” Илларионова Ю.Г.

Простые загадки предлагаю детям с 3 летнего возраста, учитывая при этом знание детей об окружающих предметах, о которых идет речь в загадках. При этом идет опора на натуральные предметы, картинки, игрушки. Самостоятельное составление загадок – довольно трудная задача для дошкольников. Составляя загадки дети учатся четко и кратко описывать предметы, явления, находить и выделять в них наиболее существенные качества, признаки, свойства предметов, отбрасывая все второстепенное и малозначащее.

Предлагаю такие модели составления загадок. Модель № 1.

Например: загадка про фрукт.

Признаки Описание признака

Более сложный прием предлагает Нестеренко А.А., который развивает творческие способности детей. Модель № 2.

Какой? Что бывает таким же?

Для детей старшего возраста задание усложняется: ребенок, сравнивая один предмет с каким либо другим объектом, находит между ними общее и различное. Модель № 3.

“Загадка позволяет выявить степень наблюдательности, умственного развития, сообразительности, а так же уровень творческого мышления ребенка” Илларионова Ю. Г.

Таким образом, используя загадки, обогащаю словарь детей, расширяю представления детей о предметах и явлениях окружающей действительности. Приложение №1 (загадки придуманными детьми).

Игры и творческие задания для развития словаря детей и развитие представлений о свойствах и признаках предметов, грамматического строя речи:

Название, цель Методические рекомендации

Младший возраст

Про кого я говорю? Узнай по описанию.

Цель: развивать наблюдательность, умение ориентироваться на признаки описываемого предмета.

Описывать ребенка из группы называя детали одежды и внешние признаки не называя имени.
Кто больше увидеть и назовет? Какая это игрушка? Цель: выделять и обозначать словом внешние признаки предметов Дети рассматривают игрушку или предмет и описывают его внешний вид.
Кто больше слов скажет?

Цель: называть качества, признаки и действия животных, черты характера.

По картинке рассказать о животном, подбирая слова разных частей речи.
Кто заблудился?

Цель: учить образовывать однокоренные слова подбирать синонимы к заданным словам.

Отвечать на поставленный вопрос не однозначно, подбирая близкие по смыслу слова.
Разложи картинки.

Цель: выделять начало и конец действия, правильно их называть.

Дети называют действия персонажей, раскладывают картинки по порядку, где четко видны начало и конец действия.
Кто что умеет делать?

Цель: подбирать глаголы, обозначающие характерные действия животных.

Дети по картинкам говорят что любят делать животные.

Старший возраст

Шишка. Какие бывают иголки? Кого можно гладить? Ручка-ножка. и другие.

Цель: учить заменять многозначные слова в словосочетаниях, закреплять умения, различать значения слов.

Знакомить детей с многозначными словами, заменять на сходные слова.
Кто это ползет?

Цель: подбирать слова обозначающие признаки и действия, составлять описание.

Учить описывать животных, насекомых, отражая в речи существенные признаки отличающие друг от друга, похожих по свойствам (еж – елка и т.д.)
Закончи предложение.

Цель: подбирать глаголы обозначающие окончание действий.

Ребенок заканчивает предложение начатое воспитателем.
Чего нет? Кто у кого? Где спряталась игрушка?

Цель: учить правильно согласовать сущ. и прил. в роде, числе, падеже., употреблять предлоги пространственного значения, соотносить название животных и их детенышей.

Дети без наглядности обучаются образованию форм Р.п. ед. и мн. числа сущ. и прил.

Игры и творческие задания для развития выразительности речи у детей

Название игры, цель Методические рекомендации

Младший возраст

Цепочка.

Цель: учить детей выделять признаки объектов.

Ведущий показывает картинку с изображением объекта, ребенок называет его, затем картинка передается другому ребенку. Он должен назвать один из признака объекта и передать картинку следующему. Нужно назвать как можно больше признаком и не повторяться.
Угадай кто это? Угадай по описанию. Какая это игрушка?

Цель: учить детей по описанию определять объект.

Ведущий показывает картинку с изображаемым объектом только одному ребенку. Он описывает его не называя так, что бы остальные догадались о чем идет речь. Описывает объект следуя от общего к частному.

Старший возраст

Я назову признак, а вы перечислите его значения.

Цель: учить детей подбирать разные значения одному признаку.

Ведущий называет какой либо признак (цвет). Дети должны назвать как можно больше значений этого признака (цвет бывает черный, радужный и т.д.). назвать какое либо значение признака, а дети угадывают признак (светящийся – цвет, холодным – температура вещества).
Что (кто) делает так же?

Цель: учить детей выявлять признаки объекта (функция, части), составлять загадки по моделям “как… но, не…”.

Ведущий называет объект дети выделяют его действия. Предлагается перечислить объекты, у которых названые действия ярко выражены.

“Детям нужны сказки ибо они являются необходимой пищей для развития личности”.
Б.Беттельхайм

Сказка захватывает ребенка своим содержанием, возбуждает его воображение, фантазию, расширяет его жизненные представления, дает ему первые уроки морали, справедливости, добра и любви. Сказка таит в себе богатейшие воспитательные возможности. Она знакомит детей с яркостью, выразительностью родного языка: “Он певуч и поэтичен” Батурина Г. И. Дети не только улавливают смысл сказки, но запоминают повторы, эпитеты, типичные сказочные обороты, метафоры, сравнения, т.е. начинают понимать красоту формы, своеобразие стиля, переносят в свою речь те слова и фразы, которые они запомнили. В сказках много пословиц и поговорок, которые делают ее не заменимым средством воспитания и обучения детей.

Сказка для ребенка не просто вымысел, фантазия – это особая реальность. Сказка учит не отвечать злом на зло, не быть равнодушным к чужому горю, активно противостоять любым проявлениям несправедливости (пусть и в сказочных формах), воспитывать в себе честность, искренность, гуманизм – главные общечеловеческие ценности.

Средствами обучения сочинению сказок можно решить множество задач, таких как:

  • Обогащение словаря.
  • Развитие звуковой культуры речи.
  • Структурированности и образности речи.

Разнообразие методов и приемов используемых при обучении дошкольников сочинению сказок, позволяет варьировать задания, обогащать содержания и формы работы, использовать материал как в виде самостоятельных занятий, так и в качестве структурных элементов в других видах деятельности. Учитывая при этом как индивидуальные, так и возрастные возможности дошкольников.

Основная цель обучения детей сочинению сказок – сформулировать у них осознанное отношение к своим чувствам, к своему внутреннему миру, развивать умение управлять им.

Задачи:

  • развивать творческое воображение и наблюдательность;
  • умение чувствовать образное слово, авторскую позицию и гармоническую целостность произведения;
  • понимать внутренние психологические мотивы поведения литературных героев.

“Сказка – это активное эстетическое творчество, захватывающее все сферы
духовной жизни ребенка, его ум, чувства, воображение, волю”.
Сухомлинский

Работу по формированию творческой речевой деятельности на материале сказок провожу с детьми уже с младшего возраста. Дети 3-4 лет любят слушать сказки, истории и с удовольствием придумывают новые концовки сказок, изменяют характеры героев – получая новый сюжет сказки, придумывают истории – представляют себя, в ситуациях которых никогда не были. Приложение №2 (придуманные детьми сказки).

Обращаю внимание детей на то, что происходит рядом с ними: в природе, в мире растений и животных, в мире окружающих вещей. Каждый предмет может быть обыгран как сюжетный образ, стать центром повествования. За сюжетную основу берем известные литературные ходы (например деревянный Буратино стал стеклянный, резиновый, бумажный и т.д.).

Игры и творческие задания по подготовке детей к составлению текстов сказочного содержания:

Название игры, цель Содержание, методические рекомендации

Младший возраст

Игра Составляем сказку

Цель: на предложенный сюжет придумать предложение

Воспитатель предлагает сюжет, дети придумывают по одному предложению – коллективное творчество
Игра Перепутанница

Цель: развивать внимание детей, замечать не точности

Хорошо известную сказку рассказывает воспитатель, изменяя детали, дети исправляют ошибки
Игра Меняем сюжет

Цель: придумать новый сюжет к знакомой сказке

Изменяется существенная деталь в сказке, как будет развиваться новый сюжет? (снегурочка из дерева не будет боятся солнца, а чего будет боятся?). Придумать другое окончание сказок, что бы они заканчивались хорошо, сказки были добрыми
Игра Сказка про любимую игрушку

Цель: ввести новый персонаж в любую сказку, наделив добрыми качествами любимую игрушку малыша

Изменить сюжет хорошо знакомой сказки

Старший возраст

Игра Сказочные слова

Цель: учить детей перечислять разные варианты слов и словосочетаний по заданному признаку

Предлагаем детям вспомнить и сказать все заклинания которые они знают в сказках (Сим-Сим открой дверь, Сивка бурка вещая каурка и т.д.), затем перечислить все слова с которых начинается сказка (однажды в некотором царстве в некотором государстве, в стародавние времена и т.д.)
Игра В какой сказке?

Цель: находить сказочные тексты которые бы учили какому либо жизненному правилу

Воспитатель называет поговорку, пословицу или жизненное правило, дети должны вспомнить сказки которые этому учат (не имей сто рублей, а имей сто друзей)
Игра Назови героя

Цель: объединять героев по заданному признаку

Воспитатель называет какой либо образ, дети должны найти конкретных героев из других сказок (героем сказок может быть девочка, она должна быть особенной со своими конкретными свойствами и действиями)
Игра Действия героя

Цель: учить детей перечислять все возможные действия героя предложенного воспитателем, из какой либо сказки

Дети говорят только глаголы из сказки, далее им предлагается вспомнить героев, которые бы выполняли эти же действия в других сказках. При затруднении воспитатель пользуется текстом, зачитывая фрагменты сказок

“Каждый ребенок изначально талантлив и даже гениален, но его надо научить ориентироваться в современном мире, что бы при минимуме затрат достичь максимального эффекта”.
Г.С.Альтшуллер