Уход за ребенком раннего возраста. Сколько должен весить младенец

    Введение……………………………………………………………… 3 стр.

    Организация ухода за новорожденным……………………………...3 стр.

    Правила пеленания……………………………………………………4 стр.

    Уход за кожей и слизистыми оболочками…………………………...5 стр.

    Вскармливание………………………………………………………...6 стр.

    Естественное (грудное) вскармливание………………………….7 стр.

    Смешанное вскармливание…………………………………….…9 стр.

    Искусственное вскармливание…………………………………...11 стр.

    Вскармливание недоношенных детей…………………………....13 стр.

Введение

Особенностью грудничков, а это дети от 4 недель до 1 года, является их интенсивное физическое, в том числе двигательное, психическое и интеллектуальное развитие. В первые 3 месяца рост увеличивается на 9 см, с 4 по 6 мес. - на 7,5 см, с 7 по 9 мес. - на 4,5-6,0 см, и с 10 но 12 мес. - на 3 см. В среднем эта сумма составляет 24-27 см. Вес удваивается к 4-5 мес. и утраивается к году. Точнее определить можно так: в течение первого полугодия ребенок должен прибавлять каждый месяц по 800 г, а в течение второго - по 400 г ежемесячно. Происходит резкий "скачок" в совершенствовании двигательных функций - от полной беспомощности до самостоятельной ходьбы и манипуляций с игрушками.

Вместе с тем из-за недостаточной зрелости пищеварительного тракта еще довольно часты желудочно-кишечные заболевания. Но питание только грудным молоком приемлемо лишь в первые 4 месяца. С введением прикорма другими продуктами изменяется процесс их переваривания и начинают вырабатываться пищеварительные соки несколько иного состава.

Обмен веществ ввиду возросшей нагрузки подвержен нарушениям: могут возникнуть рахит и анемия (малокровие). В грудном возрасте ребенок теряет приобретенный материнский иммунитет, а собственный еще недостаточно развит. Это (а также особенности строения его дыхательной системы - нез- релость тканей легкого, узость носовых ходов, трахеи, бронхов) вызывает частые пневмонии, бронхиты, вирусные заболевания (грипп, ОРВИ). Противовес им - закаливание детей: массаж, гимнастика, водные процедуры.

Организация ухода за новорожденным

У новорожденного все основные функции организма нахо­дятся в состоянии неустойчивого равновесия, и поэтому даже незначительные изменения условий окружающей среды могут привести к тяжелым нарушениям важнейших жизненных про­цессов. Все это диктует необходимость создания особых усло­вий и специального ухода за новорожденными.

Качество обслуживания новорожденных определяется пра­вильной организацией работы родовспомогательного учрежде­ния, детского отделения родильного дома и работой персо­нала.

Основой ухода является соблюдение строжайшей чистоты и стерильности (асептики). Очень важно одновременно запол­нять палаты новорожденных. Если помещение, температурный режим, вскармливание, уход и другие условия окружающей среды строго соответствуют тем требованиям, которые предъ­являются организмом новорожденного, то это позволит сохра­нить здоровье ребенка в период новорожденности.

Уход за новорожденным в родильных учреждениях прово­дится только средним медицинским персоналом - акушерками и медицинскими сестрами. Не допускаются к работе лица с хроническими инфекционными заболеваниями. Недопустимо ношение медицинским персоналом шерстяных вещей, ко­лец.

Персонал обязан всегда иметь чистый халат (при выходе из отделения заменять его другим), шапочку, маску, которую необходимо сменять каждые 3 ч. Личная гигиена должна быть на высоком уровне. Обязательно мытье рук щеткой и мылом и вытирание их небольшими индивидуальными салфетками. Пе­ред заступлением на дежурство необходимо принять душ. Пер­сонал должен дезинфицировать руки перед каждой манипуля­цией 0,5 % раствором хлорамина и вымыть их проточной водой.

Ежемесячно у всех работников родильного и детского отде­лений необходимо производить исследования слизи из зева и носа на носительство дифтерийных палочек, гемолитического стрептококка и стафилококка. Смывы с рук на стафилококк производят также раз в месйц. Бациллоносителей, а также больных гриппом, ангинами и гнойными заболеваниями кожи, особенно кожи лица и рук, надо временно до выздоровления отстранить от работы.

Правила пеленания

Детская медицинская сестра должна уметь правильно пеле­нать ребенка. При этом нужно помнить, что одежда должна защищать новорожденного от большой потери тепла и в то же время не стеснять его движений и не препятствовать испаре­нию с кожньгх покровов.

Доношенного новорожденного первые 2-3 дня пеленают с ручками, а в последующие дни при соответствующей тем­пературе воздуха в палате ручки выкладывают поверх одеяла.

Общепринятый метод пеленания имеет следующие недо­статки: насильственно изменяется физиологическая поза ре­бенка, стесняются его движения, затрудняется дыхание, нару­шается кровообращение. Учитывая это, в ро­дильных домах ввели специальную одежду для ново­рожденных. На ребенка надевают две кофточки с длинными рукавами (одну легкую, вторую фланелевую в зависимости от времени года). Затем его свободно заворачивают в три пелен­ки, оставляя открытой голову и руки, не стесняя ног. В таком виде новорожденного помещают в конверт из хлопчатобумаж­ной ткани, в который вкладывают мягкое байковое одеяло, сло­женное в 3 раза. В случае необходимости поверх конверта кла­дут второе байковое одеяло. При этом способе пеленания дви­жения новорожденного не ограничиваются и в то же время под одеждой лучше сохраняется тепло.

При пеленании ребенка кладут таким образом, чтобы верхний край пеленки доходил до подмышек. Подгузник помещают на промежность, после чего ребенка заворачивают в тонкую пеленку. Подкладывагот полиэтиленовую пеленку (клеенку) размером 30x30 см (верхний край на уровне поясницы, нижний - до уровня колен). Затем ребенка заворачивают в теплую пеленку. При необходимости ребенка накрывают сверху одеялом. С 1-2-месячного возраста на время дневного "бодрствования" пеленки заменяют ползунками, с 2-3-месячного возраста начинают использовать памперсы (обычно на прогулках), которые меняют каждые 3 ч, а в 3-4 мес. когда начинается обильное слюнотечение, поверх распа­шонки надевают надгрудничск.

Косынку или шапочку из хлопчатобумажной ткани надевают на голову лишь после ванны и на время прогулки.

В 9-10 мес. распашонки заменяют рубашкой, а ползунки - колготками (зимой с носками или пипетками).

Пеленание производят перед каждым кормлением, а у де­тей с раздраженной кожей или с опрелостями - чаще.

Пеленальный стол и клеенчатый матрац на нем после пеле­нания каждого ребенка тщательно протирают дезинфицирующим раствором. На пеленальном столе пеленают здоровых детей. В случае изоляции ребенка пеленание производят в кроватке.

Уход за кожей и слизистыми оболочками

Уход за кожей и слизистыми оболочками является одним из основных моментов ухода за новорожденными.

Распеленав и внимательно осмотрев ребенка, сестра подмы­вает его теплой водой (37,5-38 °С). Подмывать ребенка необ­ходимо не только в случае загрязнения фекальными массами, но даже и при незначительном мочеиспускании, так как даже ничтожное количество мочи, оставшейся на коже, может вы­звать раздражение. Подмывать лучше рукой, иногда можно намылить ее. Следует употреблять нейтральное мыло: «Детское» или другие средства. Хозяйственное мыло для под­мывания и купания ребенка использовать нельзя. Совершен­но недопустимо подмывание детей непроточной водой в та­зике.

Девочек нужно подмывать всегда спереди назад, держа их на предплечье лицом кверху. При наличии выделений из поло­вой щели у девочек производят туалет раствором перманганата калия в разведении 1: 8000 (светло-розовый).

После подмывания ребенка мокрые места обсушивают, осто­рожно прикладывая к ним пеленку, особенно тщательно осу­шая складки кожи, их несколько раз смазывают стерильным растительным маслом (вазелиновое масло может вызвать раз­дражение кожи) или рыбьим жиром.

Появление опрелостей свидетельствует о неправильном ухо­де за ребенком. Места покраснения в области ягодиц смазы­вают рыбьим жиром. При опрелости ребенка следует пеленать рыхло, а места опрелости присыпать порошком белого стреп­тоцида. Хороший эффект в этих случаях дает облучение мест опрелости ультрафиолетовыми лучами (в этом случае противо­показано применение жировых смазываний) с последующей аэрацией.

Лицо и глаза ребенка промывают стерильной ватой, смо­ченной в кипяченой воде или растворе перманганата калия. Каждый глаз промывают отдельным тампоном от наружного угла к внутреннему. Полость рта не протирают, так как сли­зистая оболочка сухая и легко травмируется. Не следует так­же очищать наружный слуховой проход. Для очистки носа применяют тонкие стерильные ватные жгутики, смоченные в 2 % растворе борной кислоты или растворе перманганата ка­лия в указанной выше концентрации. При наличии корочек нос очищают мягким ватным тампоном, смоченным в расти­тельном масле, рыбьем жире или в масляном растворе вита­мина В.

После отпадения пуповинного остатка ребенка ежедневно купают в кипяченой воде, продолжительность купания не бо­лее 5 мин. Купание проводят следую­щим образом. Ванночку (цинковую или эмалированную) тща­тельно моют горячей водой с мылом, затем обдают крутым кипятком и сливают его. Необходимо иметь достаточный запас кипяченой холодной и горячей воды. На дно ванночки кладут пеленку, сложенную в несколько раз, и наливают горячую ки­пяченую воду, которую разбавляют до 37-38 °С. Ребенка опу­скают в ванночку медленно, левой рукой придерживая за за­тылок и спинку, а правой - за ягодицы и бедра. В воду по­гружают вначале ягодицы, а затем все тело. Освобож­денной правой рукой намыливают ваткой тело и моют голову, шею, туловище и конечности, особенно тщательно промывают складки в области шеи, за ушами, в локтевых, паховых областях, под коленками, между ягодицами. Затем ребенка по­ворачивают спинкой кверху и обливают чистой водой, темпера­тура которой должна быть на 1 - 2°С ниже температуры воды в ванночке. Затем ребенка завертывают в согретую мягкую простынку и быстро обсушивают осторожным прикла­дыванием ее, после чего, смазав кожные складки стерильным или прокипяченным растительным маслом, одевают ребенка и укладывают в кроватку.

Уход за детьми в возрасте от 1 года до 7 лет

На протяжении первого года жизни организм ребенка развивается чрезвычайно бурно. За этот год вес младенца утраивается, рост его увеличивается сантиметров на 20.

В дальнейшем развитие ребенка идет несколько медленнее, но это ни в коей мере не означает, что может быть ослаблена забота родителей о здоровье, воспитании, создании хороших условий для детей.

Надо помнить, что каждый месяц, буквально каждый день вносит нечто новое в физические возможности, поведение и привычки ребенка. Соответственно приходится перестраивать распорядок дня, режим питания, занятия детей.

Распорядок дня

Рациональный и твердо соблюдаемый режим приносит неоценимую пользу детям. Они приобретают привычку делать все в свое время, у них вырабатываются точность, собранность и другие хорошие черты.

Огромное значение имеет правильный режим и для здоровья. Все процессы в человеческом организме - дыхание, биение сердца и т. д. - совершаются ритмично. Важно научиться поддерживать четкость, ритм и в повседневном быту - в играх, еде, сне, отдыхе.

Надо с малолетства приучать ребенка к определенному распорядку дня. Сначала он будет подчиняться бессознательно, даже неохотно, но постепенно это станет привычкой и потребностью.

Нельзя, «жалея» ребенка, разрешать ему то попозже поваляться в постели, то задержаться на улице. Такие отступления от распорядка дня не проходят бесследно. Дети выбиваются из колеи, начинают капризничать, хуже есть, с трудом засыпают.

Изучив состояние здоровья ребенка, его наклонности, уровень физического развития, учитывая время года, климат и другие моменты, врач или фельдшер избирает наиболее подходящий режим.

Мать должна посоветоваться в медицинском учреждении о том, когда ребенок должен ложиться и вставать, есть, играть и т. д., составить на основе этих советов расписание и строго следить за его выполнением.

Сон

До полутора лет малыш должен спать 2 раза в день по полтора-два часа днем и ночью не меньше 9 часов, в общей сложности 13½ - 14 часов в сутки.

Дети в возрасте от полутора до 5-6 лет спят днем один раз.

Продолжительность сна (за сутки) меняется в зависимости от возраста. Трехлетнему малышу полагается спать 12½ часов, дошкольнику 6-7 лет - не меньше 11 часов; из них полтора-два часа приходится на дневной сон.

Укладывать ребенка надо днем и вечером в одни и те же часы. Тогда у него выработается привычка быстро засыпать.

Лучшее средство для крепкого сна - свежий воздух. Комнату следует хорошенько проветривать. Очень рекомендуется после ужина немного погулять с ребенком.

Днем даже в холодное время года хорошо класть маленьких детей спать на свежем воздухе - во дворе, в саду, на застекленном крыльце; ни в коем случае нельзя детей укладывать на печке или теплой лежанке.

Каждый ребенок должен иметь свою кровать - он не отдыхает полностью, если спит вместе со взрослыми или другими детьми. Кровать должна соответствовать росту ребенка, чтобы он имел возможность вытянуться.

Детские кроватки делают обычно с боковыми решетками, сетками, которые оберегают малыша от падения. Ребенку, как и взрослому, полезнее спать на жестком матраце: из мочалы, конского волоса, морской травы.

Подушку тоже не стоит делать особенно мягкой. Матрац накрывают клеенкой, подгибают ее, завязывают под матрацем специально пришитыми тесемками, и клеенка не сползает. Непременно нужно сшить пододеяльники.

Здоровому спокойному сну ребенка мешает шум, яркий свет, бьющий в глаза. Однако приучать ребенка спать в полной тишине и темноте не имеет смысла, потому что обеспечить такие условия не всегда можно и ребенок от малейшего шума будет просыпаться.

Нельзя запугивать детей, рассказывать на ночь страшные сказки, разрешать им вечером бурные игры. Все это возбуждает их и мешает спокойному сну.

Не следует плотно кормить ребенка непосредственно перед сном. Ужинать надо не менее чем за час до укладывания в постель.

Недосыпание причиняет серьезный вред организму, дети становятся плаксивыми, капризными, повышается их восприимчивость к различным болезням, они медленнее растут и хуже прибавляют в весе.

Питание

После того как ребенка отняли от груди, питание его должно становиться все более разнообразным. По мере увеличения количества зубов можно и нужно давать малышу твердую пищу.

Какие продукты полезны? За день ребенок должен получить пол-литра молока (в том числе израсходованное на приготовление различных блюд), больше давать не рекомендуется. Не следует утолять жажду малыша молоком - это не питье, а еда, и у ребенка может уменьшиться аппетит.

Мясо и рыбу следует давать не каждый день, а 4-5 раз в неделю. Жирные сорта мяса и рыбы для детей не годятся. Малыш 3 лет может съедать по одному яйцу через день, а старше 3 лет - каждый день. У некоторых детей белок вызывает появление зудящей сыпи. Тогда совсем надо отказаться от яиц. Очень полезен детям творог, его хорошо чередовать с яйцом.

Каждый день ребята должны получать хлеб, масло, сахар, овощи сырые и вареные. В овощах, ягодах и фруктах содержатся жизненно необходимые минеральные вещества и витамины. Для сохранения витаминов, которые могут разрушаться в процессе приготовления пищи, надо придерживаться следующих несложных правил:

не оставлять надолго очищенные овощи в воде или на воздухе, класть их при варке в кипящую воду или в бульон, варить под крышкой, лишний раз не разогревать овощные и фруктово-ягодные блюда.

Что готовить детям от 1 года до 4 лет?

На обед - суп овощной или из круп, щи. В суп можно положить мясные или рыбные фрикадельки, просто молотое мясо. Много супа давать не следует, обычная дневная порция - 1-1½ стакана.

Второе блюдо - овощные котлеты, пюре, творожники со сметаной, мясная котлета с гарниром, крупяная запеканка. Третье блюдо: кисель, компот, фрукты. В полдник хорошо дать простоквашу, молочный кисель или молоко с булочкой или печеньем.

Ужин состоит обычно из творожного, овощного или крупяного блюда и стакана молока или чая с молоком.

Не надо разрешать ребенку есть слишком много хлеба, это отбивает аппетит. Можно давать немного соленой пищи - кусочек селедки, соленый огурец. Консервы не рекомендуются.

Дети старше 4 лет могут есть то же, что и взрослые, за исключением слишком острых, жирных и пряных блюд.

Полноценным является только разнообразное питание. Нужно позаботиться о том, чтобы одни и те же блюда не повторялись, скажем, утром и вечером, изо дня в день.

Качество питания не определяется только его составом и количеством. Очень много зависит от того, вовремя и с аппетитом ли поел ребенок.

Дети старше года, как правило, должны есть 4 раза в день: завтрак - между 7 час. 30 мин. и 9 часами, обед - в 12-13 часов дня, полдник - в 16 часов, ужин - в 19-20 часов.

В промежутках между обедом, завтраком, ужином не следует давать детям сладостей, хлеба, молока. Они должны знать определенные часы еды и определенное место за столом. При беспорядочном питании пища усваивается значительно хуже.

В младшем возрасте не все ребята отличаются хорошим аппетитом и не всегда с удовольствием едят новые для них блюда. Невзирая на это, надо приучать их к разнообразному питанию, даже если приходится больше времени повозиться.

Необходимо, чтобы за столом всегда была спокойная обстановка и ничто не отвлекало детей. На втором году жизни ребята понемногу начинают есть самостоятельно. Надо дать малышу ложку в руки, но кормить его на первых порах другой ложкой. Не надо спешить, подгонять ребенка. Всю порцию еды следует класть на тарелку сразу.

Если ребенок все-таки ест плохо, необходимо показать его врачу. Надо удостовериться, не является ли причиной этому какое-нибудь заболевание, например глисты,

Не следует угрожать за плохую еду наказанием, кричать - это лишь вызывает отвращение к пище. Нет смысла и развлекать ребенка во время еды, рассказывать ему сказки. Может быть, заслушавшись, он и съест всю порцию, но пользы от такого питания мало.

Все, что съедено без аппетита, гораздо хуже усваивается организмом. Добиваться своего нужно терпеливо и, конечно, стараться более вкусно готовить.

Особое внимание важно обратить на содержание витаминов в пище. Растущему организму в первую очередь необходимы витамины D, С и А - они содействуют хорошему обмену веществ, улучшают жизнедеятельность организма. При недостатке этих витаминов дети хуже растут, становятся вялыми, больше подвержены заболеваниям.

Очень полезно, чтобы дети ели каждый день сырую или тушеную морковь. Из нее в организме образуется витамин А. Чтобы морковь принесла наибольшую пользу, ее следует давать с жиром или после жирного блюда.

Витамин С содержится главным образом в овощах, ягодах, фруктах. Если ребенок их ест много в сыром виде, то можно не беспокоиться, его организм получит достаточное количество витамина С.

Но зимой и весной, когда свежих овощей и фруктов бывает мало, появляется необходимость искусственно насыщать пищу витаминами. Чаще всего с этой целью применяют настой шиповника. На стакан кипятку берут столовую ложку целых или пол-ложки дробленых плодов шиповника и 10 минут кипятят в закрытой посуде.

Настаивать раствор надо сутки, если взяты целые плоды, и 2-3 часа, если дробленые. Жидкость следует затем процедить, добавить по вкусу сахара и давать детям четверть стакана в день.

По назначению врача детям дают рыбий жир, в котором содержатся витамины D и А. Лучше пить его за обедом между первым и вторым блюдом, закусив хлебом с солью или чесноком.

Навыки чистоты и опрятности

Навыки чистоты и опрятности легче всего воспитать в детстве. Если малыша всегда содержат в чистоте, у него подсознательно вырабатывается потребность к ней. Это как бы первая ступень приобретения гигиенических навыков.

К 4-5 годам дети постепенно начинают самостоятельно выполнять многие гигиенические процедуры - умываться, чистить зубы, мыть руки перед едой и т. д. Мать должна напоминать, контролировать, иногда помогать детям.

Утром и вечером дети должны в обязательном порядке мыть руки, лицо, уши, шею. Особое внимание следует обращать на чистоту рук и ногтей.

Ребенок не должен садиться за стол с немытыми руками или продолжать игру, если после посещения уборной не вымыл с мылом руки. Вытирать руки надо насухо.

Некоторые родители считают, будто за молочными зубами не стоит и следить: они, мол, все равно выпадут. Это неправильно. Навыки, усвоенные с малолетства, остаются на всю жизнь, и выработанная в детстве потребность чистить и беречь зубы поможет сохранять их в зрелые годы.

Под больным молочным зубом чаще всего вырастает и плохой основной. За молочными зубами нужно не только тщательно ухаживать, но и своевременно лечить, если они начали портиться, так как в гнилых молочных, как и в основных зубах, гнездятся болезнетворные микробы, которые легко проникают в организм и вызывают различные заболевания.

Нельзя разрешать детям грызть орехи, жесткие баранки и т. п., ковырять в зубах булавками и другими металлическими предметами. Но не следует совсем лишать детей твердой пищи, особенно полезно есть сырые овощи: морковь, репу.

С 3 лет ребенок уже в состоянии утром и вечером полоскать рот теплой кипяченой водой, а примерно через полгода можно применить и зубную щетку, пока без порошка или пасты.

Вначале зубы осторожно чистит мать, а сам ребенок только их полощет. Водить щеткой надо горизонтально (от одного угла рта к другому) и вертикально, причем верхние зубы чистят сверху вниз, а нижние - снизу вверх.

Нужно вычистить зубы и с внутренней поверхности. Только так можно удалить все остатки пищи, весь налет. С 4 лет дети уже самостоятельно чистят зубы.

У малыша должна быть отдельная зубная щетка, стаканчик для полоскания рта, свое полотенце.

Зимой через день, а летом каждый вечер (иногда и днем) надо мыть ребенку ноги с мылом и мочалкой.

Не реже раза в неделю детей следует купать в теплой воде с мылом. Ногти надо систематически подстригать.

Занятия детей

Не только на улице, но и дома у ребят должны быть интересные занятия. Хорошо сделать для малыша манежик, то есть отделить маленькой загородкой место на полу, постелить чистый коврик, половичок, чтобы ребенок мог там играть.

Ребенку постарше нужно выделить уголок для игрушек и других вещей. Не следует смотреть на игрушки как на пустое, никчемное занятие.

Игрушки развивают любознательность, помогают быстрее узнать окружающий мпр, научиться различать краски, звуки, приобрести полезные навыки. Важно, чтобы игрушки отвечали возрастным интересам ребенка и были гигиеничны. Лучше покупать такие игрушки, которые можно мыть.

Ребенка надо приучать сначала с помощью взрослых, а затем самостоятельно убирать свой уголок, класть все на место, аккуратно складывать и развешивать на ночь одежду, ставить на место обувь, убирать игрушки. Таким образом вырабатывается привычка к аккуратности и порядку.

Обязанность взрослых - настойчиво прививать детям нетерпимость к грязи, неряшливости.

Конечно, ребенок будет чистым и аккуратным только в том случае, если взрослые показывают ему в этом пример своим поведением.

Физическое воспитание

Изнеженные дети болеют значительно чаще, чем закаленные. Даже грудного младенца необходимо закаливать, тем более годовалого ребенка или дошкольника.

Первое требование - не кутать ребенка ни дома, ни на улице; второе - различными мерами приучать его организм к изменениям температуры. Этой цели служат обтирания, обливания, купание, а также воздушные и солнечные ванны.

Прежде чем начать закаливать, надо обратиться за советом к врачу или фельдшеру. Не каждому ребенку одинаково полезны все эти процедуры.

Если назначены обтирания или обливания, то вначале берут воду, подогретую до 30 градусов, затем ее температуру постепенно снижают и в конце концов используют тепловатую.

Начинать купаться в реке разрешается при температуре воды не ниже 22 градусов. Если вода холоднее 16 градусов, она может причинить ребенку вред. Дети не должны оставаться в воде до тех пор, пока посинеют губы и появится озноб. Непременно надо учить детей плавать. Это полезно для здоровья и пригодится в жизни.

После обтирания, обливания или купания ребенок должен досуха вытереться и хорошенько растереть тело полотенцем.

Солнечные лучи укрепляют организм, способствуют предупреждению рахита и других заболеваний. Однако перегревание на солнце может оказать отрицательное действие на нервную систему.

Поэтому нужно следить, чтобы малыши не грелись слишком долго на солнце и обязательно закрывали голову панамкой, косынкой. Нельзя позволять малышам долго бегать на солнце в одних трусах, мальчику надевают легкую рубашонку, девочке - платьице.

Движения необходимы ребенку любого возраста, это непременное условие нормального роста и развития. Родителям следует учитывать эту естественную потребность, не заставлять детей подолгу сидеть или стоять на одном месте или в одной позе.

В первые 5-6 лет жизни главное значение в физическом воспитании детей имеют подвижые игры. Родителям рекомендуется купить ребенку совочки, лопатки, формочки, мяч, сделать прыгалки, санки, обруч.

Игрушки должны соответствовать физическим возможностям малыша.

Например, трех-четырехлетнему ребенку лучше подойдет большой мяч (20-25 сантиметров). Ему легче играть с ним. Нужную длину прыгалки можно определить так: положить ее на пол, поставить ребенка на середину и поднять концы веревки или шнура. Они должны приходиться немного выше уровня пояса.

Особо нужно поощрять коллективные подвижные игры. Они не только развивают ловкость, сноровку, но и воспитывают хорошие черты характера - коллективизм, товарищество, стремление к взаимной помощи. Детей постарше - 5-6 лет - надо учить плавать, ходить на лыжах, кататься на коньках.

Все это чрезвычайно полезные виды физической культуры, необходимо только следить, чтобы ребята не увлекались ими сверх меры.

Сразу давать их не стоит, пусть начинающий лыжник научится сначала передвигаться без палок.

Желательно, чтобы дети с 6-7 лет делали по утрам гимнастику. С помощью медицинского работника надо подобрать 3-4 несложных упражнения для укрепления мышц плечевого пояса, спииы и живота, а также для мышц, расширяющих грудную клетку.

Заканчивать утреннюю зарядку целесообразно непродолжительным бегом и затем замедляющейся ходьбой. В общей сложности зарядка не должна длиться более 5-8 минут.

Конечно, делать ее малышам следует под руководством тех взрослых, которые сами умеют правильно, четко выполнять упражнения. Пользу, которую приносит гимнастика, трудно переоценить.

Весной, летом и ранней осенью сельские ребята проводят на открытом воздухе почти целый день. Это очень хорошо. Но и зимой они должны ежедневно бывать на улице не менее 4 часов. Матерям нужно твердо усвоить: чем больше времени ребенок проводит на воздухе, тем он будет здоровее.

Развитие речи

Становление речи начинается с лепета. Нельзя оставаться безучастными к этим первым попыткам речи детей, надо давать им для подражания все новые звуковые сочетания, свойственные родному языку, побольше разговаривать с ребенком.

Если он раньше времени перестал лепетать, необходимо срочно проверить его слух.

У некоторых детей часты заболевания горла. Это может повести к потере чистоты и звучности голоса. Надо, не откладывая, лечить горло.

Правильность, чистота речи зависят не только от состояния органов, с которыми связано произнесение звуков. Огромную роль играет влияние среды. Дети невольно подражают разговору окружающих. С ребенком надо правильно говорить и нельзя искусственно подделываться под язык малыша.

Ребенок не должен расти в одиночестве - только в коллективе совершенствуется его речь и он обогащается новыми словами и мыслями.

Не следует молча одевать, кормить малыша, все это должно сопровождаться разговором, разъяснением.

С детьми постарше надо беседовать, помогать им заучивать стихи. Но нельзя навязывать им все новые и новые слова и фразы, порой для них очень трудные. Такая перегрузка может только ухудшить речь. Умение ребенка разговаривать «как взрослые» нередко свидетельствует о его повышенной нервности.

У многих детей, когда они еще только начинают овладевать навыками речи, бывают недостатки произношения. Со временем это проходит, но все-таки при разговоре с таким ребенком нужно учитывать характер дефекта.

Если малыш торопится, как бы «проглатывая звуки», следует говорить с ним замедленно, чуть растягивая слова; если он «смазывает» звуки, надо их отчеканивать.

Нельзя заставлять малыша правильно повторять звуки, которые ему не удаются, это - непосильная для него задача. Важно самим произносить их четко, а ребенок будет стараться подражать.

Окрики, наказания не способствуют улучшению речи, а, наоборот, ведут к закреплению недостатков.

Особенности ухода за больным ребенком.

Одним из важнейших вопросов в лечебном процессе является организация ухода за больным ребенком. Уход включает в себя выполнение врачебных назначений, гигиенический режим, соблюдение диетического питания, помощь при отправлении физиологических потребностей, подготовку больного к выполнению лечебных и диагностических процедур, создания благоприятных психологических условий пребывания в стационаре и т. Большая часть заболеваний сопровождается ограничением физической активности, поэтому нуждается в посторонней помощи. Как правило, уход за больным ребенком осуществляет средний и младший медицинский персонал под контролем врача. Правильный уход обеспечивает более быстрое выздоровление больного ребенка.

Особенности ухода за младенцем.

У новорожденных детей все основные функции организма находятся в состоянии неустойчивого равновесия, поэтому даже незначительные колебания условий окружающей среды могут привести к нарушению важнейших процессов жизнедеятельности. Основой ухода за младенцем является строгое соблюдение чистоты. Комната, в которой находится ребенок, должна быть в особой чистоте и порядке, хорошо проветриваться. Кроватка должно стоять ближе к окну. Под голову кладут плоскую маленькую подушку (не пуховую). Постельные принадлежности ежедневно проветривают, а клеенку моют с мылом.

Детское белье после стирки обязательно гладят горячим утюгом с обеих сторон. Младенцев ежедневно купают в кипяченой воде (температура 37 ° С), затем обливают водой, температура которой на 1 ° С меньше. Температура в помещении, где купают ребенка, должна быть 22-23 ° С. Лучше купать ребенка вечером за 1 час до кормления, пользуясь 1 раз в неделю детским мылом. Подмывать ребенка нужно каждый раз после акта опорожнения кишечника, лучше под проточной водой. Подмывают спереди назад (от половых органов к заднему проходу), чтобы не занести инфекцию в мочевые пути и половые органы. После туалета кожные складки смазывают стерильным растительным маслом. Ногти на руках и ногах осторожно обрезают маленькими ножницами 1 раз в 7-10 дней.

Дети 1-го месяца жизни очень восприимчивы к инфекции, поэтому нужно оберегать их от контакта с посторонними людьми. Тому, кто ухаживает за ребенком, следует придерживаться строгой гигиены. Соски и пустышки необходимо часто кипятить. В связи с неустойчивостью терморегуляции новорожденные дети легко охлаждаются или перегреваются, поэтому температура в комнате должна быть в пределах 20-22 ° С. Пеленают ребенка перед каждым кормлением.

Особенности ухода за ребенком грудного возраста.

Нормального развития ребенка грудного возраста можно достичь при создании оптимальных условий окружающей среды и правильно организованной воспитательной работе. С первых недель жизни ребенка нужно придерживаться строгого режима, то есть чередование сна, активности, кормления. Для ребенка организуют детский уголок - это самая, хорошо проветриваемая часть квартиры с яркими рисунками на стенах, любимыми игрушками, специальными детскими мебелью, манежем. Этого же принципа придерживаются в яслях, детских садах, при организации детской палаты в больницах. Ласковое обращение матери, отца, обслуживающего персонала способствует развитию положительных эмоций, хорошему настроению. У ребенка раньше развиваются навыки опрятности, быстрее закрепляются условные рефлексы и формируется вторая сигнальная система.

Закаливание ребенка начинают с первых месяцев жизни. Оно включает систематическая тренировка организма ребенка различными температурными воздействиями свежего воздуха, воды, солнечных лучей. Чтобы приучить ребенка к прохладному воздуху зимой, сначала организуют прогулки в комнате при открытой форточке, затем ребенка выносят на улицу: на 1-м месяце жизни при температуре воздуха не ниже -5 ° С на 5-10 мин, в возрасте 2-б мес - не ниже за -10 ° С по 20-30 мин 1-2 раза в день. К концу года дети могут гулять при температуре -15 ° С до 2-3 ч в защищенном от ветра месте. В летнее время дети 1-го года жизни должны проводить на свежем воздухе большую часть дня. Начиная с 2-3 мес жизни, рекомендуют воздушные ванны, которые сначала проводят под контролем врача. Полезно сочетать их с массажем, гимнастикой, а во втором полугодии - с игрой. Температура воздуха при этом сначала должна быть не ниже 22 ° С, а к концу года - 20 ° С. Продолжительность процедуры составляет сначала 2-3 мин, к концу года она увеличивается до 30 мин.

Дети не должны находиться под прямыми солнечными лучами. Летом лучше быть в тени деревьев.

Водные процедуры для детей 1-го года жизни - это гигиенические ванны, умывание, обтирание. В первом полугодии температура воды равна температуре тела (36-37 ° С), во втором - 36 ° С. Обтирания рекомендуют начинать с 6-месячного возраста сначала теплой водой (35-36 ° С), через неделю и далее температура воды может постепенно снижаться до 28-30 ° С. Продолжительность процедуры - 3-5 мин. Обливания и душ обычно назначают детям после года.

Особого внимания заслуживает одежда ребенка 1-го года жизни. Нельзя туго пеленать малыша, уже с первых дней жизни можно оставлять на время свободными руки, рекомендуют пользоваться специальными кофточками с зашитыми (нижними) концами рукавов, а позже ползунками, обеспечивающих возможность активных движений.

Выполнение основных положений по уходу несомненно обеспечит правильный, гармоничное развитие ребенка.

В этой статье:

Наука ухода за новорожденным трудна, но необходима. Первостепенная задача медперсонала роддома и родителей – оградить дитя от всевозможных болезней и опасностей, дать ему должное внимание, заботу и защиту.

Первые минуты жизни ребенка

Сразу после рождения малыша медицинские работки производят ряд процедур, называемых первым туалетом новорожденного. Начинаются эти мероприятия с удаления из ротовой полости и носоглотки, при помощи специального отсоса, околоплодных жидкостей. Далее выполняется процесс перевязки и обработки пуповины. Происходит это в два этапа:

  1. Как только ребенок родился, его пуповину перетягивают двумя зажимами Кохера, заранее обработанными, полностью стерильными и безопасными. Расстояние между ними составляется всего лишь два сантиметра, при этом первый зажим помещается на 10 см от пупочного кольца. Пространство между зажимами подлежит обработке спиртовым раствором йода, а затем рассекается стерильными ножницами. Ребенка оборачивают в теплую пеленку и укладывают на пеленальный стол, над которым установлена специальная лампа для обогрева.
  2. На втором этапе происходит обработка пуповинного остатка. При правильном уходе за новорожденным ребенком его пуповина подвергается стерильной обработке салфеткой. Остаток пуповины медсестра крепко сжимает большим и указательным пальцами и в пространство между браншами Кохера, на расстоянии в 1 см от пупочного кольца, устанавливаются скобки Роговина. Остальная часть пуповины отсекается, а срез тщательно обрабатывается 10% раствором из марганцовокислого калия.

Предпоследним этапом первого туалета ребенка после родов является обработка кожных покровов. Марлевая салфетка, слегка смоченная в растительном или вазелиновом масле, позволяет легко и стерильно удалить с кожи ребенка первородную смазку и слизистые выделения.

Завершающим этапом проведения ухода за ребенком после родов становится проверка на заболевание глаз – профилактика гонобленореи. В глазки малыша закапывают 20% раствор альбуцида или обрабатывают конъюнктивы нижних век 1% тетрациклиновой мазью. Через 2 часа процедуру повторяют. Также на последнем этапе туалета девочкам единожды закапывают в половую щель пару капель 1% раствора нитрата серебра.

Первые процедуры после рождения

После первичного туалета медперсонал проводит антропометрический анализ ребенка. Медсестры измеряют массу и длину тела, определяют окружность головы и производят замер объема грудной клетки. После этого на запястье ребенка и матери надеваются мягкие повязки с бирками, в которых указаны ФИО матери, дата и время рождения ребенка, его пол, вес и длина. И вот уже через пару часов мать и дитя переводят в послеродовое отделение – палату для новорожденных.

Палата для матери и ребенка

За те несколько дней, проведенных в одной палате наедине с малышом, мать учится первому уходу за новорожденным, приобретает важнейшие навыки, которые в последующем пригодятся ей дома.

В послеродовой палате ребенка тщательно осматривает неонатолог и детская медсестра. Они снимают творожистое масло, остатки которого могли остаться на теле и каждое утро выполняют ряд процедур – измеряют температуру ребенка, производят взвешивание, дают оценку общему состоянию малыша и записывают все это в детскую историю развития.

Врач рассказывает матери, в чем заключаются особенности ухода за новорожденным в первые и последующие дни жизни – его необходимо подмывать каждый раз перед кормлением. Подмывают ребенка теплой проточной водой, используя при этом детское мыло. Также младенца необходимо подмывать во время пеленания. Чтобы на коже ягодиц не было опрелостей, ее смазывают специальным кремом или 1% таниновой мазью.

Утренний туалет в стационаре

Каждое утро медицинский персонал в первые дни новорожденного ухаживает за ним. Лицо и глаза аккуратно протираются смоченными в растворе фурацилина ватными тампонами. При этом каждый глаз протирается отдельным тампоном, от внешнего уголка глаза к внутренней стороне. Носик и ушки медперсонал чистит обработанными маслом ватными жгутиками.

Если у ребенка наблюдается молочница слизистой рта, то полость обрабатывают зеленкой или раствором буры в глицерине.

Наблюдаем за пупком

В особенности правильного ухода за новорожденным входит обработка остатка пуповины. По прошествии 12 часов от того момента как ребенок появился на свет, стерильную повязку с пупка снимают. Медсестра тщательно моет руки и обрабатывает остаток пуповины специальным раствором, состоящим из этилового спирта и калия перманганата. Эту процедуру повторяют каждодневно, пока мать с ребенком находится в палате, либо пока пуповина не отпадет самостоятельно. Если этого не произошло в роддоме, то медперсонал обязан провести с матерью беседу, где рассказывается о том, как ухаживать за пуповиной в домашних условиях. Также матери объясняют, как обрабатывать пупочную рану после того, как остатки пуповины отпадут.

Малыша привезли домой

Для начала нужно подготовить комнату к приезду ребенка. В помещении, где находится кроватка, нужно поддерживать чистоту – два раза в день делать влажную уборку и проветривать несколько раз, по 15 минут. При этом нужно следить за температурой воздуха в комнате, так как она должны быть постоянной, не более 22 и не менее 20 градусов. Освещение как днем от солнечного света, так и в вечернее время от ламп и светильников, должно быть умеренным. Чистота, тишина и спокойствие – главные друзья ребенка, особенно в первые месяцы жизни.

На кроватку ребенка не должны попадать прямые солнечные лучи, ее не должны продувать сквозняк и нагревать отопительные приборы – мы же не хотим, чтобы малыш заболел. Чаще всего возле кроватки ставится пеленальный столик. Это удобно, ведь сразу перед тем как лечь в люльку и после сна ребенка можно переодеть, не боясь что он замерзнет. Также на столике удобно делать упражнения для развития и массаж.

Ребенок имеет свойство находить грязь там, где ее и быть не могло, поэтому все его вещи состоят из мягких, не синтетических тканей, которые можно легко постирать и в случае нужды прокипятить. Игрушки не должны быть слишком грубыми, а все этикетки и ярлыки необходимо аккуратно удалить. Чистое белье нужно хранить отдельно от грязных вещей, стирать одежду малыша стоит отдельно от взрослого гардероба.

Аптечка для новорожденного

В аптеках специально для новорожденных продаются аптечки, содержащие необходимые препараты и приборы для диагностики и оказания первой помощи младенцу. В их состав входят:

  • Стерильная вата;
  • Соски для бутылочки из резины;
  • Термометр для тела;
  • Термометр для воды;
  • Детский крем;
  • Присыпка;
  • Перманганат калия;
  • Зеленка;
  • Фурацилин;
  • Масло вазелиновое;
  • Пара стерильных бинтов.

Помимо этого родителям нужно приобрести стеклянную банку, в которую будет помещаться вата. Крышка банки должна хорошо закрываться, во избежание попадания микробов. Также стоит приобрести кастрюлю для кипячения сосок, кастрюлю с плотно прилегающей крышкой для уже обработанных сосок и бутылочек, резиновую грелку, маленькую клизму и трубку для отвода газов.

Ухаживаем за пупком в домашних условиях

Пупочная ранка заживает полностью к концу третьей неделе, а значит уход за новорожденным в роддоме не заканчивается. Ранка каждый день обрабатывается следующим образом: с помощью левой руки раздвигают кожу сверху и снизу по краю ранки, а правой рукой обрабатывают ранку перекисью водорода, в котором смочена ватная палочка. Этой же палочкой удаляются корочки запекшейся крови. Далее по центру пупочной ранки проводят палочкой, смоченной в зеленке.

Ежедневный туалет

Ежедневный туалет начинается с самого утра, перед первым кормлением, строго в определенном порядке. Для начала лицо новорожденного умывают теплой прокипяченной водой, используя при этом ватный тампон или просто чистую руку. Глазки обрабатываются так же, направляют тампон от наружной части глаз к внутренней. Нос обрабатывают с применением ватных палочек, смоченных в вазелиновом масле. Ушки обтирают влажной салфеткой, как внутри, так и за раковиной. Затем обрабатываются места, склонные к повышенной опрелости – складки и подмышечные впадины.

По советам из книг по уходу за новорожденным, кожу младенца обрабатывают детским кремом, а ягодицы и промежности очищают с помощью детского мыла и проточной воды. При этом девочек нужно подмывать по направлению от переда к заду, чтобы не занести инфекцию в мочеполовую систему. Ребенка подмывают несколько раз на день, после мочеиспускания и дефекации.

Обрабатываем рот

У ребенка слизистая полость нежная, ее можно легко поранить. При этом обработка ее не требуется, кроме случаев, когда у малыша наблюдается молочница. При диагностике этой болезни слизистую поверхность рта смачивают раствором питьевой соды – 1 чайная ложка разбавляется в 1 стакане кипяченой воды, доведенной до комнатной температуры. Раствор наносится на ватный тампон и мать, аккуратно открывая рот ребенку, обрабатывает поверхность. Так повторяется через каждые 3 часа, непосредственно перед кормлением. Родителям рекомендуется проявлять осторожность – тщательно кипятить соски, бутылочки, а также обрабатывать пустышки.

Гигиена купания

Важная часть в вопросе о том, как ухаживают за новорожденным ребенком в домашних условиях – это купание. Купаться лучше всего перед самым последним вечерним кормлением, либо за одно кормление до него. Для этого нужна специальная ванночка. Само купание проходит 5-7 минут. До того, как пупочная ранка малыша зажила, его необходимо купать исключительно в прокипяченной воде температуры тела. Комната, где совершает омовения ребенок, не должна продуваться сквозняками и быть прогретой до тепературы не менее 23 градусов. Перед каждым купанием ванночку необходимо дезинфицировать мылом и обдавать кипятком. До того как налить воду, родители должны подготовить все что необходимо для водных процедур. Это кувшин, из которого ребенка будут обливать после купания, термометр, чтобы измерять температуру воды, а также детское мыло, в состав которого не входят красящие пигменты и жир. Ребенку понадобится мягкая рукавичка для намыливания и крем для самых маленьких.

На пеленальном столике к тому времени должно быть разложено чистое белье. В холодное время года его рекомендуют прогреть.

Как правильно купаться

Купать ребенка следует каждый день. Для ухода за пупочной ранкой и вообще для ухода за кожей новорожденного рекомендуется периодически разбавлять воду травяным сбором – это полезно как для тела ребенка, так и для его психического состояния – многие травы успокаивают не только мышцы и снимают раздражение кожи, но и помогают справиться с нервным и беспокойным состоянием.

Вытирать ребенка следует нежными, промокательными движениями, используя чистую пеленку или мягкое детское полотенце. При этом не нужно вытирать малыша в его комнате – пока вы с ним на руках дойдете из ванной, он может простудиться. Только после того, как вода будет удалена, младенца кутают и относят на пеленальный столик.

Прогулка

В летнее время года с ребенком можно гулять уже на второй день после выписки, зимой же – через 2-3 недели, смотря по погоде. В первый раз ребенок должен находиться на улице при температуре не менее минус 5 градусов. Первая прогулка длится 10 минут, вторая 20, третья 50 и т.д. Через месяц с малышом можно будет гулять не менее полутора часов. Прогулки способствуют повышению аппетита, нормализации кровообращения, а также лучшему сну, физическому и психологическому состоянию в целом.

Полезное видео об уходе за новорожденным

Тема 19.

ОСОБЕННОСТИ ГИГИЕНЫ И УХОДА ЗА НОВОРОЖДЕННЫМИ И ДЕТЬМИ ПЕРВОГО ГОДА ЖИЗНИ. ДЕЗИНФЕКЦИЯ И СТЕРИЛИЗАЦИЯ ПРЕДМЕТОВ УХОДА ЗА ДЕТЬМИ

Уход за больным ребенком и обеспечение его физиологичных потребностей в зависимости от возраста.

Организация ухода за больным ребенком предусматривает учет не только особенностей его психологического состояния во время болезни, но иособенностей строения и функционирования всех систем организма в зависимости от возраста.

Возрастные анатомические и функциональные особенности кожи, которые характеризуются несовершенством местного иммунитета, требуют от медицинского персонала четкого соблюдения гигиенических требований.

Гигиенический уход закожей и слизистыми оболочками у детей чрезвычайно важен. Во время заболевания ребенок больше потеет, моча может быть более концентрированной, поэтому при несоблюдении правил ухода, у малышей легко могут возникать опрелости, а при нарушении температурного режима – потница.

Во время ухода за слизистыми оболочками следует помнить об их повышенной ранимости, особенно у детей первых месяцев жизни, в частности слизистая оболочка полости рта у них достаточно сухая, и при ее обработке легко могут возникать повреждения. При неправильном гигиеническом уходе за ребенком образуются ссадины, которые являются входными воротами инфекции.

Следует постепенно, с ранних лет, приучать ребенка самостоятельно мыть руки, умываться и т. п. Это же необходимо учитывать медицинскому персоналу при проведении процедур, связанных с осмотром детей или лечебным процессом.

Медицинский работник при роботе с детьми должен строго придерживаться следующих правил:

Ногти на руках должны быть коротко подстрижены, чтобы не повредить кожу ребенка;

Руки должны быть тщательно вымыты. В целях профилактики инфекционных заболеваний после осмотра и ухода за ребенком следует снова вымыть руки и, лишь потом можно заниматься другим ребенком;

Все украшения, которые могут повредить кожу ребенка, снимаются.

Поскольку дыхание через кожу у ребенка интенсивнее, чем у взрослого, одежда, постельное белье должны быть легкими, желательно из хлопковой ткани. Это наиболее актуально при заболеваниях органов дыхания.

При выполнении назначений врача, связанных с местным действием лекарственных средств, необходимо учитывать повышенную проницаемость кожи, особенно у детей раннего возраста, что определяет необходимость специального подбора состава наружных лекарственных средств, их дозировки и методику применения.

Костная система ребенка продолжает развиваться и после рождения. Кости у детей раннего возраста мягкие, легко деформируются. В течение первых 5 лет жизни происходит постоянный рост и перестройка костной ткани. Строение длинных трубчатых костей становится похожим на кости взрослого человека лишь после того, как ребенок научится хорошо ходить. Но, даже у детей школьного возраста при использовании неправильно подобранной по высоте мебели легко возникают нарушения осанки в виде искривления позвоночника. Поэтому, при оборудовании игровых комнат важно правильно подбирать мебель для детей разных возрастных групп. Правильное развитие костной системы зависит от характера питания, времени пребывания на открытом воздухе, инсоляции. С первых месяцев жизни необходимо выполнять правила ухода за детьми, во избежание травм. Например, когда переворачивают ребенка, следует осторожно брать его за плечо и бедро одновременно. Запрещается поворачивать ребенка, взявшись только за руку или за ногу. Во избежание вывиха не следует допускать быстрых и резких движений.

Органы дыхания у ребенка, особенно в первые месяцы жизни, характеризуются незрелостью. Нос у ребенка относительно мал, а носовые ходы узкие. Язык у детей большой, заполняет почти всю ротовую полость (это является приспособлением для сосания). Даже небольшое затруднение носового дыхания в результате скопления слизи или образования корочек в носу, может привести к нарушению функции дыхания. Это требует от медицинского персонала своевременного проведения гигиенических мероприятий.

Частота дыхания у детей раннего возраста значительно больше, чем у взрослых. Это объясняется большей потребностью детей в кислороде, которая удовлетворяется не увеличением глубины дыхания, а его учащением. Это требует от медицинского персонала следить за чистотой воздуха в палате и служебных помещениях и добросовестно выполнять режим проветривания, особенно при заболеваниях органов дыхания у детей. Для обеспечения нормального дыхания у ребенка грудного возраста важно придерживаться принципа свободного пеленания.

Сердечно-сосудистая система детей также имеет возрастные особенности. Размеры полостей сердца (особенно - желудочков) относительно небольшие, их увеличение происходит неравномерно в течение всего периода детства, что необходимо учитывать при назначении и выполнении режима дня и дозировании допустимых нагрузок. Органы и ткани у растущего ребенка требуют достаточного кровоснабжения, которое достигается более частыми сокращениями сердца.

При рождении собственный мышечный слой развит только в артериях малого круга кровообращения, в артериях большого круга кровообращения он начинает формироваться с 5 лет. Именно поэтому у детей до 5-7 лет редко наблюдается повышение артериального давления (гипертензия), тогда как в первые месяцы жизни, в связи с анатомо-физиологическими особенностями легких, легко может развиться гипертензия малого круга кровообращения.

Заболевания сердца часто сопровождаются развитием одышки, цианоза, увеличением частоты сердечных сокращений. Здоровые дети раннего возраста очень подвижные, поэтому, если ребенок быстро устает, периодически останавливается и садится (отдыхает), следует немедленно проинформировать об этом врача, так как это может свидетельствовать о заболевании сердца, или осложнениях со стороны сердечно-сосудистой системы. Уход за такими детьми должен быть очень бережным, чтобы не вызывать чрезмерной нагрузки.

Пищеварительная система у ребенка, особенно в периоде новорожденности, несовершенна. Полость рта относительно мала, слизистая оболочка нежная, хорошо кровоснабжается. Слюноотделение до 3 мес. незначительное, в дальнейшем становится обильным и ребенок не всегда в состоянии проглотить всю слюну, которая образуется. При заболеваниях полости рта слюноотделение усиливается и, во избежание возникновения раздражения кожи, необходимо осуществлять за ней тщательный уход. В первые месяцы жизни (за исключением назначений врача) не следует обрабатывать полость рта, так как можно повредить нежную слизистую оболочку.

Просвет пищевода с возрастом увеличивается, следовательно, длина и диаметр зондов, используемые для исследований и медицинских манипуляций (промывание желудка) должны быть соответствующего размера. Желудок у детей при рождении маленький (7-10 мл). Его физиологичный объем после начала кормления быстро увеличивается и к концу первого года жизни ребенка составляет 200-250 мл. Это необходимо учитывать при вскармливании ребенка и определении количества пищи, которую следует давать на одно кормление. У детей первых месяцев жизни имеет место функциональная и анатомическая недостаточность кардиального сфинктера желудка. Пилорическая часть желудка, напротив, функционально развита хорошо. Это приводит к тому, что дети первых месяцев жизни склонны к срыгиванию и легкому возникновению рвоты. Поэтому, после кормления несколько минут ребенка держат вертикально или кладут в кровать, подняв его головной конец (под углом 45°).

Длина тонкого кишечника относительно длины тела у детей больше, чем у взрослого человека. Это является компенсаторным приспособлением, поскольку в результате низкой активности желудочных ферментов ведущую роль в процессе пищеварения выполняет тонкая кишка. Все эти особенности учитывают при приготовлении пищи, которая используется для кормления детей.

Толстый кишечник у детей первого года жизни недоразвит, относительно короткий, что и обусловливает частую дефекацию. В то же время, подслизистый слой прямой кишки слабо фиксирует слизистую оболочку, что является причиной ее выпадения при неустойчивом стуле (понос, запор) у детей раннего возраста. Это также необходимо учитывать при уходе за ребенком, в частности, при постановке клизмы.

Функция печени у ребенка еще несовершенна, особенно – детоксикационная, чем объясняется частое развитие токсикоза при различных заболеваниях.

Почки ребенка после рождения еще не полностью развиты: у детей первых 2-3 летжизни процессы фильтрации снижены, что следует учитывать при обеспечении водного режима. У детей раннего возраста, легко происходит задержка жидкости в организме при повышенном ее поступлении. В то же время, почки плохо выводят из организма ионы натрия, поэтому необходимо ограничивать количество соли в рационе ребенка, особенно до 2-летнего возраста. Показатели функционального состояния почек у детей приближаются к таковым взрослого человека, после двух лет. Число мочеиспусканий у детей первого года жизни составляет 10-20 раз в сутки, у детей 2-3 лет – 8-10 раз в сутки, у детей школьного возраста – 5-7 раз в сутки.

Мочевые пути при рождении ребенка сформированы полностью, но при дефектах ухода и попадании патогенных микроорганизмов, слизистая оболочка легко инфицируется. Для предупреждения развития инфекций мочевыводящих путей необходимо тщательно соблюдать правила ухода, особенно у девочек.

Обмен веществ у детей имеет особенности, которые требуют внимания к режиму питания ребенка и соблюдению водного режима.

Высокий уровень внеклеточной жидкости, а также несовершенные механизмы фиксации жидкости в клетках и межклеточных структурах обусловливают развитие обезвоживания организма при различных инфекционных заболеваниях, нарушениях температурного режима, недостаточном поступлении воды с едой. Дегидратация (потеря воды) сопровождается тяжелыми нарушениями общего состояния ребенка. Потребность детей в жидкости, значительно выше, чем у взрослых (табл.1).

Дети должны получать необходимое количество воды с питьем. Новорожденный ребенок обычно не нуждается в дополнительном приеме воды. На первом году жизни, если ребенок находится на грудном вскармливании, дополнительное количество воды обычно назначается в случае необходимости и приблизительно равняется объему одного кормления.

При заболеваниях, сопровождающихся поносом, рвотой и гипертермией, количество жидкости, которую должен получать ребенок зависит от выраженности проявлений обезвоживания (эксикоз).

Следует отметить, что больной ребенок может отказываться от еды и питья, поэтому во время ухода за ним обязательно необходимо проводить подсчет жидкости, которую выпил и выделил ребенок.

Ежедневная потребность детей в жидкости (Мазурин А.В., 1998) Таблица 19.1

Количество, мл

на 1 кг массы тела

новорожденный

Особенности ухода за новорожденным. Адаптация новорожденных детей. Уход за пуповинным остатком и пупочной ранкой.

Период новорожденности это период приспособления ребенка к внеутробной жизни, характеризующийся физиологической перестройкой работы всех функциональных систем организма: появлением самостоятельного дыхания, изменением кровообращения, становлением физико-химических и морфологических параметров крови, приспособлением к энтеральному питанию.

В первые дни после рождения ребенку очень важен квалифицированный уход, который создает оптимальные условия для обеспечения его адаптации и выживания.

Общий уровень приспособления новорожденного к новым условиям должен отвечать основным показателям адаптации (табл. 2)

Показатели адаптации новорожденного. Таблица 19.2

Признаки

Нормальные границы

Частота сердцебиения

100-160 в мин.

Частота дыхания

30-60 в мин.

Цвет кожи

Розовый, отсутствует центральный цианоз

Движения

Активные

Мышечный тонус

Удовлетворительный

Температура тела

Уход за здоровым новорожденным ребенком.

Сразу после рождения акушерка выкладывает ребенка на живот матери, обсушивает голову и тело ребенка подогретой стерильной пеленкой, одевает ребенку чистые шапочку и носочки, накрывает сухой чистой пеленкой и одеялом.

Следует отметить, что большинство новорожденных не нуждаются в медицинских вмешательствах (в частности – отсасывании слизи из ротовой полости и носа). Если возникает необходимость, эта манипуляция проводится с помощью груши, а не электроотсоса, поскольку при ее использовании достоверность осложнений меньше.

По окончании пульсации пуповины, но не позже 1 минуты после рождения ребенка, акушерка, сменив стерильные перчатки, пережимает и пересекает пуповину (рис.2). При условии удовлетворительного состояния ребенка, акушерка выкладывает ребенка на грудь матери и при появлении поискового и сосательного рефлекса помогает осуществить первое раннее прикладывание ребенка к груди.

После первого прикладывания к груди и кормления, в последующие 2 часа ребенок находится на животе матери для реализацииконтакта кожа к коже ”. Это предотвращает потери тепла и способствует колонизации организма ребенка микрофлорой матери.

Не позднее первого часа жизни ребенка акушерка, после обработки рук проводит новорожденному профилактику офтальмии с 0,5% эритромициновой или 1% тетрациклиновой мазью (учитывая основную роль хламидий в возникновении конъюнктивита новорожденных). Манипуляция проводится однократно в соответствии с инструкцией.

Измерение температуры тела новорожденного осуществляется через 30 минут после рождения в аксиллярной области электронным термометром. Результаты термометрии записываются в карту развития новорожденного (ф. 097/у).

Контакт „кожа к коже” длится в течение двух часов в родильном зале. После его завершения акушерка переносит ребенка на согретый пеленальный столик, клеммирует пуповину стерильной одноразовой клеммой (рис. 3), затем проводит антропометрию.

Во время пересечения и клеммирования пуповины придерживаются следующих правил:

тщательно мыть руки;

использовать только стерильные инструменты и перчатки;

использовать чистую (можно домашнюю) одежду ребенка;

не накрывать пуповинный остаток и пупочную ранку подгузниками;

тщательно следить за признаками инфекции (гиперемия, отек; гнойное или сукровичное отделяемое, плохой запах).

Рис.19 .2. Пересечение пуповины

Рис. 19.3. Клеммирование пуповины

Акушерка или медсестра одевает ребенку чистые ползунки, распашонку, шапочку, носки, варежки. Допускается использование чистой домашней одежды. Ребенок с матерью укрывается одеялом и переводится в палату совместного пребывания с соблюдением правил «тепловой цепочки », которая является важнейшими условием обеспечения удовлетворительного состояния новорожденного. „Тепловая цепочка” – это обеспечение необходимого температурного режима. Несоблюдение соответствующего теплового режима повышает риск развития у новорожденного гипогликемии, метаболического ацидоза, инфекции, дыхательных расстройств, поражений ЦНС. Оптимальной считается температура воздуха +25-28 0 С. Помещение должно быть без сквозняков, открытых окон, дверей и кондиционеров или вентиляторов. Все необходимое для ребенка (пеленка, шапочка, ползунки, распашонки, носки, одеяло) необходимо подготовить и предварительно подогреть. Тугое пеленание вредно для новорожденного, так как уменьшает эффективность поддержания тепла, ограничивает общие и дыхательные движения ребенка. Купание и взвешивание новорожденного сразу после рождения приводят к потерям тепла, потому эти процедуры откладываются: взвешивание осуществляется после контакта „кожа к коже” непосредственно перед переводом в палату совместного пребывания, а купание целесообразно осуществить дома. Перед выпиской домой ребенок еще раз взвешивается, с целью контроля физиологической потери массы тела. Выполнение медицинских вмешательств (в том числе и реанимационные мероприятия) также необходимо проводить в тепле. В случае рождения ребенка путем кесарева сечения новорожденный транспортируется в кювезе или в детской кроватке, накрытый теплым одеялом.

Совместное пребывание матери и новорожденного осуществляется с момента рождения до момента выписки из родильного стационара. Оно включает контакт матери и ребенка „кожа к коже” в родильном зале; общую транспортировку ребенка с матерью в палату общего пребывания, исключительно грудное вскармливание по требованию ребенка; уход матери за ребенком с привлечением членов семьи и с помощью медицинского персонала; обоснованную минимизацию медицинских вмешательств. Все назначения и манипуляции (вакцинация, обследование на фенилкетонурию, гипотиреоз и т.п.) выполняются в палате совместного пребывания и с соблюдениемтребований информированного согласия матери.

Термометрия проводится 2 раза в сутки. Медсестра в течение первых суток обучает мать, которая в дальнейшем сама измеряет температуру тела ребенка. Уход за кожей и подмывание теплой проточной водой ребенка в первые сутки осуществляет медсестра, в дальнейшем это делает мать самостоятельно.

19.3. Уход за пуповинным остатком и пупочной ранкой

Как отмечалось выше, сразу после рождения ребенка пуповина зажимается и пересекается. Через 2 часа на пуповинный остаток накладывается стерильная одноразовая клемма на расстоянии 0,3-0,5 см от пупочного кольца. После пересечения и клеммирования пуповины начинается ее бактериальная колонизация микрофлорой матери и лейкоцитарная инфильтрация; под действием воздуха пуповина постепенно подсыхает, становится твердой и темной (рис. 19.4). Если мать и ребенок находятся вместе, пуповинный остаток ничем не обрабатывают. Физиологический срок отпадения пуповинного остатка от 5 до 15 суток (рис. 19.5).

Рис. 19.4. Подсыхание пуповинного остатка

Рис. 19.5. Отпадение уповинного остатка

Наложение повязок на пуповинный остаток и использование антисептиков уменьшает уровень колонизации кожи ребенка микрофлорой матери и лейкоцитарную инфильтрацию пуповины, что может затянуть сроки отпадения пуповины и способствовать инфицированию пуповинного остатка госпитальной флорой. Обработка культи пуповины антисептическими средствами и антибиотиками проводится лишь по показаниям или при условии отсутствия раннего контакта матери и ребенка.

В случаях, когда ребенок и мать находятся отдельно друг от друга, пуповинный остаток и пупочная ранка обрабатываются 1% раствором бриллиантового зеленого. Медицинская сестра проводит тщательное наблюдение за их заживлением.

При загрязнении пуповинного остатка мочой и калом, необходимо сразу промыть его кипяченой водой с мылом и тщательно обсушить чистой пеленкой или салфеткой. Медицинский персонал роддома обязан научить мать навыкам ухода за пуповинным остатком. Ребенок выписывается домой с пуповинным остатком или пупочной ранкой без признаков инфекции, при условии проведения медперсоналом роддома обучения, и освоения матерью навыков ухода.

19.4. Особенности гигиены детей в зависимости от пола и возраста.

В условиях педиатрического стационара уход за детьми раннего возраста должен быть особенно тщательным, поскольку иммунитет больного ребенка может быть ослабленным, что может способствовать возникновению инфекционных поражений кожи и слизистых оболочек. Обычно уход за ребенком осуществляет мать, которая находится в стационаре вместе с ребенком, а при отсутствии ее или родственников – медсестра. Процедуры ухода зависят от возраста, пола и общего состояния детей.

Уход за полостью рта. Здоровому ребенку грудного возраста слизистую полости рта не обрабатывают, так как ее можно легко повредить и вызвать воспалительный процесс. Туалет ротовой полости проводится по необходимости, в частности, при наличии молочницы (грибкового поражения полости рта), которая нередко возникает у детей грудного возраста вследствие частых срыгиваний и незрелости иммунитета.

Техника : отдельным ватно-марлевым тампоном, смоченным 2% содовым раствором обрабатывают слизистую оболочку ротовой полости в следующей последовательности: язык, твердое небо, щеки.

С трех лет ребенка нужно приучать полоскать рот после еды и перед сном, чистить зубы утром и вечером. Для этого используют детскую зубную пасту и зубную щетку. Зубы чистят с наружной и внутренней сторон движениями зубной щетки сверху - вниз и снизу - вверх. Желательно, чтобы дети после каждого приема пищи полоскали рот теплой водой, лучше слегка подсоленной (1/4 чайной ложки поваренной соли на стакан воды) или содовой водой (3-5 г бикарбоната натрия на стакан воды). Если ребенок неспособен прополоскать рот, младшая медсестра (или мать) проводит обработку полости рта с помощью пинцета и ватного тампона, смоченного в 2% растворе соды. При обработке зубов необходимо отвести шпателем поочередно правую и левую щеки, чтобы не занести инфекцию в выводные протоки слюнных желез. По необходимости тампон меняют, и манипуляцию повторяют.

Туалет глаз проводится 2 раза в сутки (утром и вечером перед купанием), ватным тампоном, смоченным кипяченой водой (рис. 19.6).

При угрозе возникновения конъюнктивита, а также у тяжелобольных детей глаза можно промыть раствором фурацилина (1:5000), или другим слабым антисептическим средством (отвар ромашки, календулы, и т. п.).

Детям старшего возраста туалет глаз осуществляют во время умывания.

Смачивание ватного жгутика предупреждает развитие аллергических реакций со стороны слизистой оболочки носа, которые могут быть вызваны микроворсинками ваты, оставшимися в носовых ходах. Уход за полостью носа требует определенных навыков медицинского персонала. Старших детей при насморке и затруднении носового дыхания учат осторожно очищать нос, и при необходимости дают мягкие носовые платочки.

Уход за ушами (рис. 8) проводится по необходимости. Обычно обработке подлежит ушная раковина. Ее протирают ватным тампоном, смоченным в теплой кипяченой воде. Наружные слуховые ходы прочищают сухими ватными жгутиками без твердой основы или специальными ушными палочками с ограничителем.

Рис. 19.8. Туалет внешнего слухового хода

Нельзя использовать твердые предметы, чтобы не ранить ими кожу наружного слухового прохода и барабанную перепонку. Эта манипуляция требует осторожности.

Техника выполнения : оттянув ушную раковину левой рукой назад и вниз, медицинская сестра или врач вводит в наружный слуховой проход жгутик, и, делая несколько вращательных движений, вынимают жгутик.

На первом году жизни достаточно обрабатывать ребенку только ушную раковину.

При выявлении серной пробки в слуховом проходе ее удаляют. Для этого в ухо закапывают несколько капель 3 % раствора перекиси водорода и с помощью ватной турунды вращательными движениями удаляют размягченную пробку. В случае возникновения затруднений при удалении серной пробки эту манипуляцию осуществляет ЛОР-врач.

Туалет ногтей. Ногти ребенку подрезают не реже 1 раза в неделю так, чтобы длина свободного края не превышала 1-1,5 мм. Ногти срезают осторожно, ножницами с тупыми концами, причем на пальцах рук округло, а на ногах – прямолинейно. По окончании стрижки ногтей ножницы обязательно протирают ватой, смоченной 70% этиловым спиртом или другим дезинфицирующим раствором.

Уход за волосами заключается в мытье головы, расчесывании волос. Расчески, гребешки должны быть отдельными для каждого ребенка. Мытье головы проводят обычно (в зависимости от состояния больного) 1 раз в 7 дней. Детям старшего возраста, которые находятся на строгом постельном режиме мытье головы проводят следующим образом: голову ребенка поднимают и на уровне шеи фиксируют с помощью валика или подушки; в головной конец кровати ставят таз. Чтобы предотвратить намачивание белья во время мытья, ребенка укрывают тканью, которая не пропускает влагу; намыливают голову шампунем или мылом и осторожно ополаскивают теплой водой, наблюдая за тем, чтобы ребенок не переохлаждался. Затем высушивают с помощью полотенца, пеленки или фена.

Обеспечение физиологических опорожнений. В педиатрическом отделении проводится ежедневное наблюдение за опорожнениями больных детей с обязательной отметкой в истории болезни. Медицинская сестра должна ежедневно подсчитывать количество дефекаций ребенка, оценить их характер (кашицеобразный, оформленный, жидкий стул), своевременно предупредить врача в случае наличия в них патологических примесей, или об отсутствии стула; записать данные в листе назначений.

Для предотвращения появления опрелостей после каждого опорожнения и мочеиспускания, рекомендуется подмывать ребенка теплой проточной водой; девочек спереди назад так, чтобы каловые массы вместе с водой не попали в половую щель. Для более тщательной очищения кожи применяют ватные тампоны, смоченные теплой водой. После подмывания осторожно промокательными движениями просушивают кожу мягкой пеленкой или салфеткой; если необходимо, все естественные складки кожи смазывают специальным детским маслом или молочком; возможно использование детского крема. Средства для обработки кожи подбираются индивидуально.

Если ребенок старшего возраста находится на строгом постельном режиме, ему подкладывают судно (эмалированное, резиновое) или подают мочеприемник (одноразовый, эмалированный или стеклянный). Ребенок, которому разрешено вставать должен пользоваться индивидуальным горшком, который ставят под кровать. Если ребенок не контролирует физиологичные оправления, что связано с возрастными особенностями или с его тяжелым состоянием, используют марлевые или одноразовые подгузники (памперсы), соответственно возраста и своевременно их меняют. Следует помнить, что применение одноразовых подгузников не исключает подмывание ребенка и возможность появления опрелостей.

19.5. Понятие о дезинфекции и стерилизации предметов ухода за детьми

При поступлении ребенка в стационар разрешается использование индивидуальных предметов ухода за ребенком. В случае их отсутствия используют посуду и предметы, которые имеются в отделении. С целью предупреждения распространения инфекционных болезней медицинский персонал, осуществляющий уход за детьми первого года жизни должен строго выполнять правила обработки и стерилизации предметов ухода(термометров, горшков, игрушек, сосок, бутылок, пеленальных столов, и т. п.).

Для хранения и дезинфекциитермометров в детском отделении может использоваться специальный контейнер, стакан или стеклянная банка, на дно которых кладут слой ваты и наливают рабочий раствор дезинфицирующего средства (дезоскон, максисан и т. п.). Время экспозиции зависит от выбранного дезинфицирующего средства. После обработки медицинская сестра должна вынуть термометр из сосуда с дезраствором, ополоснуть его в проточной воде и досуха вытереть. До использования они хранятся в специальной закрытой посуде. После следующего измерения температуры ребенку термометр опять погружается в дезраствор.

NB! Для обработки термометров следует использовать только специально предназначенные дезинфицирующие средства. Погружать в дезинфицирующий раствор можно только неповрежденный термометр.

Согласно санитарно-гигиеническим нормамигрушки, используемые в детском отделении должны быть безопасны для здоровья детей. По своей конструкции, весу, размерам должны отвечать морфофункциональным особенностям детей тех возрастных групп, для которых они предназначены. Детали игрушек (игр), к которым дети могут прикасаться губами, и погремушки должны быть изготовлены из материалов, которые не впитывают влагу и легко дезинфицируются. С целью дезинфекции игрушки небольших размеров полностью погружают в рабочий дезраствор. После завершения экспозиции их промывают проточной питьевой водой в течение 3-х минут, вытирают и хранят в закрытом ящике. Большие игрушки протирают ветошью, смоченной раствором дезинфицирующего средства. Мягкие игрушки чистят щеткой, которую также смачивают рабочим дезраствором. После этого игрушки промывают под проточной водой и высушивают.

Посуда для кормления детей (бутылки, мензурки, чашки и т. п.), должны быть индивидуальными и тщательно обрабатываться после каждого применения. В случае, когда ребенок не имеет индивидуальной посуды, используют посуду отделения.

После кормления ребенка пустые бутылки замачивают в 2 % растворе пищевой соды, промывают изнутри специальной щеточкой, дважды ополаскивают горячей водой. Чистые бутылки ставят на металлические сетки отверстием книзу. Когда стекут остатки воды, их ставят в сухожаровый шкаф на 50-60 минут.

Бутылки можно стерилизовать и кипячением. Для этого после мытья бутылок их помещают в специальную емкость, заливают теплой водой и кипятят в течение 20-25 минут. Охлаждают. Перемещают щипцами на сухой поднос и ставят отверстием книзу, накрывают чистой салфеткой. В таком виде хранят до следующего использования.

Индивидуальные соски после каждого кормления мать должна промыть в проточной воде и прокипятить в течение 10-15 минут. Соски общего пользования после кормления сначала очищают от остатков смеси или молока, потом обезжиривают путем замачивания в 2% растворе пищевой соды, или одним из специально предназначенных для этого средств, хорошо ополаскивают и обеззараживают путем кипячения в течение 30 минут. Хранят соски в стерильной, плотно закрытой стеклянной посуде.

В грудном отделении после осмотра каждого ребенка или проведения гигиенических процедур, младшая медсестра проводит обработкупеленального столика , а также предметов, которых касался больной 2 % раствором хлорантоина или другого дезсредства. Белье, использовавшееся при осмотре, также меняется после каждого больного ребенка.

Судна, горшки моют горячей водой с моющими средствами после каждого использования, затем обрабатывают специальными дезинфицирующими средствами соответственно инструкции к применению.

Контрольные вопросы

1. Личная гигиена детей в зависимости от пола и возраста в стационаре детской больницы.

2. Физиологические особенности детей разного возраста.

3. Особенности ухода за новорожденным ребенком.

4. Адаптация новорожденных детей.

5. Обработка и уход за пупочной ранкой.

6. Обработка ротовой полости ребенка при молочнице.

7. Особенности гигиены детей в зависимости от пола и возраста: уход за кожей, носом, ушами, глазами детей первого года жизни и т. д.