Как воспитать ребенка в утробе матери. Внутриутробное воспитание ребенка по месяцам – возможности родителей
Очень часто родители в сердцах восклицают: "Ну откуда взялось это в ребенке? Почему он такой?" Сегодня, наконец, у каждого из нас появилась возможность разобраться в истоках. Уже не вызывает сомнения, что многие черты характера будущего человека формируются в процессе внутриутробного периода, ибо новорожденный к моменту своего появления на свет уже прожил девять месяцев, которые в значительной степени определяют направления его дальнейшего развития. Способность к добру и сопереживанию, чувство любви или неприязни, спокойствие или агрессивность, как и многие другие свойства личности, воспитываются в человеке с момента его зачатия.
Мать - это первая земная вселенная ребенка, поэтому все, через что она прошла за свою жизнь и проходит в период беременности, испытывает и плод. Чувства и эмоции матери передаются ему, оказывая либо положительное, либо отрицательное влияние на формирование его психики и характера.
Организм будущего ребенка строится из материалов, которые поставляются ему из организма матери, следовательно, образ ее жизни, культура питания, отсутствие или наличие вредных привычек закладывают основу здоровья плода.
Именно неправильное поведение матери, ее чрезмерные эмоциональные реакции на стрессовые факторы, которыми насыщена наша тяжелая и напряженная жизнь, служат причиной огромного числа таких послеродовых заболеваний, как неврозы, тревожные состояния, многочисленные аллергические заболевания, отставание в умственном развитии и многие другие патологические состояния.
Мать и ребенок в идеале - это единое сознание, единая энергетическая система, которая формируется во время беременности, а роды - это завершение процесса взаимного развития матери и ребенка. Если эта система сформировалась неправильно, то между матерью и ребенком после родов не буде согласия и взаимопонимания.
Здесь некоторые могут усмотреть неразрешимость ситуации: действительно, можно ли избавить мать и дитя от влияния исковерканной окружающей среды, социальных и экономических потрясений, общественных эмоций, пожирающих душу и тело? Однако следует подчеркнуть, что все трудности вполне преодолимы. Но возможно это лишь в том случае, если будущая мать осознает, что только она служит ребенку средством абсолютной защиты, для которой неисчерпаемую энергию дает ее любовь.
Совсем немаловажная роль принадлежит и отцу. Отношение к жене, ее беременности и, конечно, к ожидаемому ребенку - один из главных факторов, формирующих у будущего ребенка ощущения счастья и силы, которые передаются ему через уверенную в себе и спокойную мать.
Несмотря на занятость, родители всегда могут найти время для "свидания" со своим будущим ребенком и для разговора с ним. Именно в этот момент они могут рассказать ему о том, с каким нетерпением ждут они его появления на свет и каким здоровым и сильным они хотят его видеть. Природа отблагодарит родителей за их сознательные усилия, и одной из форм этой благодарности будет здоровый и крепкий малыш.
Часто отмечаются взаимосвязи между определенными событиями, происходившими во время беременности, или самочувствием матери в этот период и какими-то отклонениями, чем-то необычным, по их собственному мнению, в характере или поведении ребенка. Результаты исследований, проведенных в последнее десятилетие учеными различных специальностей, подтверждают наличие этой взаимосвязи и указывают на ее важность.
В 1982 г. в Англии создана Национальная ассоциация пренатального воспитания (АNЕР). Разговор о пренатальном воспитании может вызвать чувство удивления, и даже тревоги: неужели дело дошло до того, что устанавливаются какие-то нормативы и разрабатываются программы, регламентирующие развитие эмбриона и плода? Конечно, нет. Нормативы и программы имеют отношение к обучению, а не к воспитанию.
Ни в один из моментов своей дальнейшей жизни человек не развивается столь интенсивно, как в пренатальном периоде, начиная с клетки и превращаясь всего через несколько месяцев в совершенное существо, обладающее удивительными способностями и неугасимым стремлением к знанию.
Нельзя отрицать важность воспитания ребенка, особенно в первые годы жизни, равно как и эффективность самовоспитания, когда взрослый человек берет на себя ответственность за собственное развитие путем упорной борьбы над собой. Однако ученые уверенно заявляют, что ни первое, ни второе не оказывают того фундаментального воздействия, которое присуще пренатальному воспитанию. А ведь новорожденный уже прожил девять месяцев, которые в значительной степени сформировали базу для его дальнейшего развития. Пренатальное воспитание несет в своей основе мысль о предоставлении внутриутробному плоду самых лучших материалов и условий. Это должно стать частью естественного процесса развития всего потенциала, всех способностей, изначально заложенных в яйцеклетке.
Часто задают вопрос: для кого важнее процесс воспитания - для матери или для ребенка? Ответ прост: он важен для обоих. Существует следующая закономерность: чувства и даже мысли матери передаются и плоду. Мать является также посредником между внешним миром и ребенком. Человеческое существо, формирующееся внутри матки, не воспринимает этот мир напрямую. Однако оно непрерывно улавливает ощущения и реакции, которые вызывают у матери окружающий мир. Это существо регистрирует первые сведения, способные определенным образом окрашивать будущую личность, в тканях клеток, в органической памяти и на уровне зарождающейся психики.
Этот факт, заново открытый недавно наукой, на самом деле стар как мир. Женщина всегда интуитивно ощущала его важность. Это все больше начинают понимать и отцы. Для древних цивилизаций значимость периода беременности была абсолютно непреложной истиной. Египтяне, индийцы, кельты, африканцы, славяне и многие другие народы придерживались некоторых строгих традиций и правил для матерей, супружеских пар и общества в целом, которые обеспечивали ребенку наилучшие условия для внутриутробной жизни и развития.
Более тысячи лет тому назад в Китае существовали пренатальные клиники, где будущие матери проводили период беременности, окруженные покоем и красотой, а в русских семьях с наступлением беременности переходили жить из общей комнаты в светелки, где могли заниматься в молитвах и занятиях рукоделием готовились к родам.
Современные научные исследования, проводимые специалистами четырех направлений, позволяют выделить важнейшие факторы, играющие роль в воспитании плода в утробе матери. К ним относятся:
- Сенсорные способности плода (изучаются специалистами разного профиля)
- Эмоциональный след (обнаружен и изучается психологами и психоаналитиками)
- Способность элементарных частиц, составляющих атомы, молекулы и живые клетки, "записывать" информацию (область интересов физиков).
Роль звуков и музыки в пренатальном воспитании
На основании наблюдений Мари-Луизы Аучер сделаны выводы о важной роли звука в пренатальном воспитании. Работая в так называемом "поющем" родильном доме Мишеля Одена, она проводила занятия по хоровому пению, которые посещали будущие отцы и матери. Аучер считает, что "хоровое пение" улучшает самочувствие и укрепляет нервы матери, которая впоследствии производит на свет здоровых, спокойных ребятишек, способных быстро и легко адаптироваться в самых различных ситуациях. Последнее - признак устойчивого психического равновесия, качество огромной важности для мира, в котором они будут существовать.
Если отец регулярно разговаривает с плодом во время беременности жены, то почти сразу же после рождения ребенок будет узнавать его голос. Часто родители также отмечают, что дети распознают музыку или песни, услышанные в пренатальном периоде. Причем они действуют на малышей как прекрасное успокаивающее средство и могут быть успешно использованы при снятии сильного эмоционального напряжения.
Логическое мышление и способность к языкам формируется с 16 недель беременности и длится до 3-х лет. Чем больше слов на различных языках будет услышано плодом и ребенком в этот период, тем легче малыш сможет в дальнейшем осваивать трудности иностранной речи.
Психологи и психиатры выявили наличие еще одного существенного фактора - качества эмоциональной связи, существующей между матерью и ребенком. Любовь, с которой она вынашивает ребенка, мысли, связанные с его появлением, богатство общения, которое мать делит с ним, оказывает влияние на развивающуюся психику плода и его клеточную память, формируя основные качества личности, сохраняющиеся на протяжении всей последующей жизни. Ребенок еще во внутриутробном состоянии учится определять реакцию мамы на положительные и отрицательные стрессовые факторы и зачастую перенимает ее поведение позднее. Нейрологи утверждают, что если резкое учащение пульса (до 130-140 ударов в минуту) в какой-то конфликтной ситуации носит непродолжительный характер, то есть женщина быстро справляется со своими эмоциями, то ребенок после рождения, скорее всего, будет эмоционально устойчив.
В период эмоциональной разрядки лучше всего положить руку на живот, погладить, поговорить с ребенком. Ведь он уже способен воспринимать все чувства матери, поэтому, чем богаче чувства ее, тем лучше развиваются душа плода. В тех случаях, когда мы испытываем чувство радости и счастья, наш мозг вырабатывает "гормоны радости" (эндорфины). Они способны сообщать ощущение покоя или радости плоду. Если он часто испытывает эти состояния в утробе матери, то они запоминаются и, вероятно, определенным образом окрашивают характер будущего человека.
Сознательное, положительное отношение к плоду во время беременности
Беременная женщина, как никто другой, является сосредоточением различных энергий, структурирующих материю. Она носит в себе новое существо. Поступки, мысли и чувства женщины являются причиной образования или притяжения вполне определенных типов энергии. Она может либо отмахнуться от этого факта, либо приложить, по возможности, все силы, чтобы направить свою психическую или физическую энергию по наиболее правильному для ребенка руслу. К этому оказываются причастны, так или иначе, все окружающие люди: как члены семьи, так и все общество в целом.
При тесном содружестве с природой женщина становится еще одним созидательным создателем ребенка, которому она предоставляет наилучшие шансы из всех существующих. Не слишком ли честолюбивые устремления? Да - если рассматривать проблему т точки зрения цели, и нет - если иметь в виду простоту и легкость средств ее достижения.
Будущая мать просто источает любовь, проявляя свой творческий потенциал. Здесь нет также готового перечня рецептов. Мы просто пытаемся дать почувствовать дух, атмосферу, которая может быть создана, и выдвигаем несколько предложений, касающихся физического, эмоционального и ментального уровней.
Физический уровень
Рассмотрим идею сознательного отношения к питанию. Мы все знаем о важности выбора здоровой, полезной пищи и сбалансированного меню. Однако механический прием пищи ведет к потреблению лишь химических элементов, которые поступает (всасываются) через желудок в пищеварительную систему. В летнее время фрукты, овощи и злаки накапливают значительное количество солнечной энергии, которая может быть утилизирована при тщательном и медленном пережевывании. Об этом говорят все специалисты по диетическому питанию. Если будущая мать испытывает в процессе еды радость, чувство благодарности к природе за ее бесценные дары, то она передает тем самым ребенку, культуру питания, традиции своего народа. Кроме того, она воспитывает в нем соответствующее, в данном случае положительное отношение к пище.
Эмоциональный уровень
Эмоции и окружающее человека пространство характеризуются очень тесной взаимосвязью. Несчастье, душевная боль вызывают ощущения сжатия сердца, нехватки воздуха. Такие отрицательные эмоции как страх, ревность, злоба, приводят к появлению чувства тяжести, плохого самочувствия, закрепощения. Радость же заставляет наше сердце "петь". Очень полезно культивировать в себе подобное состояние счастья и внутренней свободы, передавая его ребенку, который зафиксирует в своих клетках ощущение радости. Музыка, поэзия, пение, искусство, природа помогают достичь такого внутреннего состояния и воспитывают в ребенке чувство прекрасного. Здесь важную роль играет отец. Отношение к жене, ее беременности и ожидаемому ребенку - важнейшие факторы, формирующие у ребенка ощущение счастья и силы, которое передается ему через уверенную в себе и спокойную мать.
Многие женщины отмечают, что во время беременности у них появляется рефлекс защиты своего ребенка как существа, уже рожденного. Поэтому они сознательно подавляют в себе все нежелательные эмоции. Эти будущие матери разговаривали с ребенком, объясняли ему происходящее, успокаивали его в необходимых случаях. В это время ребенок " записывал" на клеточном уровне информацию о том, что в жизни есть взлеты и падения, которые нужно и можно всегда преодолеть. Таким образом, закладывается основа сильного, выносливого человека.
Ментальный уровень
Женщины обладают хорошо развитым воображением. Они могут успешно использовать это качество при формировании своего будущего ребенка. Если воображение направлено на культивирование добродетелей, таких как любовь, доброта, милосердие, то оно способно творить чудеса. При этом не следует сосредоточиваться на половой принадлежности будущего ребенка.
Осознанное влияние на силы подсознания следует строго контролировать. Необходимо проявлять большую осторожность, чтобы избежать навязывания каких-то скрытых желаний. Дети не должны быть средством своеобразной компенсации неудач родителей или достижения их амбициозных притязаний. Они - свободные существа, обладающие правом на собственную жизнь. Главная задача заключается в том, чтобы заложить в них основу высоких качеств общего характера, которые дети смогут развить в последующем.
Несмотря на занятость, будущие матери и отцы должны находить время (лучше в какой-то конкретный час) для "свидания" со своим будущим ребенком, разговора с ним. Именно в этот момент они могут рассказать ему, с каким нетерпением ожидают его появления на свет. Природа отблагодарит родителей за их сознательные усилия. Форма благодарности может быть самой различной.
- Существенно уменьшится у беременной женщины чувство усталости, беспокойства и страха. Оно может исчезнуть полностью, заменившись ощущением уверенности, радости и гордости.
- Естественным завершением осознанной и полной светлых ощущений беременности будут роды, проходящие осознанно, под собственным контролем, и с чувством полного единения с ребенком.
- Ребенок, выношенный подобным образом, будет легко воспринимать воспитание и может обладать всеми качествами, заложенными в нем природой.
- Женщина от осознанного отношения к вынашиванию и рождению ребенка родится как мать.
Мы все разделяем ответственность за то, что природа возлагает на женщину и на родителей. Каждый из нас несет определенную долю ответственности за приходящего в этот мир ребенка. Если бы вместо увеличения числа тюрем правительства стран больше заботились о беременной женщине, которой следует разъяснять ее роль и создавать условия, необходимые для реализации возложенных на нее задач, то мы могли бы получить более хорошие результаты при меньших финансовых затратах. Всего через несколько поколений удалось бы преобразовать в лучшую сторону физическое состояние и психику, как мужчин, так и женщин. И тогда каждый, став сильнее, устойчивее и свободнее, став более открытым для других и для проявлений самой жизни, может надеяться на создание мира, где любой человек найдет свое место и будет счастлив.
Мечта... Но она может стать реальностью завтра. Если каждый мужчина, каждая женщина, каждый специалист направят свои усилия на ее конкретное воплощение.
Вконтакте
Сейчас все чаще говорят не только о пренатальной (т.е. «дорожденческой», если можно так выразиться) диагностике, но и о пренатальной психологии и даже о пренатальной педагогике. Скептики пожимают плечами, энтузиасты утверждают, что приступать к воспитанию ребенка надо чуть ли не до зачатия. Кто прав?
Попробуем рассуждать логически. Корректно ли считать стартовой точкой жизни момент рождения? Понятно, что нет. Только что родившийся ребенок обладает всеми пятью человеческими чувствами: зрением, слухом, обонянием, осязанием, вкусом - это доказанный факт (да никто, собственно, всерьез и не подвергает его сомнению - даже самые заядлые скептики). Трудно себе представить, что все это «свалилось» на него сразу - в момент рождения. Известно, что ребенок, родившийся значительно раньше, чем ему «положено», реагирует на звуки и яркий свет. О чем это свидетельствует? По меньшей мере о том, что слуховой аппарат недоношенного ребенка уже в основном сформирован. Есть ли в таком случае у нас основания утверждать, что ребенок до рождения не видит и не слышит?
Откуда мы знаем?
Можно ли достоверно узнать, что чувствует и на что реагирует ребенок, находясь в утробе матери? В определенной степени - да. Чувственное восприятие не может не отражаться на физическом состоянии организма. Мы знаем по себе: сильное волнение заставляет сердце учащенно биться; слыша резкий громкий звук, мы инстинктивно вздрагиваем и т.д. Между прочим, именно на этой неразрывной связи между психикой и физиологией основан принцип действия пресловутого «детектора лжи», изобретенного в начале XX столетия. В первых модификациях этого устройства измеряли кожно-гальваническую реакцию человека, теперь - целый комплекс показателей, и в первую очередь - электроэнцефалограмму. Конечно, «лгуны» давно научились сознательно обманывать хитроумную машину, однако суть не в этом, а в том, что современная наука располагает весьма внушительным арсеналом средств, позволяющих по изменениям физиологических параметров человека зафиксировать его ощущения и даже (в весьма ограниченных пределах, разумеется) его мысли.
Что мы знаем?
Итак, что же достоверно известно современной науке о психо-интеллектуальном внутриутробном развитии ребенка? Не слишком много, но и не так уж мало.
Вкус и обоняние. К 13-й - 15-й неделе вкусовые рецепторы плода практически ничем не отличаются от вкусовых рецепторов взрослого человека. Между прочим, амниотическая жидкость, окружающая плод, может иметь отчетливый запах и привкус сильнопахнущих продуктов и специй, употребляемых в пищу матерью, - кэрри, тмина, чеснока, лука и т.д. (это известно еще с древности). Нет никаких свидетельств в пользу того, что ребенок в утробе может различать эти продукты по вкусу и запаху, однако известно, что недоношенный ребенок, родившийся на 34-й неделе, сразу же после рождения гораздо охотнее сосет сладковатую соску, чем безвкусную (точнее - с резиновым привкусом), - то есть способен отличить один вкус от другого и даже имеет собственные вкусовые пристрастия. Так что не исключено, что, скажем, узбекские дети с самого рождения «любят» плов, в русские - «щи да кашу»…
Зрение. Меньше всего известно ученым о внутриутробном зрении ребенка. С полной уверенностью можно сказать одно: в момент рождения ребенок лучше всего фокусирует взгляд на объектах, находящихся в 20-30 см от него (на таком расстоянии от глаз ребенка находится лицо матери во время кормления грудью).
Слух.
Если о развитости обонятельно-вкусовых и зрительных ощущений плода судить довольно сложно, то абсолютно достоверно известно, что ребенок в утробе слышит!
В течение большей части внутриутробного периода слух у ребенка, по всей видимости, доминирует над остальными четырьмя чувствами.
Исследования, проведенные около 10 лет назад в Белфасте, показали, что о «реактивном» - т.е. вызывающем реакцию - слуховом восприятии можно говорить уже через 16 недель после зачатия (раньше считалось, что лишь на исходе второго триместра)! Такие результаты поразили ученых: ведь это означает, что ребенок начинает слышать еще до того, как у него… заканчивается формирование ушей и слухового аппарата! Объясняют этот парадокс следующим образом: в процессе слухового восприятия на этом этапе принимает участие не только незрелый слуховой аппарат плода, но и его кожа (орган осязания
, интегрирующий вибро-, термо- и болевые импульсы), а возможно, даже и кости. (У плода и у новорожденного ребенка чувства вообще практически невозможно отделить одно от другого - такое явление ученые называют «синестезией».) Полноценный слуховой аппарат формируется у ребенка приблизительно к 24-25-й неделе внутриутробного развития!
Кто лучше слышит?
Как это ни парадоксально, в каком-то смысле еще не родившийся младенец может больше, чем мы с вами: он нас слышит, а мы его - нет. Конечно, с помощью хитроумных лабораторных приспособлений можно не только услышать, но и увидеть малыша, но не переселяться же будущим родителям в кабинет акушера-гинеколога!
Для родителей, желающих начать общение со своим ребенком еще до его рождения, придумано устройство BabySound . Компактное и удобное, оно устроено по принципу электронного стетоскопа и абсолютно безвредно как для матери, так и для ребенка.
Приложите устройство к животу, наденьте наушники - и вы услышите самые удивительные звуки на свете - биение сердца вашего малыша! Что еще можно услышать? Как он ворочается, брыкается (дети есть дети!) и даже… икает (да-да, примерно с 10-й недели он частенько этим занимается)! Вы, если захотите, можете досконально изучить «распорядок дня» вашего крохи: когда он спит (а спит он немало - процентов 90 всего времени) - когда бодрствует, когда весел - когда задумчив. Вы узнаете, смешно ли ему, когда вы смеетесь (между прочим, УЗИ показывает, что, когда мама смеется, ребенок нередко начинает активно двигаться, по мере сил солидаризируясь с ее весельем), и грустит ли он, если вам плохо (согласно данным исследований, когда мама переживает стресс, у плода учащается сердцебиение, так что лучше переключиться с сиюминутной неприятности на мысли о ребенке - вы услышите, как он постепенно успокоится). А еще можно записать все, что вы услышали, на кассету и позже, уже после рождения малыша, проверить наконец, правда ли, что «внутриутробные» звуки успокаивают рыдающего младенца, настраивая его на вдумчиво-ностальгический лад.
Поговори со мною, мама…
Скептики могут сколько угодно фыркать и пожимать плечами, но мы возьмем на себя смелость утверждать, что еще в утробе матери ребенок способен к обучению! Правда, следует уточнить терминологию: родной речи вы его не научите, даже если будете говорить с ним с утра до ночи. Говоря о способности к обучению, мы имеем в виду уровень формирования рефлексов - но и это, согласитесь, немало! Например, в ответ на резкий громкий звук младенец вздрагивает, а его сердце начинает биться значительно чаще (боится?), а вот если этот звук повторяется с достаточной регулярностью, ребенок «привыкает» к нему и перестает реагировать. Успокаивающе действует на младенца и звук материнского голоса. Мало того, доказано (опять же на основании зафиксированных изменений физиологических параметров), что сразу же после рождения младенец узнает голос матери! Что это значит? Это значит, что в течение долгих месяцев, проведенных в утробе, малыш успел привыкнуть к этим звукам и - не побоимся этого слова - полюбить их!
Правда, не стоит думать, что плод в утробе слышит то же, что и мы с вами, и так же, как и мы с вами! Современная техника позволяет вести «репортаж»… прямо из матки. Американские ученые ввели в полость матки беременной женщины миниатюрный гидрофон и немедленно поняли, что материнская утроба - отнюдь не самое тихое место на свете! Чего только не слышит младенец: ток крови в материнских сосудах, бульканье и бурчание, доносящееся из маминого желудка и кишечника, звук ее голоса, пропущенный сквозь «фильтр» многочисленных препон, голоса других людей, доносящиеся извне и приглушенные солидной «звукоизоляцией»: амниотической жидкостью, плодными оболочками и материнской брюшиной… Проведите нехитрый эксперимент: принимая ванну, погрузитесь в воду с головой. Не правда ли, шум наполняющей ванну воды слышен теперь совсем по-другому, а прочие голоса и звуки доносятся как бы из другого мира? Вот вам слабая имитация того, что слышит ваш ребенок. С помощью BabySound вы можете слегка приблизить для него звучание вашего голоса к естественному (кто знает, может, так ему будет проще узнать голоса родителей после выхода из материнской утробы?). Только не напугайте малыша: как мы уже говорили, дети в утробе боятся резких и громких звуков! Можете негромким и нежным голосом… почитать ему сказку. Нет-нет, мы не собираемся утверждать, что он что-нибудь поймет, но он, возможно, запомнит ее звучание. Не так давно американский профессор психологии Энтони Де Каспер предложил одной беременной женщине на последних месяцах беременности ежедневно читать своему малышу какую-нибудь сказку. Будущая мама выбрала «Кота в сапогах». В первые дни после рождения мама, кормя ребенка грудью, читала ему «на выбор» разные сказки. Малыш начинал сосать заметно активнее, когда слышал «любимого» «Кота в сапогах». Можете дать вашему сыну или дочери послушать негромкую мелодичную музыку (что-нибудь вроде «Колыбельной» Брамса). Не все согласны с тем, что услышанная в утробе музыка влияет на дальнейшее развитие ребенка, но в том, что тихая, спокойная мелодия благотворно влияет на состояние плода, сомнений нет.
Одним словом, BabySound может стать помощником в общении родителей (причем не только мамы, но и будущего папы) с ребенком. А общение, как известно, - залог понимания!
Развитие и воспитание своего ребенка необходимо начинать еще задолго до его появления в этот мир, во время периода беременности, то есть, когда малыш находится в утробе матери и проходит этапы формирования организма и мозга. Если начинать заботиться о его развитии уже сейчас, это поможет установить более крепкую связь с ним.
Период беременности это еще и период, когда будущая мама начинает осознавать свою теперь уже более ответственную жизненную роль. А воспитание малыша и его развитие - процесс, требующий особого внимания, и использования самых разнообразных методов воспитания. Начиная развитие своего ребенка в период беременности, вы помогаете ему быть более открытым и талантливым.
Уже в первые недели беременности малыш обладает задатками нервной системы, что помогает установиться крепкой связи между ним и его матерью. Поэтому способы развития и методы воспитания в этот период эффективны для укрепления этой связи и установлению крепкой дружбы.
Физический контакт
Один важных способов развития малыша в утробе матери является физический контакт. Сюда входят нежные прикосновения обоих родителей к животу, легкий массаж живота, поглаживание брюшной стенки. Уже через короткий срок времени мама сможет ощущать реакцию ребенка на подобное общение. Это будет создавать благоприятный эмоциональный фон для обоих его участников (и для мамы, и для ребенка, и для отца).
Музыкальный контакт
Еще один из методов внутриутробного воспитания - это музыкальный контакт. важно использовать разных стилей и направлений. Музыка помогает в повседневной жизни устанавливать общение. Она не теряет своей актуальности и в установлении контакта с ребенком внутри утробы.
Положительно влиять на формирование связей между мозговыми полушариями ребенка поможет качественная, структурированная музыка. Дети, которым дают еще в период внутриутробного развития, слушая классическую спокойную и медленную, вдохновляющую музыку рождаются с тонким слухом, одаренные музыкальными и другими талантами
Творческий контакт
Как только происходит зарождение новой жизни, с самого момента зачатия будущая мама уже становится для своего малыша примером во всем. Поэтому если мама обладает художественными талантами, то важно, чтобы в период беременности она как можно больше времени уделяла своему хобби.
Любая творческая работа мамы сможет помочь укрепить духовные и эмоциональные связи с ребенком, с раннего возраста научить его различать прекрасное, прикасаться к нему, разбираться в нем. Для занятия творчеством подойдет и лепка, и вышивание, и вязание, и рисование, и квилтинг, и скрапбукинг, и оригами, в общем, все, что увлекает и помогает расслабляться маме.
А если мама умеет сочинять стихи, то нет ничего лучше, чем в период беременности вдохновлять себя сочинительством детских стишков или песенок. После рождения ребенка все эти произведения домашнего искусства очень пригодятся. Ребенок, будучи еще в утробе, хорошо запомнит голос мамы, и мелодии, которые она будет напевать в порыве вдохновения. А после своего рождения, под уже знакомые мелодии и стихи малыш будет успокаиваться и быстро засыпать здоровым сном.
Разговор
Еще один наиважнейший метод развития малыша внутри утробы - разговор с ним. Несмотря на то, что мамин и папин голоса различаются тембром между собой, на их ребенка оба эти голоса воздействуют успокаивающе, благотворно. Особенно хорошо, когда разговор происходит в виде двусторонней беседы.
Малышу можно рассказывать все: события дня (хорошие и повседневные), о планах на грядущий день, о предстоящих праздниках и подготовке к ним, прекрасно будет, если оба родители дуэтом будут петь колыбельные или обычные песни.
Можно разговаривать непосредственно с ребенком в виде диалога. На все вопросы, уже в скором времени он сможет отвечать путем толканий или поглаживаний, шевелений внутри живота.
Эмоциональный фон
Самое главное в период внутриутробного развития ребенка - это положительный эмоциональный фон мамы.
ТО есть, маме нельзя нервничать, ей необходимо получать только хорошие эмоции и стараться не раздражаться, не обижаться, не впадать в депрессию. Все эти негативные эмоции могут так же негативно отразиться на внутриутробном развитии ребенка. Ребенок должен уже внутри утробы ощущать себя неотъемлемой частью семьи. В этом ему могут помочь уравновешенность, спокойствие, вера в лучшее будущее, ощущение счастья материнства женщиной и, конечно, царящая в семье любовь, мир, гармония.
Чтобы получать все эти положительный и благотворно влияющие на плод эмоции, мама и папа совместно могут посещать разные праздничные мероприятия, которые вдохновляют и поднимают настроение, ходить в театр, на концерты.
Помните, что любовь к своему будущему малышу, общение с ним, мамина активность в творческом плане всегда будут положительно влиять на будущего человека, на становление его характера и способностей.
И последний совет по вопросу, как развивать ребенка внутри утробы? Один из действенных способов - чтение вслух.
Конечно, читать современные детективы или любовные романы вслух не стоит. А вот детские книги, или юмор, стихи (и детские, и взрослые), классическую детскую литературу, вот это то, что будет в самый раз для нормального развития вашего плода. Кроме того, постарайтесь от чтения получать удовольствие, делайте интонационные акценты, читайте с выражением. Тогда это станет эффективным оружием к здоровому и нормальному внутриутробному развитию.
Вопрос внутриутробного развития и знаком и одновременно незнаком как многим будущим родителям, так и многим специалистам, в том числе и медикам. Хочу коснуться темы внутриутробного развития ребенка.
Многие ученые, которые сейчас занимаются проблемой внутриутробного развития, накопили достаточный багаж знаний, раскрывающий нам те потаенные моменты, те процессы в развитии ребенка, которые происходят сокрыто, невидимо. В этот период из зиготы формируется маленький человечек. Во многом он похож на нас, во многом очень отличен. За эти девять месяцев внутриутробного развития происходит очень много изменений в формировании будущего человека. Многие моменты ученым известны. Но многие остаются сокрыты. И если Господь по Своей воле, благодаря достижениям современной науки, открывает секреты того, что происходит внутриутробно, то, возможно, многим это поможет нам более ответственно относиться к этому периоду в жизни младенца.
Что должны знать мы, исходя из того многовекового опыта, который накопило человечество? Внутриутробный период сейчас описывается учеными, использующими научно-технические достижения, определенную аппаратуру, позволяющую как бы заглянуть в потаенные уголки, раскрыть знания о тех или иных явлениях. Но знали ли об этом люди раньше, не имея этой аппаратуры? Да, знали.
Господь умудрял их, раскрывал Свои секреты, иногда непосредственно матери, сверхъестественным образом, иногда духовным лицам, с которыми встречались будущая мать или отец. Потому что все — в ведении Творца. Им мы сотворены, и то дитя, которое мать носит в своей утробе, тоже сотворено Богом. Родители должны всегда помнить, что дитя — это не их собственность, дитя — это дар Божий .
Давайте немножко порассуждаем о тех моментах, на которые родители часто не обращают внимания. Ребенок развивается внутриутробно. Так ли он отделен от нас? Так ли обособлен от остальных окружающих его людей? Целый ряд современных исследований повествует о том, что дитя очень четко реагирует на те или иные изменения окружающей среды. Я не имею в виду экологию, об этом известно много. Я сейчас имею в виду чисто человеческие отношения, то есть какие-то размолвки в семье, скандалы, гнев, переживания матери, переживания отца. Так ли они бесследны для ребенка? Что об этом повествует наука?
В ряде работ есть такие наблюдения. Если на определенном сроке беременности отец будущего дитяти кладет на живот матери руку и говорит ей что-то приятное, ребенок начинает определенным образом реагировать: он двигается (есть даже такие снимки, которые свидетельствуют, что малыш начинает улыбаться), то есть у него проявляется положительная мимика. Если же, наоборот, отец, даже не кладя руку на живот, произносит какие-то гневные слова по отношении к своей жене, к матери будущего ребенка, то малыш реагирует по-другому: у него появляются несколько другие движения, и мимика лица очень похожа на плачущее, грустное выражение.
Более того, если даже отец ребенка через какой-то промежуток времени не будет подходить к матери, а просто говорить какие-то фразы, малыш все равно будет реагировать. Работы проводились всевозможные, то есть с использованием компьютеров, использованием определенных сложных съемочных аппаратов, аппаратов УЗИ, аппаратов определения биохимического состава околоплодной жидкости при различных состояниях матери. Это довольно дорогостоящие обследования, и потом они, наверное, для женщины не совсем приятные. Те, кому это интересно, могут дополнительно изучить эту литературу. В ней можно найти подтверждение тому, что ребенок уже внутриутробно через свою мать узнает также и родного отца, потому что, общаясь с матерью, отец опосредованно как бы общается и со своим будущим чадом.
В свое время, давая совет желающим вступить в брак, Иоанн Златоуст сказал: «Рожденное дитя при взгляде на родителей, тотчас узнает их, еще не умея говорить» . Вот так великий вселенский святитель немножко приоткрыл завесу тайны, которую только в последние десятилетия открывает наука.
Мы-то об этом не знаем, а ребенок знает. Если бы он умел говорить, то многое бы нам рассказал из того, что он успел подглядеть, подслушать (если так можно образно выразиться), когда он находился внутриутробно, в то время как был закрыт от всех, но все были открыты для него.
Можно предполагать, что младенец уже знает ту обстановку, в которой живут его родители, что, наверное, он даже привыкает к каким-то определенным запахам, которые находятся в том или ином помещении. А знание о том, что дитя реагирует на то или иное состояние матери, особенно душевное и духовное, мы находим в самой святой из всех книг — в Евангелии.
Давайте вспомним, как повествует евангелист Лука о той встрече, которая произошла между Пресвятой Девой Богородицей и Елизаветой: «Встав же Мария во дни сии, с поспешностью пошла в нагорную страну, в город Иудин. И вошла в дом Захариин и приветствовала Елисавету. Когда Елисавета услышала приветствие Марии, взыграл младенец во чреве ее; и Елисавета исполнилась Святаго Духа, и воскликнула громким голосом и сказала: благословенна Ты между женами и благословен Плод чрева Твоего. И откуда это мне, что пришла Матерь Господа моего ко мне? Ибо когда голос приветствия Твоего дошел до слуха моего, взыграл младенец радостно во чреве моем» ().
Вот удивительное выражение: «взыграл младенец радостно во чреве моем».
А что нам известно о таком величайшем светильнике Земли Русской как Сергий Радонежский? Вот что описано в книге «Житие и подвиги преподобного и богоносного отца нашего Сергия, игумена Радонежского и всея России чудотворца».
Когда преподобный был еще в утробе, мать стояла в церкви. Началась литургия. Пропели Трисвятое, и вот незадолго до чтения Святого Евангелия вдруг среди общей тишины и благоговейного молчания младенец вскрикнул, так что многие, которые находились рядом с нею, обратили внимание. Когда начали петь Херувимскую песнь, младенец вскрикнул еще раз, причем так громко, что голос его был слышен во всей церкви. И, наконец, когда священник возгласил «Вонмем! Святая — святым!», младенец вскрикнул в третий раз. Смущенная, мать едва не упала от страха. Она начала плакать. Как прореагировали окружающие? Они слышали детский крик, но не видели самого младенца. Они были поражены. Вот так повествует нам Господь через святых о сокровенном состоянии внутриутробного развития ребенка и о духовном влиянии родителей на этом этапе.
Поэтому будущим родителям должно помнить, что очень-очень важно, чтобы их будущее чадо было здорово не только физически, но и душевно, психически и обязательно духовно. Будущим родителям, конечно, перед вступлением в брак обязательно нужно поговорить со своим духовником или, если нет такого, то с любым другим священником. И обязательно прочитать как можно больше литературы по воспитанию детей и особенно литературы православной.
Рекомендую прочитать труды святителя Иоанн Златоуста, который дает очень много советов не только будущим родителям, но также и желающим вступить в брак. В его трудах можно почерпнуть знания о том, как Господь по милости Своей дает возможность разрешения многих проблем, которые возникают еще до рождения ребенка. Именно по мудрости родительской это становится возможным. Желательно прочитать житие преподобных Сергия Радонежского и Серафима Саровского, где можно почерпнуть много полезного для себя и своих будущих детей.
Глубинная мудрость, которую сегодня пытаются восполнить через книги, раньше передавалась по-другому: от старшего поколения к младшему, посредством традиционного многодетного семейного уклада. Старики всегда жили с молодежью, вплоть до нескольких поколений, то есть дочери, сыновья со своими семьями жили как бы в одной семье, если это была крестьянская семья. Если это были дворяне, то обязательно, даже в случае, когда они жили не вместе, а на отдалении, поддерживались близкие отношения между родителями и детьми. Мать готовила девочку к семейной жизни, она ей давала все те необходимые знания, которые превращали ее в девушку. И когда та выходила замуж, обязательно получала определенные советы и рекомендации. А уж когда рождался ребенок в семье, то, помимо специальной няни, все представители старшего поколения принимали необходимое участие в поддержке мамы, родившей ребенка.
К сожалению, сейчас в большинстве семей эта преемственность знаний нарушена. И многое из того, что знали наши бабушки и прабабушки, до современных семей не дошло. Наверное, это определено обыкновенной гордыней молодежи. В чем-то молодые папы и мамы считают себя умнее, грамотнее бабушек и дедушек, в чем-то современнее. Может быть, дело еще в том, что сейчас нет больших семей, утрачена традиция многодетной семейственности. Каждый старается жить в отдельности, и, если происходит какое-то общение, то оно кратковременно. При долговременном же общении в ряде семей возникают конфликты. Чем они обусловлены? Можно предположить, что люди в своем воспитании отошли от Господа, они забыли заповеди и, в частности, заповедь: «Чти отца и матерь свою». И как результат, возникают ссоры, конфликты. Нет смирения, нет кротости, нет терпения. И то, чего нет у нас, того нет и в детях наших. Не потенциально, а в воспитании этого нет.
И мы видим, что ребенок, который до десяти лет рос вроде бы послушным, хорошим, в период самостоятельной жизни, подростковой, то стал дерзить, стал чуждаться отца и матери. Родители удивляются: откуда это? Если родители посмотрят на себя взглядом постороннего наблюдателя, вспомнят немножечко себя в этом возрасте, то, как ни прискорбно поведение ребенка, все же оно очень напомнит их поведение. Только более сконцентрировано, более грубо.
Рассказывая о важности периода внутриутробного развития, хочу напомнить, что благодушное отношение к будущему ребенку должно сохраняться не только со стороны матери и отца, но и ближайших родственников, которые в той или иной степени будут участвовать в воспитании, окормлении младенца. В подтверждение этих слов поделюсь с вами такой историей.
Расскажу об одной девочке, которой сейчас шесть лет. Это обаятельное существо, подвижное, неусидчивое и очень говорливое. А история этого милого ребенка такова. У отца этой девочки второй брак, мать девочки моложе отца, отец не крещен, брак зарегистрирован граждански, но не освящен в Таинстве венчания. Со стороны свекрови поначалу были негативные проявления, невестка была не столь желанна в данной семье. И когда свекровь узнала о том, что сын и невестка ждут прибавления, ждут малыша, это было встречено крайне негативно. Более того, будущей матери ребенка было высказано, что лучше если бы этого ребенка вообще не было, лучше бы он не выжил.
Даже сейчас, по прошествии нескольких лет, мать воспоминает это с очень большой внутренней болью, со слезами на глазах. Кроме того, было известно, что беременности предшествовал аборт. Сама беременность, судя по такому отношению свекрови, психологически была отнюдь не безоблачной. Эти переживания женщины плюс физические недуги, которые сопровождались необъяснимыми кровотечениями, привели к тому, что ребенок родился раньше срока. Но роды были нормальными, женщина чувствовала себя хорошо, девочка родилась очень милая, хорошенькая.
На первом месяце не было никаких предвестий грядущих неприятностей. Через какой-то промежуток времени выяснилось, что у девочки врожденная гидроцефалия, а этот недуг в большинстве случаев требует хирургической коррекции, что было и сделано. Причем хирургическая коррекция была неоднократная, но, по милости Божией, все это компенсировалось. Кроме того, девочке проводилась определенная медикаментозная терапия, что позволило убрать те негативные последствия, которые вызывают гидроцефалию. Также, по милости Божией, это чадо своим появлением умирило отношения в семье и расположило к себе свекровь, как отмечает сама мама.
Нельзя однозначно сказать, что именно отношение свекрови вызвало какие-то изменения со стороны ребенка, нет. Наверное, все в целом: и предшествующие аборты, и физические недуги мамы и папы новорожденной, и неблагоприятная психологическая обстановка в семье, которая сопровождала беременность. Все это в комплексе и вызвало состояние, которое проявилось до рождения и на первом году жизни ребенка.
Родители всегда должны помнить, что именно в это время, в этот внутриутробный, потаенный период закладываются не только органы и системы ребенка, не только пол, не только все, что необходимо для жизнедеятельности, но и характер ребенка. Его отношение к миру тоже формируется в этот период, потому что он не отделен от отца и матери. Если отец и мать — благочестивые христиане, это будет одно дитя. А если отец и мать сквернословят на каждом шагу, пропускают рюмочки одну за другой, не забывают утащить что-то с работы, это будет совсем другое дитя, и проблемы будут совсем другие.
Если даже внешне семья будет выглядеть нравственной, но мать или отец имеют потаенные, темные мысли, заражены вирусом непомерной обидчивости, ревности, жадности, зависти, то ребенок будет вовсе иной. Об этом всегда родителям надо помнить. Можно предположить, что во время внутриутробного развития ребенок имеет определенные переживания, приобретает какой-то определенный жизненный опыт.
Татьяна Костенко, детский врач
Удивительные сенсорные способности плодаЭмоциональный след
Сходство между периодом внутриутробного развития и процессом гальванопластики
Запись информации на клеточном уровнеВлияние морфогенетических полейСознательное, положительное отношение к плоду во время беременности
Послесловие специалиста
ОТ ИЗДАТЕЛЬСТВА
Очень часто родители в сердцах восклицают: «Ну откуда взялось это в ребенке? Почему он такой?..» Сегодня, наконец, у каждого из нас появилась возможность разобраться в истоках. Уже не вызывает сомнения, что многие черты характера будущего человека формируются в процессе внутриутробного периода, ибо новорожденный к моменту своего появления на свет уже прожил девять месяцев , которые в значительной степени определяют направления его дальнейшего развития.
Способность к добру и сопереживанию, чувство любви или неприязни, спокойствие или агрессивность. как и многие другие свойства личности, воспитываются в человеке с момента его зачатия.
Мать- это первая земная вселенная ребенка, поэтому все, через что она проходит, испытывает и плод. Эмоции матери передаются ему, оказывая либо положительное, либо отрицательное влияние на его психику.
Организм будущего ребенка строится из материалов, которые поставляются ему из организма матери, следовательно, образ ее жизни, питание, отсутствие или наличие вредных привычек (прием алкоголя, курение, злоупотребление лекарственными препаратами и пр.) закладывают основу здоровья плода.
Именно неправильное поведение матери, ее излишние эмоциональные реакции на стрессы, которыми насыщена наша тяжелая и напряженная жизнь, служат причиной огромного числа таких послеродовых заболеваний, как неврозы, тревожные состояния, многочисленные аллергические недуги, отставание в умственном развитии и многие другие патологические состояния.
Здесь скептически настроенный читатель может усмотреть неразрешимость ситуации: действительно, можно ли избавить мать и дитя от влияний исковерканной окружающей среды, социальных и экономических потрясений, общественных эмоций, пожирающих душу и тело? Однако следует особо подчеркнуть, что все трудности вполне преодолимы, если будущая мать осознает, что только она служит ребенку средством абсолютной защиты, для которой неисчерпаемую вселенскую энергию дает ее любовь.
Совсем немаловажная роль принадлежит и отцу. Отношение к жене, ее беременности и, конечно, к ожидаемому ребенку- один из главных факторов, формирующих у будущего ребенка ощущения счастья и силы, которые передаются ему через уверенную в себе и спокойную мать.
Несмотря на занятость, родители всегда могут найти время для «свидания» со своим будущим ребенком и для разговора с ним. Именно в этот момент они могут рассказать ему о том, с каким нетерпениемждут они его появления на свет и каким здоровым и красивым, великодушным и сильным они хотят его видеть.
Природа отблагодарит родителей за их сознательные усилия, и одной из форм этой благодарности будет здоровый и крепкий малыш.
Издательство «Жизнь» искренне благодарит автора лекции - президента Французской национальной ассоциации пренатального воспитания (ANEP ), профессионального педагога мадам Андрэ Бертин за любезно предоставленное разрешение на публикацию материалов в русском переводе.
При переводе мы попытались максимально сохранить своеобразие изложения материала и стиль автора, чтобы не исказить смысл некоторых абсолютно оригинальных идей и положений, которые на первый взгляд могут показаться неосведомленному читателю чем-то вроде из области фантастики.
Санкт-Петербург, май1991г .
Приводя своего очередного ребенка в детский сад и беседуя с воспитателем или заведующей, которых матери знают уже много лет, они как правило сообщают им сведения, касающиеся младенчества, родов или беременности. Я часто отмечала взаимосвязь между определенными событиями, происходившими во время беременности, или самочувствием матери в этот период и какими-то отклонениями, чем-то необычным, по их собственному мнению, в характере или поведении ребенка.
Результаты исследований, проведенных в последнее десятилетие учеными различных специальностей, подтверждают наличие этой взаимосвязи и указывают на ее важность.
В1982г ., оставив основную работу, я установила тесный контакт с врачами и медсестрами педиатрических отделений, акушерами, преподавателями учебных заведений различного уровня, а также с родителями, наблюдавшими указанную взаимосвязь в процессе профессиональной деятельности или непосредственно в рамках семьи. Обобщив кое-какие результаты, мы пришли к выводу о необходимости создания Национальной ассоциации пренатального (дородовый,внутриутробный. (Здесь и далее - прим. переводчика. )воспитания(ANEP), которая должна была стать мостиком между проводимыми исследованиями и супружескими парами и матерями.
Было заявлено, что ассоциация берет на себя распространение соответствующей информации (и несет за нее всю ответственность) путем организации конференций и симпозиумов, целью которых является ознакомление с ней специалистов, работающих с будущими родителями, молодых людей или лиц, не получивших знаний подобного характера в процессе обучения.
Кое у кого разговор о пренатальном воспитании может вызвать чувство удивления и даже тревоги: неужели дело дошло до того, что устанавливаются какие-то нормативы и разрабатываются программы, регламентирующие развитие эмбриона и плода? Конечно, нет. Нормативы и программы имеют отношение к обучению, а не к воспитанию.
Воспитание можно определить как предоставление подходящих условий и средств, способных обеспечить формирование и развитие человека. Действительно, мы воспитываем живое существо, подразумевая под этим его формирование и развитие в процессе развертывания жизни внутри него самого. Это происходит благодаря тому физическому, эмоциональному и ментальному (психическому ) «материалу», который оно получает извне, то есть из окружающей среды.
После рождения ребенка процесс его воспитания характеризуется тремя последовательными этапами: впитывание информации, подражание и личный опыт. В период внутриутробного развития опыт и, вероятно, подражание отсутствуют. Что касается впитывания информации, то оно максимально и, как мы увидим далее, протекает на клеточном уровне. Ни в один из моментов своей дальнейшей жизни человек не развивается столь интенсивно, как в пренатальном периоде, начиная с клетки и превращаясь всего через несколько месяцев в совершенное существо, обладающее удивительными способностями и неугасимым стремлением к знанию.
Мы не можем отрицать важность воспитания ребенка, особенно в первые годы жизни, равно как и эффективность самовоспитания, когда взрослый человек берет на себя ответственность за собственное развитие путем упорной работы над собой. Однако мы уверенно заявляем, что ни первое, ни второе не оказывают того фундаментального воздействия, которое присуще пренатальному воспитанию.
Ведь новорожденный уже прожил девять месяцев, которые в значительной степени сформировали базу для его дальнейшего развития!
Пренатальное воспитание несет в своей основе мысль о необходимости предоставления эмбриону и затем плоду самых лучших материалов и условий. Это должно стать частью естественного процесса развития всего потенциала, всех способностей, изначально заложенных в яйцеклетке.
Нам часто задают один и тот же вопрос: для кого важнее результат воспитания – для матери или для ребенка? Ответ прост: он важен для обоих. Существует следующая закономерность: все, через что проходит мать, испытывает и ребенок. Мать- это первая вселенная ребенка, его «живая сырьевая база» как с материальной, так и с психической точек зрения.
Мать является также посредником между внешним миром и ребенком. Человеческое существо, формирующееся внутри матки, не воспринимает этот мир напрямую. Однако оно непрерывно улавливает ощущения, чувства и мысли, которые вызывает у матери окружающий мир. Это существо регистрирует первые сведения, способные определенным образом окрашивать будущую личность, в тканях клеток, в органической памяти и на уровне зарождающейся психики.
Этот факт, заново открытый недавно наукой, на самом деле стар как мир. Женщина всегда интуитивно ощущала его важность. Это все больше начинают понимать и отцы. Для древних цивилизаций значимость периода беременности была абсолютно непреложной истиной. Египтяне, индийцы, кельты, африканцы и многие другие народы разработали свод законов для матерей, супружеских пар и общества в целом, которые обеспечивали ребенку наилучшие условия для жизни и развития.
Более тысячи лет тому назад в Китае существовали пренатальные клиники, где будущие матери проводили период беременности, окруженные покоем и красотой.
Современные научные исследования, проводимые специалистами четырех различных направлений, позволяют выделить важнейшие факторы, играющие роль в воспитании плода еще в утробе матери. К ним относятся:
Сенсорные (от лат. sensus -чувство, ощущение. ) способности плода (изучаются специалистами разного профиля);
эмоциональный след (обнаружен и изучается психологами и психоаналитиками);
способность элементарных частиц, составляющих атомы, молекулы и живые клетки, «записывать» информацию (область интересов физиков);
действие морфогенетических полей (Морфогенетические поле- поле, в котором формируется тело человека ), (выдвинуто в качестве гипотезы одним из английских биолоюв).
УДИВИТЕЛЬНЫЕ СЕНСОРНЫЕ СПОСОБНОСТИ ПЛОДА
Группа французских специалистов опубликовала результаты исследований, свидетельствующие о наличии у плода активной сенсорной системы. Напомним, что органы чувств и соответствующие центры мозга развиваются уже к третьему месяцу беременности. На протяжении последующих шести месяцев они совершенствуются и специализируются в соответствии с выполняемыми функциями.
Зрение, которое невозможно без света, находится в состоянии временного бездействия. Плод воспринимает лишь слабый оранжевый свет, да и то при непосредственном освещении живота матери.
Обоняние, проявляющееся только при наличии воздуха, также бездействует до момента рождения.
Вкус уже хорошо развит, плод даже демонстрирует предпочтение одного другому. Ежедневно он поглощает определенное количество амниотической жидкости(околоплодные воды ). Добавление к ней сахара путем введения его раствора заставляет плод с жадностью «проглатывать» двойную порцию. При использовании же горького раствора количество потребляемой плодом жидкости крайне мало. Более того, удалось получить изображение плода с гримасой недовольства(!), являющейся следствием отрицательных вкусовых ощущений. Внутриматочная жидкость подвержена влиянию всего, что съедает и выпивает мать. Это способствует привыканию плода к вкусу той пищи, которую он будет потреблять после рождения и которая характерна для региона проживания родителей.
Приведем пример, когда малютка-индианка была удочерена супругами из Парижа в возрасте трех месяцев. Начав получать твердую пищу, она упорно отказывалась от риса, приготовленного по различным рецептам европейской кухни, однако с удовольствием ела рисовое блюдо, потреблявшееся ее матерью во время беременности.
На сегодняшний день наиболее детально изучены чувствительность и слух.
Говоря о чувствительности, мы имеем в виду кожный покров. Кожа плода подвергается непрерывному воздействию мышц матери- ее матки и брюшной стенки. Франц Вельдман, врач из Дании, разработал метод установления связи с плодом на эмоциональном уровне. Гаптономия(контакт через прикосновение ) дает возможность поддерживать глубокий контакт между отцом, матерью и плодом через брюшную стенку.
Что касается слуха, имевшего, по мнению наших предшественников, тесную связь с мудростью, поскольку в его основе лежит только восприятие, то здесь есть много моментов, способных вызвать неподдельное изумление.
Внутреннее ухо, воспринимающее звуки и передающее сигналы в мозг, формируется в конце шестого месяца беременности. Однако Жану Фейжу удалось получить выраженные моторные реакции в ответ на раздражитель у плода в возрасте пяти месяцев. Доктор Томатис описывает случай с Одилью, маленькой итальянской девочкой, страдавшей аутизмом(погружение в мир личных переживаний ). Ему удалось снять развившееся нарушение психики путем использования английского языка в проводимых беседах.
Дело в том, что мать девочки, работавшая в начале беременности в фирме по импорту-экспорту, использовала для общения исключительно английский язык. Вполне возможно, что плод воспринимает вибрации всеми своими клетками непосредственно с момента зачатия, сохраняя информацию в памяти этих клеток.
Мари-Луиза Аучер, певица, ставшая впоследствии преподавателем, пришла к исключительно интересному выводу после наблюдения за семьями профессиональных вокалистов, постоянно упражнявшихся дома.
Матери, имевшие сопрано, рожали детей с хорошо развитой верхней частью тела. Они без труда могли поставить пальцы в положение, которое наблюдается при щипке (большой палец находится напротив всех остальных). Это свидетельствовало о раннем развитии сенсомоторной координации.
Напротив, дети отцов с глубоким басом появлялись на свет с хорошо развитой нижней частью тела. Они рано начинали ходить. Однако гораздо более интересным фактом, нежели это до некоторой степени эфемерное свидетельство раннего развития, является то, что и впоследствии такие дети оставались неутомимыми ходоками.
Пытаясь понять данный феномен, Мари-Луиза Аучер организовала проведение работ в ряде университетов и больниц Парижа, в которых приняли участие известные специалисты. Они были поражены влиянием звуков, составляющих гамму, и их соотнесенностью с определенными участками основного энергетического меридиана, хорошо известного специалистам в области акупунктуры.
Бесспорным фактом является существование вибрационного резонанса между звуком и определенным позвонком, а также парой симпатических и парасимпатических ганглиев (симпатические, парасимпатические -разновидности узлов нервной системы ).
При стимуляции одной из энергетических точек одного из нервных центров данный процесс распространяется также и на области, которые они иннервируют. Это приводит к динамизации всей центральной нервной системы, включая мозг.
На основании своих наблюдений Мари-Луиза Аучер пришла к выводу о важной роли звука. Работая в так называемом «поющем» родильном доме Мишеля Одена, она проводила занятия по хоровому пению, которые посещали будущие отцы, матери, а также их дети, если они у родителей уже были.
Аучер считает, что «хоровое пение» улучшает самочувствие и укрепляет нервы матери, которая впоследствии производит на свет здоровых, спокойных ребятишек, способных быстро и легко адаптироваться в самых различных ситуациях. Последнее – признак устойчивого психического равновесия, качество огромной важности для мира, в котором они будут существовать.
Если отец регулярно разговаривает с плодом во время беременности жены, то почти сразу же после рождения ребенок будет узнавать его голос. Часто родители также отмечают, что дети распознают музыку или песни, услышанные в пренатальном периоде. Причем они действуют на малышей как прекрасное успокоительное средство и могут быть успешно использованы при снятии сильного эмоционального напряжения.
Что касается действия голоса матери, то оно настолько велико, что доктору Томатису удается снимать напряжение у детей и взрослых и возвращать их в состояние равновесия простым прослушиванием его записи, сделанной через жидкую среду. В этом случае пациенты воспринимают голос так, как воспринимали его, находясь в утробе матери и плавая в амниотической жидкости. Этот возврат к пренатальному периоду, характеризующемуся безопасностью, дает возможность как молодым, так и пожилым пациентам установить новый контакт с первичной энергией и устранить нежелательные явления.
Плод также воспринимает музыку, которую слушает мать во время концерта. Он избирательно реагирует на программу. Так, Бетховен и Брамс действуют на плод возбуждающе, тогда как Моцарт и Вивальди успокаивают его. Что касается рок-музыки, то здесь можно сказать только одно: она заставляет его просто бесноваться. Было замечено, что будущие матери часто вынуждены покидать концертный зал по причине непереносимых страданий, испытываемых от бурного движения плода. Таким образом, они должны слушать иную, более структурированную музыку.
Постоянное слушание музыки может стать подлинным процессом обучения. В своем интервью телевидению американский дирижер Борис Брот ответил на вопрос о том, где он научился любить музыку, следующим образом: «Эта любовь жила во мне еще до рождения». Знакомясь с определенными произведениями впервые, он уже знал партию скрипки еще до того, как переворачивал страницу партитуры. Брот не мог объяснить причину этого явления. Как-то раз он
упомянул об этом при матери, которая в прошлом была виолончелисткой. Она посмотрела свои старые программы и обнаружила, что сын знал наизусть именно те произведения, которые она разучивала, будучи беременной.
Это доказывает существование процессов непрерывной регистрации и запоминания. О подобном феномене рассказывали Рубинштейн и Менухин. Если бы только мы смогли спросить об этом Моцарта!
Никто не возьмет на себя смелость утверждать, что мать, часто слушавшая музыку или много игравшая на каком-то музыкальном инструменте во время беременности, обязательно произведет на свет композитора, музыканта-виртуоза или певца. Несомненно одно – он будет восприимчив к музыке и к различным звукам. Кроме возможного формирования определенных способностей мать безусловно привьет ребенку вкус к музыке, что значительно обогатит всю его последующую жизнь.
Однако развивающееся существо запоминает не только сенсорную информацию, но и хранит в памяти клеток сведения эмоционального характера, которые поставляет ему мать.
ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ СЛЕД
Психологи и психиатры выявили наличие еще одного существенного фактора- качества эмоциональной связи, существующей между матерью и ребенком. Любовь, с которой она вынашивает ребенка; мысли, связанные с его появлением; богатство общения, которое мать делит с ним, оказывают влияние на развивающуюся психику плода и его клеточную память, формируя основные качества личности, сохраняющиеся на протяжении всей последующей жизни.
Опрос пятисот женщин показал, что почти одна треть из них никогда не думала о вынашиваемом в чреве ребенке. Дети, которых они произвели, имели при рождении вес, не достигавший средних показателей. У них чаще наблюдались различные серьезные нарушения в работе пищеварительного тракта и нервные расстройства. В раннем возрасте такие дети плакали намного больше. Они также испытывали определенные трудности в процессе адаптации к окружающим и к жизни. К сожалению, у ученых еще не дошли руки до изучения их реакций в возрасте полового созревания и в период зрелости.
Таким образом, матери расплатились за незнание того факта, что питательной средой для развития являются собственные чувства и мысли, а потребность в любви возникает еще до рождения.
В июле1983 года доктор Верни, психиатр из Торонто, организовал проведение Первого американского конгресса по пре- и перинатальному(послеродовому ) воспитанию, в работе которого участвовали многие специалисты из европейских государств и Канады. Был сделан ряд интересных сообщений о взрослых, причиной страданий которых была сохранившаяся в подсознании информация о событиях, проходивших с матерью во время беременности.
Рассмотрим в качестве примера случай с мужчиной, который испытывал внезапное появление жара, сопровождавшееся страхом смерти. Психиатр ввел его в гипнотическое состояние и «прокрутил» в обратном порядке всю его предыдущую жизнь.
Вспоминая девятый, восьмой месяцы внутриутробного развития, этот человек чувствовал себя абсолютно нормально. Когда подошла очередь седьмого месяца, его голос вдруг резко прервался, лицо исказила гримаса ужаса, появилось ощущение внутреннего жара. Психиатр прекратил работу, сняв гипнотическое воздействие. Беседа с матерью поставила все на свои места. Женщина призналась, что на седьмом месяце, будучи в состоянии депрессии, она пыталась прервать беременность, парясь в горячей ванне. С тех пор прошло30 лет, мать забыла о трудных временах. Однако клеточная память сына сохранила не только чрезмерное ощущение жара, но и мысль о смерти, которая присутствовала в сознании матери. Именно это и явилось причиной страданий уже взрослого человека.
Для того чтобы понять сущность подобных феноменов, обратимся к исследованиям, проведенным доктором Левиным, специалистом в области хирургической стоматологии из Манчестера. В течение ряда лет он собирал молочные зубы, которые затем изучались с помощью электронного микроскопа.
Зубы – это архив нашего организма. Подобно геологу, определяющему возраст пласта, мы можем точно датировать временную принадлежность каждого слоя эмали. Доктор Левин был первым специалистом, обратившим внимание на сероватую линию, которую он назвал неонатальной. По его мнению, она является отражением родовой травмы. Отсутствие неонатальной линии в ряде случаев свидетельствует о том, что рождение происходило в самых благоприятных условиях. Однако, к сожалению, это лишь исключение, а не правило.
Слои эмали, расположенные ниже этой линии, отражают период, предшествовавший рождению. Доктору Левину удалось выявить некоторые часто встречающиеся аномалии, а иногда и четко видимые пустоты. Что же мешало процессу формирования молочных зубов и, возможно, мягких тканей и органов в течение более или менее продолжительного периода?
Доктор Левин пригласил для совместной работы психолога, в обязанности которого входило проведение беседы с матерями маленьких пациентов. Итогом исследований стал вывод о существовании четкой взаимосвязи между указанными аномалиями и сильным стрессом, пережитым матерями во время беременности.
При стрессе организм, в частности надпочечники, начинает вырабатывать так называемые стрессовые гормоны (катехоламины), которые помогают справиться с возникшей ситуацией. Эти гормоны проникают через плацентарный барьер и оказывают воздействие на плод, формируя физиологическое состояние, отражающее состояние матери. Однако у плода оно гораздо сильнее и имеет большую значимость, поскольку у взрослого человека за время его жизни развиваются защитные реакции, отсутствующие у плода.
И все же беременным женщинам не следует испытывать особую тревогу по этому поводу, поскольку речь идет об очень сильных стрессах. Мы не берем в расчет быстро проходящее чувство тревоги, например, из-за вмятины на крыле автомобиля. Ребенок подвержен воздействию только сильного стресса, глубоких и длительных переживаний матери. К ним можно отнести плохие отношения между супругами, которые, повторяясь, превращаются в застывшую модель общения. Кроме того, следует помнить, что будущие матери обладают тем, что доктор Верни называет защитным щитом, предохраняющим ребенка: любовью к нему. Она способна защитить плод от вредного воздействия даже в очень тяжелых, экстремальных ситуациях.
В тех случаях, когда мы испытываем чувство радости и счастья, наш мозг вырабатывает «гормоны радости» (эндорфины). Они способны сообщать ощущения покоя или радости бытия плоду. Если он часто испытывает эти состояния в утробе матери, то они запоминаются и, вероятно, определенным образом окрашивают характер будущего мужчины или женщины.
На конгрессе в Торонто была также рассмотрена проблема обратного действия плода на мать. Например, считается, что беременность при диабете характеризуется определенной степенью риска. Однако в ряде случаев наблюдалось улучшение самочувствия женщин, что было обусловлено секрецией инсулина из поджелудочной железы плода. Специалисты в области гомеопатии отмечают влияние беременности на общее состояние здоровья матери. Наблюдения за ребенком после рождения свидетельствуют о наличии тесной взаимосвязи между этим фактором и состоянием плода. Это подтверждается восстановлением естественных реакций у матери после родов.
Имеет ли место обратное действие на психологическом уровне? Определенные факты позволяют дать утвердительный ответ на этот вопрос. Можно привести (как в качестве развлечения, так и в качестве информации к размышлению) случай с матерью Наполеона. Только во время именно этой беременности у нее появилась страсть к военному делу, посещению полей сражения, интерес к военным стратегическим планам. Сразу же после рождения будущего императора все это немедленно прошло. Я не рискую комментировать этот факт, а просто сообщаю о нем так, как он описан историками.
СХОДСТВО МЕЖДУ ПЕРИОДОМ ВНУТРИУТРОБНОГО РАЗВИТИЯ И ПРОЦЕССОМ ГАЛЬВАНОПЛАСТИКИ
Период внутриутробного развития подчиняется основным законам любого динамического процесса:
формирования, воспитания, роста, обмена (информацией) и коммуникаций. Во всех этих случаях происходит перенос материи или энергии с «излучателя» на «приемник» через проводящую среду. Это отчетливо видно на примере гальванопластики (рис.1).
Предположим, что мы хотим нанести покрытие на печатную схему для компьютера. Мы укрепляем ее на катоде («минус»), который является принимающим полюсом нашей условной батареи. На аноде («плюс») – излучающемполюсе – устанавливается
пластина из золотой фольги. После этого катод и анод погружаются в раствор соли золота. Под воздействием тока, генерируемого источником питания, происходит высвобождение ионов золота из раствора, которые оседают на схеме. Регенерация раствора осуществляется за счет пластины из золотой фольги. Таким образом осуществляется перенос ионов золота с фольги («плюс») на печатную схему («минус») через раствор.
Точно такие же процессы протекают и во время беременности (рис.2).
Вашему вниманию предлагается еще один рисунок (рис.3), который стал эмблемой Национальной ассоциации пренатального воспитания. На всех трех рисунках мы находим одни и те же элементы:
принимающий полюс (плод и генетические факторы);
излучающий полюс (мать – ее организм, чувства, мысли, духовность);
проводящая среда (кровь матери и ее энергетическое поле, которые передаются плоду);
источник энергии, питающий все эти элементы (солнце – универсальная батарея, без которой жизнь на земле невозможна).
Таким образом, мы можем сказать, что работа идет на всех уровнях:1) организм ребенка полностью формируется из материалов, которые поставляет ему организм матери (будущие его свойства обусловлены составляющими этого материала);2) эмоции матери передаются плоду посредством гормонов и по энергетическим каналам, оказывая либо положительное, либо отрицательное влияние на психику. Работы специалистов в области теоретической медицины, объясняющие пути записи информации на клеточном уровне, позволяют также предположить, что психологическая среда матери влияет на внутренние свойства клеток ребенка.
Запись информации на клеточном уровне
Жан Шарон, французский физик, считает, что элементарные частицы, составляющие атомы, молекулы и живые клетки, подчиняются как законам физики, так и основным законам физиологии. Они способны хранить в своей памяти информацию об окружающей среде, а также воспроизводить ее по собственному желанию и передавать какие-то сведения другим частицам.
Запись информации, запоминание и передача – свойства психики. Жан Шарон утверждает, что каждая элементарная частица имеет своего «психического двойника». Следовательно, информация, носителем которой этот двойник является, определяет вибрационные характеристики элементарной частицы.
Дэвид Бом, работавший в Англии с Эйнштейном, Джеффри Чью и Фритджоф из США, а также многие другие ученые доказывают справедливость этого вывода с помощью математических расчетов. Информация о психике, мыслях и чувствах матери, получаемая формирующимся существом, определяет вибрационные свойства его клеток. Таким образом, все, через что мы проходим, записано в хромосомах (скопление генов, передающих признаки по наследству )клеток. В частности, это касается половых клеток, составляющих генетический капитал ребенка.
ВЛИЯНИЕ МОРФОГЕНЕТИЧЕСКИХ ПОЛЕЙ
Дальнейший свет на происходящее проливают исследования Руперта Шелдрейка, английского биолога, работающего в содружестве с различными специалистами. Он отметил, что изучаемые физиками разновидности полей не могут объяснить причины появления и постоянства форм как живой, так и неживой материи. Согласно теории формативной причинности существует еще одно поле, которое Шелдрейк называет морфогенетическим. Именно оно генерирует волны, определяющие общее поле объекта.
Существующие формы имеют устойчивую взаимосвязь с соответствующей энергетической компонентой указанного поля, характеризующейся определенной вибрацией. По мнению Шелдрейка, мысли и чувства – это энергетические формы, находящиеся и постоянном резонансе с волной соответствующей длины, которая является одной из составляющих космического поля, пронизывающего каждого из нас.
Таким образом, любой поступок, любая мысль или чувство связаны с волной вполне конкретной формы. Энергетический обмен осуществляется по «бороздкам» поля, называющимся креодами. При неоднократном повторе этого обмена бороздки как бы углубляются и придают определенную устойчивость как полю, так и состоянию сознания, постепенно моделируя психику и даже физическую структуру.
СОЗНАТЕЛЬНОЕ, ПОЛОЖИТЕЛЬНОЕ ОТНОШЕНИЕ К ПЛОДУ ВО ВРЕМЯ БЕРЕМЕННОСТИ
Все сказанное выше свидетельствует о том, что беременная женщина, как никто другой, является средоточием различных энергий, структурирующих материю.
Она носит в себе проект нового существа. Поступки, мысли и чувства женщины являются причиной образования или притяжения вполне определенных типов энергии. Она может либо отмахнуться от этого факта, либо принять решение приложить, по возможности, все силы, чтобы направить свою психическую или физическую энергию по наиболее удобному для ребенка руслу. К этому решению оказываются так или иначе причастны все окружающие люди: как члены семьи, так и все общество в целом.
Внутриутробный период развития подобен, как отмечалось выше, процессу гальванопластики. Если будущая мать знает об этом, и старается исключить из своей жизни все негативные моменты, то она как бы привносит в свое тело, сердце и сознание частицы «золотой фольги». А затем в дальнейшем предоставляет формирующемуся ребенку наилучший физический материал и самую качественную информацию, существующую на сенсорном, эмоциональном и ментальном уровнях. При тесном содружестве с природой женщина становится еще одним сознательным создателем ребенка, которому она предоставляет наилучшие шансы из всех существующих.
Не слишком ли честолюбивые устремления? Да – если рассматривать проблему с точки зрения цели, и нет – если иметь в виду простоту и легкость средств ее достижения. Здесь нет четко разработанных и обязательных методов, поскольку это противоречило бысамой сути воспитания, которое можно рассматривать как пробуждение. Будущая мать просто источает любовь, проявляя свой творческий потенциал. Здесь нет также и готового перечня рецептов. Мы просто пытаемся дать почувствовать дух, атмосферу, которая может быть создана, и выдвигаем несколько предложений, касающихся физического, эмоционального и ментального уровней.
Физический уровень. Рассмотрим идею сознательного отношения к питанию. Мы все знаем о важности выбора здоровой, полезной пищи и сбалансированного меню. Однако механический прием пищи ведет к потреблению лишь химических элементов, которые поступают (всасываются) через желудок и пищеварительную систему. Однако в летнее время фрукты, овощи и злаки накапливают значительное количество солнечной энергии, которая может быть утилизирована при тщательном и медленном пережевывании. Об этом говорят все специалисты по диетическому питанию. Многие сами наверняка не раз убеждались в эффективности подобного «технологического процесса» потребления пищи. Когда вы немного устали, попробуйте съесть какой-нибудь даже не очень сладкий фрукт, например яблоко, и к вам вернутся силы.
Пищевые продукты требуют обязательного переваривания, только тогда содержащиеся в них вещества попадут в ваши клетки. Солнечная же энергия, проникающая «через рот» и передающаяся непосредственно нервной системе, приносит вам чувство облегчения немедленно. Глубокое дыхание поможет удержать и распределить эту энергию.
Наконец, если будущая мать испытывает в процессе еды радость, чувство благодарности к природе за ее бесценные дары, то она приносит тем самым огромную пользу ребенку как в эмоциональном, так и в физическом плане. Кроме того, она воспитывает в нем соответствующее, в данном случае положительное, отношение к пище.
Эмоциональный уровень. Эмоции и окружающее человека пространство характеризуются очень тесной взаимосвязью. Несчастье, душевная боль, вызывают ощущения сжатия сердца, нехватки воздуха. Такие отрицательные эмоции, как страх, ревность, злоба, приводят к появлению чувства тяжести, плохого самочувствия и закрепощения. Радость же заставляет наше сердце «петь». Например, когда мы влюблены, нам легко и хорошо. Кажется, что за спиной выросли крылья, нас переполняет энергия, мы готовы обнять весь мир.
Очень полезно культивировать в себе подобное состояние счастья и внутренней свободы, передавая его ребенку, который зафиксирует в своих клетках это ощущение неизбывной радости. Музыка, поэзия, пение, искусство, природа помогают достигнуть такого внутреннего состояния и воспитывают в ребенке чувство прекрасного. Здесь важную роль начинает играть и отец. Отношение к жене, к ее беременности и к ожидаемому ребенку- важнейшие факторы, формирующие у этого ребенка ощущение счастья и силы, которое передается ему через уверенную в себе и спокойную мать.
Однако жизнь подчас нарушает эту идиллическую картину, поскольку неизбежны самые неожиданные стрессы (автомобильная катастрофа, утрата близких, увольнение с работы отца). Что же следует делать в этих трудных обстоятельствах? Самое разумное- попытаться справиться с возникшей напастью. Матери обладают тем, что доктор Верни назвал защитным щитом ребенка: любовью к н