Родительское собрание "Мама, папа, я - дружная семья" (подготовительная группа). Конспект образовательной деятельности по окружающему миру в подготовительной группе «Вместе дружная семья

Знатоки дорожных правил

Правила дорожного движения должен знать каждый! Проверить свои знания отправились Сергей Александрович и Алиса Злобины. С выдумкой и задорном подошли участники к конкурсу ПДД. Звучное название "Весёлые жезлы" и девиз принесли много позитива всем участникам,членам жюри и конечно зрителям! В ходе игры семья Злобиных неоднократно получала высокие баллы за правильные ответы.Было интересно наблюдать за тем,как они помогают друг другу.Семья играет важную роль в жизни каждого человека,а особенно в период детства.Благодаря сплочённости все получили массу положительных эмоций и конечно же знаний.По окончанию игры все участники получили призы и грамоты.Так держать!

Фестиваль устного народного творчества "Народные посиделки"

На базе школы №6 состоялся фестиваль устного народного творчества "Народные посиделки".От нашей группы выступали: Багрицевич Александр и Гаршина Варвара.Задорные частушки не оставили равнодушными никого из зрителей.Ребята достойно представили наш детский сад.Очень важно прививать детям любовь к культуре,народному творчеству.В наше время утеряно много традиций,но благодаря таким мероприятиям, есть надежда всё воссоздать. Дети открывают для себя много нового и интересного и наша задача всячески способствовать этому стремлению.

«Международный женский день»

Вот и наступила весна. Первый весенний праздник для всех женщин «8 Марта» Самый лучший весенний подарок – это цветы. Ребятас вдохновением взялись за изготовление подарков для мам: цветов и открыток. Каждый из детей выбрал бумагу любимого цвета длясвоей мамы, из которого впоследствии были сделаны цветы. Сколько стараний было вложено в подготовку к утреннику. Впервые наши воспитанники из«Дружной семейки» самостоятельно вели праздник, пели и танцевали. Ребята наши выросли: девчонки - красавицы, мальчишки – добры молодцы. Не передать чувство гордости за детей! Праздникпрошёл, а тёплые чувства надолго остались в душе!

Праздник для пап.

20 февраля дети подготовительной группы”Дружная семейка” отмечали праздник “День Защитника Отечества”.Пригласили пап для участия в интересных спортивных соревнованиях. Весело и задорно прошли все этапы соревнования. Все остались довольны. Участники были награждены сладкими подарками и памятными медальками.

«Наши эксперименты»

Ребята нашей группы очень любят эксперименты. Каждый понедельник во второй половине дня мы познаём что-то новое, изучаем - неизученное. Достаточно посмотреть на лица детей и понять как им нравятся подобные мероприятия. В нашей группе очень любознательные дети и всё это проявляется в процессе экспериментирования. Нами уже проведены множество опытов, вот названия некоторых из них: «Молочная радуга»; «Цветной стаканчик»; «Лизун»; «Попрыгунчик»; «Смешные фигурки» и многиедругие. Детство-пора открытий и познаний!В период детства можно многое узнать, что помогает рассуждать и делать выводы, стараться добиваться результатов от проделанной работы.

«Танцы в детском саду»

Все дети любят танцевать! В нашем саду часто проходяттанцевальные переменки. Дети разных возрастов совместно с воспитателями танцуют под музыку, мелодии которой сменяют одна другую. Благодаря таким переменкам ребята могут проявить себя, получить позитив и хорошее настроение на всю неделю.

«Спортивные мероприятия»

Большое значение в воспитании подрастающего поколения имеет воспитание здоровых детей. В нашем детском саду проходят множество соревнований как между детьми одной группы, так и между воспитанниками разных возрастов. Спортивный азарт, желание быть здоровым и побеждать – вот лозунг наших воспитанников. Благодаря соревнованиям ребята учатся быть одним целым, поддерживать товарищей. В соревнованиях всегда есть победители и проигравшие,но это только закаляет стремление детей стараться и преодолевать трудности и быть лучшими.

Самый любимый праздник « Новый год»

Новый год-пора чудес для каждого. Какой взрослый не любит этот праздник. Пора мечтаний и надежд, а для ребят это самое настоящее чудо, путешествие в сказку. Перед Новым годомвместе с детьми и родителями мы украшаем нашу группу. Создаём атмосферу праздника. Готовимся к одному из самых волшебных дней. И вот он наступает. Дети перевоплощаются в сказочных персонажей. Помешать празднику хотели летучие мыши и колдуньи, но девочки ёлочки расколдовали красавицу ёлку. Не оставили никого равнодушными все танцы, исполненные детьми. Забавные снеговичкизадорно танцевали возле ёлки. А танец ёлочек, под зажигательную мелодию Макарены, так и хотелось пуститься в пляс. Таинственный танец летучих мышей, маленькой и большой колдуньи заворожил всех присутствующих. Не оставили равнодушными приход детей (дедушки Мороза и Снегурочки). Этот Новый год в детском садудля наших ребят заключительный, т.к совсем скоро они станут первоклашками. Очень хочется чтобы эта сказка осталась в их детских сердцах.

«Мастер-классы»

В нашей группе большинство ребят посещают детский сад круглосуточно, в виду занятости родителей. Было принято решение организовать мастер-классы для детей и их родителей. Так на одном из таких мероприятий ребята вместе с родителями изготавливаликуклу талисман. Было видно как дети и родители стараются, вместе идут к результату,помогая друг другу. А как приятно находится в атмосфере добра и доверия. Спасибо родителям наших воспитанников, что поддержали идею и с удовольствием участвовали. Теперь это будеттрадицией нашей «Дружной семейки».

«Один день из жизни дошколят»

Наши дошколята приходя каждый день в детский сад с самого утра погружаются в атмосферу интересных моментов, событий. Утро начинается с зарядки, затем детей ждёт вкуснейший завтрак, а после него наступает время занятий. После чего ребятня идут на улицу, а потомнаступает время обеда и сон час. Просыпаясьдетейждут закаливающие процедуры и дорожки здоровья. Пополдничав, в распорядке дня наступает время игр и индивидуальных занятий, которые заканчиваются ужином иприходом родителей. Каждый день насыщен множеством значимых для будущих школьников моментов.

«Дни рождения»

По традиции внашей группе принято поздравлять именинников. Поздравления посезонно. Вся «Дружная семейка» поёт песни, водит хороводы в честь именинника. Заключительным аккордом является поднятие ребёнка на стуле и пожелания от всех ребят. А именинник в свою очередь угощает своих гостей и получает подарок.

«День Матери»

Самое главное в жизни каждого человека – Мама. Вместе с детьми мы начали подготовку ко дню Матери. Приготовили поделки, пожелания для самых близких и любимых нашим мам. Каждый воспитанник старательно готовился к этому дню. Во время праздника дети пели частушки, играли на музыкальных инструментах. Не обошлось и без конкурсов между мамами и детьми. Праздник получился замечательным. Хочется отметить всех мамочек, благодаря которым и прошлоэто прекрасноесобытие!

«Осенний карнавал»

Для того чтобы дети с удовольствием посещали дошкольное учреждение, нужно создать такую атмосферу доверительных отношений, чтобы каждый ребёнок мог найти себе занятие по душе, чувствовать что его понимают и относятся к нему на равных. В нашем саду проходит множество мероприятий для разных возрастных категорий. Так у нас прошло мероприятие, приуроченное к временам года«Осенний карнавал». Дети с огромным интересом готовились. Создавали костюмы с родителями на осеннюю тематику, учили стихотворения. А затем на сцене выступали, демонстрируя свои наряды зрителям. Хочется отметить, что в нашей группе «Дружная семейка» очень творческие дети, у каждого своё видение. Благодаря моим воспитанникам я познаю много нового. Дети –наше будущее, а оно напрямую зависит от нас взрослых.

«Праздник осени»

Вот и наступила самая красочная пора времён года. Пришла красавица осень. Начались подготовки к осеннему празднику. И вот этот день настал. Ребята отправились в путешествие,в котором повстречали папуасов,обменялись танцами, стихами, а в заключении получили море позитива и хорошего настроения, заряд бодрости! Не обошлось и безсладких призов. Праздник удался на славу!

Тема: Моя дружная семья

Интеграция образовательных областей : «Познание» (формирование целостной картины мира), «Коммуникация», «Художественное творчество» (аппликация), «Чтение художественной литературы», «Здоровье».

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, продуктивная, чтение.

Цель деятельности педагога : формировать представления о семье и её членах, о доброжелательных отношениях родных людей; об эмоциональном состоянии членов семьи; воспитывать любовь и уважение к своим родным; формировать понятие: мой дом, моя семья; вызвать у детей радость от созданного ими изображения; формировать навык аккуратной работы.

Планируемые результаты развития интегративных качеств дошкольника : эмоционально-заинтересованно следит за развитием действия в играх-драматизациях (встреча ёжика), отвечает на вопросы педагога во время беседы о членах семьи, активен при создании коллективной композиции в аппликации «Красивый дом».

Материал и оборудование : картинки с изображением членов семьи, картинка с изображением всей семьи, ладошка двусторонняя с лицами грустными и весёлыми, бумажный белый дом, вырезанные из цветной бумаги разные фигурки.

1. Организационный момент.

Воспитатель: Ребята, слышите, кто-то стучится. Кто же это пришёл к нам в гости? (Входит ёжик)

Ёжик: Здравствуйте, ребята! Я принёс вам письмо, тут написан ваш адрес. Вот возьмите. (Передаёт воспитателю)

Воспитатель: Здравствуй, ёжик! Большое тебе спасибо, проходи, будь наше гостем.

Ёжик: Не когда мне, у меня ещё много дел. В следующий раз обязательно погощу у вас, ребята!

Все: До свиданье, ёжик. Приходи к нам ещё.

2. Загадки. Беседа о членах семьи.

Воспитатель: Дети, а давайте посмотрим, что же за письмо принёс нам ёжик. Ребята, да тут загадки. А вот послушайте загадку:

Излучает она свет,

От улыбки ямочка…

Никого дороже нет,

Чем родная…

Дети: Мамочка.

(Выставляет на фланелеграф картинку с изображением мамы).

Беседа (опрос 2-3 детей):

Как зовут твою маму?

Кто ты для мамы?

Как мама называет тебя ласково?

Воспитатель: Замечательно! А теперь послушайте следующую загадку:

Угадайте, кто же это?

Добрый, сильный, ловкий, смелый.

Жду ответа я, ребята,

Молодцы! Конечно…

Дети: Папа.

Воспитатель: Молодцы, ребята, правильно!

(Выставляет картинку с изображением папы).

Беседа (опрос 2-3 детей):

Как зовут твоего папу?

Кто ты для папы?

Воспитатель: Замечательно, ребята! Читаем следующую загадку:

Всё хозяйство: лебеда,

Да хохлатка Рябушка,

Но ватрушками всегда

Нас накормит…

Дети: Бабушка.

Воспитатель: Молодцы, ребятки, правильно!

(Выставляет картинку с изображением бабушки).

Беседа (опрос 2-3 детей):

Кто ты для бабушки?

Воспитатель: Молодцы! А вот ещё загадка:

Мочит в тёплом молоке

Он кусочек хлебушка,

Ходит с палочкой в руке

Наш любимый…

Дети: Дедушка.

Воспитатель: Да, ребятки, правильно!

(Выставляет картинку с изображением дедушки).

Беседа (опрос 2-3 детей):

Кто ты для дедушки?

Воспитатель: Замечательно, ребята! Вы все просто умницы.

(Выставляет картинку с изображением всей семьи).

А все эти люди вместе называются одним словом – Семья. Ребята, а давайте покажем свою семью на ладошке.

3. Пальчиковая гимнастика «Семья».

Этот пальчик – дедушка,

Этот пальчик – бабушка,

Этот пальчик – папа,

Этот пальчик – мама,

А этот пальчик – Я,

Вот и вся моя семья.

(Выставляется ладошка с грустными лицами).

Воспитатель: Ой, ребята. Что-то произошло в этой семье. Посмотрите, какие они грустные. Как вы думаете, что же могло произойти?

Дети: Они поссорились.

Воспитатель: А как вы думаете, что мы можем сделать?

Дети: Надо семью помирить.

Воспитатель: Конечно, ребята, семью надо помирить!

4. Подвижная игра «Помирились»

Плохое настроение у нас в семье с утра,

И потому в семье у нас не ладятся дела.

(голова опущена вниз, руки вдоль туловища, повороты вправо, влево)

У дедушки у нашего весь день болит спина,

(наклониться вперёд, руки за спину)

У бабушки у старенькой кружится голова,

(круговые движения головой)

Папуля гвоздь хотел забить, по пальцу вдруг попал

(стучим кулачками друг о друга)

У мамы ужин подгорел, в семье у нас скандал

(смотрим на раскрытые ладони)

Давайте будем их мирить, семью свою нужно любить.

Друг другу улыбнёмся и за руки возьмёмся

(взяться за руки и улыбнуться друг другу)

Дружно все обнимемся и тогда помиримся!

(Семью помирили, ладошку переворачиваем, семья улыбается).

Воспитатель: Ребята, посмотрите, вся семья снова улыбается, всё у них хорошо, они помирились. А как, вы думаете, где же живёт семья?

Дети: В своём доме.

(На ладошку накладывается бумажный белый дом, с окошками для каждого пальчика).

5. Аппликация «Красивый дом».

Воспитатель: Ребятки, посмотрите, какой дом грустный. Как вы думаете, что нужно сделать, чтобы дом стал весёлым и красивым? (Дети высказывают свои предположения.) Давайте украсим его и сделаем красивым. Дети и воспитатель украшают дом.

Воспитатель: Молодцы, ребята! Посмотрите, какой красивый и праздничный получился дом для семьи. Давайте для всех расскажем стихотворение о доме.

Дети и воспитатель:

Дома бывают разные-

Кирпичные, каркасные.

С балконами железными;

Бывают даже снежные,

Совсем как настоящие.

Но самый лучший – это мой,

Я в нём живу

С моей семьёй.

5. Рефлексия.

Ребята, кто к нам приходил в гости?

Кого, мы с вами мирили?

А для, кого мы так красиво украсили дом?


Конспект занятия по нравственно патриотическому воспитанию " Наша дружная семья" (подготовительная группа)
Цель: сформировать представление детей о семье и ее членах.
Задачи:
Формировать правильное представление о семье, роли матери, отца, дедушки, бабушки, сестры, брата;
закрепить представления о трудовых обязанностях членов семьи;
Заинтересовать детей происхождением своего собственного имени.
Формирование первоначальных патриотических чувств.
Развивать, внимание, мышление, умение анализировать, обобщать, делать выводы.
Предварительная работа:
1. Заучивание фамилии, имени, отчества и профессии родителей.
2.Рассматривание семейных фотографий
3. Наблюдение и запоминание, какие обязанности, какую работу выполняют дома члены семьи..Оборудование: игрушка Чиполино, картинка с изображением семьи, семейные фотографии, медальоны для награждения
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята посмотрите, кто это там идет?
Дети: Чиполино!
Воспитатель: Ребята давайте поздороваемся с ним.
Дети: Здравствуй Чиполино!Чиполино: Здравствуйте ребята! А я к вам пришел не с пустыми руками. Я принес картинку, вот только не могу понять, что на ней нарисовано?
Воспитатель: Не волнуйся Чиполино мы тебе сейчас расскажем что там нарисовано. Дети давайте посмотрим на картинку! Кто здесь нарисован?
Дети: Мама, папа, дети, бабушка, дедушка.
Воспитатель: Как можно назвать этих людей, одним словом?
Дети: Семья
Воспитатель: Молодцы! А почему вы так решили?
Дети: Потому что они все вместе живут, любят друг друга.
Воспитатель: Сегодня мы с вами поговорим о самом главном, что есть на земле - о семье. Что такое семья и зачем человеку нужна семья. Но сначала я предлагаю вам подумать и ответить на вопрос: «Что есть у всех людей, но у каждого человека своё?»
Дети: Имя.
Воспитатель: Чем отличаются люди из разных семей?
Дети: Фамилией.
Воспитатель: Ребята, кто сможет представиться? (Ответы 2 – 3 детей.)
Дети: Меня зовут…, моя фамилия….
Воспитатель: Благодарю вас.
Воспитатель: Ребята, а вы знаете, как называют людей, живущих в одном доме, квартире?
Дети: Семья.
Воспитатель: Ребята, каких родственников объединяет семья? С кем вы живете?
(Ответы детей.)
Воспитатель: Семья объединяет родных: родителей, детей, дедушек, бабушек, братьев, сестёр. Это наши родственники, родня. Ребята, внимательно послушайте стихотворение, которое так и называется «Родня», написал его Яков Аким.
Мама с папой - моя родня,
Нет роднее родни у меня,
И сестренка родня и братишка,
И щенок лопоухий Тишка.
Я родных своих очень люблю,
Скоро всем им подарки куплю.
Папе будет моторная лодка,
Маме в кухню – волшебная щетка,
Молоток настоящий братишке,
Мяч сестренке, конфетка – Тишке.
А ещё есть друг у меня,
Друг Серега мне тоже родня.
Я к нему прибегаю с утра.
Без него мне игра не игра.
Все секреты ему говорю,
Все на свете ему подарю.
Воспитатель: Как вы считаете, все ли герои стихотворения являются одной семьёй? Перечислите их. (Ответы детей.)
Воспитатель: Друг Сережа, он член семьи?
Дети: Нет, он не член семьи и не родственник.
Воспитатель: Кем он приходится герою стихотворения?
Дети: Он приходится другом.
Воспитатель: Ребята, для каждого человека очень важно иметь не только родственников, но и друзей.
Воспитатель: Щенок по кличке Тишка может считаться членом семьи?
Дети: Он не человек, а домашнее животное, поэтому не является роднёй герою стихотворения.
Воспитатель: Все ли семьи одинаковые или разные?
Правильно, все семьи разные: есть семьи большие, есть маленькие. И не важно, какая семья - большая или маленькая - главное, чтобы в семье были всегда мир, уважение.
Воспитатель: Ребята, родители заботятся о вас? Как проявляется их забота, что они делают?
(Ответы детей.)
Воспитатель: Правильно, ребята, родители очень любят своих детей и заботятся о них.
Воспитатель: Ну а теперь давайте немного отдохнем. Я предлагаю вам провести пальчиковую гимнастику.
Воспитатель: А с кем вы живете?
Дети: С мамой, папой (бабашкой, дедушкой, братом, сестрой).
Воспитатель: Кем вы доводитесь маме (папе, дедушке, бабушке)?
Дети: дочкой, внучкой (сыном, внуком).
Воспитатель: Правильно! Ребята Чиполино слышал, что если в одной семье живут дети, родители, дедушка и бабушка, то говорят, что это большая семья. А вы как думаете, какая это семья?
Дети: Большая.
Воспитатель: Кто живет в большой семье?
Дети: Дети, мама, папа, дедушка и бабушка.
Воспитатель: С кем из членов своей семьи ты любишь играть? Почему? Чем и с кем ты еще занимаешься дома?
Дети: Отвечают.
Воспитатель: Как вы думаете, взрослые в семье заботятся друг о друге? А как заботятся о вас? Как вы помогаете взрослым?
Дети: Отвечают.
Воспитатель: Молодцы ребята! Теперь Чиполино понял, что нарисовано на этой картинки. Правда,Чиполино?
Чиполино: Да ребята спасибо вам! Давайте с вами по играем в игру с мячом которая называется «Кто как трудится в вашей семье?»
/договаривать: папа, мама, бабушка, дедушка, сестра, брат, я/
ходит на работу –
шьет –
зарабатывает деньги –
проверяет уроки –
ходит в магазин за покупками –
учит уроки – готовит пищу –
ухаживает за цветами –
вытирает пыль –
моет посуду –
убирает в доме –
гладит –
играет –
стирает –
читает –
мастерит –
Воспитатель: А теперь давайте немного отдохнем. Я сейчас буду читать стихотворение, а вы будете повторять движения за Незнайкой, хорошо?
Дети: Да!
Педагог читает стихотворение А. Костецкого. Дети вместе с Чиполино сопровождают чтения жестами и движениями:
Встань, как только солнце встанет.
(Тянут руки вверх.)
И тихонечко к окошку
Руку луч к тебе протянет –
(Тянут руки вперед.)
Ты подставь скорей ладошку,
(Подставляют ладошки солнышку.)
Пусть тебя увидит мама
И умытым, и обутым.
(Проводят ладонями по лицу, наклоняются и дотрагиваются до обуви.)
Все прибрав, иди к ней прямо
И скажи ей: «С добрым утром!»
(Дети повторяют вместе с педагогом: «С добрым утром».)А потом с улыбкой, с песней
Выйди к травам, людям,
Птицам…
(Широко разводят руки в стороны.)
И веселым, интересным
День твой должен получиться!
(Улыбаются друг другу.)
5. Анализ ситуаций по сюжетным картинкам.
З а д а н и е. Определить по картинкам:
–Почему радуется мама?
– Почему сердится дедушка, как и чем ему можно помочь? И др.
Воспитатель: Ребята послушайте, какое стихотворение про семью знает Чиполино.
Чиполино: Есть в доме любом семейный альбом.
Как в зеркале, мы отражаемся в нем.
Пускай не всегда мы красивы –
Зато эти фото – правдивы.
Хранится альбом в нашем доме,
Семейные снимки хранятся в альбоме.
Воспитатель: Ребята, а давайте рассмотрим ваши семейные фотографии и скажем кто на них изображен.
Дети: отвечают.
Чиполино: Ребята, какие вы все красивые на этих фотографиях, а давайте с вами поиграем в игру, которая называется «Какая у вас семья?» мы все по очереди будем называть характеристику семьи. Ну и конечно я буду первым – Моя семья маленькая.
Дети: большая, маленькая, дружная, заботливая, трудолюбивая, веселая, добрая, хорошая, строгая, здоровая, крепкая, счастливая.Воспитатель: Какие вы все молодцы, так хорошо играли. Ребята, а как вы думаете, что нужно делать, чтобы в вашей семье у всех было радостное настроение?
Дети: не обижать, не ссориться, помогать, дарить подарки, получать хорошие оценки, трудиться, любить друг друга, вместе отдыхать…Воспитатель: Какие вы все молодцы, все вы знаете. Давайте с вами вспомним, о ком мы с вами сегодня говорили?
Дети: о маме, о папе….
Воспитатель: Правильно. Как можно назвать этих людей, одним словом?
Дети: семья.
Чиполино: Ребята вы так интересно и с такой большой любовью рассказали о своей семье, и я думаю, что вы все заслужили призы-медальоны с надписью «Дружная семья».

Конспект занятия "Дружная семья" (подготовительная группа)

Программное содержание. Обобщать и систематизировать представления детей о семье (люди, которые живут вместе, любят друг друга, заботятся друг о друге). Расширять представления о родовых корнях семьи; активизировать познавательный интерес к семье, к близким; воспитывать желание заботиться о близких, развивать чувство гордости за свою семью.

Материал. Кукла Незнайка; выставка «Моя семья» – фотографии членов семей воспитанников, их любимые предметы; материал для поделок (цветная бумага, ножницы, клей, природный материал и т. д.).

Предварительная работа. Создание выставки «Моя семья». Беседы: «Профессии моих родителей», «Как мы отдыхаем», «Мне хорошо, когда…», «Наши домашние любимцы» и др. Заучивание пословиц о семье. Рисование на тему «Моя семья». Рассматривание репродукций картин художников на тему семьи; семейных альбомов.

Ход занятия

Воспитатель произносит пословицу и предлагает детям угадать, о чем в ней говорится: «Вместе тесно, а врозь скучно».

Дети. Эта пословица о семье.

Воспитатель. Правильно. Сегодня мы с вами поговорим о семье. А что такое семья? (Ответы детей.) Я пригласила к нам в гости Незнайку. (Показывает куклу.) Он очень хочет посмотреть нашу выставку «Моя семья». Расскажите ему о своих семьях.

Дети (по желанию) подходят к фотографиям членов своей семьи, рассказывают, кто на них изображен, в каком месте фотографировалась семья и т. д.

Незнайка. Ребята, я заметил, что вы все, когда рассказывали о своих семях, улыбались. Почему? (Любим всех в своей семье. Приятно вспоминать тот день, когда все вместе фотографировались, и т. д.)

Воспитатель. А вы всех любите одинаково или есть в семье кто-то, кого вы любите больше других? Кто хочет рассказать нам об этом человеке? Какой он? (Рассказы детей – по желанию.) А теперь покажите и расскажите Незнайке о любимых предметах членов своей семьи, которые вы принесли. (Рассказы детей.) В семье родители и дети чем-то радуют друг друга. Как вы думаете, чем дети радуют родителей? (Тем, что они растут, учатся чему-то новому, стремятся помогать взрослым и т. д.) А чем родители радуют детей? (Тем, что заботятся о них, любят, защищают и т. д.) А теперь разложите фотографии членов семьи от самого младшего до самого старшего.

Дети раскладывают фотографии, воспитатель задает им вопросы:

– Кто самый старший в вашей семье?

– Кто самый младший?

– Кто кому мама?

– Кто кому сын?

– Для мамы ты кто?

– Для бабушки?

– Для брата?

– А кто в семье может быть старше дедушки? (Ответы детей.) Воспитатель. Когда-то дедушка сам был ребенком, и у него тоже были родители, которые так же любили его и заботились о нем, как ваши родители заботятся о вас. Потом мальчик вырос, и у него родились сын и дочка – ваши будущие папа или мама. А потом родились вы, и дедушкины родители для вас стали прадедушкой и прабабушкой. Это тоже ваша семья; возможно, их нет рядом с вами, но свою любовь они передали вам через вашего дедушку, папу или маму. Дедушке и бабушке было бы приятно, если бы вы узнали о том, какими были их родители, чем они занимались, как жили. Расспросите их об этом. А потом расскажите нам.

Незнайка. Как хорошо, что у вас у всех есть семьи. Вы самые счастливые дети на свете, потому что в ваших семьях все любят друг друга, счастливо живут вместе.

Воспитатель. Семью почитали с древних времен. Народ сложил много пословиц о семье. Давайте вспомним их.

Дети. При солнышке тепло, при матери – добро. Нет милее дружка, чем родная матушка. Золото и серебро не стареют, отец и мать цены не имеют. Вся семья вместе – и душа на месте.

Воспитатель. Что бы вы, ребята, хотели пожелать своей семье? (Ответы детей.)

Незнайка. Мне так понравилось, как вы рассказывали о своих семьях, что очень захотелось побывать у кого-нибудь из вас в гостях.

Воспитатель. Ребята, вы бы хотели пригласить Незнайку в гости в свою семью?

Незнайка. Я с удовольствием приду в гости ко всем ребятам по очереди. А сегодня мне хотелось бы познакомиться с семьей Андрея, ведь он так интересно и подробно рассказал обо всех своих родных.

Воспитатель. А теперь я предлагаю вам сделать подарки, которые порадуют всех членов вашей семьи. Материал для поделок вы можете выбрать сами на свой вкус.

Дети мастерят подарки.

Цель: воспитание чувства признательности и любви к своей семье.

Задачи:

— обогащать обобщенные представления о составе семьи, нормах этикета, принятых в семье;

— стимулировать проявление познавательного интереса к явлениям истории и культуры своей семьи;

— формировать навыки проявления симпатии, любви, уважения, сочувствия по отношению к близким людям;

— способствовать развитию умений самостоятельного применения полученных знаний в игровой деятельности.

Оборудование : проектор, слайды с репродукциями картин (А. Ван Дейк «Семейный портрет», Я. Колокольников-Воронин «Автопортрет с женой и сыном»^ Ю. Кугач «В субботу», неизвестный художник «Портрет семьи Затолокиных», 3. Серебрякова «Автопортрет с дочерьми», И. Хомутова «Семья»), настольнопечатная игра «Правильно — неправильно», аудиозапись песни «Под крышей дома твоего» (муз. Ю. Антонова, сл. М. Пляцков- ского), аудиопроигрыватель.

Ход занятия

Воспитатель. Ребята, в нашей группе проводится конкурс газет на тему «Моя дружная семья». Вам нужно будет вместе с родителями рассказать в своей газете о важных и интересных событиях, которые произошли в вашей семье, семейных правилах поведения, о том, что ценится в вашей семье. А чтобы газеты получились интересными, предлагаю сегодня вспомнить все, что вы знаете о семье.

Человек рождается в семье благодаря своим родителям. Скажите, пожалуйста, ваши родители всегда были родными людьми?

Дети. Нет, не всегда.

Воспитатель . Да, ваши родители не всегда были родными людьми. Где они жили до того, как встретиться друг с другом?

Дети отвечают.

Они жили в разных семьях, иногда — в разных городах и даже в разных странах. Взрослые люди, встретившись и полюбив друг друга, женятся, вступают в брак, играют свадьбу. Как их называют до свадьбы?

Дети . Женихом и невестой.

Воспитатель . Как их называют после свадьбы?

Дети. Мужем и женой.

Воспитатель . Что такое свадьба?

Дети . Это праздник, в этот день жених и невеста надевают свадебные наряды, женятся.

Воспитатель. Свадьба — обычай, благодаря которому люди соединяют свои судьбы навсегда. В день свадьбы жених и невеста обмениваются кольцами в знак любви и верности, надевают специальный свадебный наряд. Как вы думаете, в газетах, которые вы будете делать вместе со своими родителями, нужно рассказать о свадьбе родителей?

Дети . Да.

Воспитатель . Я согласна с вами, потому что этот день служит началом совместной жизни двух людей и во многих семьях его отмечают каждый год. О каких еще интересных событиях, которые происходят в жизни семьи, вы можете рассказать в своих газетах?

Дети . О дне знакомства родителей, о днях рождения: своем, сестры, брата.

Воспитатель . Ребята, в газетах нужно будет рассказать не только об интересных событиях, но и о правилах поведения, поступках, которые ценятся в вашей семье. И чтобы рассказы получились интересными, предлагаю сегодня вспомнить о том, что такое семья.

Воспитатель привлекает внимание детей к экрану проектора, на котором демонстрируются слайды с репродукциями картин (А. Ван Дейк «Семейный портрет», Я. Колокольников-Воронин «Автопортрет с женой и сыном», Ю. Кугач «В субботу», неизвестный художник «Портрет семьи Затолокиных», 3. Серебрякова «Автопортрет с дочерьми», И. Хомутова «Семья»).

Что объединяет все эти картины? Кто изображен на них?

Дети . На этих картинах изображены семьи.

Воспитатель . Почему вы решили, что на картинах изображены семьи, они ведь такие разные?

Дети. На картинах нарисованы родители и дети: мамы, папы, дочери, сыновья. Здесь есть картина, на которой изображены дедушка, бабушка, папа, мама и дети.

Воспитатель . Да, ребята, в семье бывает много людей, родственников. Слово «семья» состоит из двух частей — «семь» и «я». Семья — это взрослые и дети, которые живут вместе, любят друг друга. Как художникам удалось передать их любовь, нежность, заботу?

Дети . Родители ласково обнимают детей, у всех очень добрые лица, они вместе отдыхают, вместе делают домашние дела.

Воспитатель. В семье все любят друг друга, а это значит, что все делают так, чтобы другому человеку было хорошо: радуются при встрече, скучают, когда надолго расстаются, вместе переживают успехи и неудачи. Вместе делают домашние дела, отдыхают. Вы правильно сказали, что любовь родителей к своим детям проявляется в их заботе. А как дети могут выразить свою любовь к старшим?

Дети . Они могут быть послушными, внимательными, помогать, не капризничать.

Воспитатель. К сожалению, не каждый человек может показать, что он любит своих родственников, а ведь им это очень приятно. Послушайте стихотворение о мальчике, который любит своих родных и умеет выразить свою любовь.

Ребенок читает стихотворение С. Погореловского «Попробуй волшебником стать».

Ребята, кто из вас умеет превращаться дома в такого же доброго волшебника, как этот мальчик?

Дети отвечают.

Ребята, ваши мамы любят, когда вы их радуете? А вы часто их радуете?

Дети отвечают.

А как поступает мама, когда вы болеете?

Дети. Дает лекарство, покупает что-нибудь вкусненькое, говорит нам добрые и ласковые слова.

Воспитатель . А что вы делаете, если болеет мама? Или сестренка, или бабушка?

Дети отвечают.

Наверно, вам всем знакомо стихотворение «Посидим в тишине», которое написала Елена Благинина. Но я хочу, чтобы вы послушали его еще разок и ответили: кто из вас поступает так, как поступила эта девочка.

Ребенок читает стихотворение.

А можете ли вы заметить, что у мамы грустные глаза? Или только мама может заметить, что вы устали или приболели?

Дети отвечают.

Все маленькие дети очень часто плачут. Вот так, наверное, и вы, когда были маленькими, тоже часто плакали. А мамы вас утешали, успокаивали, да? А как они это делали? Что они вам говорили?

Дети отвечают.

И вот вы подросли. Можете ли вы утешить, успокоить свою маму, когда заметите, что в ее глазах блеснули слезинки? Как вы поступите? Сейчас, ребята, я открою вам один секрет: я знаю лекарство от грусти и слез. Оно помогает всем: и мамам, и бабушкам, и сестренкам. Я могу вам его подарить, но унесет его с собой только тот, кто запомнит его наизусть. Итак, если в доме кто-то плачет, вы ему скажите, что:

Ходит ежик во лесу,

Барабулька на носу!

Ежик ей ладошкой машет,

А она поет и пляшет!

Если хочешь, мы с тобою

Завтра тоже в лес пойдем

И такую Барабульку

Обязательно найдем!

Н. Пикулева

Только рассказывать эту прибаутку нужно радостным голосом. Очень важно, когда человек видит настроение другого, может сообщить о своем состоянии и его правильно поймут. Чтобы в семье жили дружно, все выполняют правила. Давайте вспомним поведения детей в семье.

Игра «Правильно — неправильно»

Воспитатель предлагает ребенку выбрать картинки, на которых изображены правила культурного поведения ребенка в семье: следит за тем, чтобы быть чистым и опрятным (стирает одежду, чистит обувь, умывается, принимает душ), следит за порядком (вовремя убирает игрушки, помогает убрать посуду).

Воспитатель. А еще какие правила культурного поведения в семье вы знаете?

Дети. Желать всем доброго утра и спокойной ночи.

Воспитатель . Почему нужно выполнять эти правила?

Дети . Чтобы у всех было хорошее настроение, ведь людям приятно слышать такие слова. Очень важно, чтобы в семье всем было хорошо и уютно.

Воспитатель. Ребята, а как в ваших семьях узнают что-то новое?

Дети. Читают книги, газеты, смотрят фильмы.

Воспитатель . Все верно, чтобы узнавать новое, родители покупают книги, газеты, читают их вместе с детьми, смотрят фильмы. А что делают в семье для того, чтобы научиться видеть красивое?

Дети . Слушают музыку, украшают дом цветами.

Воспитатель. Да, ребята, чтобы научиться видеть красивое, в семье слушают музыку, покупают картины, украшают свой дом цветами. Как в вашей семье заботятся о том, чтобы все были здоровыми?

Дети . Делают зарядку, занимаются спортом, летом купаются в речке, загорают, плавают в бассейне.

Воспитатель . Чтобы беречь свое здоровье, в семье занимаются спортом, делают зарядку, проводят выходные дни на природе, закаляются, посещают бассейн. Вот мы и вспомнили о том, что в крепкой дружной семье люди берегут друг друга, поступают так, чтобы все чувствовали себя нужными, любимыми и счастливыми. Какие пословицы, поговорки вы знаете о таких семьях?

Дети . «Вся семья вместе, так и душа на месте», «В недружной семье добра не бывает», «Коли в семье лад, не нужен и клад», «Семья ладом полна».

Воспитатель . Молодцы, ребята, интересные рассказы придумали о своих семьях, много пословиц, стихов вспомнили! Я думаю, что у вас получатся замечательные газеты о семьях. Сегодняшнее занятие мне хочется закончить замечательной песней Ю. Антонова о дружных семьях.

Звучит аудиозапись песни «Под крышей дома твоего» (муз. Ю. Антонова, сл. М. Пляцковского).